Интеракция. Интервью. Интерпретация

ISSN: 2687-0401 (online)

Периодичность: 4 раза в год (до 2019 г. - 2 раза в год), издается с 2002 года

Главный редактор: В.В. Семёнова,  д-р социол. наук, профессор

Учредители: ФНИСЦ РАН, Российское общество социологов

Издатель: Институт социологии ФНИСЦ РАН

Индексируется: РИНЦ, включен в перечень ВАК, категория К2

Рецензирование: двойное слепое

Журнал открытого доступа

Канал журнала в Telegram: t.me/inter0000

«Интеракция. Интервью. Интерпретация» - научный рецензируемый журнал, который задумывался с амбициозной целью: быть качественным журналом для качественной социологии. Расширяя дисциплинарное поле, но придерживаясь предметной области, журнал приглашает к сотрудничеству и диалогу широкий круг специалистов: социологов, антропологов, урбанистов, историков, культурологов − всех, кто ориентирован на изучение субъективных смыслов, микросоциальности и культурного своеобразия локальных сообществ. Подробнее о тематике, порядке рецензирования и публикационной этике.

Журнал публикует статьи на русском и английском языках.

«Интер» - это неофициальное краткое имя журнала.

Журнал включен в ВАК. Аккредитованные специальности:

5.4.1 Теория, методология и история социологии
5.4.4 Социальная структура, социальные институты и процессы
5.4.6 Социология культуры
5.4.7 Социология управления

Текущий выпуск

Том 17, № 1 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Теоретические дискурсы и дискуссии

Героям здесь не место: культура современных войн
Куманьков А.Д.
Аннотация
Статья посвящена эволюции феномена войны в контексте политических и социокультурных трансформаций последнего столетия. Взяв в качестве базовой модели концепцию Карла фон Клаузевица, автор прослеживает переход от регулярных межгосударственных войн XVIII–XIX веков, характеризовавшихся симметричностью и регулярностью, к современным конфликтам, отличающимся асимметричностью. Особое внимание уделено изменениям после Второй мировой войны, связанным с ростом значимости международного права, демократизацией западных обществ и появлением оружия массового поражения. Эти факторы, соотнесенные с повышением уровня жизни в развитых государствах, способствовали делегитимации войн как инструмента политики и породили феномен «постгероических» обществ, где индивидуальная жизнь ценится выше коллективистских идеалов. Вместе с тем эра ядерного сдерживания способствовала развитию прокси-конфликтов, в которых активное участие принимают негосударственные субъекты. На примере войны в Афганистане (2001–2021) автор демонстрирует характерные черты современных войн: размывание границ между гражданскими и военными объектами, сложность достижения победы, а также растущую этическую ответственность за последствия военных операций. В статье фиксируются вызовы, которые современные войны ставят перед международным сообществом, включая разрушение инфраструктуры, дестабилизацию регионов и массовую миграцию. Автор поднимает вопрос о моральной ответственности государств за судьбу вовлеченных в конфликт граждан, критикуя циничный подход, при котором война сводится к минимизации стратегических рисков, а гуманитарные ее аспекты игнорируются. В результате автор подчеркивает, что современные конфликты редко завершаются традиционным образом — подписанием мирного договора, так как иррегулярные силы часто стремятся продлить войну ради извлечения выгоды, в то время как конвенциональные политические акторы не могут завершить войну исключительно на поле боя.
Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2025;17(1):11-21
pages 11-21 views
Военная идентичность: как маскулинная идеология формирует отношение к насилию
Старцев С.В.
Аннотация
В статье исследуются механизмы формирования и поддержания военной идентичности на примере участников специальной военной операции в Украине. В исследовании рассматриваются два регистра военной идентичности — нарративный и телесный. Эмпирическую базу составили 15 глубинных интервью и 3 заполненные телесные карты, созданные бывшими комбатантами. Анализ показывает, что устойчивость военной идентичности поддерживается двумя ключевыми элементами: специфической маскулинной идеологией и характерными отношениями с насилием. Маскулинная идеология проявляется через постоянное стремление к испытаниям, отказ от оседлой жизни и формирование закрытой солидарности в рамках гомосоциального сообщества – гендерно сегрегированной группы с особыми социальными связями между лицами одного пола. В его среде создается специфический тип социальности, характеризующийся радикальным эгалитаризмом и четким разделением на своих и врагов. Исследование также обращается к факторам, потенциально дестабилизирующим военную идентичность: ранениям, инвалидизации и пленению. Парадоксальным образом эти события могут не только подрывать, но и укреплять военную идентичность через стремление вернуться к боевым действиям или поиск альтернативных способов поддержания маскулинности. Полученные результаты углубляют понимание процессов формирования и трансформации идентичности участников боевых действий, что имеет важное значение для осмысления проблем их последующей интеграции в гражданское общество.
Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2025;17(1):22-41
pages 22-41 views

Полевые исследования

Нарративные жанры и культурные ресурсы обыденных обоснований войны в Афганистане (1979–1989)
Гаджиев А., Даутова Т.Е.
Аннотация
В работе исследуются обыденные обоснования военных конфликтов и их культурные источники на материале интервью с ветеранами Афганской войны 1979–1989 годов. Рассматриваются исследования публичных легитимаций и обыденного восприятия войн. На основании обзора исследований взаимосвязи общественного мнения и решений об инициации и прекращении военных конфликтов мы делаем вывод о предписывающей силе обыденных представлений о военных конфликтах. В работе подвергается критике утилитаристский фокус, характерный для исследований публичных легитимаций, а также ограниченное рассмотрение культурных ресурсов и представлений о должном в рамках исследования обыденного восприятия. Для преодоления обозначенных ограничений, мы обращаемся к сильной программе культурсоциологии, постулирующей тезис об автономии культуры и предлагающей инструменты для исследования обоснований — нарративные жанры и культурные ресурсы. Обыденные обоснования военных конфликтов исследуются на примере интервью с ветеранами Афганской войны. В результате анализа 22 интервью выделяются три нарративных жанра обыденных легитимаций и делегитимаций данного конфликта: социалистический романтизм, апокалиптический и скептический жанры. Для каждого из них характерен свой подход к работе с культурными ресурсами, отличные взгляды на Афганский конфликт и отдельные его события, например, такие, как выход Советской армии из Афганистана. Обыденные обоснования демонстрируют относительную автономию от публичных легитимаций, способность самостоятельной работы с обширным культурным репертуаром в рамках российского исторического контекста.
Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2025;17(1):42-62
pages 42-62 views
Репрезентация солдатской смерти: дискурс-анализ военных некрологов в контексте СВО
Матвеенко Р.О.
Аннотация
Статья посвящена критическому анализу военных некрологов, опубликованных в контексте СВО. Основное внимание уделено тому, как некрологи репрезентируют солдатскую гибель и какие идеологические нарративы поддерживаются через эти тексты. В рамках исследования анализируются жанр, структура и дискурс некрологов, участвующие нарративы и стратегии легитимации гибели на поле боя, героизации солдат и утешения скорбящих. С помощью качественного дискурс-анализа было проведено исследование 50 некрологов, опубликованных до мая 2024 года в региональных медиа. В качестве результатов представлены стратегии репрезентации дискурса гибели солдата через концепты самопожертвования, социального тела и смерти как символического обмена, а также способы конструирования идентичности и ценности жизни солдата. Показано, что некрологи функционируют как важный инструмент властного дискурса в формировании коллективной памяти и общественного мнения о локальных конфликтах.
Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2025;17(1):63-86
pages 63-86 views
Дискурс социальной политики как фрейм нового репертуара гендерных контрактов жен мобилизованных
Осокина Д.А.
Аннотация
Статья посвящена изучению модели социальной политики, направленной на поддержку семей мобилизованных в России, как инструмента продвижения предпочитаемого гендерного контракта. Семьи мобилизованных, не имея опыта взаимодействия с институтом армии, в условиях военного конфликта вынуждены в короткий срок адаптироваться к мерам социальной политики. Контекст исследования: семейная политика становится приоритетной в РФ не только как поддержка социально уязвимых семей участников СВО, но и как идеологический инструмент для формирования нового баланса властных гендерных отношений в российских семьях, которых коснулась милитаризация. В исследовании используется критический дискурс-анализ, который позволяет изучить дискурс социальной поддержки в риторике законотворцев, а также оценку этих мер женами мобилизованных в коллективных дискурсах тематических онлайн-чатов. В результате анализа семейная политика в отношении семей мобилизованных характеризуется как традиционно направленная и патерналистская, показано, что сохраняется разрыв между нормативными представлениями о социальной адресной помощи и реализуемыми мерами. Жены мобилизованных отмечают удовлетворенность монетарным уровнем поддержки, но также и трудности в получении косвенных льгот, неповоротливость системы в оказании персонализированной помощи. Репертуар женских гендерных контрактов дифференцируется, возникает специфическая нагрузка на жен мобилизованных: помимо занятости на рынке труда, ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, на женщину возлагаются заботы по частичному обеспечению мужа — участника СВО — и маскулинные домашние обязанности, замещающие вклад отсутствующего главы семейства.
Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2025;17(1):87-107
pages 87-107 views

Визуальная социология

Рефотография как документация и осмысление «грязной войны» в Аргентине: фотопроект Г. Джермано «Отсутствие»
Мещеркина (Рождественская) Е.Ю.
Аннотация
В статье рассматривается особая форма фотографической практики, которая может быть востребована в социологии, — повторная фотография, или рефотография. Это акт повтора фотографии одного и того же места/персонажа/практики с временным лагом между двумя изображениями, взгляд на определенный объект «тогда и сейчас». Рефотографию можно рассматривать: 1) как повседневную фотопрактику; 2) как художественную практику, обыгрывающую прием смещения; 3) как метод научного исследования. Возможностями рефотографии в первую очередь воспользовались исследователи урбанистической среды, демонстрирующей яркую изменчивость. В социальных науках рефотография объектов и субъектов может служить целям обучения, политики, практики и адвокации. Формат рефотографии может быть эвристичен в направлении инструментализации темпоральности и социальных изменений. Практика рефотографии обнаруживает рефлексивный потенциал процедурной последовательности приемов: отрефлексированного и социально означенного фокуса сравнения; архивных подтверждений; технически оправданного standpoint; представления о прикладной задаче. Но также присутствуют этические проблемы, которые возникают при рефотографировании индивидов. Полевые исследования с помощью рефотографии в социальных науках преследуют множественные цели — документировать ритм изменений конкретной локации на основе первичного изображения, инструментализировать взаимодействия с вещной средой в повседневности, генерировать социальные смыслы в разорванной ткани социальных событий и т.д. В отношении последних в статье анализируется аргентинский фотопроект Г. Джермано «Отсутствие», тематизирующий последствия диктатуры военной хунты (1976‒1983) в Аргентине. Используемый Джермано в серии диптихов прием рефотографии производит аффект разорванного травматическим событием времени, в котором кому-то суждено исчезнуть и не состариться вместе с близкими. Диптихи потенциально вызывают не только индивидуальный «пунктум», они также предоставляют формат открытой культурной сцены, через которую зрители могут получить доступ к коллективным формам горевания и сочувствия. Проект рефотографии Джермано вписывается в разнообразные стратегии художественной практики как сопротивления, отыгрывающие избывание коллективной травмы посредством создания новых эстетических предложений. Искусство фотографии реполитизируется, стремясь подорвать социальные и культурные репрезентации поставторитарного дискурса, так и не предоставившего аргентинскому обществу исчерпывающий исторический гранд-нарратив.
Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2025;17(1):108-125
pages 108-125 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».