Конструкт в контексте эволюции современной картины мира

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальная картина мира обладает множеством названий: «цифровая», «пост-неклассическая», «информационная», «телекоммуникационная» и т. д. Однако все они не могут в полной мере ухватить дефиницию мира, что приводит к мысли о том, что задача обоснования картины мира не может быть связана только лишь с интерпретацией через технологический прогресс или количественные изменения вещного мира. Отправной точкой рассуждений автора в представленной статье служит тезис о том, что цифровая картина мира — это поле конструктов, а значит, это поле не может быть чисто эмпирическим. Другими словами, открываются возможности для обсуждения реальности с точки зрения ее конструктивности, а не виртуальности. Данная статья носит обзорный характер, ее цель — указать на новые области развития философии.

Полный текст

«И если ты долго смотришь в бездну, то бездна

тоже смотрит в тебя»

Ф. Ницше

Данное высказывание немецкого философа зачастую употребляется в мистическом смысле, но в данном контексте оно хорошо передает ту проблему, с которой столкнулись многие ученые в XXI веке. Она заключается в том, что долгое и настойчивое смотрение (анализ) в эмпирический опыт ставит ученого в положение постоянного обязательства констатировать факты, однако такой подход не может привести к превращению последних в знание. Перефразируя смысловую позицию Ф. Ницше, эмпирический опыт стал настолько фундаментальной основой для некоторых сфер гуманитарного знания, что они сами не замечают, как теряют свои оригинальные и уникальные методологии обоснования не эмпирического опыта. Если опыт трактовать в данном случае как некоторое естество, то в современном мире у любого естества должна быть пара с искусственным. Для этого, очевидно, необходим еще один искусственный, то есть идущий от творческого начала человека шаг в сторону создания определенной единицы, облегчающий работу мышления. В научном познании это конструкты, то есть искусственные образования со служебными функциями. Онтологизация конструкта (при одновременной его логической и языковой акцентировке) преобразует его в концепт. В таком случае концепт современной картины мира формируется согласно принципу замещения конструкциями, описанному Б. Расселом, и касается тех объектов, которые являются для науки перспективными [2]. Другими словами, перед современным философом-исследователем стоит задача осмысления мира в его уникальных характеристиках за счет привлечения знаково-знаниевых конструкций из доступных сфер культуры человечества.

В новой философской энциклопедии конструкт связывают с методологией науки, и его определение дает В.С. Швырев: «Понятие современной методологии науки, подчеркивающее активность, конструктивность работы научного сознания при введении в состав концептуальных структур научного знания специфически научных понятий и соответствующих терминов в язык науки. Понятие теоретического конструкта получило распространение в связи с осознанием в рамках стандартной концепции науки невозможности редукции теоретических терминов к терминам, фиксирующим эмпирически наблюдаемые признаки» [1, с. 321–322]. Таким образом, «конструкт» стал связующим элементом или же фиксирующим звеном, например, для ненаблюдаемых сущностей типа элементарных частиц в физике, структур химических соединений, генов в биологии, характерологических типов в психологии, типов общественных структур в социальном знании, домохозяйств в структуре повседневности и пр. Примечательно, что охарактеризовать конструкт в данном случае не получится, если использовать эмпирическую интерпретацию, так как его специфика раскрывается только в концептуализации теорий или же типологий. В этом случае возникает вопрос, связанный с соотношением конструкта и реальности. В частности, значительное распространение получило инструменталистское истолкование конструктов, согласно которому последние рассматривались как формальные искусственные языковые средства, которые способствуют решению задач на уровне научной эмпирии, обеспечивая контакт знания с реальностью. Анализируя современную методологию, следует сказать, что конструкт все же связан с реальностью в том смысле, в каком он позволяет к этой реальности подобраться за счет внедрения понятийного анализа, выражающегося в индикаторах, индексах и других формах, отражающих процедуру перевода некоторых полученных данных в структуру знаков. Если рассмотреть данное определение в широком смысловом контексте, то конструкты могут выступать в качестве «пешеходного моста» от эмпирического опыта к теории деятельности. Сразу же поставим вопрос, о какой конкретно деятельности идет речь? Конструктивно-технической, если в область познания попадают такие объекты, как, например, блокчейн-платформы [3]. С одной стороны, это языковая спекуляция, основанная на том, что слово «конструкт» и «конструкция» (и производные от него) созвучны. Латынь предоставляет нам культурную опору в виде “constructio”, то есть деятельности составления и построения. С другой стороны, это тематическая попытка уйти от технического или же самой философии техники в чистом виде, так как обсуждение конструктов и их положения внутри социотехнических систем может дать другой результат, чем обсуждение искусства их создания и внедрения в сферы производства и потребления [4].

Таким образом, мы предполагаем, что процесс онтологизации через конструкт продуктивен для области новых наук и предметов, использующих конструкты не только для зрительной интерпретации, но и для снятия и сохранения специфических и уникальных смыслов.

×

Об авторах

Эдуард Борисович Савенков

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: savenkov39@yandex.ru

аспирант кафедры вычислительной техники ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»

Россия, Самара

Список литературы

  1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 2 / под ред. В.С. Стёпина, А.А. Гусейнова, Г.Ю. Семигина, и др. Москва: Мысль, 2010. 634 с.
  2. Розанова М.С. Современная философия и литература. Творчество Бертрана Рассела / под ред. Б.Г. Соколова. Санкт-Петербург: Издательский дом СПбГУ, 2004. 160 с.
  3. Савенков Э.Б. Зеленые сертификаты и блокчейн в контексте философского познания современной картины мира // Сборник статей X Международной научно-практической конференции: «Теория и практика современной науки». Пенза, 2022. С. 60–62.
  4. Bachelard G. The New Scientific Spirit. Beacon Press, 1986. 214 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Савенков Э.Б., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».