Трамп, мемы и альтернативные правые: эмоциональная критика и похвала

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Интернет-мемы - самая распространенная и гибкая форма цифровой поп-культуры (Wiggins 2019). Это способ, которым «общество выражает себя и думает о себе» (Denisova 2019: 2), используемый для сатиры, пародии, критики, для выдвижения аргумента (Wiggins 2019, Ponton 2021 и др.). Акты просмотра, создания, обмена и комментирования мемов, которые критикуют или «троллят» авторитетных деятелей, занимают ключевую позицию в современных политических процессах, превратились в одну из наиболее важных форм политического участия и активности (Merrin 2019: 201). Однако мемы несут информацию не через логические аргументы, а эмоционально и аффективно с помощью коротких шуток и забавных изображений. Мемы являются частью новой политики идентификации, аффективности, эмоций и юмора (Merrin 2019: 222). В данной статье исследуется не только то, что политические мемы передают, но и как они это делают. В ней анализируются мемы, широко распространенные в социальных сетях, которые восхваляют и критикуют авторитарные тенденции бывшего президента США Дональда Трампа, взятые на сайте 4Chan, продвигающего идеи альтернативных правых. Через мультимодальный подход к критическому дискурс-анализу показано, как дискурсы расизма, национализма и власти строятся при помощи мультимодальных средств эмоциональности, а не при помощи логических и хорошо структурированных аргументов. Отмечается, что, хотя мемы обладают потенциалом эмоционального взаимодействия с целевой аудиторией, это взаимодействие достигается через коммуникативные нюансы и передачу подробной информации о политических игроках. Это противоречит идеалу публичной сферы, в которой дебаты и дискуссии определяют политические решения населения и являются основой демократического общества (Habermas 1991).

Об авторах

Линдон К.С. Уэй

Ливерпульский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lyndon.way@liverpool.ac.uk
ORCID iD: 0000-0002-0481-4891

преподает теорию коммуникации и СМИ в Ливерпульском университете. Область его исследований - анализ отношений между (цифровой) популярной культурой и политикой через призму мультимодальных исследований критического дискурса. Он является редактором и соредактором ряда изданий о музыке и цифровой популярной культуре как мультимодальном политическом дискурсе, автором монографии о турецкой музыке и политике (Bloomsbury, 2018), а также монографии Analysing Politics and Protest in Digital Popular Culture («Анализируя политику и протест в цифровой популярной культуре») (Sage 2021).

Ливерпуль, Великобритания

Список литературы

  1. Abousnnouga, Gill & David Machin. 2010. Analyzing the language of war monuments. Visual Communication 9 (2). 131-149.
  2. Allbeson, Tom & Allan Stuart. 2019. The War of Images in the Age of Trump. In Catherine Happer, Andrew Hoskins & William Merrin (eds.), Trump’s Media War, 69-84. Switzerland, PalgraveMacmillan.
  3. Bishop, Jonathan. 2013. The effect of de-individuation of the internet Troller on Criminal procedure implementation: An interview with a Hater. International Journal of Cyber Criminology 7 (1). 28-48.
  4. Bishop, Hywel & Adam Jaworski. 2003. We beat ‘em: nationalism and the hegemony of homogeneity in the British press reportage of Germany versus England during Euro 2000. Discourse and Society 14 (3). 243-271
  5. Boyd, Danah. 2008. Can social media sites enable political action? International Journal of Media and Cultural Politics 4 (2). 241-244
  6. Clottes, Jean. 2019. Cave Art. Encyclopeadia Britannica. https://www.britannica.com/art/ cave-painting (accessed: 17 July 2020)
  7. ‘Crusades’. 2019. History. https://www.history.com/topics/middle-ages/crusades (accessed: 15 June 2020)
  8. Dawkins, Richard. 1976. The Selfish Gene. Oxford: Oxford University Press
  9. De Cleen, Benjamin & Nico Carpentier. 2010. Contesting the populist claim on “the People” through popular culture: The 0110 concerts versus the Vlaams Belang. Social Semiotics 20 (2). 175-196
  10. De Cristofaro, Emiliano. 2018. Memes are taking the alt-right’s message of hate mainstream. Information Security Research and Education. University College London: Bentham’s Gaze. https://www.benthamsgaze.org/2018/12/13/memes-are-taking-the-alt-rights-messageof-hate-mainstream/ (accessed: 21 April 2019).
  11. Denisova, Anastasia. 2019. Internet Memes and Society: Social, Cultural, and Political Contexts. New York & London: Routledge.
  12. Esralew, Sarah & Danah Young. 2012. The influence of parodies on mental models: Exploring the Tina Fey-Sarah Palin phenomenon. Communication Quarterly 60 (3). 338-352.
  13. Fairclough, Norman. 1989. Language and Power. Harlow: Pearson Education.
  14. Fairclough, Norman. 1995. Media Discourse. London: Edward Arnold.
  15. Fairclough, Norman. 2003. Analyzing Discourse: Textual analysis for Social Research. London: Routledge.
  16. Habermas, Jurgen. 1991. The public sphere. In Chandra Mukerji & Michael Schudson (eds), Rethinking popular culture. Contemporary perspectives in cultural studies, 398-404. Berkeley/Los Angeles: University of California Press
  17. Halliday, M.A.K. 1994. An Introduction to Functional Grammar (second edn). London: Edward Arnold
  18. Happer, Catherine, Andrew Hoskins & William Merrin. 2019. Weaponising reality: An introduction to Trump’s war on the media. In Catherine Happer, Andrew Hoskins & William Merrin (eds), Trump’s Media War, 3-22. Switzerland, PalgraveMacmillan
  19. Kress, Gunther & Theo van Leeuwen. 1996. Reading Images: The grammar of visual design. Oxon: Routledge.
  20. Kress, Gunther & Theo van Leeuwen. 2001. Multi-modal discourse: The Modes and media of Contemporary Communication. London: Arnold.
  21. Krzyżanowski, Michal. 2020. Normalization and the Discursive Construction of ‘New’ Norms and ‘New’ Normality: Discourse in/and the Paradoxes of Populism and Neoliberalism. Social Semiotics 30 (4). 431-448
  22. Lavoie, Stephane. 2018. Modern photography is changing how we remember our lives. OneZero. https://onezero.medium.com/modern-photography-is-changing-how-we-remember-our-lives-4b59adab4a2e (accessed: 21 April 2019)
  23. Lees, Matt. 2016. What Gamergate should have taught us about the 'alt-right'. The Guardian. https://www.theguardian.com/technology/2016/dec/01/gamergate-alt-right-hate-trump (accessed: March 2017)
  24. Machin, David. 2007. Introduction To Multimodal Analysis. London: Hodder Education.
  25. Machin, David. 2013. What Is Multimodal Critical Discourse Studies? Critical Discourse Studies 10 (4). 347-355.
  26. Machin, David & Andrea Mayr. 2012. How to do Critical Discourse Analysis: A Multimodal Introduction. London: Sage.
  27. Merrin, William. 2019. President Troll: Trump, 4Chan and Memetic Warfare. In Catherine Happer, Andrew Hoskins & William Merrin (eds.), Trump’s Media War, 201-226. Switzerland, PalgraveMacmillan.
  28. Milner, Ryan. 2016. The World Made Meme: Public conversations and participatory Media. Cambridge: MIT Press.
  29. Norris, Pippa & Ronald Inglehart. 2019. Cultural Backlash: Trump, Brexit and Authoritarian Populism. Cambridge: CUP.
  30. Ozyumenlo, Vladimir & Tatiana Larina. 2021. Threat and fear: Pragmatic purposes of emotionalisation in media discourse. Russian Journal of Linguistics. Special issue: Emotionalisation of media discourse 25 (3). 746-766
  31. Papacharissi, Zizi. 2015. Affective publics and structures of storytelling: sentiment, events and mediality. Information, Communication and Society 19 (3). 307-324
  32. Phillips, Whitney. 2009. Why so socialist? Unmasking the joker. http://henryjenkins.org/blog/2009/08/unmasking_the_joker.html (accessed: 29 March 2018).
  33. Ponton, Douglas. 2016. Movement and meaning: Towards an integrated approach to political discourse analysis. Russian Journal of Linguistics. Special issue: Discourse Analysis in the 21st Century: Theory anf Practice (I). 20 (4). 122-139
  34. Ponton, Douglas. 2021. Memes and how they mean: some pragmatic aspects of Covid-19 satire. Russian Journal of Linguistics. Special issue: Emotionalisation of media discourse. 25 (3)
  35. Ponton M. Douglas. 2021. “Never in my life have I heard such a load of absolute nonsense. Wtf” Political satire on the handling of the COVID-19 crisis. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 767-788
  36. Schreckinger, Ben. 2017. World War Meme: How a group of anonymous keyboard commandos conquered the internet for Donald Trump-and plans to deliver Europe to the far right. Politico Magazine. https://www.politico.com/magazine/story/2017/03/memes-4chan-trump-supporters-trolls-internet-214856 (accessed: 2 April 2018)
  37. Suler, John. 2005. The online Disinhibation Effect. International Journal of Applied Psychoanalytical Studies 2 (2). 184-188.
  38. Way, Lyndon. 2021а. Analysing Politics and Protest in Digital Popular Culture: A multimodal approach. London: Sage.
  39. Way, Lyndon. 2021b. Populism in musical mash ups: Recontextualising Brexit. Social Semiotics 31 (3).
  40. Weyler, Rex. 2020. Remembering Bob Hunter: Mind bomber. Greenpeace. https://www.greenpeace.org/international/story/30250/bob-hunter-greenpeace-founder-memorial-mindbombs-rex-weyler/ (accessed: 1 August 2020)
  41. Wiggins, Bradley. 2019. The Discursive Power of memes in Digital Culture: Ideology, semiotics, and intertextuality. New York & London: Routledge
  42. Wodak, Ruth, Rudolf de Cillia, Martin Reisigl & Karin Leibhart. 1999. The discursive construction of national identity. Edinburgh: Edinburgh University Press
  43. Wodak, Ruth & Gilbert Weiss. 2005. Analyzing European Union discourses: Theories and applications. In Ruth Wodak & Paul Chilton (eds), A New Agenda in (Critical) Discourse Analysis: Theory, Methodology and Interdisciplinarity, 121-136. Amsterdam: John Benjamins
  44. Zappettini, Franco 2019. European identities in discourse: a transnational citizens’ perspective. London: Bloomsbury Advances in Critical Discourse Studies
  45. Zappettini, Franco. 2021. The tabloidization of the Brexit campaign: Power to the (British) people? Journal of Language and Politics 20 (2). 277-303

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Уэй Л.К., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».