Лингвоживописная техника письма и ее роль в создании образа художника

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Теория интермедиальности, возникшая в рамках теории интертекстуальности, сегодня представляет собой обширную область междисциплинарных гуманитарных исследований, в которой работают литературоведы, лингвисты, искусствоведы и культурологи. Несмотря на огромное количество работ, посвященных различным аспектам этого комплексного феномена, многие вопросы, касающиеся трактовки сущности данного явления, типологии интермедиальных взаимодействий и их функций, продолжают оставаться дискуссионными. Важным фактором, обусловливающим актуальность проблемы интермедиальности, являются многочисленные новые текстовые практики, в которых используются различные формы интермедиальности, требующие описания и теоретического осмысления. Статья посвящена лингвоживописной технике письма как одного из приемов онтологической интермедиальности. Под лингвоживописной техникой письма понимается использование в художественном тексте особых языковых средств и приемов, активирующих в сознании читателя живописные образы, в результате чего слово и живописный образ становятся единым целым. Цель работы - описать сущность лингвоживописной техники письма, выявить языковые приемы ее реализации и определить их роль в создании образа персонажа. Исследование выполнено с позиции когнитивно-семиотического подхода, в основе которого лежит тезис о том, что искусство синтетично в своей основе, и понимание всей культуры как Текста предполагает возможность взаимодействия различных семиотических кодов для выражения и интерпретации смысла. Материалом для исследования послужили четыре романа англоязычных писателей (И. Стоуна, Дж. Кэри, Дж. Фаулза и М. Портера), главные персонажи которых - реальные или вымышленные художники, представляющие разные направления в живописи. Основным методом исследования является интермедиальный анализ, также используется инференционный анализ и элементы сопоставительного анализа. Как показало исследование, лингвоживописная техника письма создается комплексом средств и приемов (номинации цвета, света, формы, размера, структуры объекта, его локализацию в пространстве, широкое использование образных сравнений, прием экфрасиса и др.), выбор и частотность которых обусловлены как когнитивным стилем автора художественного текста, так и особенностями живописной манеры художника. Полученные выводы подтверждают значительный экспланаторный потенциал когнитивно-семиотического подхода, использование которого позволяет реконструировать глубинные процессы, лежащие в основе интермедиальных взаимодействий.

Об авторах

Любовь Александровна Козлова

Алтайский государственный педагогический университет

Email: lyubovkozlova@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-0247-3843

доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии

Барнаул, Россия

Анна Валерьевна Кремнева

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Автор, ответственный за переписку.
Email: annakremneva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8788-2779

доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Иностранные языки»

Барнаул, Россия

Список литературы

  1. Автухович Т.Е. Экфрасис как жанр и/или дискурс// Диалог согласия: сборник научных статей к 70-летию В.И.Тюпы/ Под ред. О.В. Федюниной, Ю.Л. Троицкого. М.: Интрада, 2015. С. 85-94. [Avtuhovich, Tatiana E. 2015. Ekfrasis kak zhanr i/ili diskurs (Ekfrasis as a genre and/or discourse). In Fedunina O.V. & Yurii L'vovich Troitskii (eds.), Dialog Soglasiya: Sbornik Nauchnyh Statei k 70-Letiyu V.I.Tyupy, 85-94. Moscow: Intrada. (In Russ.)]
  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. [Bakhtin, Mikhail M. 1975. Questions of literature and aesthetics. Moscow: Hudozhestvennaya literature. (In Russ.)].
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. [Bakhtin, Mikhail M. 1979. Aesthetics of verbal art. Moscow: Iskusstvo. (In Russ.)].
  4. Бразговская Е.Е. Экфрасис как семиотический эксперимент // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 52-72. [Brazgovskaya, Elena E. 2020. Ekphrasis as a semiotic experiment. Critique and Semiotics 1. 52-72. (In Russ.)]. https://doi.org/10.25205/2307-1737-2020-1-52-72
  5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. [Vesekovskiy, Aleksandr N. 1989. Istoricheskaya Poetica (Historical poetics). Moscow: Visshaya Shkola. (In Russ.)].
  6. Гениева Е.Ю. И снова Джойс. М.: ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2011. [Genieva, Ekaterina.Yu. 2011. I snova Dzhois (Joyce again). Moscow: VGBIL im. M. I. Rudomino. (In Russ.)].
  7. Игнатенко А.В. Живопись в прозе А.П.Чехова: Интермедиальный анализ. М., ЛЕНАНД, 2022. [Ignatenko, Alexandr V. 2022. Zhivopis’ v proze A.P. Chekhova: Intermedial’nyi analiz (Painting in Anton Chekhov’s Prose). Moscow: LENAND. (In Russ.)].
  8. Каркавина О.В. Взаимодействие литературы и музыки в творчестве Тони Моррисон // Вопросы лингвистики и линводидактики. Система. Функционирование. Обучение: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2009. С. 215-223. [Karkavina, Oksana V. 2009. Vzaimodeistvie literatury i muzyki v tvorchestve Toni Morrison (The Interaction of Literature and Music in the Works of Tony Morrison). Voprosy Lingvistiki i Linvodidaktiki. Sistema. Funkcionirovanie. Obuchenie: Mezhvuzovskii Tematicheskii Sbornik Nauchnyh Trudov. Omsk: Izd-vo Om. Gos.un-ta. 215-223. (In Russ.)].
  9. Козлова Л.А., Кремнева А.В. Концептуальная метафора в когнитивно-семиотическом осмыслении // Вопросы когнитивной лингвистики. 2021. № 1. С. 47-59. [Kozlova, Lyubov A. & Anna V. Kremneva. 2021. Conceptual metaphor in cognitive-semiotic interpretation. Issues of Cognitive Linguistics 1. 47-59 (In Russ.)]. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2021-1-47-59.
  10. Кремнева А.В. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия: в семиотическом пространстве культуры: монография. Барнаул: АлтГТУ им. И.И.Ползунова, 2017 [Kremneva, Anna V. 2017. Intertekstual`nost` kak odna iz form mezhtekstovogo vzaimodejstviya: V semioticheskom prostranstve kul`tury`: Monografiya (Intertextuality as a form of text interaction in the semiotic space of culture). Barnaul: AltGTU im. I. I.Polzunova (In Russ.)].
  11. Лотман Ю.M. Текст и полиглотизм культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. С. 142-147 [Lotman, Juriy M. 1996. In Tekst i poliglotizm kulturi (Text and poliglottism of culture): Izbrannye stat'i: In 3 vols. Vol. 1. Tallin: Alexandra Publ. 142-147. (In Russ.)].
  12. Рыбальченко Т.Л. Знаки музыки в романе Л. Леонова «Русский лес» // Сибирский филологический журнал. 2014. № 4. С. 16-24. [Rybal’chenko, Tatyana L. 2014. The signs of the music in the novel of L. Leonov «Russian Forest». Siberian Journal of Philology 4. 16-24. (In Russ.)].
  13. Синельникова Л.Н. Ризома и дискурс интермедиальности // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2017. 21(4). С. 805-821. [Sinelnikova, Lara N. 2017. Rhizome and discourse of intermediality. Russian Journal of Linguistics 21(4). 805-821 (In Russ.)]. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-1-224-229
  14. Самигуллина А.С. Метафора в когнитивно-семиотическом освещении: монография. Уфа: РИО БашГУ, 2008. [Samigullina, Anna S. 2008. Metafora v kognitivno-semioticheskom osveshchenii. (Metaphor in cognitive-semiotic interpretation). Monografiya. Ufa: RIO BashGU. (In Russ.)].
  15. Степанов Ю.С. Вводная статья. В мире семиотики // Семиотика: Антология. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. C. 5-42. [Stepanov, Juriy S. 2001. Vvodnaya statia. V mire semiotiki. (Introduction. In the world of semiotics.) Semiotics. Anthology. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ.; Ekaterinburg: Delovaya kniga Publ. 5-42. (In Russ.)].
  16. Тимашков А.Ю. К истории понятия интермедиальности в российской и зарубежной науке // Žmogus ir žodis. 2007. 11. С. 21-26. [Timashkov, Aleksey J. 2007. K istorii ponyatiya intermedial’nisti v rossiyskoy i zarubezhnoy nauke (To the history of concept of intermediality in the Russian and world science). Man, and the Word 11. 21-26 (In Russ.)].
  17. Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных научных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Серия «Симпозиум». 2001. 12. С. 149-153. [Tishunina, Natalia V. 2001. Metodologiya intermedial’nogo analiza v svete mezhdistsiplinarnih nauchnih iislevaniy (The methodology of intermedial analysis in terms of interdisciplinary studies). Metodologiya Gumanitarnogo Znaniya v Perspektive XXI Veka. Seria ‘Simpozium’ 12. 149-153. (In Russ.)].
  18. Хаминова А.А., Зильберман Н.Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. 2014. 389. С. 38-45. [Haminova, Anastasia A. & Nadezhda N. Zilberman. 2014. The theory of intermediality in the context of modern humanities. Tomsk State University Journal 389. 38-45 (In Russ.)]. https://doi.org/10.17223/15617793/389/510/
  19. Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду /пер. с нем. Б.М. Скуратова, Е.Ю. Смотрицкого. М.: РГГУ, 2016. [Hansen-Löve, Aage A. 2016. Intermedialnost’ v russkoy culture: Ot simvolizma k avangardu (Intermediality in Russian culture: From symbolism to advent-garde)/ /per. s nem. B. M. Skuratova, E. Yu.S motrickogo. Moscow: Russian State University for the Humanities Publ. (In Russ.)].
  20. Эко У. Сказать почти то же самое: опыты о переводе / пер. с итал. А. Коваля. М.: ACT: CORPUS, 2015. [Eko, U. 2015. Skazat’ pochti to zhe samoe: Opyty o perevode (To say almost the same: Experience of translation)/ per. s ital. A. Kovalya. Moscow: ACT: CORPUS. (In Russ.)].
  21. Cienki, Alan & Cornelia Müller (eds.). 2008. Metaphor and Gesture. Gesture Studies 3. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. https://doi.org/10.1075/gs.3
  22. Chapple, Freda. 2008. On intermediality. Cultura, Lenguaje y Representación VI. 7-14.
  23. Durst-Andersen, Per. 2011. Linguistic Supertypes: A Cognitive-Semiotic Theory of Human Communication. Berlin & New York: Mouton de Gruyter.
  24. Fischer-Lichte, Erika. 2016. Introduction. Comparative Arts to Interart Studies. Paragrana 25. 12-26.
  25. Fowles, John. 1998. Wormholes. New York: Henry Holt and Company Inc.
  26. Fusaroli, Riccardo & Simone Morgagni. 2013. Conceptual Metaphor Theory: Thirty years after. Journal of Cognitive Semiotics 5 (1/2). 1-13.
  27. Hansen-Löwe, Aage A. 1983. Intermedialität und Intertextualität. Probleme der Korrelation von Wort-und Bildkunst. Am Beispiel der russischen Moderne. In Wolf Schmid & Wolf-Dieter Stempel (eds.), Dialog der Texte. Hamburger Kolloquium zur Intertextualität, 291-360. Wien: Wiener Slawistischer Almanach.
  28. Kristeva, Julia. 1980. Desire in Language: A Semiotic Approach to Literature and Art. In Leon S. Roudiez (ed.). New York: Columbia University Press.
  29. Ljungberg, Christina. 2010. Intermedial Strategies in Multimedia Art. Media Borders, Multimodality and Intermediality. London and New York: Palgrave Macmillan. 81-96.
  30. Max Porter on Myth, Hybridity and Voice. URL: https://www.swansea.ac.uk/cultural-institute/events/previous-events/#max-porter-on-myth-hybridity-and-voice=is-expanded (accessed 15 Novermber 2021).
  31. Micznik, Vera. 2001. Music and narrative revisited: Degrees of narrativity in Beethoven and Mahler. Journal of the Royal Musical Association 126. 193-249.
  32. Nirmala, A. 2001. Joyce Cary: A Critical Study. New-Delhi: Atlantic Publishers and Distributors.
  33. Pethő, Ágnes. 2010. Intermediality in film: A historiography of methodologies. Acta Univ. Sapientiae, Film and Media Studies 2. 39-72.
  34. Rajewsky, Irina. 2005. Intermediality, intertextuality, and remediation: A literary perspective on intermediality. Intermédialités 6. 43-64. https://doi.org/10/7202/1005505ar
  35. Varga, Adriana. 2014. Virginia Woolf and Music. Bloomington: Indiana University Press. URL: https://www.litres.ru/adriana-l-varga/virginia-woolf-and-music/chitat-onlayn/ (accessed 20 October 2021). https://doi.org/10.7771/1481-4374.1790
  36. Wagner, Richard. 1895. The Art-Work of the Future. Translated by William Ashton Ellis. URL: http://www.public-library.uk/ebooks/107/74.pdf (accessed 1 November 2021).
  37. Zlatev, Jordan. 2012. Cognitive Semiotics: An emerging field for transdisciplinary study of meaning. The Public Journal of Semiotics IV (1). 2-24.
  38. Cary, Joyce. The Horse’s Mouth. New York: Harper and Brothers, 1994.
  39. Fowles, John. The Ebony Tower. London: Jonathan Cape, 1974.
  40. Porter, Max. The Death of Francis Bacon. London: Faber, 2021.
  41. Stone, Irving. Lust for life. The Story of Vincent Van Gogh. London, Penguin Publishing Group, 1984.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Козлова Л.А., Кремнева А.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».