Вопросы стратегического правового регулирования внедрения цифровых технологий на транспорте
- Авторы: Воронин В.Н.1,2
-
Учреждения:
- Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
- Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
- Выпуск: Том 18, № 2 (2021)
- Страницы: 128-137
- Раздел: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (архивный раздел)
- Статья опубликована: 13.11.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-7602/article/view/351125
- DOI: https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-2-128-137
- EDN: https://elibrary.ru/PWAANA
- ID: 351125
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Несмотря на осознание значимости цифровой трансформации автомобильных дорог как основы безопасности жизнедеятельности, социального и экономического развития страны, остаются совершенно не изученными вопросы технического, юридического и финансового регулирования отношений цифровизации транспортного комплекса на федеральном и региональном уровнях, детальной оценки влияния цифровых технологий на транспорте на социальные и экономические процессы в современном российском обществе. В российской доктрине в последние годы проводятся исследования в целом по вопросам формирования и развития цифровой экономики в России, в которых точечно и лишь в общих чертах упоминаются интеллектуальные транспортные системы без их комплексного анализа. На основе оценки текущего состояния и тенденций развития инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры в России, зарубежного опыта выявлены потенциальные проблемы внедрения цифровых технологий на транспорте в социально-экономическом и правовом измерении, сформулированы конкретные предложения по юридическому и финансовому регулированию вопросов и минимизации рисков ответственности за причинение вреда в условиях развития информационных транспортных систем. Проанализирована роль программ «Цифровая экономика Российской Федерации» и «Безопасные и качественные дороги» в развитии интеллектуальных транспортных систем, в качестве результатов выявлены перспективные направления использования беспилотных автотранспортных средств для улучшения качества жизни людей, развития предпринимательской деятельности, технологичных отраслей промышленности, повышения инвестиционной привлекательности России и укрепления ее позиций на международной арене. В исследовании использованы следующие методологические принципы: обьективности; детерминизма; историзма; целостности; системности; структурности; функциональности; иерархичности; плюрализма объяснения и понимания права; компаративистики. Применены частные методы: правовой аналитики, законодательной техники, правовой компаративистики, экспертных оценок. В качестве основных результатов исследования выявлены особенности правового регулирования новых и перспективных отношений, возникающих в условиях цифровой экономики. Это стратегическое правовое планирование и правовой эксперимент. С учетом данного вывода сформулирована система предпосылок развития интеллектуальных транспортных систем на основе анализа национальных программ. Система предпосылок включает три уровня: технологические предпосылки, инфраструктурные и нормативные.
Об авторах
Вячеслав Николаевич Воронин
Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА); Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Автор, ответственный за переписку.
Email: voronin@crimconf.com
ORCID iD: 0000-0003-0760-7211
SPIN-код: 1274-7040
доцент кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доцент кафедры уголовного права и адвокатуры Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), кандидат юридических наук
Россия, Ул. Садовническая, 33, стр. 1, Москва, 117997Список литературы
- Пашенцев Д. А. Российская законотворческая традиция перед вызовом цифровизации // Журнал российского права. 2019. № 2. С. 5-13. https://doi.org/10.12737/art_2019_2_1
- Журавлева О. О. Принцип баланса частных и публичных интересов и экспериментальное регулирование в налоговой сфере // Журнал российского права. 2018. № 8. С. 89-101. https://doi.org/10.12737/art_2018_8_9
- Tyagi, V., Kalyanaraman, S., Krishnapuram, R. Vehicular Traffic Density State Estimation Based on Cumulative Road Acoustics // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. 2012. Vol. 13, iss. 3. P. 1156-1166. https://doi.org/10.1109/TITS.2012.2190509
- Mattern F., Flörkemeier C. Vom Internet der Computer zum Internet der Dinge // Informatik Spektrum. 2010. Vol. 33. S. 107-121. https://doi.org/10.1007/s00287-010-0417-7
- Sanchez-Iborra R., Cano M.-D. State of the Art in LP-WAN Solutions for Industrial IoT Services // Sensors. 2016. Vol. 16, no. 5. P. 708. https://doi.org/10.3390/s16050708
- Sustainable Smart Cities / ed. by M. Peris-Ortiz, D. Bennett, D. Pérez-Bustamante Yábar. Springer International Publishing, 2017. 224 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-40895-8
- Taeihagh A., Lim H. S. M. Governing Autonomous Vehicles: Emerging Responses for Safety, Liability, Privacy, Cybersecurity, and Industry Risks // Transport Reviews. 2019. Vol. 39, iss. 1. P. 103-128. https://doi.org/10.1080/01441647.2018.1494640
- Thrun S. Toward Robotic Cars // Communications of the ACM. 2010. Vol. 53, iss. 4. P. 99-106. https://doi.org/10.1145/1721654.1721679
- Boyce P., Fotios S., Richards M. Road Lighting and Energy Saving // Lighting Research & Technology. 2009. Vol. 41, iss. 3. P. 245-260. https://doi.org/10.1177/1477153509338887
- Frank K. Road Pricing: Addressing Congestion, Pollution and the Financing of Britain’s Road // Ingenia. 2006. Iss. 39. P. 34-40.
- Shirodkar N., Uchil P. Number Plate Detection Using Image Processing for Automated Toll Collection to Prevent Fraudulent Behavior // International Journal of Advanced Research in Computer Engineering & Technology (IJARCET). 2015. Vol. 4, iss. 5. P. 1922-1927.
Дополнительные файлы



































