Мир услуг и вещей в советской прессе 1920-х — 1930-х гг.

Обложка
  • Авторы: Клинова М.А.1, Трофимов А.В.2,3
  • Учреждения:
    1. Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук
    2. Уральский государственный экономический университет
    3. Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина
  • Выпуск: Том 6, № 2 (2024)
  • Страницы: 86-91
  • Раздел: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4654/article/view/265989
  • EDN: https://elibrary.ru/VCITTD
  • ID: 265989

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель исследования. В статье предпринята реконструкция образного ряда стандартов материального потребления городского населения СССР, презентованных в советской прессе 1920-х–1930-х гг. Выводы. Содержание стандартов материального потребления определялось идеологическим вектором (построение социализма»), напрямую зависело от динамики социально-экономического развития, успешности модернизационных процессов. В СССР в 1920–1930-е гг. произошли существенные трансформации в специфике и содержании стандартов материального потребления населения. В 1920-е гг. в контенте советской прессы преобладал акцент на разрыв с дореволюционным прошлым, провозглашались простота, отсутствие вещного фетишизма. В 1930-е гг. приоритеты меняются. Мир вещей признается в качестве необходимой составляющей советского человека. Мода и реклама второй половины 1930-х гг. формировали достаточно высокий стандарт материального потребления, хотя реальный уровень обеспечения населения товарами значительно уступал этим стандартам.

Об авторах

Марина Александровна Клинова

Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: klinowa.m@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0725-4161
SPIN-код: 6052-1285
Scopus Author ID: 57195422603

доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Россия, г. Екатеринбург

Андрей Владимирович Трофимов

Уральский государственный экономический университет; Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина

Email: 2519612@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3419-6051
SPIN-код: 5810-4682
Scopus Author ID: 57205103265

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры креативного управления и гуманитарных наук, профессор кафедры истории России и зарубежных стран

Россия, г. Екатеринбург; г. Сыктывкар

Список литературы

  1. Волков В. В. Концепция культурности, 1935–1938 гг.: советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. 1996. № 1–2. C. 194–213.
  2. Волобуева Т. Советская реклама 1920–1930-х гг. // Рекламные технологии. 2006. № 4. С. 18–23.
  3. Гурова О. Ю. Идеология потребления в советском обществе // Социологический журнал. 2005. № 4. С. 117–131.
  4. Клинова М. А. Концепция «культурности» в социальной политике второй половины 1930-х годов // Человек. 2017. № 4. С. 94–105.
  5. Костылева А.Ю. Функции визуальных образов в оформлении советской парфюмерии 1930-х годов // Общество. Наука. Инновации: материалы XIX всероссийской научно-практич. конф. Киров, 2019. С. 460–472.
  6. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920–1930 годы. СПб.: Нева: Летний Сад, 1999. 316 с.
  7. Раннесоветское общество как социальный проект, 1917−1930-е гг.: в 2 ч. Ч. 2. Советское общество: культура, сознание, поведение / под общ. ред. Л. Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 462 с.
  8. Савельева О. О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды // Человек. 2006. № 2. С. 58–69.
  9. Сальникова Е. В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. М.: URSS, 2014. 480 с.
  10. Твердюкова Е. Д. «Двигатель... накладных расходов»: коммерческая реклама в советских газетах периода нэпа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 4. № 2. С. 212–223.
  11. Черняева Е. Н. Воплощение образа советского человека в эскизах костюмов журналов мод 1930-х годов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 24. С. 163–167

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Как одевается советская женщина // Четыре сезона. Листок женщины. 1927. № 1–4. С. 175.

Скачать (64KB)
3. Рис. 2. Вестник моды. 1926. № 7. С. 24.

Скачать (112KB)
4. Рис. 3. Вестник моды. 1925. № 3. С. 1.

Скачать (60KB)
5. Рис. 4. Уральский рабочий. 1927. 6 окт. С. 6.

Скачать (138KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».