Восприятие невежливости в речевом акте «отказ» и ответ на нее в английской и персидской коммуникативных культурах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Невежливость связана с использованием ликоугрожающих стратегий, приводящих к нарушению социального взаимодействия. Хотя в последние два десятилетия исследованию невежливости уделяется значительное внимание, восприятие невежливых высказываний и обратная реакция на них изучаются недостаточно. Цель данного исследования - выявить, как носители английского и персидского языков воспринимают невежливость в речевом акте «отказ» и как реагируют на нее. Для этого 90 носителям английского и 120 носителям персидского языков было предложено задание на завершение дискурса, содержащее восемь отказов, высказанных в вежливой форме либо с разной степенью невежливости. Результаты показали, что носители персидского языка ни один из отказов не посчитали невежливым, в то время как три отказа были восприняты как невежливые носителями английского языка. Реагируя на невежливость в отказе, носители английского языка использовали более разнообразные стратегии, чем носители персидского языка. Исследование показало, что социальная дистанция и отношения власти более значимы для носителей персидского языка, нежели английского; однако при ответе на невежливый отказ носители английского языка проявляли тенденцию к использованию стратегий нападения, включающих стратегии позитивной и негативной невежливости. Полученные результаты указывают как на сходства, так и различия в восприятии невежливости и ответной реакции на нее в разных культурах.

Об авторах

Зиа Таджеддин

Университет Тарбиат Модарес

Автор, ответственный за переписку.
Email: zia_tajeddin@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0002-0430-6408

профессор прикладной лингвистики Университета Тарбиат Модарес, Иран. В сферу его исследовательских интересов входят педагогический дискурс, педагогическое образование и прагматика иностранного языка. Он (совместно с Т. Фэррелом) является редактором серии книг Studies in Language Teacher Education издательства Springer, соредактором двух международных журналов: Applied Pragmatics и Second Language Teacher Education. Автор статей, опубликованных в рецензируемых журналах, среди которых Journal of Language, Identity and Education, International Journal of Applied Linguistics, Language and Intercultural Communication и др., соредактор трех монографий.

Иран

Ходжат Рассаэй Мокадам

Квинслендский университет

Email: h.rassaeimoqadam@uq.net.au
ORCID iD: 0000-0002-1582-6636

аспирант факультета языков и культур Квинслендского университета, Австралия. Проводит исследование в области (не)вежливости и «лица» в персидском и английском языках с позиций интеракциональной прагматики, социопрагматики и межличностных отношений.

Австралия

Список литературы

  1. Alemi, Minoo & Ashkan Latifi. 2019. The Realization of impoliteness in arguments between the Democrats and Republicans over the government shutdown issue in the US. Russian Journal of Linguistics 23 (1). 83-97.
  2. Archer, Dawn, Karin Aijmer & Anne Wichmann. 2012. Pragmatics: An Advanced Resource Book for Students. New York, NY: Routledge.
  3. Augoustinos, Martha & Iain Walker. 1995. Social Cognition: An Integrated Introduction. London: Sage.
  4. Austin, Paddy. 1990. Politeness revisited: The dark side. In Allan Bell & Janet Holmes (eds.), New Zealand Ways of Speaking English, 277-293. Clevedon: Multilingual Matters.
  5. Babai Shishavan, Homa & Sharifian Farzad. 2013. Refusal strategies in L1 and L2: A study of Persian-speaking learners of English. Multilingua: Journal of Cross-Cultural and Interlanguage Communication 32 (6). 801-836.
  6. Bolivar, Adriana. 2008. Perceptions of (im)politeness in Venezuelan Spanish: The role of evaluation in interaction. Pragmatics 18 (4). 605-633.
  7. Bousfield, Derek. 2007. Beginnings, middles and ends: A biopsy of the dynamics of impolite exchanges. Journal of Pragmatics 39 (12). 2185-2216.
  8. Bousfield, Derek. 2008. Impoliteness in Interaction. Amsterdam: John Benjamins.
  9. Bousfield, Derek & Miriam A. Locher (eds.). (2008). Impoliteness in Language: Studies on Its Interplay with Power in Theory and Practice. Berlin: Mouton de Gruyter.
  10. Brown, Penelope & Stephen C. Levinson. 1987. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press.
  11. Culpeper, Jonathan. 1996. Towards an anatomy of impoliteness. Journal of Pragmatics 25 (3). 331-348.
  12. Culpeper, Jonathan. 2005. Impoliteness and entertainment in the television quiz show: The weakest link. Journal of Politeness Research: Language, Behaviour, Culture 1 (1). 35-72.
  13. Culpeper, Jonathan. 2010. Conventionalised impoliteness formulae. Journal of Pragmatics 42 (12). 3232-3245.
  14. Culpeper, Jonathan. 2011. Impoliteness; Using Language to Cause Offence. New York, NY: Cambridge University Press.
  15. Culpeper, Jonathan & Claire Hardaker. 2017. Impoliteness. In Jonathan Culpeper, Michael Haugh & Dániel Z. Kadar (eds.), Palgrave handbook of (Im)Politeness, 199-225. Basingstoke: Palgrave.
  16. Culpeper, Jonathan, Derek Bousfield & Anne Wichmann. 2003. Impoliteness revisited: With special reference to dynamic and prosodic aspects. Journal of Pragmatics 35 (10). 1545-1579.
  17. Culpeper, Jonathan & Vittorio Tantucci. 2021. The principle of (im)politeness reciprocity. Journal of Pragmatics 175. 146-164.
  18. Daly, Nicola, Janet Holmes, Jonathan Newton & Maria Stubbe. 2004. Expletives as solidarity signals in FTAs on the factory floor. Journal of Pragmatics 36 (5). 945-964.
  19. Demjén, Zsofia & Claire Hardaker. 2016. Metaphor, impoliteness, and offence in online communication. In Elena Semino & Zsofia Demjén (eds.), The routledge handbook of metaphor and language, 353-367. London: Routledge.
  20. Farnia, Maryam & Zahra Sheibani. 2019. Cross-cultural study of Iranian and English students’ impoliteness and threat responses. The Journal of English Language Pedagogy and Practice 12 (24). 69-91.
  21. Garcia-Pastor, Maria Dolores. 2008. Political campaign debates as zero-sum games: Impoliteness and power in candidates' exchanges. In Derek Bousfield & Miriam A. Locher (eds.), Impoliteness in Language: Studies on Its Interplay with Power in Theory and Practice, 110-123. Berlin: Mouton de Gruyter.
  22. Hatipoğlu, Çiler. 2007. (Im)politeness, national and professional identities and context: Some evidence from e-mailed ‘Call for Papers’. Journal of Pragmatics 39 (4). 760-773.
  23. Haugh, Michael. 2010. Intercultural (im)politeness and the micro-macro issue. In Anna Trosborg (ed.), Pragmatics across Languages and Cultures, 139-166. Berlin: De Gruyter Mouton.
  24. House, Juliane. 2012. (Im)politeness in cross-cultural encounters. Language and Intercultural Communication 12 (4). 284-301.
  25. Izadi, Ahmad. 2022. Intercultural politeness and impoliteness: A case of Iranian students with Malaysian professors. Journal of Research in Applied Linguistics 13 (2). 33-43.
  26. Lachenicht, Lance G. 1980. Aggravating language: A study of abusive and insulting language. Research on Language & Social Interaction 13 (4). 607-687.
  27. Lakoff, Robin. 1973. The logic of politeness: Or minding your P's and Q's. In Claudia Corum, Thomas Cedric Smith-Stark & Ann Weiser (eds.), Papers from the 9th Regional Meeting of the Chicago Linguistic Society, 292-305. Chicago, IL: Chicago Linguistics Society.
  28. Leech, Geoffrey Neil. 2014. The Pragmatics of Politeness. New York, NY: Oxford University Press.
  29. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara & Piotr Pęzik. 2021. Emergent impoliteness and persuasive emotionality in Polish media discourses. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 685-704.
  30. Litvinova, Angela V. & Tatiana V. Larina. 2023. Mitigation tools and politeness strategies in invitation refusals: American and Russian communicative cultures. Training, Language and Culture 7 (1).
  31. Limberg, Holger. 2009. Impoliteness and threat responses. Journal of Pragmatics 41 (7). 1376-1394.
  32. Locher, Miriam A. & Tatiana V. Larina. 2019. Introduction to politeness and impoliteness research in global contexts. Russian Journal of Linguistics 23 (4). 873-903.
  33. Lugman, Erizal. 2022. Intercultural competence and (im)politeness during the intercultural adjustment period of Indonesian students in the UK. Unpublished Ph.D. thesis. Anglia Ruskin University.
  34. Mills, Sara. 2003. Gender and Politeness. Cambridge: Cambridge University Press.
  35. Mills, Sara. 2009. Impoliteness in a cultural context. Journal of Pragmatics 41 (5). 1047-1060.
  36. Mills, Sara, Andrew John Merrison & Aileen Bloomer. 2010. Impoliteness. In Patrick Griffiths, Andrew John Merrison & Aileen Bloomer (eds.), Language in use: A reader, 59-68. London: Routledge.
  37. Mullany, Louise. 2008. “Stop hassling me!” Impoliteness, power and gender identity in the professional workplace. In Derek Bousfield & Miriam A. Locher (eds.), Impoliteness in language: Studies on its interplay with power in theory and practice, 17-44. Berlin: Mouton de Gruyter.
  38. Nishida, Hiroko. 1999. A cognitive approach to intercultural communication based on schema theory. International Journal of Intercultural Relations 23 (5). 753-777.
  39. Schnurr, Stephanie, Meredith Marra & Janet Holmes. 2007. Being (im)polite in New Zealand workplaces: Māori and Pākehā leaders. Journal of Pragmatics 39 (4). 712-729.
  40. Sharifian, Farzad. 2011. Cultural Conceptualisations and Language: Theoretical Framework and Applications. Amsterdam: John Benjamins.
  41. Sharifian, Farzad & Tahmineh Tayebi. 2017. Perceptions of impoliteness from a cultural linguistics perspective. In Farzad Sharifian (ed.), Advances in cultural linguistics, 389-409. Singapore: Springer Nature.
  42. Spencer-Oatey, Helen & Wenying Jiang. 2003. Explaining cross-cultural pragmatic findings: Moving from politeness maxims to sociopragmatic interactional principles (SIPs). Journal of Pragmatics 35 (10). 1633-1650.
  43. Tajeddin, Zia, Minoo Alemi & Sajedeh Razzaghi. 2015. Cross-cultural perceptions of impoliteness by native English speakers and EFL learners: The case of apology speech act. Journal of Intercultural Communication Research 43 (4). 304-326.
  44. Teneketzi, Korallia. 2022. Impoliteness across social media platforms: A comparative study of conflict on YouTube and Reddit. Journal of Language Aggression and Conflict 10 (1). 38-63.
  45. Tracy, Karen & Sarah J. Tracy.1998. Rudeness at 911: Reconceptualizing face and face attack. Human Communication Research 25 (2). 225-251.
  46. Tzanne, Angeliki & Maria Sifianou. 2019. Understandings of Impoliteness in the Greek Context. Russian Journal of Linguistics 23 (4). 1014-1038.
  47. Xiang, Xia, Binghan Zheng & Dezheng Feng. 2020. Interpreting impoliteness and over-politeness: An investigation into interpreters' cognitive effort, coping strategies and their effects. Journal of Pragmatics 169. 231-244.
  48. Zidjaly, Najma Al. 2019. Divine impoliteness: How Arabs negotiate Islamic moral order on Twitter. Russian Journal of Linguistics 23 (4). 1039-1064.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Таджеддин З., Рассаэй Мокадам Х., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».