Том 4, № 4 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Философия и культура

Оправдание культуры sub specie оправдания истории в русской религиозно-философской мысли

Гачева А.Г.

Аннотация

Суждения В.Ф. Эрна о логосной традиции русской мысли, определяющей единство подходов ее деятелей к коренным мировоззренческим проблемам, открывают перспективу реконструкции представлений о смысле и задачах культуры в той линии отечественной философии, которая связана с идеей оправдания истории. Автор настоящего исследования доказывает, что, выступая против историософского пессимизма и катастрофизма, русские христианские мыслители выдвигают задачу оцерковления всех сфер и планов жизни, понимая культуру как орудие преображения мира. Процессам её секуляризации философы противопоставляют литургизацию культурного делания, которую рассматривают в контексте заповеди «обладания землей». В этом отношении особое значение приобретает учение Н.Ф. Федорова, который призывал к переходу от культуры (как символического воскрешения) к рекреатуре – действительному восстановлению жизни.

Сфера культуры. 2023;4(4):13-26
pages 13-26 views

Как русской идее выйти из плена интеллектуального иррационализма

Бакшутова Е.В., Рулина Т.К.

Аннотация

Авторы осмысливают проблему культурного наследия русской идеи с позиции ментальных структур, исторически сложившихся и актуальных для российского общества. Показано, что русская модель познания иррациональна и восходит к платонической модели эйдоса – познания не столько как рационализации и абстрагирования, сколько морального восхождения. Стремясь к Алетейе (духу истины и искренности), выступающей одним из маркеров русской культуры, духовное самоопределение народа по-прежнему опирается на идеализированные мифологемы уникального пути, что обесценивает и собственное рациональное, и заимствованное идеальное.

Сфера культуры. 2023;4(4):27-37
pages 27-37 views

Время в оптике десубстантивации

Петинова М.А.

Аннотация

В данном исследовании рассматривается соотнесенность времени как фундаментального параметра представлений о мире с сознанием и культурой. Автор раскрывает связь времени и языка, предпринимает лингвистический анализ значений слова «время», выявляя его этимологические различия в индоевропейских языках.

Затрагивается вопрос о метафорической образности времени в языке. Осуществляется историческая реконструкция взглядов на время в оптике десубстантивации через Аристотеля к Аврелию Августину, Мартину Хайдеггеру и Эдмунду Гуссерлю. На примере рецепции музыкальных тонов анализируется процесс синтезирования темпоральных восприятий в сознании.

Сфера культуры. 2023;4(4):38-46
pages 38-46 views

Культура и текст

Сергей Есенин и Поль Верлен: историко-литературные параллели и контексты

Воронова О.Е.

Аннотация

В исследовании впервые на системной основе выявляются историко-литературные параллели между художественными мирами лидера французской школы поэтовсимволистов Поля Верлена (1844–1896) и Сергея Есенина (1895–1925). Приводятся факты, доказывающие, что еще прижизненная критика улавливала в поэтическом слоге Есенина «верленовские» начала, рассматривая его как последователя постсимволистских тенденций в русской поэзии первой четверти XX в., как крестьянского поэтасимволиста. Близость двух поэтов раскрывается автором в рамках сравнительнотипологического анализа. Показано сходство в звучании антиурбанистической тематики, психологизированном воссоздании образов природы – «пейзажей души», в поэтике цвета, исповедальной манере лирического высказывания, элегической тональности поздних стихов.

Сфера культуры. 2023;4(4):49-59
pages 49-59 views

Культура и искусство

Синергийная эстетика

Медушевский В.В.

Аннотация

Автор обосновывает оригинальное, междисциплинарное и во многом дискуссионное представление о синергийной эстетике, в основе которого богословское понимание развития христианской цивилизации как бесконечного сотворчества Бога и человека (со-творца), устремленного к цели Творения – наступлению Царствия Божия.

Красота музыкальных и литературных шедевров, произведений изобразительного и монументального искусства, гармония научных теорий – результат открытия вечной новизны бытия через Божию благодать. В статье приводятся примеры, свидетельствующие о синергийном восприятии творческого и исполнительского вдохновения в сфере искусства как откровения, поступившего свыше. Особое внимание уделяется синергийной эстетике музыкального исполнительства.

Сфера культуры. 2023;4(4):63-72
pages 63-72 views

Иконография и сюжетные особенности Сызранской старообрядческой иконы

Чибикова И.Ю., Наумова О.С.

Аннотация

Долгое время сызранская иконопись, выполненная в традициях византийского и древнерусского искусства, оставалась одним из наименее изученных явлений русской художественной культуры XVIII–XX веков. Сызранские иконы создавались несколькими поколениями староверов (поморского и федосеевского согласий) и предназначались для старообрядческих храмов. Данная статья посвящена произведениям Сызранского иконописного центра Среднего Поволжья, их иконографическим и сюжетным особенностям.

Сфера культуры. 2023;4(4):73-82
pages 73-82 views

Католицизм в стиле поп-арт Энди Уорхола

Яковлева Е.Л.

Аннотация

По мнению современных искусствоведов, жизнь и творчество выдающегося представителя американского авангарда Э. Уорхола пронизана тайными религиозными мотивами. Обращаясь к биографии и произведениям художника, автор настоящего исследования доказывает, что Энди скрывал конфессиональную принадлежность от окружающих, в чем ему помогала эстетика поп-арта. В своем творчестве, играющем роль молитвенной практики, он представил публике католицизм в трансформированном виде – посредством образов и вещей общества потребления. За банальностью изображаемого скрывалась идея бренности бытия. Автор статьи доказывает, что серийность полотен и акцент на форме вуалировали мысль о бренности, придавая изображаемому сакральность и превращая объект в идол или фетиш. Организованные художником «Фабрики» представляли собой сакральное пространство, в котором все поклонялись Энди как «римскому папе» поп-арта. Проведенный анализ раскрыл сферу потаенного медийного художника, имевшего реноме короля эпатажа и боявшегося разоблачений, противоречащих созданной репутации.

Сфера культуры. 2023;4(4):83-93
pages 83-93 views

Культура и цифровизация

Мультимедийное издание по истории гравюры: обоснование проекта

Андреева О.В., Иванова П.В.

Аннотация

Цифровая часть мирового и российского книжного рынка с каждым годом неуклонно растет, успешно конкурируя с издательской продукцией, выполненной традиционным печатным способом. Авторы приводят обоснование проекта мультимедийного электронного издания, отражающего историю зарубежной и отечественной гравюры в форме мобильного приложения. Особое внимание уделено описанию его отдельных мультимедийных элементов, в том числе средств навигации, оглавления и указателей.

Структура электронного издания выстраивалась с учетом хронологии развития искусства гравюры. Статья проиллюстрирована скриншотами, раскрывающими интерфейс данного ресурса, его функциональные возможности.

Сфера культуры. 2023;4(4):97-109
pages 97-109 views

Книжная культура

Офицерские библиотеки при губернских резервных пехотных батальонах Российской империи во второй половине XIX века: планы и реальность

Панченко А.М.

Аннотация

На основе широкого круга дореволюционных источников впервые показана инициативная роль редакции журнала «Военный сборник» в организации обсуждения различных вариантов устройства офицерских библиотек, в том числе при губернских резервных пехотных батальонах. Представлены финансовые расчеты данной редакции по созданию офицерских библиотек при 58 губернских батальонах в губернских городах Европейской России. Установлена общая численность губернских батальонов, в которых предположительно могли находиться офицерские библиотеки. Раскрыта роль государства в их финансировании. Приведены конкретные примеры создания в Сибири офицерских библиотек Тобольского и Иркутского резервных пехотных батальонов на основе печатных каталогов и дополнений к ним.

Сфера культуры. 2023;4(4):113-130
pages 113-130 views

Документальное наследие и библиография

Д.В. Ульянинский – несостоявшийся собиратель литературы о революционном движении в России

Самарин А.Ю.

Аннотация

В исследовании рассмотрен неизвестный эпизод библиофильской деятельности знаменитого книгособирателя и библиографа Д.В. Ульянинского (1861–1918). В 1905–1906 гг. под влиянием революционных событий он начал формировать в своей библиотеке раздел, посвященный освободительному движению в России. Библиофил осознал сложность обеспечения полноты комплектования по данной тематике в условиях роста издательского репертуара, получившего название «брошюрный поток». В итоге он ликвидировал данный раздел своего собрания в августе 1906 года. В статье на основе рукописного «Каталога новых приобретений библиотеки» Д.В. Ульянинского приводятся сведения о составе «революционной коллекции» библиофила.

Сфера культуры. 2023;4(4):133-142
pages 133-142 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».