Features of coping behavior of military university cadets with different levels of academic performance

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

This article presents the results of a study of the relationship between the academic performance of military university cadets and the coping strategies they implement. It was found that strategies of coping behavior based on building interaction with other people, rational planning for solving difficulties and a positive attitude towards them allow cadets to achieve high academic performance. The results obtained made it possible to describe the features of the coping behavior of cadets, contributing to and hindering high academic performance.

Толық мәтін

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Профессиональная подготовленность выпускников военных вузов является одной из приоритетных задач военного строительства, и система высшего образования Министерства обороны обеспечивает непрерывную подготовку офицерских кадров. При этом деятельность курсанта военно-учебного заведения является многоаспектной и включает в себя не только образовательную состав ляющую, но и выполнение задач воинского подразделения (несение службы в суточном наряде, участие в гарнизонных мероприятиях и т.п.), что позволяет констатировать повышенную нагрузку на обучающихся военного вуза. В таких обстоятельствах представляется актуальным вопрос о способности субъекта осу ществлять учебную деятельность в подобных условиях с высоким уровнем качества, находящим отражение в показателях учебной успеваемости.

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования явилось изучение особенностей совладающего поведения, проявляющегося в различных копинг-стратегиях, реализуемых курсантами при осуществлении учебной деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАБОТЫ

На формирование концепции настоящего исследования определяющее влияние оказали: взгляды о субъектной характеристике личности (Брушлинский, 1991), концепция копинг-стратегий (Лазарус, 1966; Фолкман,1979), концепция совладающего с жизненными трудностями поведения (Крюкова, 2008; Нартова-Бочавер, 1997), положения, отражающие проблематику успешности обучения (Ананьев,1980; Мешков,1991).

Обобщение данных взглядов позволило сформулировать ряд тезисов, лежащих в основе модели исследования:

  • курсантом военно-учебного заведения осуществляется учебная деятельность, ориентированная на достижение цели (степень достижения цели объективируется посредством учебной успеваемости);
  • учебная деятельность курсанта военно-учебного заведения осуществляется в обстоятельствах влияния стресс-факторов организационно-служебных условий деятельности. Так, курсанты военно-учебных заведений, помимо собственно
  • учебной деятельности, вовлечены в повседневную деятельность курсантских подразделений, которые могут вносить элементы неопределенности, непредсказуемости в учебный процесс: попадет ли курсант на то или иное занятие или пропустит его вследствие несения службы в суточных нарядах, участия в гарнизонных мероприятиях и т.п. Возникает необходимость в таких случаях корректировать учебную деятельность: наверстывать материал, самостоятельно проходить формы рубежного контроля и т.д., или же можно игнорировать сложившуюся ситуацию;
  • сталкиваясь со стресс-факторами среды, личность реагирует на них тревогой. Уровень этой тревоги зависит от такого свойства, как личностная тревожность. А способность справиться с тревожностью обуславливается уровнем интегративного образования – стрессоустойчивостью личности. Первичная реакция определяется личностной тревожностью, а общая способность справиться с тревожностью зависит от уровня стрессоустойчивости;
  • личность курсанта необходимо рассматривать в качестве активного саморегулируемого субъекта, который в рамках индивидуальной учебной деятельности может управлять своими действиями в целях повышения ее результативности, исходящей из уровней личностной тревожности и стрессоустойчивости. Это позволяет поставить вопрос о стратегиях совладающего поведения в слож ных ситуациях деятельности. Таким образом, учебная деятельность, ориентированная на достижение цели, опосредуется совладающим со стрессом поведением курсанта, направленным на повышение адаптации личности к среде.

Данные положения легли в основу исследовательской модели особенностей совладающего поведения у курсантов военного вуза с разным уровнем учебной успеваемости (см. Рис. 1).

 

Рис.1. Исследовательская модель особенностей совладающего поведения курсантов военного вуза с разным уровнем учебной успеваемости

 

Таким образом, курсант осуществляет учебную деятельность в условиях стресс-факторов организационно-служебной жизнедеятельности, исходя из того, какими уровнями личностной тревожности и стрессоустойчивостью он обладает, при этом выбор наиболее конструктивного способа совладающего поведения может обеспечивать учебную успеваемость обучающегося, позволяя приспособиться к специфическим условиям военного вуза.

МЕТОД

В соответствии с разработанной исследовательской моделью, для сбора эмпирического материала были выбраны следующие методики: «Опросник совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой); «Шкала тревоги Ч. Спилбергера» (в адаптации Ю.Л. Ханина); «Краткая шкала стрессоустойчивости» (Е.В. Распопина). Все сырые баллы были приведены к единой стандартной единице измерений – стены. Учебная успеваемость оценивалась на основе метода анализа документов на материале данных, зафиксированных в журналах учебной успе ваемости учебных групп и учебных карточках курсантов.

В исследовании приняли участие 82 курсанта одного из военных вузов России. Диапазон возрастных границ испытуемых составил от 21 до 31 года, средний возраст составил 24 года. Выборка гомогенна по половому признаку – мужчины.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для удобства анализа данных по учебной успеваемости выборка была разделена на три группы: лица, имеющие преимущественно удовлетворительные оценки (уровень успеваемости «удовлетворительно»), лица, имеющие преимущественно хорошие оценки (уровень успеваемости «хорошо»), лица, имеющие преимущественно отличные оценки (уровень успеваемости «отлично»). Распределение выборки по указанным группам представлено на Рисунке 2.

 

Рис. 2. Распределение выборки по уровню учебной успеваемости

 

Представленные данные свидетельствуют, что выборка по выделенным группам учебной успеваемости распределена довольно равномерно.

В соответствии с исследовательской моделью, индивидуально-психологическими особенностями, позволяющими нивелировать влияние стресса на учебную успеваемость, были избраны: уровень личностной тревожности и стрессоустойчивость.

Распределение выборки по данным критериям представлено на рисунках 3 и 4.

 

Рис. 3. Распределение выборки по уровню личностной тревожности

 

Рис. 4. Распределение выборки по уровню стрессоустойчивости

 

Из представленных данных следует, что в данной выборке в наибольшей мере представлены курсанты, обладающие средним уровнем тревожности и стрессоустойчивости.

Представляется уместным утверждение о том, что наибольшее давление со стороны стресс-факторов организационно-служебных условий жизнедеятельности испытывают курсанты, которые не могут нивелировать свои действия за счет личностных особенностей, таких как достаточно низкий уровень тревожности и высокий уровень стрессоустойчивости. Именно эти курсанты, для того чтобы справиться со стрессом, вынуждены прибегать к личностно вы раженным копинг-стратегиям.

Таким образом, для реализации цели работы представляет интерес анализ копинг-стратегий курсантов, показавших повышенный уровень тревожности (относительно выборки – это средний и выше) и пониженный уровень выраженности стрессоустойчивости (относительно выборки – это средний и ниже), при этом – различный уровень успеваемости.

В целях выявления особенностей копинг-стратегий представляется целесообразным осуществить сравнение испытуемых по изучаемым критериям, показавшим удовлетворительный и отличный уровень успеваемости как полюсных по отношению к друг к другу в изученной выборке по критерию «учеб ная успеваемость».

Таким образом, из полученной изначально выборки были выделены следующие подгруппы:

а) относительно тревожности и успеваемости:

  • испытуемые, показавшие повышенный уровень тревожности, имею щие преимущественно отличные оценки (категория учебной успеваемости
  • «отлично»);
  • испытуемые, показавшие повышенный уровень тревожности, имею щие преимущественно удовлетворительные оценки (категория учебной успеваемости «удовлетворительно»);

б) относительно стрессоустойчивости и успеваемости:

  • испытуемые, показавшие сниженный уровень стрессоустойчивости, имеющие преимущественно отличные оценки (категория учебной успеваемости «отлично»);
  • испытуемые, показавшие сниженный уровень стрессоустойчивости, имеющие преимущественно удовлетворительные оценки (категория учебной успеваемости «удовлетворительно»).

Степень выраженности реализуемых копинг-стратегий курсантами с повышенным уровнем тревожности, имеющим «удовлетворительный» и «отличный» уровень учебной успеваемости, представлена на рисунке 5 (здесь и далее представлены копинг-стратегии, имеющие по результатам математико-статистического анализа значимые различия).

 

Рис. 5. Степень выраженности реализуемых копинг-стратегий курсантами со средним и выше уровнем тревожности, имеющим «удовлетворительный» и «отличный» уровень учебной успеваемости

 

Анализ значимости различий 1 показал, что курсанты, имеющие по итогам учебной деятельности преимущественно отличные оценки, значимо чаще используют такие типы копинг-стратегий, как «поиск социальной поддержки» (при р=0,016<0,05), «планирование решения проблемы» (при р=0,049≤0,05),

«положительная переоценка» (при р=0,048≤0,05), и значимо реже «бегство-из- бегание» (при р=0,008<0,01) по сравнению с курсантами, имеющими преимущественно удовлетворительные оценки. Выраженность других копинг-стратегий в изучаемых группах различается незначимо. При этом средний уровень тревожности в сравниваемых группах различается незначительно.

Степень выраженности реализуемых копинг-стратегий курсантами со сниженным уровнем стрессоустойчивости, имеющим «удовлетворительный» и «отличный» уровень учебной успеваемости, представлена на Рисунке 6.

 

Рис. 6. Степень выраженности реализуемых копинг-стратегий курсантами со средним и ниже уровнем стрессоустойчивости, имеющим «удовлетворительный» и «отличный» уровень учебной успеваемости

 

Анализ значимости различий показал, что курсанты, имеющие по итогам учебной деятельности преимущественно отличные оценки, значимо чаще используют такие типы копинг-стратегий, как «поиск социальной поддержки» (при р=0,00<0,05), «планирование решения проблемы» (при р=0,049≤0,05),

«положительная переоценка» (при р=0,029≤0,05), по сравнению с курсантами, имеющими преимущественно удовлетворительные оценки. Выраженность других копинг-стратегий в изучаемых группах различается незначимо. При этом средний уровень стрессоустойчивости в сравниваемых группах различается незначительно.

Обобщение полученных данных позволяет говорить о том, что более высокой учебной успеваемости способствуют такие копинг-стратегии, как «поиск социальной поддержки», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка». Именно данные копинг-стратегии позволяют нивелировать влияние таких личностных особенностей, как повышенная тревожность и сниженная стрессоустойчивость. Также повышенную тревожность позволяет нивелировать более редкое использование стратегии «бегство-избегание», а соответственно, принятие стратегии активного разрешения возникающих трудностей.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

На основании обобщения полученных в рамках проведенного эмпирического исследования данных могут быть описаны полюсные особенности совладающего поведения курсантов, способствующие и препятствующие высокой учебной успеваемости (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Особенности совладающего поведения курсантов, позволяющие добиваться высокой учебной успеваемости

Копинг-стратегии, СПОСОБСТВУЮЩИЕ

высокой учебной успеваемости

Копинг-стратегии, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ

высокой учебной успеваемости

Привлечение социальных ресурсов (взаимодействие с другими людьми) в целях получения информационной, эмоциональной и действенной поддержки.

 

Склонность рассчитывать только на свои силы в разрешении трудных ситуаций.

Целенаправленный анализ ситуации и возможных вариантов поведения с учетом объективных условий, сформированного личного опыта и доступных ресурсов.

 

Импульсивные попытки разрешения проблемы.

Рассмотрение трудной ситуации в качестве фактора личностного роста и возможностей для саморазвития.

Сосредоточение на негативных сторонах трудной ситуации, переживание ее как лишающую возможностей личностного роста и саморазвития.

 

Преодоление личностной тревожности на основе активных действий по разрешению возникшей трудной ситуации.

Преодоление личностной тревожности на основе реагирования по типу уклонения: отрицание проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению трудных ситуаций, прокрастинации и т.п.

 

Таким образом, в напряженных условиях учебной деятельности военного вуза достигать высокой учебной успеваемости позволяют стратегии совладающего поведения на основе выстраивания взаимодействия с другими людьми, рационального планирования разрешения трудностей и позитивного отношения к ним.

Следует отметить, что полученные данные согласуются с результатами ранее опубликованных исследований в части того, что в целом проактивное копинг-поведение способствует более высокой учебной успеваемости (см. например, Дьячук и др., 2022; Мороз, Кучина, 2017; Головинский и др., 2017).

 В то же время в настоящем исследовании были получены и новые, не описанные в других исследованиях данные о том, что привлечение социальных ресурсов к разрешению трудных ситуаций для курсантов военно-учебных заведений более эффективно по сравнению со склонностью рассчитывать только на свои силы. Вероятно, это связано с коллективным характером воинского труда и многих обязанностей военной службы.

При этом данный вывод отличается от выводов, сделанных в других подобных исследованиях (например, Головинский и др., 2017, Писарчук, 2023), в которых не был учтен фактор личностных особенностей (таких, например, как личностная тревожность и уровень стрессоустойчивости), в связи с чем, вероятно, влияние неучтенных переменных, что удалось учесть при организации настоящего исследования.

ВЫВОД

Проведенное исследование позволило выделить особенности совладающего поведения курсантов, способствующие и препятствующие высокой учебной успеваемости. К первой группе относятся стратегии на основе выстраивания взаимодействия с другими людьми, рационального планирования разрешения трудностей и позитивного отношения к ним; ко второй – на основе эгоцентричности, импульсивности, фокусирования на негативных сторонах трудных ситуаций; а также преодоление личностной тревожности на основе реагирования по типу уклонения. Результаты настоящего исследования могут использоваться должностными лицами военных вузов в целях организации работы по повышению учебной успеваемости курсантов.

 

1 В связи с тем, что полученные данные измерены в порядковой шкале, использовался U-критерий Мана-Уитни.

×

Авторлар туралы

Alexander Cherepanov

Military University named after Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: a.cherepanow@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3961-4467

Associate Professor, Dr. Sci (Psychology)

Ресей, Moscow

Elena Mitasova

Military University named after Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Email: evmitasova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4811-9014

Associate Professor, Dr. Sci (Psychology)

Ресей, Moscow

Airat Sibgatullin

Psychological Service of the Armed Forces of the Russian Federation

Email: a.cherepanow@yandex.ru

employee 

Ресей, St. Petersburg

Әдебиет тізімі

  1. Ananyev B.G. Psychology of pedagogical assessment [Text] / B.G. Ananyev // Selected psychological works: In 2 vols. - Vol. 2. – M.: Pedagogy, 1980. - P. 129-267.
  2. Brushlinsky A.V. The problem of the subject in psychological science / Psychological Journal. – 1991. – Vol. 12. – No. 6. – P. 3-11.
  3. Golovinsky A. A., Karandashov V. D., Musha V. I. The use of coping behavior by cadets in educational and official activities // XX Vishnyakov readings. University science: conditions for the effectiveness of socio-economic and cultural development of the region: materials of the international scientific conference, Boksitogorsk, March 23, 2017. – Boksitogorsk: A.S. Pushkin Leningrad State University. – 2017. – P. 80-84.
  4. Dyachuk A. A., Bocharova Yu. Yu., Klimatskaya L. G., Shpakov A. I. Features of coping behavior of students with various academic success // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (Bulletin of the KSPU). – 2022. – № 2(60). – P. 132-150. doi: 10.25146/1995-0861-2022-60-2-339.
  5. Kryukova T.L. Psychology of coping behavior: current state, problems and prospects // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. – 2008. – No.4. – P. 147-153
  6. Lazarus R. Theory of stress and psychophysiological research // Emotional stress. – L.: Lenizdat, 1970. – 200 p.
  7. Meshkov N.I. Psychological and pedagogical factors of academic performance. – M.: Publishing House of Moscow. Unita, 1991. – 84 p.
  8. Moroz T. S., Kuchina T.I. Psychological features influencing the academic success of students› education at the university // Izvestiya Tula State University. Pedagogy. – 2017.–No. 4.–P.75-81.
  9. Nartova-Bochaver S.K. «Copying behavior» in the system of concepts of personality psychology // Psychological Journal. – 1997. – Vol. 18. – No. 5. – P. 20-30.
  10. Pisarchuk T. M. Coping strategies and academic success of cadets // Modern psychology and pedagogy: problems and solutions: a collection of articles based on the materials of the LXVII International scientific and practical conference, Novosibirsk, February 15, 2023. – Novosibirsk: Siberian Academic Book Limit ed Liability Company. – 2023. – Vol. 2 (64). – P. 107-111.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML
2. Fig. 1. Research model of the characteristics of coping behavior of military university cadets with different levels of academic performance

Жүктеу (35KB)
3. Fig. 2. Distribution of the sample by level of academic performance

Жүктеу (11KB)
4. Fig. 3. Distribution of the sample by level of personal anxiety

Жүктеу (28KB)
5. Fig. 4. Distribution of the sample by stress resistance level

Жүктеу (35KB)
6. Fig. 5. The degree of expression of coping strategies implemented by cadets with an average and higher level of anxiety, having a “satisfactory” and “excellent” level of academic performance

Жүктеу (23KB)
7. Fig. 6. The degree of expression of coping strategies implemented by cadets with an average and lower level of stress resistance, having a “satisfactory” and “excellent” level of academic performance

Жүктеу (19KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».