Технологическое регулирование и мониторинг сооружения дорожного земляного полотна
- Авторы: Луцкий С.Я.1, Лычковский А.А.1, Ландсман А.Я.2
-
Учреждения:
- Российский университет транспорта (МИИТ)
- Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
- Выпуск: Том 8, № 1 (2022)
- Страницы: 86-98
- Раздел: Оригинальные статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/transj/article/view/96214
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst20228186-98
- ID: 96214
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование: Многолетние деформации геотехнических сооружений на слабых основаниях и болотах приводят к необходимости разработки новых строительных технологий, повышающих несущую способность грунтов. Существующие нормы проектирования железных и автомобильных дорог ориентированы в основном на обеспечение безопасности земляного полотна на стадии эксплуатации. Между тем, риски потери устойчивости и стабильности участков дорог возникают и на стадии строительства, особенно при работе мощной тяжёлой строительной техники и оборудования.
Цель: Формирование технико-технологической системы, функционирующей на принципах прямой и обратной связи между характеристиками возводимого земляного полотна и параметрами строительной техники для обеспечения безопасности и качества производства работ.
Методы: Технологическое регулирование нагрузок и воздействий строительных машин и оборудования при упрочнении основания и возведении насыпей земляного полотна.
Результаты: Разработан состав комплексной технологии и режим регулирования строительных нагрузок для повышения несущей способности слабых грунтов в основании земляного полотна железных и автомобильных дорог. Определены особенности геотехнического мониторинга для направленного улучшения прочностных характеристик грунтов в строительный период. Показана целесообразность технологического регулирования нагрузок и воздействий строительных машин, оборудования при сооружении земляного полотна.
Заключение: Комплексная технология повышения несущей способности слабого основания земляного полотна состоит в последовательном применении регулируемых режимов интенсивного воздействия на каждый слой основания максимально допустимой нагрузкой при геотехническом мониторинге.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Святослав Яковлевич Луцкий
Российский университет транспорта (МИИТ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: lsy40@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0124-6497
SPIN-код: 2475-5149
д. т. н., профессор
Россия, 127994, ГСП-4, Москва, ул Образцова, д. 9, стр. 9Александр Александрович Лычковский
Российский университет транспорта (МИИТ)
Email: Alexander_L12@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2663-0508
SPIN-код: 2671-9305
аспирант
Россия, 127994, ГСП-4, Москва, ул Образцова, д. 9, стр. 9Анатолий Яковлевич Ландсман
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
Email: map@sdm.ru
ORCID iD: 0000-0002-9474-7337
SPIN-код: 9901-5851
д. э. н., профессор
Россия, 125319, Москва, Лениградский пр-т, 64Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации №384-Ф3 от 23 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». [Federal Law of Russian Federation №384-FZ of 23 December 2009. “Tehnicheskii reglament o bezopasnosti zdanii i soorujenii”. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 14.01.2022. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95720/
- СП 22.13330.2016. Основания зданий и сооружений. – М.: 2016. – 160 с. [SP 22.13330.2016. Osnovaniya zdanii i soorujenii. Moscow; 2016. 160 p. (In Russ.)].
- СП 238.1326000.2015. Железнодорожный путь. – М.: 2015. – 71 с. [SP 238.1326000.2015. Jeleznodorojnii put. Moscow; 2015. 71 p. (In Russ.)].
- Ашпиз Е.С. Мониторинг земляного полотна при эксплуатации железных дорог. – М.: Путь-пресс, 2002. – 112 с. [Ashpiz ES. Monitoring zemlyanogo polotna pri ekspluatacii jeleznih dorog. Moscow: Put-press; 2002. 112 p. (In Russ.)].
- Цытович Н. А. Механика грунтов. – М.: Высшая школа, 1983. – 288 с. [Citovich NA. Mehanika gruntov. Moscow: Visshaya shkola, 1983. – 288 p. (In Russ.)].
- Крамаренко В.В. Грунтоведение. – М.: Studme, 2017. – 430с. [Kramarenko VV. Gruntovedenie. Moscow: Studme; 2017. 430 р. (In Russ.)].
- Шахунянц Г.М. Железнодорожный путь. – М.: Транспорт, 1987. – 479 с. [Shahunyanc GM. Jeleznodorojnii put. Moscow: Transport;1987. 479 р. (In Russ.)].
- Хархута Н.Я., Васильев Ю.М. Прочность, устойчивость и уплотнение грунтов земляного полотна автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1975. – 288 с. [Harhuta NYa, Vasilev YuM. Prochnost, ustoichivost i uplotnenie gruntov zemlyanogo polotna avtomobilnih dorog. Moscow: Transport; 1975. 288 р. (In Russ.)].
- Лычковский А.А., Луцкий С.Я., Ландсман А.Я., Навроцкая Н.В. Диагностика морозного влагонакопления и технологическое регулирование сооружения земляного полотна // Транспортные системы и технологии. – 2020. – Т. 6. – № 2. – С. 61–69. [Lichkovskii AA, Luckii SY, Landsman AY, Navrockaya NV. Diagnostics of frost water accumulation and technological regulation of the construction of the roadbed. Transportation Systems and Technology. 2020;6(2):61-69. (In Russ.)]. doi: 10.17816/transsyst20206261-69
- Патент РФ на изобретение № 2273687/ Заявл. 24.02.2005; опубл.10.04.2006. – 2005. С.Я. Луцкий [и др.] Дорожное полотно и способ его возведения. [Pat. RUS № 2273687/ Zayavl. 24.02.2005; opubl.10.04.2006. – 2005. S.Y. Luckiy [i dr.] Dorojnoe polotno i sposob ego vozvedeniya. (In Russ.)]. Ccылка активна на 14.01.2022. Доступно по: https://www.freepatent.ru/patents/2273687
- Рекомендации по интенсивной технологии и мониторингу строительства земляных сооружений на слабых основаниях. – М.: Тимр, 2005. – 96 с. [Rekomendacii po intensivnoj tekhnologii i monitoringu stroitel'stva zemlyanyh sooruzhenij na slabyh osnovaniyah. Moscow: Timr; 2005. 96 p. (In Russ.)].
- Луцкий С.Я., Сакун Б.В. Теория и практика транспортного строительства.- М.: Первая образцовая типография, 2018. – 304с. [Luckiy SY, Sakun BV. Teoriya i praktika transportnogo stroitelstva. Moscow: Pervaya obrazcovaya tipografiya, 2018. 304 р. (In Russ.)].
- Ausilio E, Conte E, Dente G. Stability analysis of slopes reinforced with piles. Computers and Geotechnics. Elsevier BV; 2001;28:591-611. doi: 10.1016/s0266-352x(01)00013-1
- ГОСТ 12248-96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости. – М.: Издательство стандартов, 2005. – 69 с. [GOST 12248-96 Grunti. Metodi laboratornogo opredeleniya harakteristik prochnosti i deformiruemosti. Moscow: Izdatelstvo standartov; 2005. 69 p. (In Russ.)].
- Liu JK, Peng L. Experimental Study on the Unconfined Compression of a Thawing Soil. Cold Regions Science and Technology. Elsevier BV; 2009;58:92-96. doi: 10.1016/j.coldregions.2009.03.008
- Антоновская Г.Н., Капустян Н.К., Ромен Ю.С., Данилов А.В. Использование широкополосной сейсмической аппаратуры в задачах интеллектуального мониторинга земляного полотна железнодорожного пути // Транспортные системы и технологии. – 2019. – Т. 5. – № 4. – C. 96–114. [Antonovskaya GN, Kapustyan NK, Romen YuS, Danilov AV. Ispolzovanie shirokopolosnoi seismicheskoi apparaturi v zadachah intellektualnogo monitoringa zemlyanogo polotna jeleznodorojnogo puti_ Transportnie sistemi i tehnologii. 2019;5(4):96-114. (In Russ.)]. doi: 10.17816/transsyst20195496-114
Дополнительные файлы
