Апробирование медико-социологического инструментария для оценки качества организации и стоимостной доступности стоматологической ортопедической помощи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Введение. Вопросы доступности, качества организации и удовлетворенности российских граждан стоматологической ортопедической помощью (СОП) недостаточно изучены и освеще-ны в литературе, тем актуальнее тема нашего исследования: «Научное обоснование критериев и показателей доступности и качества организации стоматологической ортопедической помощи», для проведения которого и апробируется настоящий медико-социологический инструментарий, представляющий собой анкету из 36 вопросов, разработанную авторами для использования в оценке качества организации СОП и ее стоимостной доступности для населения.

Цель. Апробировать медико-социологический инструментарий путем оценки заполняе-мости анкеты пациентами.

Материалы и методы. Анкета разрабатывалась на основе этических и деонтологических принципов с учетом стандартов менеджмента качества (ISO 9001:2015). При сравнительном анализе и оценке стоимостной доступности СОП уровень дохода семей пациентов выражался в относительных показателях — минимальных размерах оплаты труда. Пилотное исследование проводилось на базе укрупненной стоматологической поликлиники, опрошен 41 пациент, получивший СОП.

Результаты. Проведена оценка заполняемости анкеты пациентами стоматологической поликлиники в части раздела для изучения стоимостной доступности и раздела изучения удовлетворенности качеством организации СОП — 7 и 12 вопросов соответственно. Представлены положительные результаты апробирования медико-социологического инструментария.

Заключение. В ходе пилотного исследования Анкета была апробирована, внесения каких-либо коррективов в нее не потребовалось. Определен алгоритм обработки и анализа первичных материалов планируемого развернутого медико-социологического исследования.

Об авторах

Ирина Владимировна Успенская

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Автор, ответственный за переписку.
Email: irinauspenskaya1958@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3163-5688
SPIN-код: 6094-2737

д.м.н., профессор

Россия, Рязань

Лариса Николаевна Тишкина

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова; Стоматологическая поликлиника №1

Email: loratishkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4021-3695
SPIN-код: 8698-4018
Россия, Рязань; Рязань

Михаил Владимирович Пешков

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова; Стоматологическая поликлиника №1

Email: irinauspenskaya1958@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0610-1078

к.м.н., доцент

Россия, Рязань; Рязань

Список литературы

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию». Доступно по: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/. Ссылка активна на 19.04.2023.
  2. Черников А.А., Тегза Н.В. Медико-социальные аспекты оказания ортопедической стоматологической помощи // Врач-аспирант. 2013. Т. 60, № 5. С. 103–109.
  3. Цепов Л.М., Николаев А.И., Щербакова Т.Е., и др. Качество оказания медицинской помощи в крупной стоматологической поликлинике (по результатам опроса-анкетирования пациентов) // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. Т. 16, № 1. С. 153–159.
  4. Тамазян Н.Г. Обзор проблем в оказании стоматологической помощи и пути их решения // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 2. С. 48. Доступно по: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15870. Ссылка активна на 19.04.2023.
  5. Успенская И.В., Юрина С.В. К вопросу о классификаторе основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2018. Т. 26, № 1. С. 36–46. doi: 10.23888/PAVLOVJ201826136-46
  6. Успенская И.В., Юрина С.В., Манухина Е.В., и др. Обзор научной литературы и нормативной правовой документации по организации и оплате стоматологической помощи // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2021. Т. 9, № 1. С. 107–120. doi: 10.23888/HMJ202191107-120
  7. Размер МРОТ в Рязанской области с 1 января 2021 года. Доступно по: https://www.zarplata-online.ru/art/162481-mrot-v-ryazanskoy-oblasti-s-1-yanvarya-2021-goda?ysclid=l9s8b8dvfh953243817. Ссылка активна на 19.04.2023.
  8. Цыганков Б.Д., Малыгин Я.В. Подходы к изучению факторов, влияющих на удовлетворённость пациентов медицинской помощью (по данным иностранной литературы) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 4. С. 18–22.
  9. Щепин В.О., Дьячкова А.С. Сроки ожидания амбулаторно-поликлинической помощи, как показатель её доступности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 4. С. 23–26.
  10. Blas E.; Anand Sivasankara Kurup, editors. Equity, social determinants and public health programmes. World Health Organization; 2010.
  11. Hosseinpoor A.R., Itani L., Petersen P.E. Socio-economic inequality in oral healthcare coverage: results from the World Health Survey // Journal of Dental Research. 2012. Vol. 91, No. 3. P. 275–281. doi: 10.1177/0022034511432341

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Апробируемая анкета пациента стоматологической помощи. Примечания: МВД — Министерство внутренних дел, МО – медицинская организация, ОАО — открытое акционерное общество, ОМС — обязательное медицинское страхование, ООО — общество с ограниченной ответственностью, РФ — Российская Федерация, УФМС — управление Федеральной миграционной службы.

3. Рис. 2. Зависимость удовлетворенности пациентов качеством организации стоматологической ортопедической помощи от их социального положения (%).

Скачать (39KB)
4. Рис. 3. Зависимость удовлетворенности качеством организации стоматологической ортопедической помощи от возраста пациентов (%).

Скачать (35KB)

© Эко-Вектор, 2023

Ссылка на описание лицензии: https://eco-vector.com/for_authors.php#07
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».