Межрегиональная миграция молодежи в Российской Федерации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предмет исследования– межрегиональная миграция молодежи в Российской Федерации в период получения высшего образования. Тема исследования– изменение миграционной привлекательности регионов для получения высшего образования. Гипотеза исследования: произошло изменение центров притяжения миграционных потоков и статуса регионов в рассматриваемые годы– в 2017г., в 2020г. и 2023г.– по причине воздействия пандемии коронавирусной инфекции и мер государства по повышению привлекательности вузов в регионах. Исходные данные: официальные материалы государственной статистики за период с 2017 по 2023г. В статье выявлены ограничения по использованию данного источника (миграция 18-летних и миграция 21-летних не тождественна прямой и возвратной образовательной миграции). Сформулирован тезис о необходимости использования агрегированных данных «цифровых следов» абитуриентов, выпускников и федеральных информационных систем. Проведена оценка изменения статуса регионов за 2017, 2020 и 2023гг. Сделаны предположения о возможности использования инструментов объективного мониторинга межрегиональной образовательной миграции абитуриентов для совершенствования работы вузов. Необходимо сосредоточение усилий региональных властей региона-«донора» и регионального вузовского сообщества на получении сначала «транзитного» статуса для вуза и региона с последующим переходом в категорию «акцепторов». Для 2017г. автором идентифицировано 12 «территорий-акцепторов», 59 «территорий-доноров», остальные относились к смешанным и промежуточным формам. В 2020г. «доноров» было всего 30, «акцепторов»– 12, 37 вышли на условные «балансовые» позиции– так на межрегиональную миграцию повлияла пандемия COVID-2019. В 2023г. в Российской Федерации насчитывалось 12 «акцепторов» (перечень немного изменился), число «доноров» составило 46, «балансового» состояния достигла 21 территория, остальные по-прежнему относятся к промежуточным типам.

Об авторах

Антон Валентинович Дождиков

Институт социально-политических исследований ФСНИЦ РАН

Email: antondnn@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1069-1648
SPIN-код: 2208-1891
кандидат политических наук, старший научный сотрудник Москва, Россия

Список литературы

  1. Дождиков, А. В. Образовательная миграция абитуриентов между регионами Российской Федерации как источник данных для планирования развития системы высшего образования / А. В. Дождиков, Е. В. Корнилова // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 3. С. 67–83. EDN DUSOSM. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-67-83.
  2. Корепина, Т. А. Место и роль образовательной миграции в общей классификации видов миграционного движения населения // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 65–77. EDN YGHCLZ.
  3. Питухин, Е. А. Анализ межрегиональной мобильности выпускников школ при поступлении в высшие учебные заведения / Е. А. Питухин, А. А. Семенов // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3 (73). С. 82–89. EDN NYOOIL.
  4. Верещагина, А. В. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства / А. В. Верещагина, С. И. Самыгин, С. И. Имгрунт // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 18, № 2. С. 52–65. EDN VSYZAV.
  5. Атаева, А. Г. Межрегиональная молодежная миграция как угроза утери человеческого капитала территории (на материалах Республики Башкортостан и регионов Приволжского федерального округа) / А. Г. Атаева, А. Г. Уляева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 44. С. 38–57. EDN YUNJOP. doi: 10.17223/19988648/44/2.
  6. Варшавская, Е. Я. Миграционные планы выпускников региональных вузов России / Е. Я. Варшавская, О. С. Чудиновских // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2014. № 3. С. 36–58. EDN SFEVXX.
  7. Захарова, И. В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 7. С. 71–84. DOI. EDN AMMQJP. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-71-84.
  8. Питухин, Е. А. Образовательная миграция в регионах России: статистический подход / Е. А. Питухин, О. А. Зятева, Л. В. Щеголева, В. Е. Соколов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 8–9. С. 48–69. EDN WJNQWD. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-48-69.
  9. Артеменков, М. Н. Трансформация образовательных стратегий выпускников школ в условиях распространения коронавируса COVID-19: региональный аспект / М. Н. Артеменков, Е. Е. Сухова // Региональные исследования. 2020. № 2 (68). С. 111–120. EDN PAFJZK. doi: 10.5922/1994-5280-2020-2-9.
  10. Вишневский, А. Г. Демографические вызовы России. Часть третья – миграция / А. Г. Вишневский, М. Б. Денисенко, Ж. А. Зайончковская, Н. В. Мкртчян // Демоскоп Weekly. 2017. № 753–754. С. 1–10. EDN ZXLTPV.
  11. Воробьева, О. Д. Исторические аспекты и современные особенности внутренней миграции населения в России / О. Д. Воробьева, А. А. Субботин // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Т. 17, № 1. С. 32–41. EDN MZJJEC. doi: 10.19181/lsprr.2021.17.1.3.
  12. Питухин, Е. А. Управление потоками межрегиональной образовательной миграции выпускников / Е. А. Питухин, А. А. Семенов // Экономика и управление. 2014. № 7 (105). С. 64–69. EDN SNOAYP.
  13. Никипорец-Такигава, Г. Ю. К вопросу о взаимообусловленности молодежной политики и миграционных потоков в России / Г. Ю. Никипорец-Такигава, А. А. Михаленко, А. Ю. Музалевская // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2018. Т. 8, № 1 (40). С. 76–85. EDN QKTFXV.
  14. Калашникова, С. К. Эвристический потенциал применения индекса оценки региональных государственных программ в сфере молодежной политики / С. К. Калашникова, И. И. Андриив // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 2. С. 486–499. EDN QJHIPF. doi: 10.22363/2313-1438-2023-25-2-486-499.
  15. Раззаков, Д. И. Взаимосвязь рейтинга университетов с межрегиональной образовательной миграцией в России // Вестник науки. 2022. Т. 3, № 12 (57). С. 225–231. EDN XEHMVB.
  16. Клячко, Т. Л. Миграционная мобильность российской молодежи обусловлена образовательными приоритетами / Т. Л. Клячко, Е. А. Семионова // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28, № 10. С. 61–63. EDN HMALBL.
  17. Тропынина, Н. Е. Тенденции и причины межрегиональной образовательной миграции на примере Забайкальского края / Н. Е. Тропынина, Б. Б. Нимаева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 2, № 7 (33). С. 197–201. EDN YPNDVJ.
  18. Гарафиев, И. З. Типологизация регионов РФ на основании уровня межрегиональной образовательной мобильности в системе высшего образования // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12 (188). С. 91–97. EDN JLJXPK. doi: 10.24158/tipor.2023.12.9.
  19. Габдрахманова, Г. Ф. Образы университета и города в миграции иногородних студентов: региональный кейс // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 116–138. EDN NRQEXK. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-116-138.
  20. Чернышев, К. А. Образовательные миграции в Сибири: исследование на основе данных социальной сети / К. А. Чернышев, Т. Р. Мирязов, Е. Ю. Петров // Географический вестник. 2023. № 4 (67). С. 41–51. EDN MCBQOB. doi: 10.17072/2079-7877-2023-4-41-51.
  21. Дождиков, А. В. Образовательная миграция в Республике Мордовия // Регионология. 2023. Т. 31, № 1 (122). С. 182–198. EDN EPJCGK. doi: 10.15507/2413-1407.122.031.202301.182-198.
  22. Козлов, Д. В. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов / Д. В. Козлов, Д. П. Платонова, О. В. Лешуков // Современная аналитика образования. 2017. № 4(12). С. 4–28.
  23. Габдрахманов, Н. К. «От Волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России / Н. К. Габдрахманов, Н. Ю. Никифорова, О. В. Лешуков // Современная аналитика образования. 2019. № 5(26). С. 4–42. EDN FYIYZV.
  24. Козлова, К. С. Проблемы миграции молодежи в контексте реализации государственной молодежной политики в Приморском крае / К. С. Козлова, В. А. Андреев, Е. В. Султанова // Фундаментальные исследования. 2021. № 10. С. 43–48. EDN BCRXSZ. doi: 10.17513/fr.43107.
  25. Некрасов, Н. А. Социальная ответственность частных компаний и профилактика миграции молодежи в регионе присутствия // Форум молодых ученых. 2019. № 12 (40). С. 624–633. EDN HILKZE.
  26. Бондарев, И. В. Молодежная политика Калужской области как инструмент удержания молодежи в регионе: состояние, проблемы и перспективы // Гуманитарный акцент. 2022. № 2. С. 11–20. EDN OYWXQJ.
  27. Гемадеева, Ю. Э. Социально-экономическая политика по закреплению молодежи на селе в Республике Татарстан // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 4, № 2 (134). С. 90–94. EDN QGIABY. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.02.04.011.
  28. Окорокова, М. П. Развитие человеческого капитала молодежи в рамках стратегии развития муниципального образования (на материалах Республики Саха (Якутия)) / М. П. Окорокова, Т. А. Максимова // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 11 (76). С. 48–52. EDN UYSBYZ. doi: 10.24158/pep.2019.11.7.
  29. Захарова, И. В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 7. С. 71–84. EDN AMMQJP. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-71-84.
  30. Петрова, М. Д. Миграционная молодежная политика: к определению понятия «региональная лояльность» / М. Д. Петрова, Е. В. Малкова // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1 (3). С. 238–250. EDN REPILW.
  31. Алексеев, С. В. Молодежная политика как механизм развития потенциала молодежи в современном мире // PolitBook. 2022. № 4. С. 43–56. EDN WUVCBG.
  32. Санникова, О. В. Транзитный университет как фактор межрегиональной образовательной миграции / О. В. Санникова, В. Ю. Хотинец // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, № 1. С. 41–45. EDN VYKZQG.
  33. Габдрахманов, Н. К. Образовательная миграция молодежи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах / Н. К. Габдрахманов, Л. Б. Карачурина, Н. В. Мкртчян, О. В. Лешуков // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 88–116. EDN ANWKLZ. doi: 10.17323/1814-9545-2022-2-88-116.
  34. Клячко, Т. Л. Образовательная миграция: основные причины / Т. Л. Клячко, Е. А. Семионова // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28, № 12. С. 60–63. EDN GWEJIZ.
  35. Ислакаева, Г. Р. Образовательная межрегиональная миграция: причины и социально-экономические следствия // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3 (201). С. 77–88. EDN XCGSJL.
  36. Митягина, Е. В. Цифровые следы выпускников вузов при исследовании миграции из регионов-доноров / Е. В. Митягина, Е. В. Конышев, К. А. Чернышев, Э. Р. Сайфулин // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 467. С. 144–155. EDN GCQDCH. doi: 10.17223/15617793/467/18.
  37. Габдрахманов, Н. К. Миграционное поведение студентов российских вузов на основе данных цифровых следов / Н. К. Габдрахманов, В. В. Орлова, Ю. К. Александрова // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 467. С. 106–114. EDN IJYMZD. doi: 10.17223/15617793/467/14.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».