Переживание утраты детьми дошкольного возраста
- Авторы: Маликова Т.В.1, Новикова Т.О.1, Пирогов Д.Г.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
- Выпуск: Том 9, № 6 (2018)
- Страницы: 111-117
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/pediatr/article/view/11232
- DOI: https://doi.org/10.17816/PED96111-117
- ID: 11232
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями переживания утраты детьми дошкольного возраста. Анализируется степень изученности проблемы в России и за рубежом. Указываются ключевые авторы, занимающиеся исследованием переживаний детей в ситуации горя и утраты. При этом обращается внимание на отсутствие в специальной российской психологической литературе разъяснений для родителей и воспитателей о том, как представления о смерти влияют на особенности переживания ребенком утраты значимого близкого. В статье делается акцент на специфике проживания горя ребенком в зависимости от возрастных особенностей и сформированности детской концепции смерти. Авторы детально рассматривают вопрос переживания утраты ребенком в каждом возрастном периоде в пределах дошкольного детства, варианты нормативных и патологических реакций детей на переживание утраты. В статье обращено внимание на специфику горевания ребенка в ситуации ожидаемой и неожиданной смерти близкого, даются рекомендации о том, каким образом может быть нормализовано психоэмоциональное состояние горюющего ребенка и на какие особенности горевания необходимо обратить внимание взрослым. Отдельно разбирается вопрос психологической поддержки ребенка в момент сообщения о смерти близкого, а также необходимость участия и сопровождения ребенка в траурных мероприятиях. В статье содержатся рекомендации педагогам системы дошкольного воспитания о психологической помощи ребенку и ресоциализации его в детском коллективе после утраты.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Владимировна Маликова
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Автор, ответственный за переписку.
Email: lotus_76@mail.ru
канд. психол. наук, доцент, кафедра общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики
Россия, Санкт-ПетербургТатьяна Олеговна Новикова
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Email: tatolnov@gmail.com
канд. психол. наук, доцент, кафедра общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики
Россия, Санкт-ПетербургДмитрий Геннадьевич Пирогов
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Email: icart.pirogov@gmail.com
канд. мед. наук, доцент, кафедра клинической психологии
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 87-96. [Andreeva AD. Kak pomoch’ rebenku perezhit’ gore. Vopr Psikhol. 1991;(1):87-96. (In Russ.)]
- Баканова А.А. Детские вопросы о жизни и смерти как предмет обсуждения на родительских интернет-форумах // Электронная среда в открытом педагогическом образовании. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 102-109. [Bakanova AA. Detskie voprosy o zhizni i smerti kak predmet obsuzhdeniya na roditel’skikh internet-forumakh. In: Elektronnaya sreda v otkrytom pedagogicheskom obrazovanii. Saint Petersburg: RGPU im. A.I. Gertsena; 2017. P. 102-109. (In Russ.)]
- Баканова А.А. Детские вопросы о смерти и танатологическое просвещение родителей // Развитие ребенка в семье. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 139-145. [Bakanova AA. Detskie voprosy o smerti i tanatologicheskioe prosveshchenie roditeley. In: Razvitie rebenka v sem’e. Saint Petersburg: RGPU im. A.I. Gertsena; 2017. P. 139-145. (In Russ.)]
- Баканова А.А. Тема смерти в психологическом опыте современной семьи: к постановке проблемы / Психологическое благополучие современной семьи // Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием; Ярославль, 2016. - Ярославль, 2016. - С. 21-24. [Bakanova AA. Tema smerti v psikhologicheskom opyte sovremennoy sem’i: k postanovke problemy. In: Procrrdings of the Science-practical Conference with International Participation “Psikhologicheskoe blagopoluchie sovremennoy sem’i”; Yaroslavl’, 2016. Yaroslavl’; 2016. P. 21-24. (In Russ.)]
- Богатырева М.Б., Бесполденов С.С. Особенности представлений о смерти в подростковом возрасте // Вестник Московского областного университета. - Серия «Психологические науки». - 2017. - № 2. - С. 27-37. [Bogatyreva MB, Bespoldenov SS. Specificity of ideas about death in adolescence. Vestnik Moskovskogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2017;(2):27-37. (In Russ.)]
- Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: психология горевания. - М.: Когито-Центр, 2014. [Volkan V, Zintl E. Zhizn’ posle utraty: psikhologiya gorevaniya. Moscow: Kogito-Tsentr; 2014. (In Russ.)]
- Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. - СПб.: Речь, 2002. [Gnezdilov AV. Psikhologiya i psikhoterapiya poter’. Posobie po palliativnoy meditsine dlya vrachey, psikhologov i vsekh interesuyushchikhsya problemoy. Saint Petersburg: Rech’; 2002. (In Russ.)]
- Заманаева Ю.В. Утрата близкого человека - испытание жизнью. - СПб.: СПбГУ, 2007. [Zamanaeva YV. Utrata blizkogo cheloveka - ispytanie zhizn’yu. Saint Petersburg: SPbGU; 2007. (In Russ.)]
- Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. - СПб.: Речь, 2004. [Isaev DN. Detskaya meditsinskaya psikhologiya. Psikhologicheskaya pediatriya. Saint Petersburg: Rech’; 2004. (In Russ.)]
- Исаев Д.Н., Новикова Т.О. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти? // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 110-117. [Isaev DN, Novikova TO. Nuzhna li podrostkam pomoshch’ v vospriyatii smerti? Vopr Psikhol. 2003;(3):110-117. (In Russ.)]
- Микилевич Е.Б. Переживание детьми смерти близкого человека // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-Педагагічныя навукі: Педагогіка, Псіхалогія, Методыка. - 2010. - № 1. - С. 52-58. [Mikilevich E.B. Perezhivanie det’mi smerti blizkogo cheloveka. Vesnіk Magіleўskaga Dzyarzhaўnaga Ўnіversіteta Іmya A.A. Kulyashova. Seryya C. Psіkholaga-Pedagagіchnyya Navukі: Pedagogіka, Psіkhalogіya, Metodyka. 2010;(1):52-58. (In Russ.)]
- Минорова С.А., Шварева Е.В. Психосемантические характеристики образа смерти у подростков с разным уровнем жизнестойкости // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2012. - № 10. - С. 86-94. [Minorova SA, Shvareva EV. Psikhosemanticheskie kharakteristiki obraza smerti u podrostkov s raznym urovnem zhiznestoykosti. Psikholingvisticheskie aspekty izucheniya rechevoy deyatel’nosti. 2012;(10):86-94. (In Russ.)]
- Новикова Т.О. Запретная тема (представления детей о смерти) // Человек. - 2002. - № 5. - С. 112-117. [Novikova TO. Zapretnaya tema (predstavleniya detey o smerti). Chelovek. 2002;(5):112-117. (In Russ.)]
- Нозикова Н.В. Проблема психологических особенностей детей, переживших утрату одного из родителей // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 30. - С. 77-84. [Nozikova NV. The problem of psychological characteristics of children who experienced the loss of a parent. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve. 2015;(30):77-84. (In Russ.)]
- Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа. - М.: Когито-Центр, 2009. [Rank O. Travma rozhdeniya i ee znachenie dlya psikhoanaliza. Moscow: Kogito-Tsentr; 2009. (In Russ.)]
- Розанов В.А., Уханова А.И., Волканова А.С., и др. Стресс и суицидальные мысли у подростков // Суицидология. - 2016. - Т. 7. - № 3. - С. 20-32. [Rozanov VA, Ukhanova AI, Volkanova AS, et al. Stress and suicidal thoughts in adolescents. Suitsidologiya. 2016;7(3):20-32. (In Russ.)]
- Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2004. [Furmanov IA, Furmanova NV. Psikhologiya deprivirovannogo rebenka: posobie dlya psikhologov i pedagogov. Moscow: Vlados; 2004. (In Russ.)]
- Berenberg AH, Scolzitti V, Cain J. 10 Steps for Parenting Your Grieving Children. Kindle Edition; 2012.
- Christ GH, Siegel K, Mesagno FP, Langosch D. A preventive intervention program for bereaved children: problems of implementation. Am J Orthopsychiatry. 1991;61(2):168-178.
- Duffy W. Children and Bereavement. London: Church House Publishing; 2003.
- Fitzgerald H. The Grieving Child: A Parent’s Guide. A Touchstone book; 2013.
- Jaffe S. For the Grieving Child: An Activities Manual. Self-Published; 2008.
- Kubler-Ross E. On Children and Death: How Children and Their Parents Can and Do Cope with Death. New York: Scribner; 1997.
- Papadatos C, Papadatou D. Children and Death. Abingdon: Taylor & Francis; 2013.
- Silverman PR. Never Too Young to Know: Death in Children’s Lives. Oxford: Oxford University Press; 2000.
- Silverman PR, Kelly M. A Parent’s Guide to Raising Grieving Children: Rebuilding Your Family after the Death of a Loved One. Oxford, New York: Oxford University Press; 2009.
- The Dougy Center. 35 Ways to Help a Grieving Child. Portland: Dougy Center; 2013.
- Trozzi M. Talking with Children About Loss: Words, Strategies, and Wisdom to Help Children Cope with Death, Divorce, and. New York: TarcherPerigee; 1999.
Дополнительные файлы
