Правовые вопросы оборота огнестрельного оружия в Соединенных Штатах Америки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность и предмет исследования. Оборот огнестрельного оружия как источника повышенной опасности подлежит в Российской Федерации правовой регламентации и контролю. Не являются исключением и вопросы применения оружия сотрудниками полиции. Нормы Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон «О полиции») относятся к достижениям отечественной административной науки как результат работы специалистов. В системной связи с нормами уголовного права они регламентируют условия и пределы применения сотрудниками полиции мер принуждения, включая огнестрельного оружия. Основополагающие идеи деятельности российской полиции успешно скооперированы с нормами международного права. Напротив, в так называемом «ведущем» демократическом государстве - США, такая кооперация не выглядит слаженной, что автором обосновано при исследовании истоков зарождения права граждан этого государства на владение огнестрельным оружием, нормативного регулирования оборота оружия в США, имеющих место негативных последствий этого регулирования (на основе исследований американских ученых и данных статистики), деятельности полиции США по противодействию вооруженным нападениям и ее правовому регулированию. Проанализирована одна из попыток США по соблюдению норм международного права в данной сфере, а именно принятая новая политика Таможенной и пограничной охраны США по применению силы, включая огнестрельное оружие.Целью исследования является определение состояния правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия в США, применения этого оружия как меры принуждения со стороны офицеров полиции на предмет выявления его положительных аспектов, при наличии которых решение вопроса о возможности/невозможности их внедрения в российское законодательство. Это обусловило постановку следующих задач: исследовать конституционные основы права владения гражданами США огнестрельным оружием (исторический аспект); определить современное состояние правового регулирования гражданского оборота огнестрельного оружия в США и его последствия; проанализировать деятельность полиции США по противодействию вооруженным нападениям и ее правовое регулирование, дать им оценку и определить перспективы их совершенствования; выявить положения американского законодательства, которые вызывают научный интерес, и возможность/невозможность их внедрения в российское законодательство.Методологическую основу исследования составил диалектический подход к научному познанию общественных отношений, связанных с оборотом огнестрельного оружия, осуществления их государственного регулирования, анализ и синтез результатов, полученных в ходе исследования, позволившие сформулировать и обосновать выводы. К числу специальных методов, примененных в исследовании, относятся метод исследования нормативных правовых актов и документов, эмпирический метод, метод обработки и анализа данных, их обобщения.Выводы. Исследование показывает, что конституционные основы права владения гражданами США огнестрельным оружием сложились одновременно с возникновением государственности: сначала в отдельных штатах, а затем в самом объединении этих штатов, образованных в единое государство США. Сложившаяся многоступенчатая правовая основа регулирования оборота огнестрельного оружия создала широкий круг его владельцев с относительно простой системой доступа, что негативно сказывается на криминальной обстановке, в которой высокий вес имеют вооруженные нападения с массовыми жертвами. Случаи вооруженных нападений и другие негативные противоправные акты в определенной степени повлияли на процессы милитаризации полиции, создания и укрепления подразделений специальных операций, принятия на вооружение полиции различных видов боевой техники, оружия и специальных средств. Детальная правовая регламентации применения полицией смертельной силы развивается запоздало. Принятие в 2014 г. принятие Руководства Таможенной и пограничной охраны США не побудило другие правоохранительные органы принять аналогичные правила, что указывает на разрозненность правоохранительных органов США. Руководство по применению силы Таможенной и пограничной охраны США вызывает определенный научный интерес, и после его тщательного анализа возможно внедрение отдельных положений в правовое регулирование деятельности российской полиции, особенно применения смертоносной силы. Разработанные в России основополагающие идеи деятельности полиции допустимо признать определенными ориентирами для развития американской полиции. Относительно небольшое количество владельцев огнестрельного оружия в России и высокие требования к обороту огнестрельного оружия являются сдерживающим фактором для имеющих место в США негативных явлений.

Об авторах

Александр Викторович Равнюшкин

Санкт-Петербургский университет МВД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: ravnyushkin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3604-5070
SPIN-код: 5670-8050

заместитель начальника кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент

Россия, ул. Летчика Пилютова, 1, Санкт-Петербург, 198206

Список литературы

  1. Роль и место Федерального закона «О полиции» в российской правовой системе : материалы кругл. стола / под ред. А. Г. Авдейко. М. : Моск. ун-т МВД России, 2012. 156 c.
  2. Булавин С. П. Актуализация международных стандартов в полицейском законодательстве Российской Федерации // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. № 1 (44). С. 3-9.
  3. Соловей Ю. П. Закон РСФСР «О полиции» (инициативный авторский проект) // Информационное и правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел : межвуз. сб. науч. тр. Омск : Высш. шк. милиции МВД РСФСР, 1991. Ч. II. С. 59-118.
  4. Соловей Ю. П. О вкладе профессора В. В. Черникова в разработку научных основ и формирование отрасли полицейского законодательства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2021. № 7. С. 50-58. https://doi.org/10.18572/2071-1166-2021-7-50-58
  5. Balko R. Rise of the Warrior Cop: The Militarization of America’s Police Forces. New York : Public Affairs, 2013. 1345 р.
  6. Wright M. A., Wintemute G. J., Claire B. E. Gun Suicide by Young People in California: Descriptive Epidemiology and Gun Ownership // The Journal of Adolescent Health: Official Publication of the Society for Adolescent Medicine. 2008. Vol. 43, № 6. Р. 619-622. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2008.04.009
  7. Who Are the Owners of Firearms Used in Adolescent Suicides? / R. M. Johnson, C. Barber, D. Azrael, D. E. Clark, D. Hemenway // Suicide and Life-Threatening Behavior. 2010. Vol. 40, № 6. Р. 609-611. https://doi.org/10.1521/suli.2010.40.6.60
  8. Psychiatric Comorbidity, Suicidality, and in-Home Firearm Access Among a Nationally Representative Sample of Adolescents / J. A. Simonetti, J. L. Mackelprang, A. Rowhani-Rahbar, D. Zatzick, F. P. Rivara // JAMA Psychiatry. 2015. Vol. 72, № 2. Р. 152-159. https://doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2014.1760
  9. Masera F. Violent Crime and the Overmilitarization of US Policing // SSRN Electronic Journal. 2019. 37 р. https://doi.org/10.2139/ssrn.3364785
  10. Manning P. K. Role and Function of the Police // Encyclopedia of Criminology and Criminal Justice / ed. by G. Bruinsma, D. Weisburd. New York : Springer, 2014. P. 4510-4529. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-5690-2_393
  11. Каплунов А. И. Применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия: законодательство, теория и практика. СПб. : С.-Петерб. ун-т М-ва внутр. дел Рос. Федерации, 2018. 260 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Равнюшкин А.В., 2022

Ссылка на описание лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».