Отношение студентов медицинских специальностей к образовательному процессу в период пандемии COVID-19

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Введение. Переход в период пандемии COVID-19 (англ.: Coronavirus Disease 2019, коронавирусная инфекция 2019 г.) на дистанционный формат медицинского образования, которое предполагает, что большинство формируемых клинических компетенций будущего врача требует личного присутствия, стал особым вызовом. Изучение восприятия обучающимися нового формата образования представляется важным для получения обратной связи о процессе обучения, особенно во время глобальных пандемий.

Цель. Изучить отношение студентов медицинских специальностей к образовательному процессу в период пандемии COVID-19.

Материалы и методы. Проведено качественное поперечное обсервационное исследование с использованием опросника, разработанного на Факультете медицинских наук Крагуевацкого университета (Сербия). Анкетирование проводилось в онлайн-формате посредством ресурса anketolog.ru. Ссылка на опрос была размещена в системе «Университет-обучающийся». Участие в исследовании было добровольным и анонимным. В анкетировании приняли участие 694 студента Сеченовского Университета.

Результаты. В целом студенты положительно оценили адаптацию преподавателей к учебному процессу в сложившихся обстоятельствах, наличие учебных материалов, а также взаимодействие с преподавателями, в т. ч. в процессе экзаменов, отмечая в качестве положительных сторон обучения в дистанционном формате гибкость и возможность более рациональной организации собственного времени, а также снижение затрат в процессе обучения. Однако большинство студентов считают, что онлайн-образование не может полностью заменить традиционную форму обучения в процессе получения знаний, особенно в части приобретения клинических навыков, а также отмечают снижение мотивации и концентрации в период дистанционного обучения, неудобства в использовании существующей платформы для онлайн-обучения.

Заключение. Материалы исследования могут послужить основой для разработки рекомендаций для совершенствования механизмов онлайн-обучения.

Об авторах

Владимир Анатольевич Решетников

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: reshetnikov_v_a@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-7853-7356
SPIN-код: 4016-2059

д.м.н., профессор

Россия, Москва

Игорь Николаевич Каграманян

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: kagramanyan_i_n@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-2139-6847

д.м.н., доцент

Россия, Москва

Ирина Ивановна Якушина

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: yakushina_i_i@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-6818-0840
SPIN-код: 5666-3696

к.м.н., доцент

Россия, Москва

Виктор Викторович Михайловский

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: mikhaylovskiy_v_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-0001-4202
SPIN-код: 2315-2651

к.м.н.

Россия, Москва

Мария Сергеевна Микерова

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: mikerova_m_s@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-2718-1895
SPIN-код: 1539-2594

к.м.н., доцент

Россия, Москва

Елена Анатольевна Шустикова

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: shustikova_e_a@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0009-0009-9850-1869
Россия, Москва

Владимир Јаковљевић

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет); Универзитет у Крагујевцу

Email: yakovlevich_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-0071-8376

MD, PhD

Россия, Москва; Крагујевац, Србија

Тамара Николић Турнић

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет); Универзитет у Крагујевцу

Email: nikolich_t_t@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-9105-1350

MD, PhD

Россия, Москва; Крагујевац, Србија

Сара Мијаиловић

Универзитет у Крагујевцу

Email: saramijailovic212@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4204-9606
Сербия, Крагујевац

Јелена Димитријевић

Универзитет у Крагујевцу

Email: jelena.dimitrijevic10@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4710-7529
Сербия, Крагујевац

Љиљана Tacић

Универзитет у Крагујевцу

Email: ljiljana.tasic@pharmacy.bg.ac.rs
ORCID iD: 0000-0001-9584-0341

 MD, PhD

Сербия, Крагујевац

Список литературы

  1. Аналитический доклад «Уроки стресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после нее» 2020 [Интернет]. Доступно по: http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/add/uroki-stress_testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-i-posle-nee.pdf. Ссылка активна на 02.10.2024.
  2. Дайджест «Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования» 2020 [Интернет]. Доступно по: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-edu.pdf. Ссылка активна на 02.10.2024.
  3. Masalimova A.R., Khvatova M.A., Chikileva L.S., et al. Distance learning in higher education during COVID-19 // Front. Educ. 2022. Vol. 7. Р. 822958. doi: 10.3389/feduc.2022.822958
  4. Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. № 2. С. 3–9. doi: 10.29188/2542-2413-2020-6-2-3-9
  5. Аналитический доклад «Высшее образование: уроки пандемии Оперативные и стратегические меры по развитию системы» 2020 [Интернет]. Доступно по: http://www.tsu.ru/upload/iblock/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%9C%D0%9E%D0%9D_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B32020_.pdf. Ссылка активна на 02.10.2024.
  6. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8–24. doi: 10.24411/2220-8453-2020-12001
  7. Smart K.L., Cappel J.J. Students’ Perceptions of Online Learning: A Comparative Study // Journal of Information Technology Education: Research. 2006. Vol. 5. Р. 201–219. doi: 10.28945/243
  8. Gopal R., Singh V., Aggarwal A. Impact of online classes on the satisfaction and performance of students during the pandemic period of COVID-19 // Educ. Inf. Technol. (Dordr.). 2021. Vol 26, No. 6. Р. 6923–6947. doi: 10.1007/s10639-021-10523-1
  9. El Said G.R. How Did the COVID-19 Pandemic Affect Higher Education Learning Experience? An Empirical Investigation of Learners’ Academic Performance at a University in a Developing Country // Advances in Human–Computer Interaction. 2021. Vol. 2021. Р. 649524. doi: 10.1155/2021/6649524
  10. Hjelsvold R., Bahmani A., Lorås M. First Impressions from Educators as NTNU Transitions to an Online only Mode of Learning. In: Norwegian University of Science and Technology’s: Trondheim, Norway. 2020. Available at: https://www.ntnu.edu/documents/1271705576/0/online_teaching_and_learning_-_executive_summary__2_.pdf/ee714332-a6d7-afaf-eaee-adf75b6126d9?t=1585918232494. Accessed: 2024 October 02.
  11. Butnaru G.I., Nită V., Anichiti A., et al. The Effectiveness of Online Education During Covid 19 Pandemic — A Comparative Analysis between the Perceptions of Academic Students and High School Students from Romania // Sustainability. 2021. Vol. 13, No. 9. Р. 5311. doi: 10.3390/su13095311
  12. Kim J.W., Myung S.J., Yoon H.B., et al. How medical education survives and evolves during COVID-19: Our experience and future direction // PLoS One. 2020. Vol. 15, No. 12. Р. e0243958. doi: 10.1371/journal.pone.0243958
  13. Литвинова Т.М., Галузина И.И., Засова Л.В., и др. Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2, № 1. С. 12–20. doi: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.12-20
  14. Каграманян И.Н., Решетников В.А., Манерова О.А., и др. Современные тенденции развития учебной и научной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»: ее методологическая роль и интегративная функция // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2024. Т. 32, № 2. C. 329–338. doi: 10.17816/PAVLOVJ630115
  15. Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях // Социальные аспекты здоровья населения. 2019. Т. 65, № 6. С. 10. Доступно по: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1123/27/lang,ru/. Ссылка активна на 02.10.2024. doi: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-10
  16. Алимова И.Л., Плескачевская Т.А., Демяненко А.Н., и др. Дистанционное обучение: трудности и эффективность глазами студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия» в Смоленском государственном медицинском университете // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 4. С. 43–47.
  17. Мельцер Р.И., Островский А.Г., Недбайлик С.Р. Первый опыт дистанционного обучения в условиях карантина на клинической кафедре медицинского вуза // International Journal of Professional Science. 2020. № 5. С. 24–28.
  18. Косова Ю.Д., Лаксаева Е.А., Аронова М.А. Отношение студентов медицинского вуза к обучению с применением дистанционных технологий // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3 (56). С. 162–167. doi: 10.26456/vtpsyped/2021.3.162
  19. Oliveira Franco R.L., Martins Machado J.L., Satovschi Grinbaum R., et al. Barriers to outpatient education for medical students: A narrative review // Int. J. Med. Educ. 2019. Vol. 10. Р. 180–190. doi: 10.5116/ijme.5d76.32c5
  20. Farooq F., Rathore F.A., Mansoor S.N. Challenges of Online Medical Education in Pakistan During COVID-19 Pandemic // J. Coll. Physicians Surg. Pak. 2020. Vol. 30, No. 6. Р. 67–69. doi: 10.29271/jcpsp.2020.supp1.s67

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Решетников В.А., Каграманян И.Н., Якушина И.И., Михайловский В.В., Микерова М.С., Шустикова Е.А., Јаковљевић В., Николић Турнић Т., Мијаиловић C., Димитријевић Ј., Tacић Љ., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».