Лингвоживописная техника письма и ее роль в создании образа художника
- Авторы: Козлова Л.А.1, Кремнева А.В.2
-
Учреждения:
- Алтайский государственный педагогический университет
- Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
- Выпуск: Том 26, № 3 (2022)
- Страницы: 721-743
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2687-0088/article/view/314942
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-30060
- ID: 314942
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Теория интермедиальности, возникшая в рамках теории интертекстуальности, сегодня представляет собой обширную область междисциплинарных гуманитарных исследований, в которой работают литературоведы, лингвисты, искусствоведы и культурологи. Несмотря на огромное количество работ, посвященных различным аспектам этого комплексного феномена, многие вопросы, касающиеся трактовки сущности данного явления, типологии интермедиальных взаимодействий и их функций, продолжают оставаться дискуссионными. Важным фактором, обусловливающим актуальность проблемы интермедиальности, являются многочисленные новые текстовые практики, в которых используются различные формы интермедиальности, требующие описания и теоретического осмысления. Статья посвящена лингвоживописной технике письма как одного из приемов онтологической интермедиальности. Под лингвоживописной техникой письма понимается использование в художественном тексте особых языковых средств и приемов, активирующих в сознании читателя живописные образы, в результате чего слово и живописный образ становятся единым целым. Цель работы - описать сущность лингвоживописной техники письма, выявить языковые приемы ее реализации и определить их роль в создании образа персонажа. Исследование выполнено с позиции когнитивно-семиотического подхода, в основе которого лежит тезис о том, что искусство синтетично в своей основе, и понимание всей культуры как Текста предполагает возможность взаимодействия различных семиотических кодов для выражения и интерпретации смысла. Материалом для исследования послужили четыре романа англоязычных писателей (И. Стоуна, Дж. Кэри, Дж. Фаулза и М. Портера), главные персонажи которых - реальные или вымышленные художники, представляющие разные направления в живописи. Основным методом исследования является интермедиальный анализ, также используется инференционный анализ и элементы сопоставительного анализа. Как показало исследование, лингвоживописная техника письма создается комплексом средств и приемов (номинации цвета, света, формы, размера, структуры объекта, его локализацию в пространстве, широкое использование образных сравнений, прием экфрасиса и др.), выбор и частотность которых обусловлены как когнитивным стилем автора художественного текста, так и особенностями живописной манеры художника. Полученные выводы подтверждают значительный экспланаторный потенциал когнитивно-семиотического подхода, использование которого позволяет реконструировать глубинные процессы, лежащие в основе интермедиальных взаимодействий.
Об авторах
Любовь Александровна Козлова
Алтайский государственный педагогический университет
Email: lyubovkozlova@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-0247-3843
доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии
Барнаул, РоссияАнна Валерьевна Кремнева
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Автор, ответственный за переписку.
Email: annakremneva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8788-2779
доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Иностранные языки»
Барнаул, РоссияСписок литературы
- Автухович Т.Е. Экфрасис как жанр и/или дискурс// Диалог согласия: сборник научных статей к 70-летию В.И.Тюпы/ Под ред. О.В. Федюниной, Ю.Л. Троицкого. М.: Интрада, 2015. С. 85-94. [Avtuhovich, Tatiana E. 2015. Ekfrasis kak zhanr i/ili diskurs (Ekfrasis as a genre and/or discourse). In Fedunina O.V. & Yurii L'vovich Troitskii (eds.), Dialog Soglasiya: Sbornik Nauchnyh Statei k 70-Letiyu V.I.Tyupy, 85-94. Moscow: Intrada. (In Russ.)]
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. [Bakhtin, Mikhail M. 1975. Questions of literature and aesthetics. Moscow: Hudozhestvennaya literature. (In Russ.)].
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. [Bakhtin, Mikhail M. 1979. Aesthetics of verbal art. Moscow: Iskusstvo. (In Russ.)].
- Бразговская Е.Е. Экфрасис как семиотический эксперимент // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 52-72. [Brazgovskaya, Elena E. 2020. Ekphrasis as a semiotic experiment. Critique and Semiotics 1. 52-72. (In Russ.)]. https://doi.org/10.25205/2307-1737-2020-1-52-72
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. [Vesekovskiy, Aleksandr N. 1989. Istoricheskaya Poetica (Historical poetics). Moscow: Visshaya Shkola. (In Russ.)].
- Гениева Е.Ю. И снова Джойс. М.: ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2011. [Genieva, Ekaterina.Yu. 2011. I snova Dzhois (Joyce again). Moscow: VGBIL im. M. I. Rudomino. (In Russ.)].
- Игнатенко А.В. Живопись в прозе А.П.Чехова: Интермедиальный анализ. М., ЛЕНАНД, 2022. [Ignatenko, Alexandr V. 2022. Zhivopis’ v proze A.P. Chekhova: Intermedial’nyi analiz (Painting in Anton Chekhov’s Prose). Moscow: LENAND. (In Russ.)].
- Каркавина О.В. Взаимодействие литературы и музыки в творчестве Тони Моррисон // Вопросы лингвистики и линводидактики. Система. Функционирование. Обучение: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2009. С. 215-223. [Karkavina, Oksana V. 2009. Vzaimodeistvie literatury i muzyki v tvorchestve Toni Morrison (The Interaction of Literature and Music in the Works of Tony Morrison). Voprosy Lingvistiki i Linvodidaktiki. Sistema. Funkcionirovanie. Obuchenie: Mezhvuzovskii Tematicheskii Sbornik Nauchnyh Trudov. Omsk: Izd-vo Om. Gos.un-ta. 215-223. (In Russ.)].
- Козлова Л.А., Кремнева А.В. Концептуальная метафора в когнитивно-семиотическом осмыслении // Вопросы когнитивной лингвистики. 2021. № 1. С. 47-59. [Kozlova, Lyubov A. & Anna V. Kremneva. 2021. Conceptual metaphor in cognitive-semiotic interpretation. Issues of Cognitive Linguistics 1. 47-59 (In Russ.)]. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2021-1-47-59.
- Кремнева А.В. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия: в семиотическом пространстве культуры: монография. Барнаул: АлтГТУ им. И.И.Ползунова, 2017 [Kremneva, Anna V. 2017. Intertekstual`nost` kak odna iz form mezhtekstovogo vzaimodejstviya: V semioticheskom prostranstve kul`tury`: Monografiya (Intertextuality as a form of text interaction in the semiotic space of culture). Barnaul: AltGTU im. I. I.Polzunova (In Russ.)].
- Лотман Ю.M. Текст и полиглотизм культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. С. 142-147 [Lotman, Juriy M. 1996. In Tekst i poliglotizm kulturi (Text and poliglottism of culture): Izbrannye stat'i: In 3 vols. Vol. 1. Tallin: Alexandra Publ. 142-147. (In Russ.)].
- Рыбальченко Т.Л. Знаки музыки в романе Л. Леонова «Русский лес» // Сибирский филологический журнал. 2014. № 4. С. 16-24. [Rybal’chenko, Tatyana L. 2014. The signs of the music in the novel of L. Leonov «Russian Forest». Siberian Journal of Philology 4. 16-24. (In Russ.)].
- Синельникова Л.Н. Ризома и дискурс интермедиальности // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2017. 21(4). С. 805-821. [Sinelnikova, Lara N. 2017. Rhizome and discourse of intermediality. Russian Journal of Linguistics 21(4). 805-821 (In Russ.)]. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-1-224-229
- Самигуллина А.С. Метафора в когнитивно-семиотическом освещении: монография. Уфа: РИО БашГУ, 2008. [Samigullina, Anna S. 2008. Metafora v kognitivno-semioticheskom osveshchenii. (Metaphor in cognitive-semiotic interpretation). Monografiya. Ufa: RIO BashGU. (In Russ.)].
- Степанов Ю.С. Вводная статья. В мире семиотики // Семиотика: Антология. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. C. 5-42. [Stepanov, Juriy S. 2001. Vvodnaya statia. V mire semiotiki. (Introduction. In the world of semiotics.) Semiotics. Anthology. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ.; Ekaterinburg: Delovaya kniga Publ. 5-42. (In Russ.)].
- Тимашков А.Ю. К истории понятия интермедиальности в российской и зарубежной науке // Žmogus ir žodis. 2007. 11. С. 21-26. [Timashkov, Aleksey J. 2007. K istorii ponyatiya intermedial’nisti v rossiyskoy i zarubezhnoy nauke (To the history of concept of intermediality in the Russian and world science). Man, and the Word 11. 21-26 (In Russ.)].
- Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных научных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Серия «Симпозиум». 2001. 12. С. 149-153. [Tishunina, Natalia V. 2001. Metodologiya intermedial’nogo analiza v svete mezhdistsiplinarnih nauchnih iislevaniy (The methodology of intermedial analysis in terms of interdisciplinary studies). Metodologiya Gumanitarnogo Znaniya v Perspektive XXI Veka. Seria ‘Simpozium’ 12. 149-153. (In Russ.)].
- Хаминова А.А., Зильберман Н.Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. 2014. 389. С. 38-45. [Haminova, Anastasia A. & Nadezhda N. Zilberman. 2014. The theory of intermediality in the context of modern humanities. Tomsk State University Journal 389. 38-45 (In Russ.)]. https://doi.org/10.17223/15617793/389/510/
- Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду /пер. с нем. Б.М. Скуратова, Е.Ю. Смотрицкого. М.: РГГУ, 2016. [Hansen-Löve, Aage A. 2016. Intermedialnost’ v russkoy culture: Ot simvolizma k avangardu (Intermediality in Russian culture: From symbolism to advent-garde)/ /per. s nem. B. M. Skuratova, E. Yu.S motrickogo. Moscow: Russian State University for the Humanities Publ. (In Russ.)].
- Эко У. Сказать почти то же самое: опыты о переводе / пер. с итал. А. Коваля. М.: ACT: CORPUS, 2015. [Eko, U. 2015. Skazat’ pochti to zhe samoe: Opyty o perevode (To say almost the same: Experience of translation)/ per. s ital. A. Kovalya. Moscow: ACT: CORPUS. (In Russ.)].
- Cienki, Alan & Cornelia Müller (eds.). 2008. Metaphor and Gesture. Gesture Studies 3. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. https://doi.org/10.1075/gs.3
- Chapple, Freda. 2008. On intermediality. Cultura, Lenguaje y Representación VI. 7-14.
- Durst-Andersen, Per. 2011. Linguistic Supertypes: A Cognitive-Semiotic Theory of Human Communication. Berlin & New York: Mouton de Gruyter.
- Fischer-Lichte, Erika. 2016. Introduction. Comparative Arts to Interart Studies. Paragrana 25. 12-26.
- Fowles, John. 1998. Wormholes. New York: Henry Holt and Company Inc.
- Fusaroli, Riccardo & Simone Morgagni. 2013. Conceptual Metaphor Theory: Thirty years after. Journal of Cognitive Semiotics 5 (1/2). 1-13.
- Hansen-Löwe, Aage A. 1983. Intermedialität und Intertextualität. Probleme der Korrelation von Wort-und Bildkunst. Am Beispiel der russischen Moderne. In Wolf Schmid & Wolf-Dieter Stempel (eds.), Dialog der Texte. Hamburger Kolloquium zur Intertextualität, 291-360. Wien: Wiener Slawistischer Almanach.
- Kristeva, Julia. 1980. Desire in Language: A Semiotic Approach to Literature and Art. In Leon S. Roudiez (ed.). New York: Columbia University Press.
- Ljungberg, Christina. 2010. Intermedial Strategies in Multimedia Art. Media Borders, Multimodality and Intermediality. London and New York: Palgrave Macmillan. 81-96.
- Max Porter on Myth, Hybridity and Voice. URL: https://www.swansea.ac.uk/cultural-institute/events/previous-events/#max-porter-on-myth-hybridity-and-voice=is-expanded (accessed 15 Novermber 2021).
- Micznik, Vera. 2001. Music and narrative revisited: Degrees of narrativity in Beethoven and Mahler. Journal of the Royal Musical Association 126. 193-249.
- Nirmala, A. 2001. Joyce Cary: A Critical Study. New-Delhi: Atlantic Publishers and Distributors.
- Pethő, Ágnes. 2010. Intermediality in film: A historiography of methodologies. Acta Univ. Sapientiae, Film and Media Studies 2. 39-72.
- Rajewsky, Irina. 2005. Intermediality, intertextuality, and remediation: A literary perspective on intermediality. Intermédialités 6. 43-64. https://doi.org/10/7202/1005505ar
- Varga, Adriana. 2014. Virginia Woolf and Music. Bloomington: Indiana University Press. URL: https://www.litres.ru/adriana-l-varga/virginia-woolf-and-music/chitat-onlayn/ (accessed 20 October 2021). https://doi.org/10.7771/1481-4374.1790
- Wagner, Richard. 1895. The Art-Work of the Future. Translated by William Ashton Ellis. URL: http://www.public-library.uk/ebooks/107/74.pdf (accessed 1 November 2021).
- Zlatev, Jordan. 2012. Cognitive Semiotics: An emerging field for transdisciplinary study of meaning. The Public Journal of Semiotics IV (1). 2-24.
- Cary, Joyce. The Horse’s Mouth. New York: Harper and Brothers, 1994.
- Fowles, John. The Ebony Tower. London: Jonathan Cape, 1974.
- Porter, Max. The Death of Francis Bacon. London: Faber, 2021.
- Stone, Irving. Lust for life. The Story of Vincent Van Gogh. London, Penguin Publishing Group, 1984.
Дополнительные файлы
