REE минерализация в щелочных риолитах Печальнинского рудного поля (Северо-Восток России)
- Авторы: Григорьева А.В.1, Волков А.В.1, Сидорова Н.В.1
-
Учреждения:
- ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН
- Выпуск: Том 516, № 2 (2024)
- Страницы: 593-599
- Раздел: МИНЕРАЛОГИЯ
- Статья получена: 12.12.2024
- Статья опубликована: 15.03.2024
- URL: https://journal-vniispk.ru/2686-7397/article/view/272979
- DOI: https://doi.org/10.31857/S2686739724060114
- ID: 272979
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Впервые методом сканирующей электронной микроскопии (СЭМ) проведены исследования REE минерализации в щелочных риолитах Печальнинского рудного поля (Северо-Восток России) – потенциально больше-объемном источнике HREE. С использованием методов рентгеноспектрального микроанализа (РСМА), и катодолюминесценции (КЛ) показано, что микрокристаллические агрегаты пироксенов и/или амфиболов в щелочных риолитах содержат тончайшую вкраплённость REE выделений (5–7 мкм). С помощью СЭМ было определено, что наиболее крупное из этих выделений представляет собой фосфат церия. В реликтах кристаллов титаномагнетита ЭДС выявлены концентрически-зональные и радиально-лучистые REE выделения. Первые – представлены силикатами, обогащенными Y и REE, а содержание каждого из РЗЭ закономерно изменяется от центра к краю. Радиально-лучистые агрегаты представлены оксидами и/или карбонатами, содержащими REE (преобладают La, Ce и Nd). Полученные результаты могут быть использованы при разработке технологии обогащения.
Полный текст
Редкоземельные элементы (РЗЭ) в последние годы стали ключевыми для современной промышленности, техники и медицины. Увеличение спроса на эти элементы за последние несколько лет в настоящее время удовлетворяется относительно немногими известными месторождениями, в основном расположенными в КНР, что обусловило риск надежных поставок РЗЭ, и привело к расширению поисков потенциальных альтернативных источников этих востребованных элементов.
Минералогия РЗЭ обусловлена выделением летучих и парофазной активностью в щелочном высококремнистом риолите, играющим ключевую роль в обогащении ТРЗЭ и другими редкими элементами (например, Y, Nb, Ta, Be, Li, F, Sn, Rb, Th и U), в концентрациях, экономически выгодных для добычи, что позволяет рассматривать эти вулканические породы, как потенциальные источники этого дефицитного сырья [8]
Важно подчеркнуть, что эти высоко фракционированные риолиты могут преимущественно обогащаться HREE по отношению к LREE в результате либо экстремального фракционирования [9] и/или позднестадийного магматического облагораживания и потенциальной кристаллизации в паровой фазе [10, 7].
В предыдущей публикации [1] было показано, что щелочные риолиты Печальнинского рудного поля содержат потенциально-промышленные концентрации HREE. Установлено равномерное обогащение породы HREE относительно LREE. Сравнительный анализ с известными в мире аналогичными объектами в щелочных вулканитах показал, что Печальнинское рудное поле может стать новым, нетрадиционным и большеобъемным источником HREE.
Печальнинское рудное поле располагается в Хурчан-Оротуканской металлогенической зоне [6], в центральной части Магаданской области (рис. 1, врезка) и представляет собой комплексный объект, содержащий редкоземельные, редкие, цветные и благородные металлы.
Рис. 1. Геологическая карта Печальнинского рудного поля по [7, 8], увеличенный фрагмент.
1 – раннесреднеюрские черносланцевые толщи (J1-2); 2 – позднемеловые щелочные вулканиты (K2); 3 – позднемеловые граниты (Gr); 4 – Печальнинское рудопроявление: а – редкометальная и REE-минерализация; б – эпитермальная Au–Ag-минерализация.
В современном тектоническом плане Хурчан-Оротуканская зона – это зона глубинного субмеридионального разлома, пересекающая линейные складчатые структуры Инъяли-Дебинского синклинория и брахиформные структуры Балыгычано-Буяндинского антиклинального поднятия на протяжении более 400 км и шириной 30–50 км [6].
В предыдущей публикации [1] было показано, что щелочные риолиты Печальнинского рудного поля содержат потенциально-промышленные концентрации HREE. Установлено равномерное обогащение породы HREE относительно LREE. Сравнительный анализ с известными в мире аналогичными объектами в щелочных вулканитах показал, что Печальнинское рудное поле может стать новым, нетрадиционным и большеобъемным источником HREE.
Печальнинское рудное поле располагается в Хурчан-Оротуканской металлогенической зоне [4], в центральной части Магаданской области (рис. 1, врезка) и представляет собой комплексный объект, содержащий редкоземельные, редкие, цветные и благородные металлы.
В современном тектоническом плане Хурчан-Оротуканская зона – это зона глубинного субмеридионального разлома, пересекающая линейные складчатые структуры Инъяли-Дебинского синклинория и брахиформные структуры Балыгычано-Буяндинского антиклинального поднятия на протяжении более 400 км и шириной 30–50 км [6].
В северной части зоны выходят на поверхность гранитоиды Верхне-Оротуканского массива (см. рис. 1) позднемелового возраста (80 млн лет, по K–Ar данным [9], а также Rb–Sr изохронного датирования [2]). В надинтрузивной зоне на периферии массива располагаются дочерние вулкано-купольные структуры (см. рис. 1). Вулканические породы субгоризонтально покрывают смятые в складки и ороговикованные терригенные отложения триаса и юры.
В пределах рудопроявления Печальное (рис. 1) серия Au–Ag эпитермальных кварц-адуляровых жил, залегающих в раннесреднеюрских черносланцевых толщах, перекрывается и прорывается щелочными вулканитами и гранитами позднемелового возраста [2, 4].
В настоящей статье приведены результаты исследования минералов щелочных риолитов Печальнинского рудного поля, содержащих REE, следующими методами: СЭМ (сканирующая электронная микроскопия, с применением съемки в характеристических рентгеновских лучах, аналитик Л.А. Иванова), РСМА (рентгеноспетральный микроанализ, аналитик Е.В. Ковальчук), КЛ (катодолюминесценция, аналитик Т.И. Голованова).
Изученные образцы щелочных риолитов характеризуются тонкослоистой и флюидальной текстурами (рис. 2). В них чередуются лентообразные участки разной степени раскристаллизованности – криптокристаллические слои перемежаются с прослоями хорошо сформированных агрегатов K–Na полевых шпатов и железистых алюмосиликатов, представленных пироксенами группы эгирина или амфиболами групп тарамита и керсутита. Тонкослоистая криптокристаллическая масса, представляет собой матрикс, состоящий из смеси КПШ и K–Na полевых шпатов, Fe–K–Na-алюмосиликатов, кварца и каолинита (рис. 2 ж, и).
Рис. 2. Текстуры минерализованных REE трахириолитов Печальнинского рудного поля. Фотографии изученных образцов (а–и): а – флюидальной трахириолит (образец д – 22), б – фотография шлифа (д – 22), в - флюидальной трахириолит (образец 933), г – фотография шлифа (933), тонкослоистый трахириолит (образец 994-А89), д – фотография шлифа (994-А89), ж – флюидальной трахириолит (образец РЕ-15-2), и – фотография шлифа (РЕ-15-2).
По направлению флюидальности в матриксе располагаются крупные (до 0,3мм) порфиробласты плагиоклазов, лентообразные прослои или очаговые обособления гидроксидов Fe, Ti и Mn, по всей вероятности, заместившие титаномагнетит (реликтовые выделения которого частично сохранились во вмещающей породе). Гидроксиды Fe, Ti и Mn обогащены Si и Al и образуют разнообразные цепочечные и лентообразные формы (рис. 2 в, г – темные участки) в криптокристаллической массе, к ним приурочены тончайшие выделения (многочисленные белые точки), содержащие REE (рис. 2 б, г, и). С тонкозернистыми образованиями матрикса, повторяя рисунок флюидальности, сопряжены тонкие прослои, сложенные кристаллическими агрегатами пироксенов и/или амфиболов, пропитанными силикатным веществом (рис. 2 и). Такое строение вмещающей породы демонстрирует процесс фракционной кристаллизации и смешения магм в формировании щелочных риолитов Печальнинского рудного поля [6, 11].
Эти лентовидные образования имеют разнообразные причудливые формы, иногда окаймляют очаговые выделения кварца (рис. 3 а). К ним приурочены тонкие (5–7мкм) выделения REE минералов, определение минерального вида которых затруднено из-за малых размеров частиц.
Рис. 3. Фотографии (а–в) и спектр сканирования лентообразных и кружевных выделений гидроксидов Fe, Mn и Ti с мелким включениями REE минералов, размеры которых не превышают 10 мкм, в щелочных риолитах Печальнинского рудного поля (обр. Д-22).
В наиболее крупном выделении минерала, содержащего REE (около 25 мкм по длинной стороне, обр. Д-22) установлено распределение отдельных элементов по площади, в которой отмечены (Спектр 001: SiO2 – 3.1, P2O5 – 21, CaO – 1.5, Fe2O3 – 33.9, La2O3 – 11, CeO2 – 21.9, Pr6O11 – 1.8, Nd2O3 – 5.9). Установлено, что распределение REE по площади выделения неравномерно (рис. 4), наиболее высокая интенсивность соответствует следующим элементам: P, La, Ce, Pr, Nd, Fe, которые пронизывает его от периферической части вглубь. Это указывает на тесную генетическую связь Fe и REE. Выполненное исследование позволяет определить выделение REE (рис. 4), как фосфат Ce – минерал группы монацита.
Рис. 4. Химический состав и распределение REE по площади крупного выделения фосфата Ce. Фото в характеристических рентгеновских лучах.
На рисунке 5 показана морфология выделений минералов, содержащих REE, в кристаллах титаномагнетита – светлые участки и каемки кристаллов. Внутри кристаллов титаномагнетита выделяются разные минералы, содержащие REE. Так, по периферии кристаллов выделяются силикаты, содержащие REE+Y, образующие округлые формы (причем, зональные: от центра к краю уменьшается содержание иттрия и увеличивается содержание Се); в центральной части – выделяются легкие лантаноиды без иттрия, имеющие радиально-лучистые формы, они представлены уже не силикатами, а оксидами и/или карбонатами REE.
В кристаллах титаномагнетита были установлены два типа выделений, содержащих REE: концентрически-зональные и радиально-лучистые (рис. 5 а, б, в). На рисунке 5 показаны результаты анализа этих выделений REE.
Рис. 5. Морфология выделения и химический состав выделений REE в кристаллах титаномагнетита (обр. 993).
Химический состав округлых концентрически-зональных выделений REE на краю кристалла Ti-магнетита (мас.%): 1 (Spc_001) – в центре: Al2O3 – 3.3, SiO2 – 40.2, CaO – 7.3, FeO – 4.7, Y2O3 – 16.7, Ce2O3 – 7.4, Nd2O3 – 8, Sm3O3 – 3.3, Gd2O3 – 4.4, Dy2O3 – 4.7; 2 (Spc_002) – на краю: SiO2 – 39.3, CaO – 7.7, FeO – 5.7, Y2O3 – 7.13, Ce2O3 – 10.2, Nd2O3 – 12.7, Sm3O3 – 6.31, Gd2O3 – 6.9, Dy2O3 – 4.4.
Химический состав радиально-лучистых выделений REE в центральной части кристалла Ti-магнетита (Spc_004): SiO2 – 1.6, CaO – 0.9, FeO – 8.14, La2O3 – 28.4, Ce2O3 – 46.64, Nd2O3 – 14.4.
Таким образом, в обр.993 все минералы, содержащие REE, образовались непосредственно внутри кристаллов и агрегатов титаномагнетита и дифференцированы по химическому составу (рис. 5). Они образуют две группы: в первом случае это силикаты, содержащие REE, обогащенные иттрием (округлые концентрически-зональные выделения), в которых содержание REE, варьирует от центра выделения к краю (см. выше); во втором случае это оксиды и/или карбонаты (радиально-лучистые агрегаты), содержащие REE, среди которых преобладают La, Ce и Nd.
В заключении отметим, что щелочные риолиты Печальнинского рудного поля характеризуются тонкослоистой и флюидальной текстурами. По флюидальности в породе чередуются тонкие прослои, сложенные кристаллическими агрегатами пироксенов и/или амфиболов, пропитанных силикатным веществом, и лентообразные тонкие полоски и кружевные обособления гидроксидов Fe, Ti и Mn, заместившие титаномагнетит (реликтовые выделения которого частично сохранились).
В гидроксидах установлены фосфаты REE – размеры большинства выделений не превышают 10 мкм. Специально проведенное исследование (рис. 4) наиболее крупного REE-выделения (диаметром 25 мкм), позволило определить, что это фосфат Ce – минерал группы монацита.
В реликтах кристаллов титаномагнетита выявлены концентрически-зональные и радиально-лучистые REE выделения. Первые – представлены силикатами, обогащенными иттрием и REE. В них содержание REE зонально изменяется от центра к краю. Вторые – представлены оксидами и/или карбонатами, содержащими REE (преобладают La, Ce и Nd).
Полученные результаты могут быть использованы при разработке технологии обогащения.
ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ
Работа выполнена при финансовой поддержке темы Госзадания ИГЕМ РАН.
БЛАГОДАРНОСТИ
Авторы благодарны члену-корреспонденту РАН В.В. Акинину, директору СВКНИИ ДВО РАН за предоставленные образцы для проведения исследований.
Об авторах
А. В. Григорьева
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: grig357@mail.ru
Россия, 119017 Москва, Старомонетный пер., 35
А. В. Волков
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН
Email: grig357@mail.ru
член-корреспондент РАН
Россия, 119017 Москва, Старомонетный пер., 35Н. В. Сидорова
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН
Email: grig357@mail.ru
Россия, 119017 Москва, Старомонетный пер., 35
Список литературы
- Волков А. В. Галямов А. Л., Мурашов К. Ю. Щелочные риолиты Печальнинского рудного поля (Северо-Восток России) – потенциальный большеобъемный источник тяжелых редкоземельных элементов // Доклады РАН. Науки о Земле. 2023. Т. 510. № 1. С. 46–51.
- Государственная геологическая карта Российской Федерации. Масштаб 1:1000000 (третье поколение). Серия Верхояно-Колымская. Лист Р-56 – Сеймчан. Объяснительная записка. СПб.: «ВСЕГЕИ», 2008. 426 с.
- Егоров В. Н., Жигалов С. В., Волков А. В., Сидоров А. А. О редкометальном оруденении в трахириолитах и комендитах Хурчан-Оротуканской металлогенической зоны // ДАН. 2005. Т. 405. № 2. С. 237–242.
- Кузнецов В. М. Строение, геодинамика и рудоконтроль Хурчан-Оротуканской зоны ТМА // Геологическое строение, магматизм и полезные ископаемые Северо-Востока Азии. Магадан, 1997. С. 50–52.
- Панычев И. А., Смирнов П. П. Геологическая карта СССР масштаба 1:200000. Серия Верхнеколымская. Лист P-56-XV. Объяснительная записка. Магадан, 1979. 110 с.
- Хубанов В. Б., Врублевксая Т. Т., Цыренов Б. Ц., Цыганков А. А. Процессы фракционной кристаллизации и смешения магм в формировании трахибазальт-трахитовой бимодальной серии Мало-Хамардабанской вулканотектонической структуры, юго-западное Забайкалье // Петрология. 2015. Т. 23. № 5. С. 490–520.
- Agangi A., Kamenetsky V. S., McPhie J., The role of fluorine in the concentration and transport of lithophile trace elements in felsic magmas: insights from the Gawler Range Volcanics. South Australia // Chem. Geol. 2010. V. 273. P. 314–325.
- Jowitt S. M., Medlin Ch. C., Cas R. A. F. The rare earth element (REE) mineralisation potential of highly fractionated rhyolites: A potential low-grade, bulk tonnage source of critical metals // Ore Geology Reviews. 2017. V. 86. P. 548–562. https://doi.org/10.1016/j.oregeorev.2017.02.027
- Miller C. F., Mittlefehldt D. W. Depletion of light rare-earth elements in felsic Magmas // Geology. 1982. Vol. 10. P. 129–133.
- Price J. G., Rubin J. N., Henry C. D., Pinkston T. L., Tweedy S. W., Koppenaal D. W. Rare-metal enriched peraluminous rhyolites in a continental arc, Sierra Blanca area, Trans-Pecos Texas; chemical modification by vapor-phase crystallization: Ore-bearing granite systems; petrogenesis and mineralizing processes // Geol. Soc. Am. 1990. Special Paper 246. P. 103–120.
- Yan Sh., Niu H.-C., Zhao X., Zhang Q.-B., Zhang H.-J., Zhao X.-Ch. Rare metal enrichment of the Tianbao trachytic complex, North Daba Mountains (South Qinling): Insights from textures and geochemistry of trachytes and Nb-REE minerals // Ore Geology Reviews. 2022. V. 146. 104948. https://doi.org/10.1016/j. oregeorev.2022.104948.
Дополнительные файлы
