О роли татарских женщин в развитии театрального искусства Туркестана в конце XX – начале XX вв.
- Авторы: Насретдинова Д.М.1
-
Учреждения:
- Наманганский инженерно-технологический институт
- Выпуск: Том 9, № 1 (2024)
- Страницы: 105-111
- Раздел: Татарские женщины за пределами исторической родины
- URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1636/article/view/265682
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2024-9-1.105-111
- ID: 265682
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется возникновение в Туркестане в конце XX – начале XX вв. театра как одного из видов европейского искусства. Автор раскрывает значение для этого процесса театральных татарских трупп «Сайяр» и «Нур», татарских актрис С. Гиззатуллиной-Волжской, Ф.И. Кудашевой, Ф. Ильской. Показано влияние татарских женщин-драматургов на узбекскую творческую молодежь. Оно проявилось в двух фактах: в публикации первой пьесы узбекской писательницы, ставшей предтечьем для женской литературной школы в Туркестане, и в появлении среди узебекских женщин актрис, снявшихся в первых советских фильмах. Возникновение любительской труппы из числа местного населения, рост числа клубов и театральных кружков, состоявших в основном из женщин, свидетельствовали об увеличении общественной активности туркестанских женщин. Большое внимание в работе уделяется анализу взаимодействий татарских и местных национальных прогрессистов при формировании театрального искусства в Туркестане.
Полный текст
В конце ХIХ – начале ХХ вв. в Туркестан, наряду с идеями джадидизма, начинает проникать европейское театральное искусство. Оно было с большим интересом встречено местным населением края. В распространении и развитии театра в Туркестане немаловажое значение сыграло сотрудничество просветителей и театральных деятелей, среди которых были представители татарского народа.
Существуют разные мнения о возникновении профессионального татарского театра и о начале его творческой деятельности в Туркестане. Так, Х.Л. Кумысников считает, что время его становления и развития приходится на 1905 г., а гастроли театральная труппа начала 22 декабря 1906 г. (Кумысников, 1982: 3). Исследователь отмечает, что буржуазная революция 1905 г. в определенной степени стала толчком для развития культуры, литературы и искусства народов, проживавших на территории Российской империи. М.Рахмонов подчеркивает, что профессиональный татарский театр был организован через год после революции 1905 г. В 1908 г. под руководством А. Кариева начинает свою работу театральная труппа «Сайяр», а под руководством С. Гиззатуллиной-Волжской – труппа «Нур» (Рахмонов, 1959: 62–63). А.Х. Махмутова, подробно рассматривая истоки и историю возникновения татарского театра, придерживается официальной точки зрения театроведов. Она пишет о том, что театр возник 22 декабря 1906 г. (Махмутова, 2006: 24). В отличии от указанных авторов Ш. Ризаев подчеркивает, что театральная труппа «Нур» была создана в 1911 г. под руководством С. Гиззатуллиной-Волжской. Начиная с 1912 г. труппа выезжала на творческие гастроли по городам Туркестана (Ризаев, 1997: 27). По нашему мнению, аргументы М. Рахмонова более объективны: если считать, что профессиональный татарский театр был создан в 1906 г., то не логично утверждать о создании театральной труппы спустя пять лет.
В 1909–1911 гг. в таких центральных мусульманских городах России как Казань и Уфа, было создано несколько театральных трупп. Одна из них сформировалась благодаря усилиям известного татарского драматурга Ильясбека Кудашева-Ашказарского. Его жена – Фахрия Ибатулловна Кудашева – с 1911 г. работала в этой труппе актрисой. В этом же году труппа с гастролями выехала в города России и Туркестана, намереваясь доехать до города Кашгара. Основной целью творческих гастролей стало знакомство мусульман с новым театральным искусством (Арсланов, 2006: 168). Как отмечает М. Рахмонов, первыми Туркестан посетили именно актеры татарской театральной труппы. В крупных городах Туркестана зрителям были показаны спектакли «Несчастный жених», «Быт с тремя женами», «Господин и слуга», «Стыд или слезы» (Рахмонов, 1959: 62).
Первые зачатки театрального искусства в Туркестане возникли во время семейных спектаклей. Генерал в отставке С.Г. Еникеев, проживавший в Ташкенте, в своем доме систематически проводил вечера искусств. Так, 4 апреля 1904 г. в его доме любителями театрального искусства – татарами – был поставлен спектакль Навмика Камола «Несчастная любовь» (Гулям, 1986: 19–20). Перед началом спектакля выступил полковник Абубакир Диваев1, рассказав присутствующим о достижениях европейского театра. Хозяин дома С.Г. Еникеев был башкирским татарином. Его жена – Саодат Еникеева2 – выпускницей Ташкентской женской гимназии. Она получила европейское воспитание, играла на рояле (Ризаев, 1995: 31). В 1909 г. в творческом вечере, организованном по инициативе Саодат в доме Еникеевых, принял участие и узбекский просветитель Абдулла Авлоний (Рахмонов, 1959: 61–62).
В то время когда в других театральных труппах роли женщин исполняли мужчины, в составе татарской труппы были женщины-актрисы. Известно, что татарки в отличие от местных женщин Туркестана ходили с открытым лицом без чалмы. Это существенно облегчало их вхождение в театральное искусство и исполнение разных театральных ролей. В письме инспектора полицейского управления Казанской губернии, отправленного 4 мая 1913 г. на имя управляющего Туркестанского районного охранного отделения, отмечалось, что театральная труппа «Сайяр» планирует показать свои представления в городах Чарджуй, Бухара, Самарканд, Андижан, Наманган, Коканд и Ташкент (НА Уз: Л. 37).
В составе другой театральной труппы «Нур» работала татарка Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская (Рахмонов, 1959: 63). Она в своих воспоминаниях описывает гастроли театральной труппы «Нур» в Бухаре: «В Коканде один раз, а в Бухаре два раза поставили спектакль. В то время узбеки не знали, что такое театр и как покупать билеты. Поэтому билеты вынуждены были продавать на руках, прогуливаясь по улицам … В целом, в Бухаре были свои трудности» (Рахмонов, 1959: 64).
С. Гиззатуллина-Волжская начала свою актерскую деятельность в труппе «Сайяр» вместе с популярными актерами А. Кариевым, И. Кудашевым-Ашказарским и В. Муртазиным-Иманским. С. Гиззатуллина-Волжская внесла существенный вклад в развитие театрального искусства, сыграла заметную роль в распространение в Туркестане татарского театра. В автобиографии Фахрия Кудашева, начавшая карьеру актрисы в 1909 г. в театральной труппе «Сайяр», указывает на то, что в труппе вместе с ней работали еще две актрисы – Сахибжамал Гизатуллина-Волжская и Фахрениса Самитова. Позже к ним присоединилась Гульсум Болгарская (Арсланов, 2006: 168).
Татарский театр продолжил свою работу и после установления советской власти. Даже во время голода и экономического кризиса, усиления вооруженного сопротивления против нововведений советской власти, театральное искусство продолжало развиваться. Сотрудничество татарской театральной труппы с местными любительскими труппами при постановке спектаклей послужило толчком для становления национального театра Туркестана. В творческом союзе заметную роль сыграли актрисы из числа татар. Так, в октябре 1917 года Фатима Ильская одна из первых актрис труппы «Сайяр» во время гостролей в Ташкенте совместно с местной любительской труппой «Чулпан» поставила на сцене пьесу «Проданная девушка» (Фатима ханум Ильская, 1917). Пьеса пользовалась большим успехом среди зрителей Туркестана. Продолжив сотрудничество с местными труппами Ф. Ильская в театральных представлениях, поставленных в ауле Козоли, сыграла главные роли в драме Аяз Исхакова «Учительница» и пьесе Фатиха Амирхана «Жена на один час». Представления были тепло встречены зрителями (Қозоли, 1918). Заработанные труппой средства израсходовались на совершенствование культурно-просветительских работ в крае. Нередко подобные театральные представления устраивались во время мусульманских праздников.
Большое влияние на узбекскую творческую молодежь оказали татарские женщины-драматурги. Среди них Манзура Собирова (псевдоним – Ойдин) (Эрмат, 1923). В 1925 г. Ойдин впервые издает собственную пьесу «Новый путь», став таким образом не только первым драматургом, но и писательницей, основавшей женскую литературную школу в Туркестане (Нишонбоева, 1998: 142–143). Несмотря на притеснения и бытовые трудности, узбекские женщины начинают сниматься в кино. В фильме «Мусульманка», снятом в 1925 г., главную роль сыграла Ольга Трятикова, а эпизодическую – Рисолат Саидалиева. В фильме «Счастье» (1926 г.) роль главной героини Жамили исполнила узбекская актриса Турсуной Жаъфарова (Нишонбоева, 1998: 144). В 1924 г. в Москве создается специальная студия для узбекских актёров. Первыми выпускницами студии стали молодые актрисы Сора Ишантураева и Замира Хидоятова (Нишонбоева, 1998: 141).
Советская власть в целях укрепления внутренней политики увеличивала число ее сторонников за счет местных женщин. Для этого создавались условия для их привлечения в социально-политическую, общественно-экономическую и духовно-культурную жизнь Туркестана. С этими намерениями увеличивалось число членов общества «Любителей теарального искусства». В частности, в 1925 г. в Ургенче после создания общества «Любителей театрального искусства», отдельное внимание было уделено работе клубов и театральных кружков. Члены подобных клубов и кружков состояли в основном из женщин. 13 марта 1925 г. по инициативе женщин был организован концерт-бал, на котором было собрано 463 рублей. В этом же году в Хиве кроме публичного театра, работали центральный клуб и клуб женщин. В клубе женщин работали татарки – Зухра Сафарова, Марям Ваисова, Рухина Тагирова, узбечки – Саодат Ёкубова, Онабиби Сафаева. В клубе ставились спектакли и концерты. За год число членов клуба увеличилось до 500 человек. Среди членов было 302 узбечки, 180 татарок, 18 русских (Собиров, 1991: 81–82). Число женщин-узбечек, участвовавших в просветительских работах, заметно увеличивалось, что свидетельствовало о росте их общественной активности. В этом немалая заслуга принадлежала татарским женщинам-просветительницам.
ИСТОЧНИКИ
Центральный государственный архив Республики Узбекистан (НА РУз). Ф. И–461. Оп. 1. Д. 1314. Л. 37–37 об.
Фотима хоним Ильская // Улуғ Туркистон. 1917. 26 октября.
Қозоли // Улуғ Туркистон. 1918. 4 июня.
Эрмат. Ўзбек хотун қизлари билим юрти тарихидан // Туркистон. 1923. 14 октября.
[1]Диваев Абубакир (1856–1933) – российский и советский ученый-этнограф, лингвист-тюрколог, фольклорист. В 1876 г. после окончания Оренбургского кадетского корпуса был направлен на военную службу в Ташкент. Живя в Туркестане, А. Диваев собрал большое число этнографических сведений. Результаты его этнографических изысканий включены в состав 566–569 томов «Туркестанского сборника». После отставки в 1906 г. он руководил татарской школой, продолжал собирать этнографические материалы. В 1918–1923 гг. принимал активное участие в создании Туркестанского государственного университета. В 1922 г. А. Диваев издал книгу «Храбрецы» («Ботирлар») об узбекских, казахских, киргизских эпических героях. В 1933 г. скончался в Ташкенте (Исокбоев, 2008: 174–175).
2С. Еникеева – дочь Мирза Хаким Парвоначи, посла Кокандского ханства в Санкт-Петербурге. После присоединения Туркестанского края к Российской империи Мирза Хаким работал статс-секретарем в канцелярии Туркестанского генерал-губернатора. Среди европейцев, проживавших в крае, был известен как Карл Карлович Умидов. В время работы послом в Санкт-Петербурге Мирза Хаким Парвоначи женился на татарке. В браке родились сын и дочь. Сын Мирза Ибрагим в 1924 г. скончался в г. Кременчуг от лихорадки. Его дочь, внучка М.Х. Парвоначи – Зульфия Умидова (1897–1980) стала авторитетным кардиологом, доктором медицинских наук, профессором. Дочь Мирза Хаким Парвоначи – Саодат – окончила Ташкентскую женскую гимназию. (Эгамназаров, 1994: 35).
Об авторах
Дилфуза Мухаммадиновна Насретдинова
Наманганский инженерно-технологический институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: nasretdinova.dilfuza@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент
Узбекистан, НаманганСписок литературы
- Арсланов Г. «Сәйяр»чы Кудашевлар // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2006. № 2. С. 166–169.
- Гулям Г. Габдулла Тукай и наш поэт // Слово о Тукае. Казань: Татарское книжное издательство, 1986. С. 19–20.
- Исокбоев А.А. Туркистон ижтимоий-сиёсий ва маданий ҳаётида. татар-бошқирд маърифатпарварларининг фаолияти (ХIХ аср охири – ХХ аср бошлари): Тарих фан. номз. ... дисс. Тошкент, 2008.
- Кумысников Х. Истоки сценического реализма. Очерк из истории дооктябрского татарского театра. Казань: Татарское кн. изд-во, 1982.
- Махмутова А.Х. «И на татарской почве может привиться родное нам и дорогое театральное искусство» (первые шаги татарского театра) // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2006. № 1. С. 16–27.
- Нишонбоева Қ. Ўзбекистонда хотин-қизлар масаласини ҳал этишнинг маданий жиҳатлари (20–30 йиллар тажриба ва оқибатлар): Тарих фан. номз. ... дисс. Тошкент, 1998.
- Рахмонов М. Ҳ.Ҳ. Ниёзий ва ўзбек совет театри. Тошкент: Ўздавнашр, 1959.
- Ризаев Ш.Т. Ўзбек жадид драматургиясининг шаклланиш манбалари. Филология фан. номз … дисс. Тошкент, 1995.
- Ризаев Ш. Жадид драмаси. Тошкент: Шарқ, 1997.
- Собиров О. Хоразм воҳаси театрлари. Тошкент: Ғ.Ғулом нашр., 1991.
- Эгамназаров А. Сиз билган Дукчи Эшон. Тошкент: Шарқ матбаа нашриёти, 1994.
Дополнительные файлы
