Отношение студентов медицинских специальностей к образовательному процессу в период пандемии COVID-19
- Авторы: Решетников В.А.1, Каграманян И.Н.1, Якушина И.И.1, Михайловский В.В.1, Микерова М.С.1, Шустикова Е.А.1, Јаковљевић В.1,2, Николић Турнић Т.1,2, Мијаиловић С.2, Димитријевић Ј.2, Tacић Љ.2
-
Учреждения:
- Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)
- Универзитет у Крагујевцу
- Выпуск: Том 32, № 4 (2024)
- Страницы: 557-568
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://journal-vniispk.ru/pavlovj/article/view/279486
- DOI: https://doi.org/10.17816/PAVLOVJ626321
- ID: 279486
Цитировать
Аннотация
Введение. Переход в период пандемии COVID-19 (англ.: Coronavirus Disease 2019, коронавирусная инфекция 2019 г.) на дистанционный формат медицинского образования, которое предполагает, что большинство формируемых клинических компетенций будущего врача требует личного присутствия, стал особым вызовом. Изучение восприятия обучающимися нового формата образования представляется важным для получения обратной связи о процессе обучения, особенно во время глобальных пандемий.
Цель. Изучить отношение студентов медицинских специальностей к образовательному процессу в период пандемии COVID-19.
Материалы и методы. Проведено качественное поперечное обсервационное исследование с использованием опросника, разработанного на Факультете медицинских наук Крагуевацкого университета (Сербия). Анкетирование проводилось в онлайн-формате посредством ресурса anketolog.ru. Ссылка на опрос была размещена в системе «Университет-обучающийся». Участие в исследовании было добровольным и анонимным. В анкетировании приняли участие 694 студента Сеченовского Университета.
Результаты. В целом студенты положительно оценили адаптацию преподавателей к учебному процессу в сложившихся обстоятельствах, наличие учебных материалов, а также взаимодействие с преподавателями, в т. ч. в процессе экзаменов, отмечая в качестве положительных сторон обучения в дистанционном формате гибкость и возможность более рациональной организации собственного времени, а также снижение затрат в процессе обучения. Однако большинство студентов считают, что онлайн-образование не может полностью заменить традиционную форму обучения в процессе получения знаний, особенно в части приобретения клинических навыков, а также отмечают снижение мотивации и концентрации в период дистанционного обучения, неудобства в использовании существующей платформы для онлайн-обучения.
Заключение. Материалы исследования могут послужить основой для разработки рекомендаций для совершенствования механизмов онлайн-обучения.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Владимир Анатольевич Решетников
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Email: reshetnikov_v_a@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-7853-7356
SPIN-код: 4016-2059
д.м.н., профессор
Россия, МоскваИгорь Николаевич Каграманян
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Email: kagramanyan_i_n@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-2139-6847
д.м.н., доцент
Россия, МоскваИрина Ивановна Якушина
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Email: yakushina_i_i@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-6818-0840
SPIN-код: 5666-3696
к.м.н., доцент
Россия, МоскваВиктор Викторович Михайловский
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Email: mikhaylovskiy_v_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-0001-4202
SPIN-код: 2315-2651
к.м.н.
Россия, МоскваМария Сергеевна Микерова
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: mikerova_m_s@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-2718-1895
SPIN-код: 1539-2594
к.м.н., доцент
Россия, МоскваЕлена Анатольевна Шустикова
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Email: shustikova_e_a@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0009-0009-9850-1869
Россия, Москва
Владимир Јаковљевић
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет); Универзитет у Крагујевцу
Email: yakovlevich_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-0071-8376
MD, PhD
Россия, Москва; Крагујевац, СрбијаТамара Николић Турнић
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет); Универзитет у Крагујевцу
Email: nikolich_t_t@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-9105-1350
MD, PhD
Россия, Москва; Крагујевац, СрбијаСара Мијаиловић
Универзитет у Крагујевцу
Email: saramijailovic212@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4204-9606
Сербия, Крагујевац
Јелена Димитријевић
Универзитет у Крагујевцу
Email: jelena.dimitrijevic10@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4710-7529
Сербия, Крагујевац
Љиљана Tacић
Универзитет у Крагујевцу
Email: ljiljana.tasic@pharmacy.bg.ac.rs
ORCID iD: 0000-0001-9584-0341
MD, PhD
Сербия, КрагујевацСписок литературы
- Аналитический доклад «Уроки стресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после нее» 2020 [Интернет]. Доступно по: http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/add/uroki-stress_testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-i-posle-nee.pdf. Ссылка активна на 02.10.2024.
- Дайджест «Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования» 2020 [Интернет]. Доступно по: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-edu.pdf. Ссылка активна на 02.10.2024.
- Masalimova A.R., Khvatova M.A., Chikileva L.S., et al. Distance learning in higher education during COVID-19 // Front. Educ. 2022. Vol. 7. Р. 822958. doi: 10.3389/feduc.2022.822958
- Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. № 2. С. 3–9. doi: 10.29188/2542-2413-2020-6-2-3-9
- Аналитический доклад «Высшее образование: уроки пандемии Оперативные и стратегические меры по развитию системы» 2020 [Интернет]. Доступно по: http://www.tsu.ru/upload/iblock/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%9C%D0%9E%D0%9D_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B32020_.pdf. Ссылка активна на 02.10.2024.
- Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8–24. doi: 10.24411/2220-8453-2020-12001
- Smart K.L., Cappel J.J. Students’ Perceptions of Online Learning: A Comparative Study // Journal of Information Technology Education: Research. 2006. Vol. 5. Р. 201–219. doi: 10.28945/243
- Gopal R., Singh V., Aggarwal A. Impact of online classes on the satisfaction and performance of students during the pandemic period of COVID-19 // Educ. Inf. Technol. (Dordr.). 2021. Vol 26, No. 6. Р. 6923–6947. doi: 10.1007/s10639-021-10523-1
- El Said G.R. How Did the COVID-19 Pandemic Affect Higher Education Learning Experience? An Empirical Investigation of Learners’ Academic Performance at a University in a Developing Country // Advances in Human–Computer Interaction. 2021. Vol. 2021. Р. 649524. doi: 10.1155/2021/6649524
- Hjelsvold R., Bahmani A., Lorås M. First Impressions from Educators as NTNU Transitions to an Online only Mode of Learning. In: Norwegian University of Science and Technology’s: Trondheim, Norway. 2020. Available at: https://www.ntnu.edu/documents/1271705576/0/online_teaching_and_learning_-_executive_summary__2_.pdf/ee714332-a6d7-afaf-eaee-adf75b6126d9?t=1585918232494. Accessed: 2024 October 02.
- Butnaru G.I., Nită V., Anichiti A., et al. The Effectiveness of Online Education During Covid 19 Pandemic — A Comparative Analysis between the Perceptions of Academic Students and High School Students from Romania // Sustainability. 2021. Vol. 13, No. 9. Р. 5311. doi: 10.3390/su13095311
- Kim J.W., Myung S.J., Yoon H.B., et al. How medical education survives and evolves during COVID-19: Our experience and future direction // PLoS One. 2020. Vol. 15, No. 12. Р. e0243958. doi: 10.1371/journal.pone.0243958
- Литвинова Т.М., Галузина И.И., Засова Л.В., и др. Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2, № 1. С. 12–20. doi: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.12-20
- Каграманян И.Н., Решетников В.А., Манерова О.А., и др. Современные тенденции развития учебной и научной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»: ее методологическая роль и интегративная функция // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2024. Т. 32, № 2. C. 329–338. doi: 10.17816/PAVLOVJ630115
- Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях // Социальные аспекты здоровья населения. 2019. Т. 65, № 6. С. 10. Доступно по: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1123/27/lang,ru/. Ссылка активна на 02.10.2024. doi: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-10
- Алимова И.Л., Плескачевская Т.А., Демяненко А.Н., и др. Дистанционное обучение: трудности и эффективность глазами студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия» в Смоленском государственном медицинском университете // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 4. С. 43–47.
- Мельцер Р.И., Островский А.Г., Недбайлик С.Р. Первый опыт дистанционного обучения в условиях карантина на клинической кафедре медицинского вуза // International Journal of Professional Science. 2020. № 5. С. 24–28.
- Косова Ю.Д., Лаксаева Е.А., Аронова М.А. Отношение студентов медицинского вуза к обучению с применением дистанционных технологий // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3 (56). С. 162–167. doi: 10.26456/vtpsyped/2021.3.162
- Oliveira Franco R.L., Martins Machado J.L., Satovschi Grinbaum R., et al. Barriers to outpatient education for medical students: A narrative review // Int. J. Med. Educ. 2019. Vol. 10. Р. 180–190. doi: 10.5116/ijme.5d76.32c5
- Farooq F., Rathore F.A., Mansoor S.N. Challenges of Online Medical Education in Pakistan During COVID-19 Pandemic // J. Coll. Physicians Surg. Pak. 2020. Vol. 30, No. 6. Р. 67–69. doi: 10.29271/jcpsp.2020.supp1.s67
Дополнительные файлы
