Угроза и страх: прагматические цели эмоционализации в медийном дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Воздействие СМИ на общество в значительной степени основано на эмоциях. Данная статья посвящена эмоционализации современного медиадискурса, рассматриваемой с позиций дискурсивнопрагматического подхода. Объектом исследования является страх, одна из базовых эмоций, вызываемая рисками и угрозами, которая в двадцать первом веке, по мнению исследователей, стала играть ключевую роль в формировании сознания (Furedi 2018). В центре внимания - идея так называемой «российской угрозы», активно навязываемая западными СМИ, и «страх перед Россией». Цель исследования - выявить особенности функционирования лексем threat (угроза) и fear (страх) в англо-американских медиатекстах и определить их прагма-дискурсивные характеристики, а также механизмы и языковые средства, применяемые для реализации стратегии устрашения. Материал взят из текстов, опубликованных в качественных британских и американских газетах в 2018-2020 годах, которые были проанализированы на основе междисциплинарного подхода с использованием данных медиалингвистики, психолингвистики, прагматики, критического дискурс-анализ и теории проксимизации. В статье показано, что обращение к эмоциям аудитории способствует усилению персуазивной функции, что является одной из основных целей современных СМИ. Утверждается, что частое использование слов «угроза» и «страх» по отношению к России, а также навязчивое обсуждение этой темы в СМИ нацелены на формирование определенного общественного мнения. Результаты показывают, что для достижения данной цели используются различные стратегии и языковые средства: проксимизация, пресуппозиция, преувеличение, повторы, вопросительные заголовки и другие. Результаты исследования выходят за рамки лингвистики и могут найти применение в политических исследованиях, поскольку они предоставляют инструменты для понимания современных социальных и политических процессов.

Об авторах

Владимир Иванович Озюменко

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Автор, ответственный за переписку.
Email: ozyumenko-vi@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7587-3007

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Юридического института Российского университета дружбы народов. Сфера его научных интересов: юридический английский, варианты английского языка, медиадискурс, критический дискурс-анализ, теория и практика перевода, межкультурная коммуникация.

Росиия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Татьяна Викторовна Ларина

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Email: larina-tv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-6167-455X

доктор филологических наук, профессор Российского университета дружбы народов (РУДН). Ее исследовательские интересы включают взаимодействие языка, культуры и коммуникации, кросс-культурную прагматику, дискурс-анализ, межкультурную коммуникацию, коммуникативную этностилистику и теорию не/вежливости. Она является автором и соавтором более 200 публикаций на русском и английском языках, включая монографии, учебники, главы книг, а также многочисленные статьи, в том числе в ведущих международных журналах.

Росиия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Ahmed, Sara. 2014. The Cultural Politics of Emotion. 2 ed-n. Routledge.
  2. Alba-Juez, Laura & Tatiana Larina. 2018. Language and emotion: Discourse-pragmatic perspectives. Russian Journal of Linguistics 22 (1). 9-37. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-1-9-37.
  3. Alba-Juez, Laura & J. Lachlan Mackenzie. 2019. Emotion, lies and bullshit in journalistic discourse: The case of fake news. Ibérica 38. 17-50.
  4. Alba-Juez, Laura & J. Lachlan Mackenzie. 2019. Emotion processes in discourse. In Mackenzie, J. Lachlan & Laura Alba-Juez (eds.). Emotion in Discourse. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins. 4-26.
  5. Altheide, David. 2002. Creating Fear: News and the Construction of a Crisis. New York: Aldine de Gruyter.
  6. Altheide, David L. 2006. Terrorism and the Politics of Fear. Lanham, MD: Alta Mira Press.
  7. Altheide, David & Sam Michalowski. 1999. Fear in the news: A discourse of control. The Sociological Quarterly 40 (3). 475-503.
  8. Bassols, Margarida, Anna Cros & Anna M. Torrent. 2013. Emotionalization in new television formats of science popularization. Pragmatics 23 (4). 605-632. https://doi.org/10.1075/prag.23.4.02bas
  9. Baumeister, Roy, Vohs Kathleen, Nathan DeWall & Liqing Zhang. 2007. How emotion shapes behavior: Feedback, anticipation, and reflection, rather than direct causation. Personality and Social Psychology Review 11 (2). 167-203. https://doi.org/10.1177/1088868307301033
  10. Bell, Alan. 1996. The language of news media. Oxford: Blackwell.
  11. Bilá, Magdaléna & Svetlana V. Ivanova. 2020. Language, culture and ideology in discursive practices. Russian Journal of Linguistics 24 (2). 219-252. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-2-219-252
  12. Bryant, Jennings & Dolf Zillman (eds.). 2002. Media Effects: Advances in Theory and Research. Mahwah New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.
  13. Cap, Piotr. 2013. Proximization: The pragmatics of Symbolic Distance Crossing. Pragmatics & Beyond New Series. John Benjamins.
  14. Cap, Piotr (ed.). 2017. The Language of Fear: Communicating Threat in Public Discourse. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/ 10.1057/978-1-137-59731-1
  15. Çınarlı, İnci & Sergül Nguyen. 2020. Mediating fear by breaking news: A case study of CNN Türk and NTV. In Nguyen D., Dekker I., Nguyen S. (eds.), Understanding Media and Society in the Age of Digitalisation. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-38577-4_7
  16. Delanty, Gerard. 2008. Fear of others: Social exclusion and the European crisis of solidarity. Social Policy and Administration 42(6). 676-690.
  17. Dewaele, Jean-Marc. 2010. Emotions in Multiple Languages. Palgrave Macmillan.
  18. Dewaele, Jean-Marc. 2014. Culture and emotional language. In Sharifian, F. (ed.). The Routledge Handbook of Language and Culture. Routledge Handbooks in Linguistics, 357-370. Oxford: Routledge.
  19. Dillard, J. Price & Jason W. Anderson. 2004. The role of fear in persuasion. Psychology and Marketing 21 (11). 909-926.
  20. Dobrosklonskaya, Tatiana G. 2020. Medialingvistika: teoriya, metody, napravleniya [Medialinguistics: Theory, methods, directions]. Moscow: “KDU”, “Dobrosvet”. htpp://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0107 (In Russ.)
  21. Dozier, Rush W. 1999. Fear itself: The origin and nature of the powerful emotion that shapes our lives and our world. Macmillan.
  22. Döveling, Katrin, Christian von Scheve & Elly A. Konijn (eds.). 2011. The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media. London and New York: Routledge.
  23. Ewoldsen, David Roskos, Jessy H. Yu & Nancy Rhodes. 2004. Fear appeal messages effect accessibility of attitudes toward the threat and adaptive behaviors. Communication Monographs 71. 49-69.
  24. Fairclough, Norman. 1989. Language and Power. Harlow: Longman.
  25. Fairclough, Norman. 1995. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. Harlow: Longman.
  26. Fairclough, Norman. 2001. Critical discourse analysis as a method in social scientific research. In Ruth Wodak & Michael Meyer (eds.), Methods of CriticalDiscourse Analysis, 121-139. London: Thousand Oaks and New Delhi: Sage
  27. Fowler, Roger. 1991. Language in the News. London & New York: Routledge.
  28. Furedi, Frank. 2018. How Fear Works: Culture of Fear in the Twenty-First Century. London: Bloomsbury Publishing.
  29. Grupp, Stefanie. 2002. The political implications of a discourse of fear. MA Thesis. New York University.
  30. Isenberg, Nancy, David Silbersweig, Almut Engelien, Sylvia Emmerich, Kishor Malavade, Bradley Beattie, Andy C. Leon & Emily Stern. 1999. Linguistic threat activates the human amygdala. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States 96 (18). 10456-10459.
  31. Kara-Murza, Sergei G. 2015/2017. Manipulation of Consciousness. XXI Century. [Manipulyatsiya soznaniyem. Vek XXI]. Moscow: Algorithm. (In Rus.)
  32. Kopytowska, Monika. 2015a. Covering conflict: between universality and cultural specificity in news discourse genre and journalistic style. International Review of Pragmatics 7 (Special Issue on Communicative styles and genres: between universality and culture-specificity). 308-339
  33. Kopytowska, Monika. 2015b. Ideology of “here and now”. Mediating distance in television news. Critical Discourse Studies 12(3). 347-365
  34. Kopytowska, Monika & Paul Chilton. 2018. “Rivers of blood”: Migration, fear and threat construction. Lodz Papers in Pragmatics 14 (1). 133-161. Special issue on Narrating hostility, challenging hostile narratives. https://doi.org/10.1515/lpp-2018-0007
  35. Larina, Tatiana, Vladimir Ozyumenko & Douglas M. Ponton. 2020. Persuasion strategies in media discourse about Russia: Linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics 15 (1). 3-22. https://doi.org/10.1515/lpp-2019-0002
  36. Lerner, Julia & Michele Rivkin-Fish. 2021. On emotionalisation of public domains. Emotions and Society 3 (1). 1-11. https://doi.org/10.1332/263169021X16149420145743
  37. Lerner, Julia, Claudia Zbenovich & Tamar Kaneh-Shalit. 2021. Changing meanings of university teaching: The emotionalization of academic culture in Russia, Israel, and the USA. Emotions and Society. Special Issue Emotionalization of public domains. 3 (1). 73-93
  38. Mackenzie, J. Lachlan & Laura Alba-Juez (eds.). 2019. Emotion in Discourse. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins
  39. Ozyumenko, Vladimir. 2017. Media discourse in an atmosphere of information warfare: From manipulation to aggression. Russian Journal of Linguistics 21 (1). 203-220. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-1-203-220. (In Russ.)
  40. Ozyumenko, Vladimir. 2019. Linguistic ambiguity in the media discourse as a strategy of formation of public opinion. Science Journal of VolSU. Linguistics. 3. 64-75. (In Russ.)
  41. Ozyumenko, Vladimir & Tatiana Larina. 2020. Discourse of threat as a strategy of emotional persuasion and manipulation. Proceedings of INTCESS 2020 - 7th International Conference on Education and Social Sciences 20-22 January, 2020 - DUBAI (UAE). 912-918
  42. Ozyumenko, Vladimir I. & Tatiana V. Larina. 2021. Pragmatic purposes of emotionalisation in media discourse. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 746-766.
  43. Ponton, Douglas. 2016. Movement and meaning: Towards an integrated approach to political discourse analysis. Russian Journal of Linguistics 20 (4). 122-139.
  44. Ponton, Douglas & Tatiana Larina. 2016. Discourse analysis in the 21-th century: Theory and practice (I). Russian Journal of Linguistics. 20 (4). 7-25.
  45. Ponton, Douglas & Tatiana Larina. 2017. Discourse analysis in the 21-th century: Theory and practice (II). Russian Journal of Linguistics 21 (1). 7-21.
  46. Richardson, John E. 2007. Analysing Newspapers: An Approach from Critical Discourse Analysis. London: Palgrave Macmillan.
  47. Sedláková, Renáta & Monika Kopytowska. 2018. Different faces of the unknown: The media and the semiotics of fear. In Monika Kopytowska & Artur Gałkowski (eds.), Current Perspectives in Semiotics: Texts, Genres and Representations, 262-291. Frankfurt: Peter Lang
  48. Schwab, Frank. & Clemens. Schwender. 2011. The descent of emotions in media. Darwinian perspectives. In K. Döveling, Ch. von Sceve & E.A. Konijn (eds.), The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media, 15-36. London and New York: Routledge
  49. Shakhovsky, Viktor I. I. 2008. Linguistic theory of emotions. Moscow: Gnozis Publ. (In Russ.)
  50. Sinelnikova, Lara N. 2020. The conceptual environment of the frontier discourse in humanities. Russian Journal of Linguistics 24 (2). 467-492. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24- 2-467-492 (In Russ.)
  51. Solopova, Olga A. & Maria S. Saltykova. 2019. Constructing the ideal future in foreign military media discourses of the World War II period. Russian Journal of Linguistics 23 (3). 762-783. doi: 10.22363/2312-9182-2019-23-3-762-783
  52. Trajkova, Zorica. 2020. Media fraiming of the Macedonia name change issue: The use of fear-inducing language strategies. Lodz Papers in Pragmatics 16 (2). 265-284
  53. Tunney, Carin, Esther Thorson & Weiyue Chen. 2021. Following and avoiding fear-inducing news topics: Fear intensity, perceived news topic importance, self-efficacy, and news overload. Journalism Studies 22 (5). 614-632
  54. van Dijk, Teun A. 2006. Discourse and manipulation. Discourse and Society 17 (2). 359-383.
  55. van Dijk, Teun. 2009. Society and Discourse: How Social Contexts Influence Text and Talk. Cambridge: Cambridge University Press.
  56. Weiss, Gilbert & Ruth Wodak (eds.). 2007. Critical Discourse Analysis: Theory and Interdisciplinarity. London, Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan.
  57. Wierzbicka, Anna 1999. Emotions Across Languages and Cultures. Cambridge: Cambridge University Press.
  58. Wirth, Werner & Holger Schramm. 2005. Communication Research Trends. Centre for the Study of Communication and Culture 24 (3). 1-39.
  59. Wodak, Ruth. 2015. The Politics of Fear: What Right-Wing Populist Discourses Mean. London: Sage.
  60. Wodak, Ruth. 2021. The Politics of Fear: The Shameless Normalization of Far-Right Discourse. 2-nd. London: SAGE Publications.
  61. Zappettini, Franco. 2021.The tabloidization of the Brexit campaign: Power to the (British) people? Journal of Language and Politics 20 (2). 277-303.
  62. Trace, Michael. Never forget the Trump-Russia moral panic: By fearmongering far beyond the evidence, the media and politicians did a huge disservice to the public. https://www.nydailynews.com/opinion/ny-oped-never-forget-the-trump-russia-moral-panic-20190325-i3vgecetwvcqdmuzhuv5dyt22i-story.html NEW YORK DAILY NEWS | MAR 25, 2019 AT 4:05 PM
  63. APA Dictionary of Psychology. https://dictionary.apa.org/fear
  64. Oxford Reference. https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095812704
  65. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. 2002. Macmillan Education

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Озюменко В.И., Ларина Т.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».