О норме психического развития человека
- Авторы: Аверин В.А.1
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Выпуск: Том 11, № 5 (2020)
- Страницы: 81-90
- Раздел: Клиническая психология
- URL: https://journal-vniispk.ru/pediatr/article/view/62400
- DOI: https://doi.org/10.17816/PED11581-90
- ID: 62400
Цитировать
Аннотация
Анализируются различные подходы и модели понятия «норма психического здоровья»: медицинские (биологические), психологические, социально нормативные, основанные на принципах механистического детерминизма. А.Б. Холмогорова предлагает биопсихосоциальные модели, в основу которых положен системный подход. Б.С. Братусь, критически оценивая названные модели и подходы к определению понятия «норма психического здоровья», в качестве альтернативного подхода выделяет философскую концепцию человека, позволяющую понять сущность человека и ход его развития. Таким образом, проблему поиска критериев «нормы психического здоровья» можно переформулировать в проблему поиска критериев «нормы психического развития человека», поскольку в центре рассмотрения оказывается Человек как результат культурного развития во всем его многообразии: как индивид, личность, субъект деятельности, интеграция множества свойств которых выражается в индивидуальности. Развитие человека в рамках культуры приводит к формированию культурного сознания, основными показателями которого являются свобода, самостоятельность, творчество, самодостаточность и совестливость. Предпринята попытка формулирования психологических инструментов достижения целей психического развития человека. На уровне индивида-личности эта роль принадлежит направленности личности, которая определяет ее направленность на достижение целей деятельности, на уровне субъекта деятельности — индивидуальному стилю деятельности. Взаимодействие этих ведущих факторов развития человека обеспечивает внутреннее единство всех уровней организации человека и результируется в понятии «цельность человека», которое полно выражает психологическое содержание индивидуальности — носителя культурного сознания.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Вячеслав Афанасьевич Аверин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: waverin@yandex.ru
д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики факультета клинической психологии
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Аверин В.А. Общая направленность личности и успешность воспитательной работы. В кн.: Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: изд-во НГПИ, 1988. – С. 60–68. [Averin VA. Obshhaja napravlennost lichnosti i uspeshnost vospitatelnoj raboty. In: Psihologicheskie aspekty izuchenija napravlennosti lichnosti uchashhejsja molodezhi: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk, Izd-vo NGPI; 1988. P. 60-68. (In Russ.)]
- Аверин В.А. Психология медицинского образования. Автореф. дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 1997. [Averin VA. Psihologija medicinskogo obrazovanija. [dissertation abstract]. Saint Petersburg, 1997. (In Russ.)]
- Аверин В.А. Цельность личности — субъективный фактор успешной деятельности человека. В кн.: Интегративный подход к познанию психологии человека / под научн. ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. [Averin VA. Celnost lichnosti – subektivnyj faktor uspeshnoj dejatelnosti cheloveka. In: Integrativnyj podhod k poznaniju psihologii cheloveka. E.Ju. Korzhovoj, editor. Saint Petersburg, Izdatelstvo RGPU im. A.I. Gercena; 2017. (In Russ.)]
- Аверинцев С.С. Попытки объясниться. – М., 1988. [Averincev SS. Popytki objasnitsja. Moscow; 1988. (In Russ.)]
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. [Ananev BG. Chelovek kak predmet poznanija. Leningrad, LGU; 1968. (In Russ.)]
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. [Ananev BG. O problemah sovremennogo chelovekoznanija. Moscow, Nauka; 1977. (In Russ.)]
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. В кн.: Принципы системной организации функций. – М.: Наука, 1973. [Anohin PK. Principialnye voprosy obshhej teorii funkcionalnyh sistem. In: Principy sistemnoj organizacii funkcij. Moscow, Nauka; 1973. (In Russ.)]
- Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. – М.: Знание, 1990. [Bibler VS. Nravstvennost. Kultura. Sovremennost. Moscow, Znanie; 1990. (In Russ.)]
- Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. [Bratus BS. Anomalii lichnosti. Moscow; 1988. (In Russ.)]
- Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Никея, 2019. [Bratus BS. Anomalii lichnosti. Psihologicheskij podhod. 2-e Izd. pererab. i dop. Moscow: Nikeja; 2019. (In Russ.)]
- Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973. [Blauberg IV, Judin EG. Stanovlenie i sushhnost sistemnogo podhoda. Moscow; 1973. (In Russ.)]
- Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни ХIХ столетия / пер. с нем. М.М. Рубинштейн и др. – М.: Наука, 1993. [Vindelband V. Filosofija v nemeckoj duhovnoj zhizni X1X stoletija. Moscow, Nauka; 1993. (In Russ.)]
- Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии. – Л.: изд-во ЛГУ, 1989. [Ginecinskij VI. Znanie kak kategorija pedagogiki: Opyt pedagogicheskoj kogitologii. Leningrad: izd. LGU; 1989. (In Russ.)]
- Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. [Gurevich PS. Filosofija kultury. Moscow; 1994. 317 p. (In Russ.)]
- Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов н/Д, 1979. [Davidovich VE, Zhdanov YuA. Sushhnost kultury. Rostov-na-Donu; 1979. (In Russ.)]
- Запускалов С.В., Положий Б.С. Новые подходы к динамической оценке психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1991. – № 2. [Zapuskalov SV, Polozhij BS. Novye podhody k dinamicheskoj ocenke psihicheskogo zdorovja. Obozrenie psihiatrii i med. psihologii im. V.M. Behtereva. 1991;(2). (In Russ.)]
- Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. –1988. – № 6. – C. 85–94. [Ilin EP. Stil dejatelnosti: novye podhody i aspekty. Voprosy psihologii. 1988;(6):85-94. (In Russ.)]
- Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л., 1982. [Karvasarskij BD. Medicinskaja psihologija. Leningrad; 1982. (In Russ.)]
- Клиническая психология / под ред. А.Б. Холмогоровой. В 4-х т. Т. 1. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 464 с. [Klinicheskaja psihologija. A.B. Holmogorovoj, editor. V 4 tomach. T. 1. Mosow; 2010. 464 p. (In Russ.)]
- Круглый стол: Философия образования // Вопросы философии. – 1995. – № 11. [Kruglyj stol: Filosofija obrazovanija. Voprosy filosofii. 1995;(11). (In Russ.)]
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1980. [Kuzmin VP. Princip sistemnosti v teorii i metodologii K. Marksa. 2-e izd. Moscow: Politizdat, 1980. (In Russ.)]
- Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – М.: Медицина, 1976. [Lakosina ND, Ushakov GK. Medicinskaja psihologija. Moscow: Medicina, 1976. (In Russ.)]
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. [Lomov BF. O sistemnom podhode v psihologii. Voprosy psihologii. 1975;(2). (In Russ.)]
- Лурья Н.А. Ценностно-деятельностная природа образованности и культурно-исторические условия изменения ее типа // Социально-философские проблемы образования: cб. статей. – М., 1992. [Lurja NA. Cennostno-dejatelnostnaja priroda obrazovannosti i kulturno-istoricheskie uslovija izmenenija ee tipa. In: Socialno–filosofskie problemy obrazovanija. Sbornik statej. Moscow; 1992. (In Russ.)]
- Ляхович Е.С, Стецюк Т.В. Философский подход к поискам новой концепции грамотности // Социально-философские проблемы образования: cб. статей. – М., 1992. [Ljahovich ES, Stecjuk TV. Filosofskij podhod k poiskam novoj koncepcii gramotnosti. In: Socialno-filosofskie problemy obrazovanija. Sbornik statej. Moscow; 1992. (In Russ.)]
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. [Merlin VS. Ocherk integralnogo issledovanija individualnosti. Moscow: Pedagogika; 1986. (In Russ.)]
- Мэш Э., Вольф Д., Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПб.: Прайм еврознак, 2003. [Mjesh E, Volf D. Detskaja patopsihologija. Narushenija psihiki rebenka. Saint Petersburg: Prajm evroznak; 2003. (In Russ.)]
- Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике: Сб. науч. тр. – М.: НИИВО, 1991. [Obrazovanie v uslovijah perehoda k reguliruemoj rynochnoj jekonomike: Sbornik nauchnych trudov. Moscow: NIIVO; 1991. (In Russ.)]
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для ХХI века: Сб. ст. / Ред. – сост. Н.Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов. – М.: Логос, 1992. – С. 18–31. [Pahomov NN. Krizis obrazovanija v kontekste globalnyh problem. In: Filosofija obrazovanija dlja XXI veka: Sb. statej. N.N. Pahomov, Yu.B. Tuptalov, editors. Moscow; 1992. P. 18-31. (In Russ.)]
- Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985. – 312 c. [Pechchei A. Chelovecheskie kachestva. Moscow: Progress; 1985. 312 p. (In Russ.)]
- Риккерт Г. Естествоведение и культуроведение / пер. с нем. М.Я. Фитермана. – СПб., 1903. [Rikkert G. Estestvovedenie i kulturovedenie. Transl. from German. Saint Petersburg, 1903. (In Russ.)]
- Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. – М.: Медицина, 1987. [Semichov SB. Predboleznennye psihicheskie rasstrojstva. Moscow, Medicina; 1987. (In Russ.)]
- Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. – Л., 1989. [Sokolov EV. Ponjatie, sushhnost i osnovnye funkcii kultury. Leningrad; 1989. (In Russ.)]
- Франкл В. Человек в поисках смысла / сост. Л.Я Гозман, Д.А. Леонтьев. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. [Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Sost. K.Ya. Gozman, D.A. Leontyev. Moscow: Progress; 1990. 368 p. (In Russ.)]
- Фролов Б.С. Система оценки прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях. – Л.: Изд-во Военно-медицинской академии, 1982. [Frolov BS. Sistema ocenki prognozirovanija psihicheskogo zdorovja pri massovyh psihoprofilakticheskih obsledovanijah. Leningrad: Voen. med. akad.; 1982. (In Russ.)]
- Фромм Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. – Мн.: Коллегиум, 1992. [Fromm E. Man for Himself. An Inquiry into the Psychology of Ethics. Per. s angl. i poslesl. L.A. Chernyshevoj. Minsk: Kollegium; 1992. (In Russ.)]
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – C. 61–74. [Holmogorova AB, Garanjan NG. Kultura, jemocii i psihicheskoe zdorove. Voprosy psihologii. 1999;(2):61-74. (In Russ.)]
- Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г.М. Фридлендера; сост. В.Е. Багно. – М.: Искусство, 1991. – 588 c. [Ortega-i-Gasset H. Jestetika. Filosofija kultury. Vstup. st. G.M. Fridlendera; Sost. V.E. Bagno. Moscow, Iskusstvo; 1991. (In Russ.)]
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. – М.: Логос, 1993. [Shadrikov VD. Filosofija obrazovanija i obrazovatelnaja politika. Moscow, Logos; 1993. (In Russ.)]
- Швейцер А. Культура и этика / Пер. с нем. Н.А. Захарченко, Г.В. Колшанского. Общая редакция и предисловие проф. В.А. Карпушина. – М.: Прогресс, 1973. – 343 c. [Shvejcer A. Kultura i jetika / Per. s nem. N.A. Zaharchenko, G.V. Kolshanskogo. Obshhaja redakcija i predislovie prof. V.A. Karpushina. Moscow, Progress; 1973. 343 p. (In Russ.)]
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методические проблемы современной науки. – М.: Наука, 1978. [Judin EG. Sistemnyj podhod i princip dejatelnosti: metodicheskie problemy sovremennoj nauki. Moscow, 1978. (In Russ.)]
- Bertalanfy L. Von Organisanion als System. Wiesbaden, 1972.
Дополнительные файлы
