Углеродная нейтральность и защита природы: экологические мероприятия в социальных отчетах железнодорожных компаний
- Авторы: Бонди М.1, Носелла Д.Д.1
-
Учреждения:
- Университет Модены и Реджо-Эмилии
- Выпуск: Том 29, № 1 (2025): Эколингвистика: объединяя исследовательские парадигмы
- Страницы: 128-147
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2687-0088/article/view/313467
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-42984
- EDN: https://elibrary.ru/NSIJQA
- ID: 313467
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Перед транспортными компаниями стоит двойная задача - решать вопросы прозрачности, сообщая о своей потенциальной роли в экологических катастрофах, и одновременно укреплять доверие со стороны заинтересованных сторон. В связи с этим в данной статье рассматриваются отчеты о корпоративной социальной ответственности (КСО), которые демонстрируют осознание компаниями своей роли как социальных субъектов и своего влияния на планету и общество. Цель статьи - показать, как компании, работающие в железнодорожном секторе, формулируют и описывают экологические проблемы с лексической и дискурсивной точек зрения. С позиций эколингвистики в статье анализируются слова-триггеры, которые употребляются для трактовки вопросов, связанных с окружающей средой, в социальных отчетах железнодорожных компаний. Исследуется корпус отчетов о КСО, опубликованных на английском языке в период с 2021 по 2022 год железнодорожными компаниями как англоязычных, так и неанглоязычных стран. Анализ корпуса позволил выделить повторяющиеся фразеологические единицы, связанные с углеродной нейтральностью и защитой природы, предлагая некоторые рамки корпоративной экологической деятельности. Исследование лексико-грамматических моделей, связанных со словами-триггерами, выявило различные тенденции в раскрытии информации как с лексической, так и с дискурсивной точки зрения. Результаты показали, как компании представляют себя через жанр отчетов по КСО, и выявили некоторые кросс-культурные различия. В частности, страны, использующие углеродную нейтральность в качестве основной цели, позиционируют себя как эффективные, в то время как страны, предпочитающие защиту климата, - как демонстрирующие заботу об окружающей среде. Данное исследование вносит вклад в дальнейшее понимание роли корпоративной социальной ответственности в экологической деятельности. Формулируя защиту окружающей среды и углеродную нейтральность не только как миссию, но и как корпоративную стратегию, железнодорожные компании пытаются укрепить свой общественный имидж на рынке, который становится все более чувствительным к экологическим проблемам.
Об авторах
Марина Бонди
Университет Модены и Реджо-Эмилии
Автор, ответственный за переписку.
Email: marina.bondi@unimore.it
ORCID iD: 0000-0002-3462-8387
профессор английской лингвистики в Университете Модены и Реджо-Эмилии (Италия) и директор-основатель центра CLAVIER (Corpus and Language Variation in English Research). Ее исследования посвящены текстуальным, прагматическим и фразеологическим аспектам академического и профессионального дискурса в разных жанрах, дискурсивных идентичностях и средствах массовой информации.
Модена, ИталияДжессика Джейн Носелла
Университет Модены и Реджо-Эмилии
Email: jessicajane.nocella@unimore.it
ORCID iD: 0000-0001-8614-2664
постдок (RTd-A) на кафедре изучения языка и культуры Университета Модены и Реджо-Эмилии. Она имеет степень PhD в области гуманитарных наук, а ее основные исследовательские интересы касаются коммуникации в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО), укрепления доверия, корпусной лингвистики и оценки в языке.
Модена, ИталияСписок литературы
- Alexander, Richard. 2009. Framing Discourse on the Environment: A Critical Discourse Approach. London/New York: Routledge.
- Alexander, Richard. 2018. Investigating texts about environmental degradation using critical discourse analysis and corpus linguistics techniques. In Alwin F. Fill & Hermine Penz (eds.), The Routledge Handbook of Ecolinguistics, 196-210. London/New York: Routledge.
- Becken, Susanne & John Hay. 2012. Climate Change and Tourism. From Policy to Practice.
- London/New York: Routledge
- Bondi, Marina. 2016. The future in reports: Prediction, commitment and legitimization in corporate social responsibility (CSR). Pragmatics and Society 7 (1). 57-81.
- Catenaccio, Paola, Giuliana Garzone & Martin Reisigl. 2023. Introduction. Dimensions of framing: Representation, cognition, interaction. Textus, English Studies in Italy 1. 7-24. https://doi.org/10.7370/108616
- Dahl, Trine & Kjersti Fløttum. 2019. Climate change as a corporate strategy issue: A discourse analysis of three climate reports from the energy sector. Corporate Communications: An International Journal 24 (3). 499-514.
- Elkington, John. 1994. Towards the sustainable corporation: Win-Win-Win business strategies for sustainable development. California Management Review 36. 90-100.
- Entman, Robert M. 1993. Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Journal of Communication 43 (4). 51-58.
- Fløttum, Kjersti (ed.). 2017. The Role of Language in the Climate Change Debate. Taylor & Francis.
- Fuoli, Matteo. 2012. Assessing social responsibility: A quantitative analysis of Appraisal in BP’s and IKEA’s social reports. Discourse & Communication 6 (1). 55-81.
- Fuoli, Matteo. 2018. Building a trustworthy corporate identity: A corpus-based analysis of stance in annual and corporate social responsibility reports. Applied Linguistics 39 (6). 846-885.
- Fuoli, Matteo & Annika Beelitz. 2023. Framing the path to net zero: A corpus-assisted discourse analysisof sustainability disclosures by major corporate emitters, 2011-2020. International Journal of Corpus Linguistics 29 (3). 361-388.
- Fernández-Vázquez, José-Santiago & Ángel Sancho-Rodríguez. 2020. Critical discourse analysis of climate change in IBEX 35 companies. Technological Forecasting and Social Change. 157.
- Fill, Alwin & Peter Mühlhäusler (eds.) 2001. The Ecolinguistics Reader: Language, Ecology and Environment. London: Continuum.
- Gao, Feng, Yubin Li, Xinjie Wang & Zhaodong (Ken) Zhong. 2021. Corporate social responsibility and the term structure of CDS spreads. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money 74. 101406.
- Harré, Rom, Jens Brockmeier & Peter Mühlhäusler. 1999. Greenspeak; A Study of Environmental Discourse. Thousand Oaks: Sage publications.
- Hart, Cristopher. 2023. Frames, framing and framing effects in cognitive CDA. Discourse Studies 25 (2). 247-258. https://doi.org/10.1177/14614456231155071
- Mühlhäusler, Peter & Adrian Peace. 2006. Environmental Discourses. Annual Review of Anthropology 35. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=1081388 (Accessed 5 February 2025).
- Nervino, Esterina, Joyce Oiwun Cheung & Jiayi Chen. 2024. Charting the path of sustainability discourse research: A systematic review of applied linguistic studies. International Journal of Applied Linguistics. 862-883.
- Jaworska, Sylvia. 2018. Change but no climate change: Discourses of climate change in corporate social responsibility reporting in the oil industry. International Journal of Business Communication 55 (2). 194-219.
- Jarowska, Sylvia & Anupam Nanda. 2018. Doing well by talking good: A topic modelling-assisted discourse study of corporate social responsibility. Applied Linguistics 39 (3). 373-399.
- Law, Locky & Christian M.I.M. Matthiessen 2023. Revisiting Halliday’s (1990)'New ways of meaning: The challenge to applied linguistics': What has changed and what still needs to be done? Linguistics and the Human Sciences 15 (3). 337-368.
- Kolk, Ans, David Levy & Jonatan Pinkse. 2008. Corporate responses in an emerging climate regime: The institutionalization and commensuration of carbon disclosure. European Accounting Review 17. 719-745.
- Lee, Eun-Mi, Hyun Jung Lee, Jae-Hyeon Pae & Seong-Yeon Park. 2016. The important role of corporate social responsibility capabilities in improving sustainable competitive advantage. Social Responsibility Journal 12 (4). 642-653.
- Levy, David & Daniel Egan. 2003. A neo-Gramscian approach to corporate political strategy: Conflict and accommodation in the climate change negotiations. Journal of Management Studies 40. 804-829.
- Lischinsky, Alon. 2015. What is the environment doing in my report? Analyzing the environment-as-stakeholder thesis through corpus linguistics. Environmental Communication 9 (4). 539-559.
- Megura, Matthew & Ryan Gunderson. 2022. Better poison is the cure? Critically examining fossil fuel companies, climate change framing, and corporate sustainability reports. Energy Research & Social Science 85. 102388.
- Norton, Cherry & Mike Hulme. 2019. Telling one story, or many? An ecolinguistic analysis of climate change stories in UK national newspaper editorials. Geoforum 104. 114-136.
- Peeters, Paul. 2007. The impact of tourism on climate change [Paper presentation]. Policy dialogue on tourism, transport and climate change: Stakeholders meet researchers, UNESCO, Paris, France.
- Pitrakkos, Panayis & Warren Maroun. 2020. Evaluating the quality of carbon disclosures. Sustainability Accounting, Management and Policy Journal 11 (3). 553-589.
- Pollach, Irene. 2018. Issue cycles in corporate sustainability reporting: A longitudinal study. Environmental Communication 12 (2). 247-260.
- Ponton, Douglas M. 2023. More than just a tree: Ecolinguistics and responses to the felling of ‘Hadrian’s tree’. Russian Journal of Linguistics 27 (4). 797-819. https://doi.org/10.22363/2687-0088-36732
- Sinclair, John. 2004. Trust the Text: Language, Corpus and Discourse. London; New York: Routledge.
- Stibbe, Arran. 2015. Ecolinguistics: Language, Ecology and the Stories We Live by. Routledge.
- Yu, Danni & Marina Bondi. 2017. The generic structure of CSR reports in Italian, Chinese, and English: A corpus-based analysis. IEEE Transactions on professional communication 60 (3). 273-291.
- Zappettini, Franco & Jeffrey Unerman. 2016. ‘Mixing’and ‘Bending’: The recontextualisation of discourses of sustainability in integrated reporting. Discourse & Communication 10 (5). 521-542.
- Penz, Hermine & Alwin Fill. 2022. Ecolinguistics: History, today, and tomorrow. Journal of World Languages 8 (2). 232-253.
- Halliday, Michael A. K. 2001 [1990]. New ways of meaning: The challenge to applied linguistics. In Alwin Fill & Peter Mühlhäusler (eds.), The ecolinguistics reader: Language, ecology and environment, 175-202. London: Continuum.
Дополнительные файлы
