№ 4 (24) (2024)

Обложка

Весь выпуск

ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

Почему "милый" в частушках называется "ягодиночка"

Некрылова А.Ф.

Аннотация

В статье рассматривается одно из наименований ухажера, часто встречающееся в русских частушках, – ягодиночка. Раскрывается эротический подтекст слова, обусловленный наличием в сознании человека древних бинарных оппозиций верх/низ, желанное/неприемлемое, рождающее/умертвляющее, страшное/смешное и т. п., что нашло отражение в традиционном сопоставлении головы и телесного низа, лица и зада (ритуализованная инверсия этих оппозиций, а также их «карнавальная» функция была изучена – пусть и на западноевропейском материале – еще М.М. Бахтиным). В статье разные смысловые оттенки подобного сопоставления эксплицируются и анализируются не только на примере частушек, но и на примере других жанров русского фольклора, смеховой культуры народных лицедеев, некоторых обрядовых практик.

ПАЛИМПСЕСТ. Литературоведческий журнал. 2024;(4 (24)):7-20
pages 7-20 views

Стихотворения В.А. Сосноры 1970-х гг. с жанровым подзаголовком «лубок»: формальный и содержательный аспекты

Болнова Е.В.

Аннотация

В статье рассматриваются три стихотворения В.А. Сосноры с жанровым подзаголовком «лубок». Одно из них («Волчица») впервые становится предметом научного исследования, так как ранее не было опубликовано. Пристальный интерес автора в 1970-е гг. к народному искусству лубка не может считаться случайным, так как для данного периода в целом характерно частое и разнородное обращение В.А. Сосноры к фольклорным образам и сюжетам. Тем не менее лубок ни до периода написания сборника «Хутор потерянный», ни после него никогда больше не попадает в сферу авторского интереса, таким образом, исследовательской задачей является анализ формального и содержательного аспектов стихотворений «Все как всегда», «У ворот», «Волчица» в контексте их соотнесенности с лубком. В основу анализа положены признаки лубка, выделенные, в частности, К.Е. Кореповой. Исследуются как точки соприкосновения стихотворений В.А. Сосноры с лубком, так и моменты принципиального несовпадения. В каждом случае делается вывод о причинах отступления. В результате проведенного исследования подтверждается гипотеза о том, что лубок для В.А. Сосноры является не столько исторически сложившимся жанром с определенным набором базовых признаков, сколько особой оптикой, позволяющей расширить восприятие действительности.

ПАЛИМПСЕСТ. Литературоведческий журнал. 2024;(4 (24)):21-34
pages 21-34 views

Коммуникативная специфика жанра сказки в книге Анны Мовшевич "Тайна Сиреневой долины"

Курочкина А.А.

Аннотация

В статье представлен анализ функционирования жанровых форм сказки в текстах, составивших сборник «Тайна Сиреневой долины». Созданные для чтения и обсуждения в рамках групповых терапевтических сессий с детьми, сказки Анны Мовшевич соотносятся с основными типами литературной сказки: волшебной, новеллистической и о животных. В процессе анализа мы выявляем, как терапевтическая цель сказки определяет состав персонажей и сюжетную структуру текста, а значит, и его жанровую разновидность. А та, в свою очередь, формирует инерцию читательского восприятия, обеспечивающую интуитивное заполнение смысловых лакун и порождающую желаемый терапевтический эффект сказки. Таким образом, в едином художественном хронотопе книги разворачиваются разнообразные, но системно связанные типы сюжетных коллизий, реализующие весь спектр терапевтических задач.

ПАЛИМПСЕСТ. Литературоведческий журнал. 2024;(4 (24)):35-41
pages 35-41 views

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

"Мысль семейная" и ее исторический контекст в рассказе А.П. Гайдара "Чук и Гек"

Пяткин С.Н.

Аннотация

В статье исследуются особенности художественной репрезентации магистральной для отечественной словесности «мысли семейной» и ее взаимосвязи с историческим временем в рассказе А.П. Гайдара (1904–1941) «Чук и Гек». Дается критический обзор новейших научных рецепций этого рассказа, в которых семейная тема рассматривается в историческом контексте, чье содержание избирательно задано политическими маркерами, что ведет к восприятию произведения как утопического литературного проекта. Предлагается контекстуальный анализ рассказа «Чук и Гек», где на первом плане оказывается военная тема (события большой и малой истории), с которой связано все творчество Гайдара и которая в ярких и выразительных деталях веско дает о себе знать в содержании текста. Показывается, как сказовая форма повествования Гайдара растворяет в себе элементы сказочного нарратива, не разрушая при этом реалистичной достоверности изображенного в рассказе мира. Утверждается, что в рассказе «Чук и Гек», как и во многих произведениях позднего этапа творчества Гайдара, проникнутых предощущением большой войны, «мысль семейная» неразрывно связана с «мыслью государственной».

ПАЛИМПСЕСТ. Литературоведческий журнал. 2024;(4 (24)):42-53
pages 42-53 views

ПУШКИНИСТИКА

Хореодрама "Бахчисарайский фонтан": перевод поэмы А.С. Пушкина на язык танца

Краснова И.А., Ланина М.В.

Аннотация

Статья посвящена хореографическому воплощению поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан» в одноименном балете, который не только положил начало балетной Пушкиниане в 30-е годы ХХ века, но и ознаменовал своим появлением рождение нового направления в балете – хореодрамы. Трансформация литературного текста в хореографический рассматривается в статье как межсемиотический тип перевода, по классификации Р. Якобсона. Цель данной работы – показать, как язык хореографии оказался оптимальным для сценической интерпретации пушкинской поэмы, а сам балет стал вершиной и образцом направления хореодрамы.  Это стало возможным в результате перевода текста южной поэмы Пушкина в балетную пьесу автором либретто Н.Д. Волковым, режиссёрской работы С.Э. Радлова, а также бережного отношения к первоисточнику композитора Б.В. Асафьева, сумевшего услышать эпоху через поэму Пушкина, и хореографа Р.В. Захарова, который опирался на систему Станиславского при переводе литературного текста на язык хореографии. Методы исследования определяются междисциплинарной природой анализируемого материала. Используются, в частности, сравнительный и типологический методы исследования.  Материал статьи подтверждает представление о литературоцентричности русского балетного театра. При этом хореографическое прочтение художественного произведения как явление межсемиотического перевода предполагает разного рода интерпретации.

ПАЛИМПСЕСТ. Литературоведческий журнал. 2024;(4 (24)):54-63
pages 54-63 views

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Преобразование границы двоемирия в хронотопе баллады конца ХХ - начала ХХI вв.

Черкес Т.В.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению эволюции границы двоемирия во временно-пространственном континууме баллады позднесоветского и постсоветского периодов. На примере баллад «Испытание зеркалом» Ю. Кузнецова и «Баллады» Б. Кенжеева, объединенных наличием вечного сюжета встречи с Дьяволом, выявляется тенденция нивелирования / элиминации границы между мирами. В процессе размывания границ и конвергенции двух миров уменьшается роль «волшебных» предметов и магических животных, медиаторов двоемирия. Хронотопические универсалии соединяются с предметами и образами современного быта, в результате чего происходит расширение / инверсия их значений. Пришельцы из потустороннего мира беспрепятственно проникают в дом – топос дома утрачивает семантику защищающего пространства. Литературные параллели показывают неразрывную связь современной баллады с жанровым каноном / с традицией Серебряного века, а также становятся кодом к разноуровневому прочтению баллад. С помощью интертекста выявляются новые смыслы мифообразов и деталей хронотопа, скрытые коллизии сюжета; определяется тип героев баллад. При открытых границах катастрофические изменения двух миров указывают на хаотизацию миропорядка. Ментальный кризис современного героя (балладное действие происходит по ту сторону – либо в состоянии сна, либо в пограничном состоянии) обусловлен тотальным одиночеством человека, оказавшегося наедине с враждебным миром / отсутствием чувства безопасности в незащищенном пространстве дома. В состоянии трансгрессии герой вступает в конфликт с изменившимся миром, с самим собой. Выражением внутреннего духовного конфликта / противоречий окружающего мира становится образ Другого (черта / второго я героя). Прием иронии, используемый в балладе конца ХХ – начала ХХI вв., является способом «остранения» реальности и возможностью дистанцирования автора и его героев от дисгармонии мироздания.

ПАЛИМПСЕСТ. Литературоведческий журнал. 2024;(4 (24)):64-76
pages 64-76 views

ХРОНИКИ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Международная научная конференция "Болдинские чтения" 2024 года

Юхнова И.С.

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы, которые обсуждались на Международной научной конференции "Болдинские чтения" 2024 года. Представлена хронология заседаний, сформулированы идеи, составившие содержание докладов.

ПАЛИМПСЕСТ. Литературоведческий журнал. 2024;(4 (24)):77-93
pages 77-93 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».