О роли татарских женщин в развитии театрального искусства Туркестана в конце XX – начале XX вв.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется возникновение в Туркестане в конце XX – начале XX вв. театра как одного из видов европейского искусства. Автор раскрывает значение для этого процесса театральных татарских трупп «Сайяр» и «Нур», татарских актрис С. Гиззатуллиной-Волжской, Ф.И. Кудашевой, Ф. Ильской. Показано влияние татарских женщин-драматургов на узбекскую творческую молодежь. Оно проявилось в двух фактах: в публикации первой пьесы узбекской писательницы, ставшей предтечьем для женской литературной школы в Туркестане, и в появлении среди узебекских женщин актрис, снявшихся в первых советских фильмах. Возникновение любительской труппы из числа местного населения, рост числа клубов и театральных кружков, состоявших в основном из женщин, свидетельствовали об увеличении общественной активности туркестанских женщин. Большое внимание в работе уделяется анализу взаимодействий татарских и местных национальных прогрессистов при формировании театрального искусства в Туркестане.

Полный текст

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в Туркестан, наряду с идеями джадидизма, начинает проникать европейское театральное искусство. Оно было с большим интересом встречено местным населением края. В распространении и развитии театра в Туркестане немаловажое значение сыграло сотрудничество просветителей и театральных деятелей, среди которых были представители татарского народа.

Существуют разные мнения о возникновении профессионального татарского театра и о начале его творческой деятельности в Туркестане. Так, Х.Л. Кумысников считает, что время его становления и развития приходится на 1905 г., а гастроли театральная труппа начала 22 декабря 1906 г. (Кумысников, 1982: 3). Исследователь отмечает, что буржуазная революция 1905 г. в определенной степени стала толчком для развития культуры, литературы и искусства народов, проживавших на территории Российской империи. М.Рахмонов подчеркивает, что профессиональный татарский театр был организован через год после революции 1905 г. В 1908 г. под руководством А. Кариева начинает свою работу театральная труппа «Сайяр», а под руководством С. Гиззатуллиной-Волжской – труппа «Нур» (Рахмонов, 1959: 62–63). А.Х. Махмутова, подробно рассматривая истоки и историю возникновения татарского театра, придерживается официальной точки зрения театроведов. Она пишет о том, что театр возник 22 декабря 1906 г. (Махмутова, 2006: 24). В отличии от указанных авторов Ш. Ризаев подчеркивает, что театральная труппа «Нур» была создана в 1911 г. под руководством С. Гиззатуллиной-Волжской. Начиная с 1912 г. труппа выезжала на творческие гастроли по городам Туркестана (Ризаев, 1997: 27). По нашему мнению, аргументы М. Рахмонова более объективны: если считать, что профессиональный татарский театр был создан в 1906 г., то не логично утверждать о создании театральной труппы спустя пять лет.

В 1909–1911 гг. в таких центральных мусульманских городах России как Казань и Уфа, было создано несколько театральных трупп. Одна из них сформировалась благодаря усилиям известного татарского драматурга Ильясбека Кудашева-Ашказарского. Его жена – Фахрия Ибатулловна Кудашева – с 1911 г. работала в этой труппе актрисой. В этом же году труппа с гастролями выехала в города России и Туркестана, намереваясь доехать до города Кашгара. Основной целью творческих гастролей стало знакомство мусульман с новым театральным искусством (Арсланов, 2006: 168). Как отмечает М. Рахмонов, первыми Туркестан посетили именно актеры татарской театральной труппы. В крупных городах Туркестана зрителям были показаны спектакли «Несчастный жених», «Быт с тремя женами», «Господин и слуга», «Стыд или слезы» (Рахмонов, 1959: 62).

Первые зачатки театрального искусства в Туркестане возникли во время семейных спектаклей. Генерал в отставке С.Г. Еникеев, проживавший в Ташкенте, в своем доме систематически проводил вечера искусств. Так, 4 апреля 1904 г. в его доме любителями театрального искусства – татарами – был поставлен спектакль Навмика Камола «Несчастная любовь» (Гулям, 1986: 19–20). Перед началом спектакля выступил полковник Абубакир Диваев1, рассказав присутствующим о достижениях европейского театра. Хозяин дома С.Г. Еникеев был башкирским татарином. Его жена – Саодат Еникеева2 – выпускницей Ташкентской женской гимназии. Она получила европейское воспитание, играла на рояле (Ризаев, 1995: 31). В 1909 г. в творческом вечере, организованном по инициативе Саодат в доме Еникеевых, принял участие и узбекский просветитель Абдулла Авлоний (Рахмонов, 1959: 61–62).

В то время когда в других театральных труппах роли женщин исполняли мужчины, в составе татарской труппы были женщины-актрисы. Известно, что татарки в отличие от местных женщин Туркестана ходили с открытым лицом без чалмы. Это существенно облегчало их вхождение в театральное искусство и исполнение разных театральных ролей. В письме инспектора полицейского управления Казанской губернии, отправленного 4 мая 1913 г. на имя управляющего Туркестанского районного охранного отделения, отмечалось, что театральная труппа «Сайяр» планирует показать свои представления в городах Чарджуй, Бухара, Самарканд, Андижан, Наманган, Коканд и Ташкент (НА Уз: Л. 37).

В составе другой театральной труппы «Нур» работала татарка Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская (Рахмонов, 1959: 63). Она в своих воспоминаниях описывает гастроли театральной труппы «Нур» в Бухаре: «В Коканде один раз, а в Бухаре два раза поставили спектакль. В то время узбеки не знали, что такое театр и как покупать билеты. Поэтому билеты вынуждены были продавать на руках, прогуливаясь по улицам … В целом, в Бухаре были свои трудности» (Рахмонов, 1959: 64).

С. Гиззатуллина-Волжская начала свою актерскую деятельность в труппе «Сайяр» вместе с популярными актерами А. Кариевым, И. Кудашевым-Ашказарским и В. Муртазиным-Иманским. С. Гиззатуллина-Волжская внесла существенный вклад в развитие театрального искусства, сыграла заметную роль в распространение в Туркестане татарского театра. В автобиографии Фахрия Кудашева, начавшая карьеру актрисы в 1909 г. в театральной труппе «Сайяр», указывает на то, что в труппе вместе с ней работали еще две актрисы – Сахибжамал Гизатуллина-Волжская и Фахрениса Самитова. Позже к ним присоединилась Гульсум Болгарская (Арсланов, 2006: 168).

Татарский театр продолжил свою работу и после установления советской власти. Даже во время голода и экономического кризиса, усиления вооруженного сопротивления против нововведений советской власти, театральное искусство продолжало развиваться. Сотрудничество татарской театральной труппы с местными любительскими труппами при постановке спектаклей послужило толчком для становления национального театра Туркестана. В творческом союзе заметную роль сыграли актрисы из числа татар. Так, в октябре 1917 года Фатима Ильская одна из первых актрис труппы «Сайяр» во время гостролей в Ташкенте совместно с местной любительской труппой «Чулпан» поставила на сцене пьесу «Проданная девушка» (Фатима ханум Ильская, 1917). Пьеса пользовалась большим успехом среди зрителей Туркестана. Продолжив сотрудничество с местными труппами Ф. Ильская в театральных представлениях, поставленных в ауле Козоли, сыграла главные роли в драме Аяз Исхакова «Учительница» и пьесе Фатиха Амирхана «Жена на один час». Представления были тепло встречены зрителями (Қозоли, 1918). Заработанные труппой средства израсходовались на совершенствование культурно-просветительских работ в крае. Нередко подобные театральные представления устраивались во время мусульманских праздников.

Большое влияние на узбекскую творческую молодежь оказали татарские женщины-драматурги. Среди них Манзура Собирова (псевдоним – Ойдин) (Эрмат, 1923). В 1925 г. Ойдин впервые издает собственную пьесу «Новый путь», став таким образом не только первым драматургом, но и писательницей, основавшей женскую литературную школу в Туркестане (Нишонбоева, 1998: 142–143). Несмотря на притеснения и бытовые трудности, узбекские женщины начинают сниматься в кино. В фильме «Мусульманка», снятом в 1925 г., главную роль сыграла Ольга Трятикова, а эпизодическую – Рисолат Саидалиева. В фильме «Счастье» (1926 г.) роль главной героини Жамили исполнила узбекская актриса Турсуной Жаъфарова (Нишонбоева, 1998: 144). В 1924 г. в Москве создается специальная студия для узбекских актёров. Первыми выпускницами студии стали молодые актрисы Сора Ишантураева и Замира Хидоятова (Нишонбоева, 1998: 141).

Советская власть в целях укрепления внутренней политики увеличивала число ее сторонников за счет местных женщин. Для этого создавались условия для их привлечения в социально-политическую, общественно-экономическую и духовно-культурную жизнь Туркестана. С этими намерениями увеличивалось число членов общества «Любителей теарального искусства». В частности, в 1925 г. в Ургенче после создания общества «Любителей театрального искусства», отдельное внимание было уделено работе клубов и театральных кружков. Члены подобных клубов и кружков состояли в основном из женщин. 13 марта 1925 г. по инициативе женщин был организован концерт-бал, на котором было собрано 463 рублей. В этом же году в Хиве кроме публичного театра, работали центральный клуб и клуб женщин. В клубе женщин работали татарки – Зухра Сафарова, Марям Ваисова, Рухина Тагирова, узбечки – Саодат Ёкубова, Онабиби Сафаева. В клубе ставились спектакли и концерты. За год число членов клуба увеличилось до 500 человек. Среди членов было 302 узбечки, 180 татарок, 18 русских (Собиров, 1991: 81–82). Число женщин-узбечек, участвовавших в просветительских работах, заметно увеличивалось, что свидетельствовало о росте их общественной активности. В этом немалая заслуга принадлежала татарским женщинам-просветительницам.

ИСТОЧНИКИ

Центральный государственный архив Республики Узбекистан (НА РУз). Ф. И–461. Оп. 1. Д. 1314. Л. 37–37 об.

Фотима хоним Ильская // Улуғ Туркистон. 1917. 26 октября.

Қозоли // Улуғ Туркистон. 1918. 4 июня.

Эрмат. Ўзбек хотун қизлари билим юрти тарихидан // Туркистон. 1923. 14 октября.

[1]Диваев Абубакир (1856–1933) – российский и советский ученый-этнограф, лингвист-тюрколог, фольклорист. В 1876 г. после окончания Оренбургского кадетского корпуса был направлен на военную службу в Ташкент. Живя в Туркестане, А. Диваев собрал большое число этнографических сведений. Результаты его этнографических изысканий включены в состав 566–569 томов «Туркестанского сборника». После отставки в 1906 г. он руководил татарской школой, продолжал собирать этнографические материалы. В 1918–1923 гг. принимал активное участие в создании Туркестанского государственного университета. В 1922 г. А. Диваев издал книгу «Храбрецы» («Ботирлар») об узбекских, казахских, киргизских эпических героях. В 1933 г. скончался в Ташкенте (Исокбоев, 2008: 174–175).

2С. Еникеева – дочь Мирза Хаким Парвоначи, посла Кокандского ханства в Санкт-Петербурге. После присоединения Туркестанского края к Российской империи Мирза Хаким работал статс-секретарем в канцелярии Туркестанского генерал-губернатора. Среди европейцев, проживавших в крае, был известен как Карл Карлович Умидов. В время работы послом в Санкт-Петербурге Мирза Хаким Парвоначи женился на татарке. В браке родились сын и дочь. Сын Мирза Ибрагим в 1924 г. скончался в г. Кременчуг от лихорадки. Его дочь, внучка М.Х. Парвоначи – Зульфия Умидова (1897–1980) стала авторитетным кардиологом, доктором медицинских наук, профессором. Дочь Мирза Хаким Парвоначи – Саодат – окончила Ташкентскую женскую гимназию. (Эгамназаров, 1994: 35).

×

Об авторах

Дилфуза Мухаммадиновна Насретдинова

Наманганский инженерно-технологический институт

Автор, ответственный за переписку.
Email: nasretdinova.dilfuza@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент

Узбекистан, Наманган

Список литературы

  1. Арсланов Г. «Сәйяр»чы Кудашевлар // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2006. № 2. С. 166–169.
  2. Гулям Г. Габдулла Тукай и наш поэт // Слово о Тукае. Казань: Татарское книжное издательство, 1986. С. 19–20.
  3. Исокбоев А.А. Туркистон ижтимоий-сиёсий ва маданий ҳаётида. татар-бошқирд маърифатпарварларининг фаолияти (ХIХ аср охири – ХХ аср бошлари): Тарих фан. номз. ... дисс. Тошкент, 2008.
  4. Кумысников Х. Истоки сценического реализма. Очерк из истории дооктябрского татарского театра. Казань: Татарское кн. изд-во, 1982.
  5. Махмутова А.Х. «И на татарской почве может привиться родное нам и дорогое театральное искусство» (первые шаги татарского театра) // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2006. № 1. С. 16–27.
  6. Нишонбоева Қ. Ўзбекистонда хотин-қизлар масаласини ҳал этишнинг маданий жиҳатлари (20–30 йиллар тажриба ва оқибатлар): Тарих фан. номз. ... дисс. Тошкент, 1998.
  7. Рахмонов М. Ҳ.Ҳ. Ниёзий ва ўзбек совет театри. Тошкент: Ўздавнашр, 1959.
  8. Ризаев Ш.Т. Ўзбек жадид драматургиясининг шаклланиш манбалари. Филология фан. номз … дисс. Тошкент, 1995.
  9. Ризаев Ш. Жадид драмаси. Тошкент: Шарқ, 1997.
  10. Собиров О. Хоразм воҳаси театрлари. Тошкент: Ғ.Ғулом нашр., 1991.
  11. Эгамназаров А. Сиз билган Дукчи Эшон. Тошкент: Шарқ матбаа нашриёти, 1994.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Насретдинова Д.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».