Плавильный котел академического английского: использование лексических связок в академическом письме

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Большинство исследователей, анализирующих использование лексических связок в академическом письме носителями и неносителями английского языка, интерпретируют выявленные отличия как отклонения, связанные с интерференцией и (или) недостаточным знанием норм академического письма. Цель данной статьи - показать, что по крайней мере часть выявляемых отличий обусловлена не недостаточными знаниями, а влиянием коммуникативных норм родной для неносителей английского языка культуры. В статье проанализирован ряд предыдущих исследований и проведен анализ использования лексических связок в диссертационных и выпускных квалификационных работах на английском языке студентов и аспирантов из России и Камеруна. Корпус российских примеров был отобран из находящихся в открытом доступе работ магистрантов Высшей школы экономики; корпус камерунских примеров - из работ, предоставленных студентами и преподавателями университета Yaoundé I. Всего было проанализировано 59 текстов: 38 работ российских студентов (576 186 слов) и 21 работа студентов и аспирантов из Камеруна (680 146 слов). Использовались методы контент-анализа, корпусного анализа и сравнительно-сопоставительный метод. Выявлено, что наиболее значимые отличия в использовании лексических связок обусловлены особенностями академического стиля и коммуникативной культуры авторов текстов. С опорой на полученные данные обосновывается целесообразность трактовки культурно обусловленных отличий в использовании лексических связок не как недостатка, а как проявления транслингвальных компетенций пищущих. Такой подход позволит расширить представления о лингвистических особенностях различных вариантов английского языка и обеспечит более глубокое понимание академических традиций в различных языках и культурах.

Об авторах

Елена Сергеевна Гриценко

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena.s.gritsenko@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8669-360X

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английского языка № 3, МГИМО МИД России. Сфера научных интересов - социолингвистика, контактная вариантология английского языка, язык и культура, язык и гендер. Является автором и соавтором публикаций на русском и английском языках, включая монографии, главы в книгах и статьи в международных рецензируемых научных журналах

Москва, Россия

Оливье Мозард Т. Каму

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: otiotsopkamu@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-5291-3037

аспирант департамента иностранных языков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Его диссертационное исследование посвящено корпусному анализу индексальности и вежливости в онлайн-сообществах. Другие исследовательские интересы включают корпусную лингвистику, вычислительную прагматику и конвенциональность.

Нижний Новгород, Россия

Список литературы

  1. Ädel, Annelie & Britt Erman. 2012. Recurrent word combinations in academic writing by native and non-native speakers of English: A lexical bundles approach. English for Specific Purposes 31 (2). 81-92. https://doi.org/10.1016/j.esp.2011.08.004
  2. Alamri, Basim. 2020. A comparative study of Saudi and international journals of applied linguistics: The move-bundle connection approach. Journal of Language and Education 6 (2). 9-30. https://doi.org/10.17323/jle.2020.10531
  3. Biber, Douglas, Stig Johansson, Geoffrey Leech, Susan Conrad & Edward Finegan. 1999. Longman Grammar of Spoken and Written English. London: Longman.
  4. Biber, Douglas, Susan Conrad & Viviana Cortes. 2004. If you look at…: Lexical bundles in university teaching and textbooks. Applied Linguistics 25 (3). 371-405. https://doi.org/10.1093/applin/25.3.371
  5. Biber, Douglas & Federica Barbieri. 2007. Lexical bundles in university spoken and written registers. English for Specific Purposes 26 (3). 263-286. https://doi.org/10.1016/j.esp.2006.08.003
  6. Biber, Douglas. 2009. A corpus-driven approach to formulaic language in English: Multi-word patterns in speech and writing. International Journal of Corpus Linguistics 14 (3). 275-311. https://doi.org/10.1075/ijcl.14.3.08bib
  7. Boginskaya, Olga A. 2022. Functional categories of hedges: A diachronic study of Russian research articles abstracts. Russian Journal of Linguistics 26 (3). 645-667. https://doi.org/10.22363/2687-0088-30017
  8. Canagarajah, Suresh. 2011. Translanguaging in the classroom: Emerging issues for research and pedagogy. Applied Linguistics Review 2. 1-28. https://doi.org/10.1515/9783110239331.1
  9. Chen, Yu-Hua & Paul Baker. 2010. Lexical bundles in L1 and L2 Academic Writing. Language Learning & Technology 14 (2). 30-49.
  10. Cortes, Viviana. 2004. Lexical bundles in published and student disciplinary writing: Examples from history and biology. English for Specific Purposes 23 (4). 397-423. https://doi.org/10.1016/j.esp.2003.12.001
  11. Dobrynina, Oksana L. 2019. Academic Writing for publication purposes: The infelicities of style. Higher Education in Russia 28 (10). 38-49. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-38-49
  12. Dontcheva-Navratilova, Olga. 2012. Lexical bundles indicating authorial presence: A cross-cultural analysis of novice Czech and German writers’ academic discourse. Discourse and Interaction 6 (1). 7-24. https://doi.org/10.5817/DI2013-1-7
  13. Flowerdew, John. 2014. Academic Discourse. London: Routledge.
  14. Grabowski, Łukasz. 2018. Stance bundles in English-to-Polish translation: A corpus-informed study. Russian Journal of Linguistics 22 (2). 404-422. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-2-404-422
  15. Hino, Nobuyuki. 2018. Pedagogy for the post-native-speakerist teacher of English. In Stephanie A. Houghton & Kayoko Hashimoto (eds.), Towards Post-Native-Speakerism: Dynamics and shifts, 217-233. Singapore. Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-10-7162-1_12
  16. Hino, Nobuyuki. 2021. Language education from a post-native-speakerism perspective: The case of English as an international language. Russian Journal of Linguistics 25 (2). 528-545. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-2-528-545
  17. Hyland, Ken. 2008a. As can be seen: Lexical bundles and disciplinary variation. English for Specific Purposes 27. 4-21. https://doi.org/10.1016/j.esp.2007.06.001
  18. Hyland, Ken. 2008b. Academic clusters: Text patterning in published and postgraduate writing. International Journal of Applied Linguistics 18 (1). 41-62. http://dx.doi.org/10.1111/j.1473-4192.2008.00178.x
  19. Hyland, Ken. 2011. Academic discourse. In Ken Hyland & Brian Partridge (eds.), Continuum companion to Discourse Analysis, 171-184. London: Continuum.
  20. Hyland, Ken & Feng K. Jiang. 2018. Academic lexical bundles: How are they changing? International Journal of Corpus Linguistics 23 (4). 383-407. https://doi.org/10.1075/ijcl.17080.hyl
  21. Hyland, Ken & Jiang Keven. 2022. Bundles in advanced EAL authors’ articles: How do they compare with world Englishes practices? World Englishes 41. 554-570. https://doi.org/10.1111/weng.12605
  22. Kashiha, Hadi. 2023. Beyond words in evaluation: Formulaic language in critical reviews of research articles across disciplines. Russian Journal of Linguistics 27 (2). 251-275. https://doi.org/10.22363/2687-0088-34320
  23. Larina, Tatiana & Douglas Mark Ponton. 2022. I wanted to honour your journal, and you spat in my face: Emotive (im)politeness and face in the English and Russian blind peer review. Journal of Politeness Research 18 (1). 201-226. https://doi.org/10.1515/pr-2019-0035
  24. Levisen, Carsten. 2024. Postcolonial Semantics: Meaning and Metalanguage in a Multipolar World. Berlin, Boston: De Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783111337432
  25. Li, Liang, Franken Margaret & Wu Shaoqun. 2019. Chinese postgraduates’ explanation of the sources of sentences initial bundles in their thesis writing. RELC Journal 50 (1). 37-52. https://doi.org/10.1177/0033688217750641
  26. McKinley, Jim. 2022. An argument for globalized L2 writing methodological innovation. Journal of Second Language Writing 58. 100945. https://doi.org/10.1016/j.jslw.2022.100945 https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1060374322000807?via%3Dihub (accessed June 8, 2024).
  27. Navarro, Gil Noelia & Elena C. Martínez. 2019. Lexical bundles in learner and expert academic writing. Bellaterra Journal of Teaching & Learning Language & Literature 12 (1). 65-90. https://doi.org/10.5565/rev/jtl3.794
  28. Nkemleke, Daniel. 2014. Researching the research article in Cameroon English. Brno Studies in English 40 (1). 175-203. https://doi.org/10.5817/BSE2014-1-9
  29. Richter, Kenneth G., Behruz Lotfi Gaskaree & Milad Mirzai. 2022. A functional analysis of lexical bundles in the discussion sections of applied linguistics research articles: A cross-paradigm study. Russian Journal of Linguistics 26 (3). 625-644. https://doi.org/10.22363/2687-0088-27752
  30. Salazar, Dominica. 2010. Lexical bundles in Philippine and British scientific English. Philippine Journal of Linguistics 41. 94-109.
  31. Smith, Larry E. & Cecil L. Nelson. 1985. International intelligibility of English: Directions and resources. World Englishes 4 (3). 333-342.
  32. Vladimirova, Tatiana L. 2010. Language and Style of Academic Texts. [Yazyk i stil’ nauchnogo teksta]. Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. (In Russ.).
  33. Wei, Yaoyu & Lei Lei. 2011. Lexical bundles in the Academic Writing of Advanced Chinese EFL learners. RELC Journal 42 (2). 155-166. https://doi.org/10.1177/0033688211407295

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гриценко Е.С., Каму О.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».