Том 25, № 3 (2021): Emotionalisation of Media Discourse

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Эмоционализация современного медиадискурса: исследовательская повестка дня

Заппеттини Ф., Понтон Д.М., Ларина Т.В.

Аннотация

В этом специальном выпуске продолжается обсуждение роли эмоций в дискурсе (см. Russian Journal of Linguistics 2015, № 1 и 2018, вып. 22, №1), которая, как свидетельствует растущий объем литературы в этой области, стала более заметной в разных сферах и контекстах общественной жизни. На этот раз мы обращаемся к эмоционализации медиадискурса. Авторы статей данного выпуска анализируют способы выражения эмоций, их функции и прагматические цели в медийном дискурсе и приводят многочисленные факты, свидетельствующие об усилении эмоционализации в средствах массовой информации. Наша цель - исследовать эмоции в СМИ с семиотической, прагматической и дискурсивной точек зрения на фоне современного социально-политического контекста, в котором традиционные представления о роли средств массовой информации претерпевают заметные изменения. Мы также намечаем направления дальнейших исследований, выделяя три основные области, касающиеся (1) логики производства и восприятия медиапродукта, (2) границ медиадискурса, (3) семиотических ресурсов, используемых для создания эмоциональности. Далее в статье мы кратко представляем исследования авторов этого выпуска и отмечаем их вклад в изучение лингвистических репрезентаций эмоций. В заключении подводим основные итоги и предлагаем пути дальнейших исследований.

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):586-610
pages 586-610 views

Эмоциональность в реакциях аудитории на выступления политиков

Булл П., Уоддл М.

Аннотация

Взаимодействие спикера и аудитории в политических выступлениях концептуализируется как форма диалога между ними. Особое значение в этой связи имеют исследования Аткинсона (Atkinson 1983, 1984a, 1984b), который первым обратился к риторическим приемам, используемым политиками с целью получения аплодисментов аудитории. Аткинсона интересовала не столько эмоциональность в политических выступлениях, сколько способ получения аплодисментов в привязке к групповой идентичности, а именно через внутригрупповую похвалу и / или внегрупповое уничижение. Eго теория позволила понять, как выступающие вызывают отклик аудитории, и она послужила стимулом для дальнейших исследований в данной области. Цель статьи - восполнить недостаток исследований эмоционализации в политическом дискурсе. Мы остановимся на анализе теории риторики Аткинсона и отметим ряд ее недостатков. Затем перейдем к нашему главному вопросу, а именно - как результаты предыдущих исследований в области риторики могут быть интерпретированы с точки зрения эмоционализации. Основное внимание будет уделено реакции аудитории на слова политиков и тому, как различные формы ответа аудитории отражают ее эмоциональное состояние. Высказывается мнение, что как продолжительность, так и частота ожидаемых реакций аудитории могут указывать на более положительные эмоциональные отклики, в то время как случайные прерывистые аплодисменты и освистывание могут указывать на то, какие вопросы вызывают у аудитории неприятие и возмущение. Делается вывод, что как ожидаемые, так и неожидаемые реакции аудитории, положительные и отрицательные, могут быть свидетельством эмоционализации политических выступлений, и они дают ключ к пониманию этого процесса.

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):611-627
pages 611-627 views

Гипербола и эмоционализация: усиление прагматических эффектов пословиц и метафор в дебатах о Брексите

Музолф А.

Аннотация

В данной статье ставится вопрос - может ли использование гиперболы в метафорических идиомах и сценариях способствовать эмоционализации публичных дебатов, а если да, то как. В контексте Брексита исследуются гиперболические высказывания с использованием поговорки You cannot have your cake and eat it и связанные с ней сценарии национального освобождения, которые вызвали эмоциональные публичные дебаты. Например, сторонники Брексита превратили данную поговорку в утверждение We can have our cake and eat it , а их образная интерпретация Брексита как освободительной войны (против ЕС) вызвала сильную эмоциональную реакцию: у последователей Брексита - эмоциональную поддержку, у их оппонентов - страх и негодование. Материал для исследования извлекался из корпуса цитат, использованных в выступлениях британскими политиками, а также из интервью и газетных текстов (2016-2020 гг.). В статье показано, что сочетание фигур речи (пословиц, метафор) с гиперболой усиливает эмоциональное и полемическое воздействие на аудиторию. Хотя этот эффект можно считать риторически успешным в краткосрочной перспективе (например, в ходе референдума и избирательных кампаний), его долгосрочное влияние на политический дискурс более амбивалентно, поскольку оно ведет к поляризации и радикализации политического дискурса в Великобритании (о чем свидетельствует, например, широкое использование гипербол в дебатах о COVID-19). Таким образом, наиболее перспективным представляется изучение гиперболы как средства эмоционализации в парадигме дискурсивно-исторического исследования социально-прагматических эффектов образного (в основном, метафорического) использования языка, а не как изолированного, единичного риторического средства.

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):628-644
pages 628-644 views

Великобритания как жертва и герой в освещении Брексита газетой “Sun”

Заппеттини Ф.

Аннотация

Статья посвящена роли эмоций в дискурсивных стратегиях убеждения. В ней рассматривается, как во время публичных дебатов по вопросу Брексита британская таблоидная пресса использовала эмоции для продвижения данной идеи. На примере освещения газетой “Sun” «унижения» Великобритании на переговорах по Брекситу в Зальцбурге (2018) исследуется, как и с помощью каких языковых средств были дискурсивно оформлены акторы и описываемые события. Полученные данные свидетельствуют о том, что газета “Sun” вызывала у читателей эмоции страха и разочарования наряду с чувством гордости и свободы, чтобы связать Брексит с давно устоявшимся нарративом доминирования и национального героизма. Дискурс также подкреплялся дискурсивной просодией в сочетании с сатирическим жанром и популистским регистром, которые часто характеризуют британскую бульварную прессу. В частности, лингвистический анализ показал, как антагонистические образы Великобритании и ЕС подкреплялись аллегорией «некомпетентного» гангстеризма и морально оправданным сопротивлением. Таким образом, эмоционализация была нацелена как на высмеивание ЕС, так и на изображение ЕС как преступной организации, что сыграло важную роль в продвижении идеи Брексита среди читателей таблоида, а также легитимации и институционализации его более жестких форм. Рассматривая журналистский дискурс с учетом эмоционального, стилистического и политического аспектов коммуникации, данное исследование расширяет представление об использовании эмоциональных аргументов и популистских нарративов, а также подчеркивает роль бульварной журналистики в представлении политических отношений между Великобританией и ЕС.

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):645-662
pages 645-662 views

Нарративное сравнение и эмоциональные реакции на Брексит

Данцигер Б.

Аннотация

В статье рассматриваются фигуры речи, к которым прибегают популярные СМИ и социальные сети, представляя реакцию общественности на процесс реализации Брексита. В частности, сравниваются аналогии, которые объясняют природу Брексита с точки зрения характера возникающих проблем, с твитами, основанными на сравнении и выражающими эмоциональные реакции. Основное внимание уделяется природе сравнения как тропа, предполагающего выбор эмоциональных реакций, и особенно нарративным симилятивным конструкциям, таким как Brexit is like X (Брексит - это как X), где X - расширенное повествование. Эти сравнения пересекаются с реальной историей Брексита, которая длилась несколько лет, и с другими нарративными сценариями. Важно отметить, что в основе созданных сценариев - не политическая принадлежность человека и его аргументы, а эмоциональное восприятие «истории Брексита» (например, долгий период колебаний и нерешительности). По сути, сравнение Brexit is like X приблизительно можно перефразировать как «Переживание Брексита вызывает у меня такие же чувства, как и нарратив X», где X - это выдуманная или взятая из кино история, изображающая не столь значимые социальные события. Эмоции, которые вызывает сравнение Brexit is like X (разочарование, скука, чувство раздражения или замешательства) - это сложные эмоциональные реакции на нарратив, в котором отсутствует достижение решения. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости переоценки природы сравнения как концептуального переноса значения и учета роли вымышленных историй в выражении эмоций. Кроме того, сложные синтаксические формы, используемые для построения нарратива, предоставляют материал для пересмотра сравнения как конструкции.

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):663-684
pages 663-684 views

«Возникающая невежливость» и «убеждающая эмоциональность» в дискурсах польских СМИ

Левандовска-Томашчик Б., Пензик П.

Аннотация

Основное внимание в статье уделяется выявлению и обсуждению случаев того, что мы называем «возникающей невежливостью» (“emergent impoliteness”) и «убеждающей эмоциональностью» (“persuasive emotionality”). Рассматриваются дискурсивные стратегии, используемые польскими СМИ, которые способствуют усилению отрицательных эмоций аудитории и радикализации языка и отношений при обращении к политическим оппонентам. Особое значение уделяется функциям эмоционального дискурса и его персуазивной роли в дискурсе СМИ и за его пределами. Рассматриваемые примеры взяты из современных польских медиатекстов. Источником материала послужил большой польский медиа корпус - corpus monco.frazeo.pl (Pęzik 2020). Исследование проводится с помощью инструментов статистического анализа материалов корпуса (Pęzik 2012, 2014) на основе эмотивного и дискурсивного подходов. Анализируются используемые СМИ способы интерпретации событий (Langacker 1987/1991) с точки зрения их идеологического фрейминага, понимаемого как определенные навязанные / сконструированные модели и структуры событий (Gans 1979). Особое внимание уделяется негативной аксиологической оценке людей и событий с точки зрения преимущественно имплицитного воздействующего и оскорбительного дискурса, включая роль эмоциональных кластеров обиды и оскорбления, гнева и презрения в тактике убеждения. В исследовании предлагается категоризация типов возникающей невежливости и убеждающей эмоциональности, которые включают в себя имплицитное убеждение, направленное на повышение негативной эмоциональности медиаобщественности. Результаты исследования обеспечивают основу для дальнейших исследований эмоционализации медиадискурса.

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):685-704
pages 685-704 views

Маркеры эмоциональности в освещении российскими СМИ празднования 75-летия Победы в Великой отечественной войне

Добросклонская Т.Г.

Аннотация

В статье исследуются способы выражения эмоциональности в новостных текстах, освещающих политически значимые темы. Материалом послужили тексты российских СМИ, посвящённые празднованию 75-летия Победы в Великой отечественной войне, в частности новостных программ телеканалов «Россия 1», «Первый» и RT. Исходя из базового определения медиатекста как органичного единства компонентов вербального и медийного уровней, сформулированного в рамках медиалингвистики, автор идентифицировал и описал маркеры эмоциональности на обоих уровнях - языка и медиа, обратив особое внимание на способы соединения элементов вербального (лексики) и медийного уровней (иллюстрации, видеоряд). Анализ новостных текстов проводился на основе информационной модели, которая позволяет разделить процесс формирования новостного потока на следующие этапы - отбор событий для последующего освещения, интерпретация фактов, создание образов, формирование стереотипов, культуро-идеологический контекст. Цель исследования состояла в том, чтобы, выделив маркеры эмоциональности, изучить как эмоционализация новостных текстов влияет на репрезентацию и интерпретацию событий, обращая при этом особое внимание на особенности реализации категории информационно-вещательного стиля, определяемого как тональность обращения новостного ведущего к аудитории. Учитывая двойственную природу эмоциональности как эксплицитно выраженного и имплицитно присутствующего качества, автор выделяет три типа эмоциональности в исследуемых новостных текстах: 1) особый торжественно-приподнятый стиль, используемый новостными ведущими и комментаторами для того, чтобы подчеркнуть значимость освещаемого события; 2) намеренная аффектация, или искусственная демонстрация эмоций со стороны новостных аналитиков в целях оказания воздействия на аудиторию; 3) эмоциональность как спонтанное проявление искренних эмоций, наблюдаемое в интервью с участниками событий в сообщениях корреспондентов. Результаты исследования могут служить основанием для дальнейшего изучения маркеров эмоциональности в различных типах медиадискурса, включая новости, комментарий и обсуждение политически значимых тем в традиционных СМИ и социальных сетях.

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):705-722
pages 705-722 views

Война вчера и сегодня: образ России в британском медиадискурсе

Солопова О.А., Кушнерук С.Л.

Аннотация

Статья посвящена диахроническому анализу образов России в британском медиадискурсе. Актуальность работы обусловлена необходимостью создания лингвистических основ противодействия информационно-психологическому воздействию со стороны зарубежных СМИ, направленному на искажение истории и размывание российских духовно-нравственных ценностей, а также дефицитом в теории языка диахронических исследований, посвященных сопоставлению образов России в зарубежных медийных дискурсах разных исторических периодов. Цель работы - установить зависимость медиадискурсивной репрезентации образов России и их эмоциональную нагруженность от исторических и идеологических факторов в военное и мирное время. Сопутствующие задачи исследования: проследить трансформацию медиа образа России в контекстах крупнейшего вооруженного конфликта в истории XX столетия и информационных войн новейшей истории начала XXI века; выявить и сопоставить особенности фреймирования образа России в британских медиа периода Второй мировой войны и через 75 лет после ее завершения. Текстовый материал британского медиадискурса (объёмом 500 контекстов в каждом хронологическом срезе) изучен с опорой на достижения теории фрейминга. Критериями диахронического сопоставления дискурсивных образов России выступают диагностические и прогностические фреймы, репрезентирующие макрофрейм «ВОЙНА». Сопоставительный анализ произведен с учетом экстралингвистических факторов конструирования образов России в избранных хронологических ракурсах. Устанавливается, что моделирование образов России британскими СМИ в военный и мирный периоды существенно отличается с точки зрения реализации их эмотивного потенциала: негативизация образа России в новейшей истории противопоставлена мелиоративности медиа образов в ретроспективном срезе. Авторы приходят к выводу о субъектоцентричности медийного дискурса о России. Доказывается, что регулярно используемые модели дискурсивной актуализации образов России детерминированы расстановкой сил на международной арене, интересами и целями Великобритании, характером двусторонних отношений. Результаты работы могут представлять интерес для дальнейшей разработки теории языка войны в лингвистике и широком кругу социально-гуманитарных исследований.

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):723-745
pages 723-745 views

Угроза и страх: прагматические цели эмоционализации в медийном дискурсе

Озюменко В.И., Ларина Т.В.

Аннотация

Воздействие СМИ на общество в значительной степени основано на эмоциях. Данная статья посвящена эмоционализации современного медиадискурса, рассматриваемой с позиций дискурсивнопрагматического подхода. Объектом исследования является страх, одна из базовых эмоций, вызываемая рисками и угрозами, которая в двадцать первом веке, по мнению исследователей, стала играть ключевую роль в формировании сознания (Furedi 2018). В центре внимания - идея так называемой «российской угрозы», активно навязываемая западными СМИ, и «страх перед Россией». Цель исследования - выявить особенности функционирования лексем threat (угроза) и fear (страх) в англо-американских медиатекстах и определить их прагма-дискурсивные характеристики, а также механизмы и языковые средства, применяемые для реализации стратегии устрашения. Материал взят из текстов, опубликованных в качественных британских и американских газетах в 2018-2020 годах, которые были проанализированы на основе междисциплинарного подхода с использованием данных медиалингвистики, психолингвистики, прагматики, критического дискурс-анализ и теории проксимизации. В статье показано, что обращение к эмоциям аудитории способствует усилению персуазивной функции, что является одной из основных целей современных СМИ. Утверждается, что частое использование слов «угроза» и «страх» по отношению к России, а также навязчивое обсуждение этой темы в СМИ нацелены на формирование определенного общественного мнения. Результаты показывают, что для достижения данной цели используются различные стратегии и языковые средства: проксимизация, пресуппозиция, преувеличение, повторы, вопросительные заголовки и другие. Результаты исследования выходят за рамки лингвистики и могут найти применение в политических исследованиях, поскольку они предоставляют инструменты для понимания современных социальных и политических процессов.

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):746-766
pages 746-766 views

«Никогда в жизни я не слышал столько абсолютной бессмыслицы»: политическая сатира как способ преодоления кризиса COVID-19

Понтон Д.М.

Аннотация

В данной статье рассматривается жанр политической сатиры в период, когда по всему миру вирус COVID-19 унес жизни многих людей и оказал глубокое драматическое влияние на социальное поведение в обществе. Население многих стран пережило «самоизоляцию», периоды принудительного домашнего заключения. В средствах массовой коммуникации появились изображения пустых улиц больших городов, символы радикальных изменений, необходимых в связи с чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения, и неизвестные в западных странах со времен Второй мировой войны. В этой ситуации в основных печатных СМИ политические сатирики продолжали высмеивать официальные ответы властей на затянувшийся кризис, а в социальных СМИ начали появляться комические мемы. Цель данной статьи - рассмотреть связь политической сатиры и юмора, попытаться объяснить юмористический эффект этих мультимодальных артефактов в таких удручающих обстоятельствах и с прагматической точки зрения определить их социально-политическую функцию. В исследовании используются мемы, взятые из различных онлайн-источников (Facebook, Twitter, Google) в период пандемии, которые были проанализированы с применением комплексной методологии, с использованием понятий из исследований юмора, особенно понятия несовместимости (Morreall 2016), и основных положений лингвистической прагматики (Kecskes 2014). Результаты подчеркивают эмоциональную сторону этой формы сатиры и показывают, что мемы работают на основе ряда чувств (гнев, горечь, разочарование, отчаяние и т. д.), многие из которых были вызваны кризисом COVID-19 и политическими ответами на него. Перефразируя Уолтера Бенджамина (2008: 378), можно заключить: у человека могут «кончиться слезы, но не смех». Полученные данные способствуют нашему пониманию онлайн-сатиры как жанра, который использует возможности новых медиа для расширения социального потенциала традиционной формы оппозиционного дискурса.

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):767-788
pages 767-788 views

Трамп, мемы и альтернативные правые: эмоциональная критика и похвала

Уэй Л.К.

Аннотация

Интернет-мемы - самая распространенная и гибкая форма цифровой поп-культуры (Wiggins 2019). Это способ, которым «общество выражает себя и думает о себе» (Denisova 2019: 2), используемый для сатиры, пародии, критики, для выдвижения аргумента (Wiggins 2019, Ponton 2021 и др.). Акты просмотра, создания, обмена и комментирования мемов, которые критикуют или «троллят» авторитетных деятелей, занимают ключевую позицию в современных политических процессах, превратились в одну из наиболее важных форм политического участия и активности (Merrin 2019: 201). Однако мемы несут информацию не через логические аргументы, а эмоционально и аффективно с помощью коротких шуток и забавных изображений. Мемы являются частью новой политики идентификации, аффективности, эмоций и юмора (Merrin 2019: 222). В данной статье исследуется не только то, что политические мемы передают, но и как они это делают. В ней анализируются мемы, широко распространенные в социальных сетях, которые восхваляют и критикуют авторитарные тенденции бывшего президента США Дональда Трампа, взятые на сайте 4Chan, продвигающего идеи альтернативных правых. Через мультимодальный подход к критическому дискурс-анализу показано, как дискурсы расизма, национализма и власти строятся при помощи мультимодальных средств эмоциональности, а не при помощи логических и хорошо структурированных аргументов. Отмечается, что, хотя мемы обладают потенциалом эмоционального взаимодействия с целевой аудиторией, это взаимодействие достигается через коммуникативные нюансы и передачу подробной информации о политических игроках. Это противоречит идеалу публичной сферы, в которой дебаты и дискуссии определяют политические решения населения и являются основой демократического общества (Habermas 1991).

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):789-809
pages 789-809 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книгу Andreas Musolff. 2021. National conceptions of the body politic. Cultural experience and political imagination. Cham, Springer. ISBN 978-981-15-8739-9 ISBN 978-981-15-8740-5 (eBook)

Бриз Р.

Аннотация

-

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):810-815
pages 810-815 views

Рецензия на книгу Rodney Jones (ed.). 2021. Viral Discourse Cambridge Elements in Applied Linguistics Cambridge University Press. ISBNs: 9781108986625 (PB), 9781108986465 (OC)

Аль-Салман С.

Аннотация

-

Russian Journal of Linguistics. 2021;25(3):816-822
pages 816-822 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».