Влияние электрификации в секторе дорожного транспорта на уровень электропотребления и суточный график нагрузки в ЕЭС России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье выполнена оценка влияния потенциальных масштабов развития электрификации в автотранспортном секторе России (переход на электротранспорт разного типа) на величину совокупного спроса на электроэнергию и мощность в стране. При достаточно скромных целевых параметрах развития электротранспорта до 2030 г., принятых в официальных документах, на более далекую перспективу масштабное замещение нефтетоплива электроэнергией даст существенный эффект снижения выбросов парниковых газов, но потребует и более интенсивного развития генерирующих и сетевых мощностей в электроэнергетике. Сценарный прогноз развития электротранспорта выполнен с выделением трех сегментов – легковой, грузовой и автобусный транспорт, что позволяет учесть характерные для каждого из них характеристики электропотребления. Еще одним важным результатом является оценка возможных масштабов влияния электротранспорта на конфигурацию типового суточного графика нагрузки. В работе рассмотрены различные режимы использования зарядной инфраструктуры электротранспорта, обеспечивающие разный уровень неравномерности внутрисуточного электропотребления. По результатам расчетов показано, что в зависимости от сценария развития электротранспорта, дополнительное годовое электропотребление в стране составит от 168 до 460 млрд кВт ч. При этом в зависимости от режима зарядки электромобилей дополнительная потребность в мощности составит от 26 до 74 млн кВт, а амплитуда колебаний почасовых нагрузок электротранспорта будет варьироваться от двухкратных до четырехкратных значений.

Об авторах

Ф. В. Веселов

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт энергетических
исследований Российской академии наук (ИНЭИ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: erifedor@mail.ru
Россия, Москва

А. И. Соляник

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт энергетических
исследований Российской академии наук (ИНЭИ РАН

Email: erifedor@mail.ru
Россия, Москва

Р. О. Аликин

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт энергетических
исследований Российской академии наук (ИНЭИ РАН

Email: erifedor@mail.ru
Россия, Москва

Список литературы

  1. IEA. Tracking transport report 2021. – URL: https://www.iea.org/reports/tracking-transport-2021 (дата обращения: 09.09.2022)
  2. IEA. Global Energy Review: CO2 Emissions in 2021 Global emissions rebound sharply to highest ever level. – URL: https://www.iea.org/reports/global-energy-review-co2-emissions-in-2021-2 (дата обращения: 09.09.2022)
  3. IEA. Global EV Outlook 2022. April 2022. – URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/ ad8fb04c-4f75-42fc-973a-6e54c8a4449a/GlobalElectricVehicleOutlook2022.pdf (дата обращения: 09.09.2022)
  4. European Commission. The Green Deal, December 2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:b828d165-1c22-11ea-8c1f-01aa75ed71a1.0002.02/ DOC_1&format=PDF (дата обращения: 20.05.2022)
  5. Официальный пресс-релиз Президента США, 5 августа 2021. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/08/05/fact-sheet-president-biden-announces-steps-to-drive-american-leadership-forward-on-clean-cars-and-trucks/ (дата обращения: 20.05.2022)
  6. Агентство NOW gmbh. Factsheet: Battery electric mobility in China. Status October 2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.now-gmbh.de/wp-content/uploads/2020/11/Factsheet-China-Battery-EN.pdf (дата обращения: 20.05.2022)
  7. Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. № 2290-р)
  8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Разработан Министерством экономического развития Российской Федерации, дата опубликования 28 ноября 2018 г. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_ rossiyskoy_federacii_na_period_do_2036_goda.html
  9. Официальный сайт Росстата, раздел “Демография”, подраздел “Демографический прогноз до 2036 г.” (для открытия файла требуется программа MS Excel). – URL: https://rosstat. gov.ru/folder/12781
  10. Новостной сайт РБК. ООН оценила демографические перспективы хуже Росстата. – URL: https://www.rbc.ru/economics/24/06/2019/5d0b43749a794718129aa169
  11. Информационно-аналитический портал “Автостат”. Годовой отчет “Структура и прогноз парка легковых автомобилей в России”. – URL: https://www.autostat.ru/research/product/397/
  12. ИНП РАН. Потенциальные возможности роста российской экономики: анализ и прогноз. Июль 2022 г. – URL: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2022/07/potentsialnye-vozmozhnosti-rosta-rossijskoj-ekonomiki-analiz-i-prognoz.pdf
  13. IEA. Global EV Outlook 2022. – URL: https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2022
  14. Зиновьев С. Кто заменит электробус? // За рулем, 15 февраля 2022. – URL: https://www.zr.ru/ content/articles/933331-kto-zamenit-ehlektrobus/
  15. Журнал “За рулем”, интервью с исполнительным директором ФГУП “НАМИ”. – URL: https://www.zr.ru/content/articles/933443-mosgortrans/
  16. Информационно-деловой портал автобусной техники “SustainableBus.com”. – URL: https://www.sustainable-bus.com/news/electric-bus-range-focus-on-electricity-consumption-a-sum-up/
  17. Информационно-аналитический портал “Автостат”. Годовой отчет «Структура и прогноз парка грузовых и коммерческих автомобилей в России». – URL: https://www.autostat.ru/research/product/443/
  18. Argonne National Laboratory. Comprehensive Total Cost of Ownership Quantification for Vehicles with Different Size Classes and Powertrains. Report # ANL/ESD-21/4, April 2021.
  19. Ассоциация производителей электротранспорта и инфраструктуры “Transport environment” [электронный ресурс] – URL: https://www.transportenvironment.org/wp-content/uploads/2021/07/20180725_T&E_Battery_Electric_Trucks_EU_FINAL.pdf
  20. Babrowski S., Heinrichs H., Jochem P., Fichtner W. Load shift potential of electric vehicles in Europe // Journal of Power Sources, Vol. 255 (2014), p. 283–293.
  21. Assoumou E., Marmorat J.-P., Houel J., Roy V. Load curve impact of large electric vehicles fleet in the Paris Ile-de-France region. [Research Report] Working Paper 2015-04-18, Chaire Modélisation prospective au service du développement durable. 2015, pp. 40 Les Cahiers de la Chaire.
  22. Taljegard M., Göransson L., Odenberger M., Johnsson F. Spacial and dynamic energy demand of the E39 highway – Implications on electrification options // Applied Energy, Vol. 195 (2017). P. 681–692.
  23. Wu Kuihua, Niu Xinsheng, Wang Jian, Wu Kuizhong, Jia Shanjie. Electric Vehicle Load Characteristic Analysis and Impact of Regional Power Grid / Proc. of 2nd International Conference on Electronic & Mechanical Engineering and Information Technology (EMEIT-2012). Beijing, 2012.

Дополнительные файлы


© Российская академия наук, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».