Том 4, № 4 (2023)
Философия и культура
Оправдание культуры sub specie оправдания истории в русской религиозно-философской мысли
Аннотация
Суждения В.Ф. Эрна о логосной традиции русской мысли, определяющей единство подходов ее деятелей к коренным мировоззренческим проблемам, открывают перспективу реконструкции представлений о смысле и задачах культуры в той линии отечественной философии, которая связана с идеей оправдания истории. Автор настоящего исследования доказывает, что, выступая против историософского пессимизма и катастрофизма, русские христианские мыслители выдвигают задачу оцерковления всех сфер и планов жизни, понимая культуру как орудие преображения мира. Процессам её секуляризации философы противопоставляют литургизацию культурного делания, которую рассматривают в контексте заповеди «обладания землей». В этом отношении особое значение приобретает учение Н.Ф. Федорова, который призывал к переходу от культуры (как символического воскрешения) к рекреатуре – действительному восстановлению жизни.



Как русской идее выйти из плена интеллектуального иррационализма
Аннотация
Авторы осмысливают проблему культурного наследия русской идеи с позиции ментальных структур, исторически сложившихся и актуальных для российского общества. Показано, что русская модель познания иррациональна и восходит к платонической модели эйдоса – познания не столько как рационализации и абстрагирования, сколько морального восхождения. Стремясь к Алетейе (духу истины и искренности), выступающей одним из маркеров русской культуры, духовное самоопределение народа по-прежнему опирается на идеализированные мифологемы уникального пути, что обесценивает и собственное рациональное, и заимствованное идеальное.



Время в оптике десубстантивации
Аннотация
В данном исследовании рассматривается соотнесенность времени как фундаментального параметра представлений о мире с сознанием и культурой. Автор раскрывает связь времени и языка, предпринимает лингвистический анализ значений слова «время», выявляя его этимологические различия в индоевропейских языках.
Затрагивается вопрос о метафорической образности времени в языке. Осуществляется историческая реконструкция взглядов на время в оптике десубстантивации через Аристотеля к Аврелию Августину, Мартину Хайдеггеру и Эдмунду Гуссерлю. На примере рецепции музыкальных тонов анализируется процесс синтезирования темпоральных восприятий в сознании.



Культура и текст
Сергей Есенин и Поль Верлен: историко-литературные параллели и контексты
Аннотация
В исследовании впервые на системной основе выявляются историко-литературные параллели между художественными мирами лидера французской школы поэтовсимволистов Поля Верлена (1844–1896) и Сергея Есенина (1895–1925). Приводятся факты, доказывающие, что еще прижизненная критика улавливала в поэтическом слоге Есенина «верленовские» начала, рассматривая его как последователя постсимволистских тенденций в русской поэзии первой четверти XX в., как крестьянского поэтасимволиста. Близость двух поэтов раскрывается автором в рамках сравнительнотипологического анализа. Показано сходство в звучании антиурбанистической тематики, психологизированном воссоздании образов природы – «пейзажей души», в поэтике цвета, исповедальной манере лирического высказывания, элегической тональности поздних стихов.



Культура и искусство
Синергийная эстетика
Аннотация
Автор обосновывает оригинальное, междисциплинарное и во многом дискуссионное представление о синергийной эстетике, в основе которого богословское понимание развития христианской цивилизации как бесконечного сотворчества Бога и человека (со-творца), устремленного к цели Творения – наступлению Царствия Божия.
Красота музыкальных и литературных шедевров, произведений изобразительного и монументального искусства, гармония научных теорий – результат открытия вечной новизны бытия через Божию благодать. В статье приводятся примеры, свидетельствующие о синергийном восприятии творческого и исполнительского вдохновения в сфере искусства как откровения, поступившего свыше. Особое внимание уделяется синергийной эстетике музыкального исполнительства.



Иконография и сюжетные особенности Сызранской старообрядческой иконы
Аннотация
Долгое время сызранская иконопись, выполненная в традициях византийского и древнерусского искусства, оставалась одним из наименее изученных явлений русской художественной культуры XVIII–XX веков. Сызранские иконы создавались несколькими поколениями староверов (поморского и федосеевского согласий) и предназначались для старообрядческих храмов. Данная статья посвящена произведениям Сызранского иконописного центра Среднего Поволжья, их иконографическим и сюжетным особенностям.



Католицизм в стиле поп-арт Энди Уорхола
Аннотация
По мнению современных искусствоведов, жизнь и творчество выдающегося представителя американского авангарда Э. Уорхола пронизана тайными религиозными мотивами. Обращаясь к биографии и произведениям художника, автор настоящего исследования доказывает, что Энди скрывал конфессиональную принадлежность от окружающих, в чем ему помогала эстетика поп-арта. В своем творчестве, играющем роль молитвенной практики, он представил публике католицизм в трансформированном виде – посредством образов и вещей общества потребления. За банальностью изображаемого скрывалась идея бренности бытия. Автор статьи доказывает, что серийность полотен и акцент на форме вуалировали мысль о бренности, придавая изображаемому сакральность и превращая объект в идол или фетиш. Организованные художником «Фабрики» представляли собой сакральное пространство, в котором все поклонялись Энди как «римскому папе» поп-арта. Проведенный анализ раскрыл сферу потаенного медийного художника, имевшего реноме короля эпатажа и боявшегося разоблачений, противоречащих созданной репутации.



Культура и цифровизация
Мультимедийное издание по истории гравюры: обоснование проекта
Аннотация
Цифровая часть мирового и российского книжного рынка с каждым годом неуклонно растет, успешно конкурируя с издательской продукцией, выполненной традиционным печатным способом. Авторы приводят обоснование проекта мультимедийного электронного издания, отражающего историю зарубежной и отечественной гравюры в форме мобильного приложения. Особое внимание уделено описанию его отдельных мультимедийных элементов, в том числе средств навигации, оглавления и указателей.
Структура электронного издания выстраивалась с учетом хронологии развития искусства гравюры. Статья проиллюстрирована скриншотами, раскрывающими интерфейс данного ресурса, его функциональные возможности.



Книжная культура
Офицерские библиотеки при губернских резервных пехотных батальонах Российской империи во второй половине XIX века: планы и реальность
Аннотация
На основе широкого круга дореволюционных источников впервые показана инициативная роль редакции журнала «Военный сборник» в организации обсуждения различных вариантов устройства офицерских библиотек, в том числе при губернских резервных пехотных батальонах. Представлены финансовые расчеты данной редакции по созданию офицерских библиотек при 58 губернских батальонах в губернских городах Европейской России. Установлена общая численность губернских батальонов, в которых предположительно могли находиться офицерские библиотеки. Раскрыта роль государства в их финансировании. Приведены конкретные примеры создания в Сибири офицерских библиотек Тобольского и Иркутского резервных пехотных батальонов на основе печатных каталогов и дополнений к ним.



Документальное наследие и библиография
Д.В. Ульянинский – несостоявшийся собиратель литературы о революционном движении в России
Аннотация
В исследовании рассмотрен неизвестный эпизод библиофильской деятельности знаменитого книгособирателя и библиографа Д.В. Ульянинского (1861–1918). В 1905–1906 гг. под влиянием революционных событий он начал формировать в своей библиотеке раздел, посвященный освободительному движению в России. Библиофил осознал сложность обеспечения полноты комплектования по данной тематике в условиях роста издательского репертуара, получившего название «брошюрный поток». В итоге он ликвидировал данный раздел своего собрания в августе 1906 года. В статье на основе рукописного «Каталога новых приобретений библиотеки» Д.В. Ульянинского приводятся сведения о составе «революционной коллекции» библиофила.


