Углеродная нейтральность и защита природы: экологические мероприятия в социальных отчетах железнодорожных компаний


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Перед транспортными компаниями стоит двойная задача - решать вопросы прозрачности, сообщая о своей потенциальной роли в экологических катастрофах, и одновременно укреплять доверие со стороны заинтересованных сторон. В связи с этим в данной статье рассматриваются отчеты о корпоративной социальной ответственности (КСО), которые демонстрируют осознание компаниями своей роли как социальных субъектов и своего влияния на планету и общество. Цель статьи - показать, как компании, работающие в железнодорожном секторе, формулируют и описывают экологические проблемы с лексической и дискурсивной точек зрения. С позиций эколингвистики в статье анализируются слова-триггеры, которые употребляются для трактовки вопросов, связанных с окружающей средой, в социальных отчетах железнодорожных компаний. Исследуется корпус отчетов о КСО, опубликованных на английском языке в период с 2021 по 2022 год железнодорожными компаниями как англоязычных, так и неанглоязычных стран. Анализ корпуса позволил выделить повторяющиеся фразеологические единицы, связанные с углеродной нейтральностью и защитой природы, предлагая некоторые рамки корпоративной экологической деятельности. Исследование лексико-грамматических моделей, связанных со словами-триггерами, выявило различные тенденции в раскрытии информации как с лексической, так и с дискурсивной точки зрения. Результаты показали, как компании представляют себя через жанр отчетов по КСО, и выявили некоторые кросс-культурные различия. В частности, страны, использующие углеродную нейтральность в качестве основной цели, позиционируют себя как эффективные, в то время как страны, предпочитающие защиту климата, - как демонстрирующие заботу об окружающей среде. Данное исследование вносит вклад в дальнейшее понимание роли корпоративной социальной ответственности в экологической деятельности. Формулируя защиту окружающей среды и углеродную нейтральность не только как миссию, но и как корпоративную стратегию, железнодорожные компании пытаются укрепить свой общественный имидж на рынке, который становится все более чувствительным к экологическим проблемам.

Об авторах

Марина Бонди

Университет Модены и Реджо-Эмилии

Автор, ответственный за переписку.
Email: marina.bondi@unimore.it
ORCID iD: 0000-0002-3462-8387

профессор английской лингвистики в Университете Модены и Реджо-Эмилии (Италия) и директор-основатель центра CLAVIER (Corpus and Language Variation in English Research). Ее исследования посвящены текстуальным, прагматическим и фразеологическим аспектам академического и профессионального дискурса в разных жанрах, дискурсивных идентичностях и средствах массовой информации.

Модена, Италия

Джессика Джейн Носелла

Университет Модены и Реджо-Эмилии

Email: jessicajane.nocella@unimore.it
ORCID iD: 0000-0001-8614-2664

постдок (RTd-A) на кафедре изучения языка и культуры Университета Модены и Реджо-Эмилии. Она имеет степень PhD в области гуманитарных наук, а ее основные исследовательские интересы касаются коммуникации в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО), укрепления доверия, корпусной лингвистики и оценки в языке.

Модена, Италия

Список литературы

  1. Alexander, Richard. 2009. Framing Discourse on the Environment: A Critical Discourse Approach. London/New York: Routledge.
  2. Alexander, Richard. 2018. Investigating texts about environmental degradation using critical discourse analysis and corpus linguistics techniques. In Alwin F. Fill & Hermine Penz (eds.), The Routledge Handbook of Ecolinguistics, 196-210. London/New York: Routledge.
  3. Becken, Susanne & John Hay. 2012. Climate Change and Tourism. From Policy to Practice.
  4. London/New York: Routledge
  5. Bondi, Marina. 2016. The future in reports: Prediction, commitment and legitimization in corporate social responsibility (CSR). Pragmatics and Society 7 (1). 57-81.
  6. Catenaccio, Paola, Giuliana Garzone & Martin Reisigl. 2023. Introduction. Dimensions of framing: Representation, cognition, interaction. Textus, English Studies in Italy 1. 7-24. https://doi.org/10.7370/108616
  7. Dahl, Trine & Kjersti Fløttum. 2019. Climate change as a corporate strategy issue: A discourse analysis of three climate reports from the energy sector. Corporate Communications: An International Journal 24 (3). 499-514.
  8. Elkington, John. 1994. Towards the sustainable corporation: Win-Win-Win business strategies for sustainable development. California Management Review 36. 90-100.
  9. Entman, Robert M. 1993. Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Journal of Communication 43 (4). 51-58.
  10. Fløttum, Kjersti (ed.). 2017. The Role of Language in the Climate Change Debate. Taylor & Francis.
  11. Fuoli, Matteo. 2012. Assessing social responsibility: A quantitative analysis of Appraisal in BP’s and IKEA’s social reports. Discourse & Communication 6 (1). 55-81.
  12. Fuoli, Matteo. 2018. Building a trustworthy corporate identity: A corpus-based analysis of stance in annual and corporate social responsibility reports. Applied Linguistics 39 (6). 846-885.
  13. Fuoli, Matteo & Annika Beelitz. 2023. Framing the path to net zero: A corpus-assisted discourse analysisof sustainability disclosures by major corporate emitters, 2011-2020. International Journal of Corpus Linguistics 29 (3). 361-388.
  14. Fernández-Vázquez, José-Santiago & Ángel Sancho-Rodríguez. 2020. Critical discourse analysis of climate change in IBEX 35 companies. Technological Forecasting and Social Change. 157.
  15. Fill, Alwin & Peter Mühlhäusler (eds.) 2001. The Ecolinguistics Reader: Language, Ecology and Environment. London: Continuum.
  16. Gao, Feng, Yubin Li, Xinjie Wang & Zhaodong (Ken) Zhong. 2021. Corporate social responsibility and the term structure of CDS spreads. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money 74. 101406.
  17. Harré, Rom, Jens Brockmeier & Peter Mühlhäusler. 1999. Greenspeak; A Study of Environmental Discourse. Thousand Oaks: Sage publications.
  18. Hart, Cristopher. 2023. Frames, framing and framing effects in cognitive CDA. Discourse Studies 25 (2). 247-258. https://doi.org/10.1177/14614456231155071
  19. Mühlhäusler, Peter & Adrian Peace. 2006. Environmental Discourses. Annual Review of Anthropology 35. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=1081388 (Accessed 5 February 2025).
  20. Nervino, Esterina, Joyce Oiwun Cheung & Jiayi Chen. 2024. Charting the path of sustainability discourse research: A systematic review of applied linguistic studies. International Journal of Applied Linguistics. 862-883.
  21. Jaworska, Sylvia. 2018. Change but no climate change: Discourses of climate change in corporate social responsibility reporting in the oil industry. International Journal of Business Communication 55 (2). 194-219.
  22. Jarowska, Sylvia & Anupam Nanda. 2018. Doing well by talking good: A topic modelling-assisted discourse study of corporate social responsibility. Applied Linguistics 39 (3). 373-399.
  23. Law, Locky & Christian M.I.M. Matthiessen 2023. Revisiting Halliday’s (1990)'New ways of meaning: The challenge to applied linguistics': What has changed and what still needs to be done? Linguistics and the Human Sciences 15 (3). 337-368.
  24. Kolk, Ans, David Levy & Jonatan Pinkse. 2008. Corporate responses in an emerging climate regime: The institutionalization and commensuration of carbon disclosure. European Accounting Review 17. 719-745.
  25. Lee, Eun-Mi, Hyun Jung Lee, Jae-Hyeon Pae & Seong-Yeon Park. 2016. The important role of corporate social responsibility capabilities in improving sustainable competitive advantage. Social Responsibility Journal 12 (4). 642-653.
  26. Levy, David & Daniel Egan. 2003. A neo-Gramscian approach to corporate political strategy: Conflict and accommodation in the climate change negotiations. Journal of Management Studies 40. 804-829.
  27. Lischinsky, Alon. 2015. What is the environment doing in my report? Analyzing the environment-as-stakeholder thesis through corpus linguistics. Environmental Communication 9 (4). 539-559.
  28. Megura, Matthew & Ryan Gunderson. 2022. Better poison is the cure? Critically examining fossil fuel companies, climate change framing, and corporate sustainability reports. Energy Research & Social Science 85. 102388.
  29. Norton, Cherry & Mike Hulme. 2019. Telling one story, or many? An ecolinguistic analysis of climate change stories in UK national newspaper editorials. Geoforum 104. 114-136.
  30. Peeters, Paul. 2007. The impact of tourism on climate change [Paper presentation]. Policy dialogue on tourism, transport and climate change: Stakeholders meet researchers, UNESCO, Paris, France.
  31. Pitrakkos, Panayis & Warren Maroun. 2020. Evaluating the quality of carbon disclosures. Sustainability Accounting, Management and Policy Journal 11 (3). 553-589.
  32. Pollach, Irene. 2018. Issue cycles in corporate sustainability reporting: A longitudinal study. Environmental Communication 12 (2). 247-260.
  33. Ponton, Douglas M. 2023. More than just a tree: Ecolinguistics and responses to the felling of ‘Hadrian’s tree’. Russian Journal of Linguistics 27 (4). 797-819. https://doi.org/10.22363/2687-0088-36732
  34. Sinclair, John. 2004. Trust the Text: Language, Corpus and Discourse. London; New York: Routledge.
  35. Stibbe, Arran. 2015. Ecolinguistics: Language, Ecology and the Stories We Live by. Routledge.
  36. Yu, Danni & Marina Bondi. 2017. The generic structure of CSR reports in Italian, Chinese, and English: A corpus-based analysis. IEEE Transactions on professional communication 60 (3). 273-291.
  37. Zappettini, Franco & Jeffrey Unerman. 2016. ‘Mixing’and ‘Bending’: The recontextualisation of discourses of sustainability in integrated reporting. Discourse & Communication 10 (5). 521-542.
  38. Penz, Hermine & Alwin Fill. 2022. Ecolinguistics: History, today, and tomorrow. Journal of World Languages 8 (2). 232-253.
  39. Halliday, Michael A. K. 2001 [1990]. New ways of meaning: The challenge to applied linguistics. In Alwin Fill & Peter Mühlhäusler (eds.), The ecolinguistics reader: Language, ecology and environment, 175-202. London: Continuum.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бонди М., Носелла Д.Д., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».