Молекулярно-генетические и мейотические особенности дагестанских полевок Microtus (Terricola) daghestanicus восточной части Северного Кавказа
- Авторы: Богданов А.С.1, Ацаева М.М.2,3, Арсанукаев Д.Д.4, Матвеевский С.Н.3
-
Учреждения:
- Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова Российской академии наук
- Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук
- Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова Российской академии наук
- Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук
- Выпуск: Том 60, № 4 (2024)
- Страницы: 123-129
- Раздел: КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/0016-6758/article/view/263468
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0016675824040118
- EDN: https://elibrary.ru/cqkwyb
- ID: 263468
Цитировать
Полный текст
Аннотация
У дагестанской полевки Microtus daghestanicus отмечен высокий уровень кариотипической и молекулярно-генетической изменчивости, однако популяции этого вида в восточной части Северного Кавказа изучены фрагментарно. С целью выявления их генетических особенностей и филогенетических связей с другими конспецифичными популяциями нами исследована выборка дагестанских полевок с юга Чеченской Республики (гора Дайхох). Иммуноцитохимическое исследование синаптонемных комплексов в профазе I мейоза продемонстрировало принадлежность указанной популяции к наиболее широко распространенной 54-хромосомной форме M. daghestanicus. Анализ полной последовательности митохондриального гена цитохрома b показал объединение на филогенетическом древе в один компактный кластер экземпляров из Чечни и изученной ранее дагестанской полевки из Северной Грузии, что указывает на их принадлежность к обособленной генетической форме. В пределах исследованной выборки из Чечни выявлена изменчивость нуклеотидных последовательностей ядерных генов BRCA1 и XIST, что предположительно отражает сложную историю этой популяции, связанную с чередованием событий ее изоляции от соседних популяций и возобновлением контактов между ними.
Ключевые слова
Полный текст
Виды животных, населяющие высокогорья, представляют собой весьма интересные объекты для изучения генетического полиморфизма и дифференциации. Фрагментарность местообитаний, пригодных для жизни, экстремальные климатические условия и наличие разнообразных труднопреодолимых ландшафтных преград (горных рек, ледников, оползней и пр.), способствующих периодической изоляции популяций, способны значительно ускорить процесс накопления мутаций из-за сокращения эффективной численности особей, а также привести к неравномерной скорости эволюции разных генетических структур – хромосомных наборов, ядерных и митохондриальных геномов. Наиболее зависимы от сложных ландшафтно-климатических условий высокогорий виды, имеющие в силу своей биологии ограниченную способность к быстрым миграциям, например, обитающие под землeй постоянно или значительную часть времени [1, 2].
Дагестанская полевка Microtus daghestanicus Shidlovsky, 1919 – один из представителей подрода кустарниковых полевок Terricola Fatio, 1867, ведущих полуподземный образ жизни. Этот вид обитает на Северном Кавказе и в Закавказье, населяет луга субальпийского пояса гор и характеризуется значительной кариотипической и молекулярно-генетической изменчивостью. У M. daghestanicus выявлено 11 кариоморф (2n = 54, 53, 52, 46, 45, 44, 43, 42“А”, 42“В”, 40, 38; NF = 58), которые возникли в результате робертсоновских транслокаций хромосом [3, 4]. Зона хромосомной изменчивости охватывает, однако, лишь южную часть ареала вида (юг Закавказья), кроме одной формы с 2n = 52, обнаруженной на западе Дагестана [4, 5]. Хромосомные формы 2n = 38 и 42“А” с Карабахского и Зангезурского хребтов Закавказья, соответственно, предлагалось рассматривать в качестве самостоятельного вида M. nasarovi Shidlovsky, 1938 [5, 6].
Ранее молекулярно-генетический анализ митохондриального гена цитохрома b (cytb) показал дифференциацию M. daghestanicus по крайней мере на четыре внутривидовые группы, несмотря на их сходство по кариотипу (2n = 54): одна из них выявлена в западной части Северного Кавказа (в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии), другая – в центральной части Северного Кавказа (в Северной Осетии), третья была представлена единственным экземпляром из Северной Грузии, а четвертая – популяциями Малой Азии [7]. Исследование фрагментов трех ядерных генов – BRCA1 (breast and ovarian cancer susceptibility protein 1, экзон 11), IRBP (interphotoreceptor retinoid-binding protein, экзон 1) и XIST (X-inactive specific transcript) – подтвердило генетическое своеобразие лишь дагестанских полевок из Северной Осетии. Все прочие популяции M. daghestanicus показали изменчивость, не имеющую отчетливой связи с их географическим происхождением. Однако неожиданное выявление заметной внутрипопуляционной изменчивости генов BRCA1 и XIST у экземпляров из Кабардино-Балкарии и Северной Осетии (наряду с обилием особей, гетерозиготных по ряду нуклеотидных сайтов), может указывать на активный обмен особями и генами между соседними популяциями в указанных регионах Кавказа [7, 8].
Тем не менее, для значительной части ареала M. daghestanicus (особенно территории Северного Закавказья и восточной части Северного Кавказа) имеются лишь отрывочные данные по единичным экземплярам и отдельным маркерам [4, 7, 9], что существенно усложняет оценку характера изменчивости вида и доказательство дискретности выявленных молекулярно-генетическими методами внутривидовых форм дагестанской полевки. Для решения этой проблемы необходимо изучение дополнительного материала. Весьма скудные сведения имеются и в отношении особенностей мейоза у особей M. daghestanicus: опубликовано лишь электронно-микроскопическое описание профазы I у гибридов 38-хромосомной и 48-хромосомной форм, без изучения родительских особей [4, 10].
Цель настоящей работы – молекулярно-генетический анализ полиморфизма и филогенетических связей одной из популяций M. daghestanicus из восточной части Северного Кавказа, а также иммуноцитохимическое исследование сперматоцитов данных животных.
Материалом для данной работы послужили 4 экземпляра M. daghestanicus, №№ Т23-01 (♂), Т23-19 (♀), Т23-20 (♂), Т23-21 (♀), отловленные в 2023 г. на горе Дайхох, в Шатойском р-не Чеченской Республики. Впервые для “чистых” кариоморф данного вида, из семенников обоих самцов были получены препараты хромосом на стадии пахитены профазы I мейоза и проведены исследования синаптонемных комплексов (СК) – мультибелковых комплексов, соединяющих гомологичные хромосомы на данном этапе мейотического деления [11]. Получение СК в распластанных ядрах сперматоцитов выполнялось по стандартной методике [12] с некоторыми модификациями [13]. Процедура иммуноцитохимического окрашивания была идентична ранее описанной [14]. Тотальная ДНК была получена от всех особей из фиксированных в этаноле измельченных образцов печени или сердца после их обработки протеиназой К, фенол-хлороформной депротеинизации и последующего осаждения изопропанолом [15]. Праймеры, применявшиеся для амплификации и секвенирования полного гена cytb (1143 пн), двух перекрывающихся фрагментов экзона 11 гена BRCA1 с итоговой протяженностью 1698 пн и двух неперекрывающихся участков гена XIST (413 и 585 пн), которые впоследствии были объединены и проанализированы как единая последовательность (998 пн), а также условия проведения ПЦР и статистической обработки полученных данных, идентичны опубликованным ранее [7]. Кроме того, в анализ были включены все доступные в базе GenBank последовательности перечисленных генов дагестанских полевок, а также двух подземных полевок M. subterraneus и двух кустарниковых полевок M. majori в качестве аутгруппы [7, 9]. Построение дендрограмм по методу Maximum Likelihood (ML) выполнено с помощью компьютерной программы IQTree, версия 2.0-rc2 [16], а обработка их изображений – с помощью программы FigTree 1.4.3 (http://tree.bio.ed.ac.uk/software/figtree/). Данное исследование проводится в рамках Государственных заданий № 0088-2024-0011 (ИБР РАН) и № 0092-2022-0002 (ИОГен РАН). При выполнении экспериментальной работы нами использовалось оборудование “Сектора анализа генома” в составе ЦКП “Группа геномных технологий” (ИБР РАН) и ЦКП ОБН РАН “Генетический полиморфизм”.
Иммуноцитохимический анализ выявил 26 СК аутосом и асинаптические половые хромосомы, X и Y (рис. 1). Благодаря идентификации центромер было установлено, что 25 СК и Y являются акроцентриками, Х-хромосома – крупный субметацентрик, а аутосомы самой маленькой пары (№ 26) – метацентрики (рис. 1,б, г). Данный набор хромосом определяет количество хромосомных плеч NF = 58. Примечательно, что некоторые участки хроматина между СК окрашивались “центромерными” антителами (рис. 1,г).
Анализ изменчивости гена cytb (рис. 2,а) показал, что особи M. daghestanicus из Чечни объединяются на филогенетическом древе в одну отчетливую, компактную кладу вместе с дагестанской полевкой из Северной Грузии. Несмотря на умеренную генетическую р-дистанцию (0.022) между этой кладой и “сестринской”, объединяющей экземпляры M. daghestanicus из Северной Осетии, обе имеют высокую бутстреп-поддержку (99–100%). По ядерным генам получены противоречивые данные: по гену XIST три из четырех дагестанских полевок с горы Дайхох объединились с североосетинскими (рис. 2,б). По гену BRCA1 все изученные особи из Чечни оказались сходными с большинством конспецифичных экземпляров из западной части Северного Кавказа (рис. 2,в). Интересно, что как по гену XIST, так и по гену BRCA1 проявляется заметная изменчивость выборки из Чечни, несмотря на малочисленность составляющих ее животных.
Рис. 1. Распластанное ядро сперматоцита дагестанской полевки M. daghestanicus (№ Т23-01), стадия пахитены. Проведена иммунодетекция белка латеральных элементов СК – SYCP3 (а), белка кинетохор (центромеры) с помощью антител CREST (б). Хроматин окрашен DAPI (в). Совмещенное изображение белков SYCP3 и центромеры представлено отдельно (г). Некоторые участки хроматина между СК являются CREST-позитивными (отмечены стрелками). Масштаб – 5 мкм.
Итак, благодаря анализу СК, который позволяет определить количество хромосом и уточнить их морфологию [17], нами для кариотипов дагестанских полевок из Чечни были впервые установлены диплоидное число (2n = 54) и количество хромосомных плеч (NF = 58), что соответствует большинству популяций этого вида на Северном Кавказе. Дагестанская полевка относится к тем многочисленным видам полевочьих, у которых выявлены асинаптические половые хромосомы [18], такие же, как и обнаруженные ранее у особей M. daghestanicus с “гибридным” кариотипом [4, 10]. Таким образом, асинапсис половых хромосом – это видовая характеристика, а не проявление гибридной стерильности. Необычное соединение “центромерных” антител с участками хроматина между СК, вероятно, связано с некоторыми его формами или конформациями, поскольку известно, что белок CENP-A является центромерным вариантом гистона H3 [19].
Несмотря на отсутствие кариотипической изменчивости во всех популяциях, которые были исследованы молекулярно-генетическими методами, дагестанские полевки, отловленные в Чечне на горе Дайхох, продемонстрировали отчетливое своеобразие по митохондриальной ДНК. Так как они образуют единый кластер вместе с экземпляром из Северной Грузии – из локалитета, географически достаточно удаленного от Чеченской Республики, можно с большой вероятностью предполагать, что в данном случае мы имеем дело не с индивидуальной изменчивостью или особенностью отдельной популяции, а с обособленной генетической формой, имеющей сравнительно широкое распространение. Генетическая структура вида по ядерным генам прослеживается менее отчетливо, по-видимому, из-за меньшей скорости их эволюции в сравнении с митохондриальным геномом. Однако полиморфизм генов XIST и BRCA1 в изученной популяции дагестанских полевок из Чечни может отражать ее сложную историю, связанную с чередованием этапов изоляции от соседних популяций и возобновлением контактов между ними. Похожий сценарий предполагался ранее для других популяций M. daghestanicus Северного Кавказа и Малой Азии [7, 8].
Рис. 2. ML-дендрограммы, построенные при сравнении дагестанских полевок из разных популяций и нескольких особей M. subterraneus и M. majori по полной последовательности митохондриального гена cytb (a), объединенной последовательности двух неперекрывающихся фрагментов ядерного гена XIST (б) и фрагменту 11-го экзона ядерного гена BRCA1 (в). В узлах ветвления древ даны значения бутстреп-индекса, превышающие 70%. Для ранее опубликованных последовательностей указаны номера базы GenBank; номера без дополнительных обозначений взяты из публикации [7], номера, отмеченные звездочкой – из статьи [9]. Для гена XIST через запятую представлены номера, соответствующие его первому и второму отдельно просеквенированным фрагментам.
Авторы глубоко признательны Сапарбаевой Ларисе Маасовне (КНИИ РАН) за помощь в лабораторной обработке материала.
Настоящая работа выполнена при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (грант № 23-24-00329).
Все применимые международные, национальные и/или институциональные принципы ухода за животными и их использования были соблюдены.
Исследование одобрено Этическим комитетом ИБР РАН (протокол № 37 от 25.06.2020).
Авторы заявляют, что у них нет конфликта интересов.
Об авторах
А. С. Богданов
Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова Российской академии наук
Email: sergey8585@mail.ru
Россия, Москва, 119334
М. М. Ацаева
Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук; Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова Российской академии наук
Email: sergey8585@mail.ru
Россия, Грозный, 344051; Москва, 119991
Д. Д. Арсанукаев
Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук
Email: sergey8585@mail.ru
Россия, Москва, 119071
С. Н. Матвеевский
Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: sergey8585@mail.ru
Россия, Москва, 119991
Список литературы
- Tambovtseva V., Bakloushinskaya I., Matveevsky S., Bogdanov A. Geographic mosaic of extensive genetic variations in subterranean mole voles Ellobius alaicus as a consequence of habitat fragmentation and hybridization // Life. 2022. V. 12. https://doi.org/10.3390/life12050728
- Bogdanov A., Tambovtseva V., Matveevsky S., Bakloushinskaya I. Speciation on the roof of the World: parallel fast evolution of cryptic mole vole species in the Pamir-Alay–Tien Shan region // Life. 2023. V. 13. https://doi.org/10.3390/life13081751
- Ляпунова Е.А., Ахвердян М.Р., Воронцов Н.Н. Робертсоновский веер изменчивости хромосом у субальпийских полевок Кавказа (Pitymys: Microtinae, Rodentia) // ДАН СССР. 1988. Т. 298. С. 480–484.
- Ахвердян М.Р., Ляпунова Е.А., Воронцов Н.Н. Кариология и систематика кустарниковых полевок Кавказа и Закавказья (Terricola, Arvicolinae, Rodentia) // Зоол. журнал. 1992. Т. 71. Вып. 3. С. 96–110.
- Хатухов А.М., Дзуев Р.И., Темботов А.К. Новые кариотипические формы кустарниковых полевок (Pitymys) Кавказа // Зоол. журнал. 1978. Т. 57. Вып. 10. С. 1566–1570.
- Загороднюк И.В. Кариотип, систематическое положение и таксономический статус Pitymys ukrainicus (Rodentia) // Вестник зоологии. 1988. № 4. С. 50–55.
- Bogdanov A.S., Khlyap L.A., Kefelioğlu H. et al. High molecular variability in three pine vole species of the subgenus Terricola (Microtus, Arvicolinae) and plausible source of polymorphism // J. Zool. Syst. Evol. Res. 2021. V. 59. I. 8. P. 2519–2538. https://doi.org/10.1111/jzs.12539
- Богданов А.С., Хляп Л.А., Баскевич М.И. Дифференциация и филогенетические связи трех видов полевок подрода Terricola (Rodentia, Arvicolinae, Microtus): результаты анализа фрагментов ядерных генов BRCA1 и XIST // Известия РАН. Серия биол. 2020. № 6. С. 575–580. https://doi.org/10.31857/S0002332920060028
- Jaarola M., Martínková N., Gűndűz İ. et al. Molecular phylogeny of the speciose vole genus Microtus (Arvicolinae, Rodentia) inferred from mitochondrial DNA sequences // Mol. Phylogen. and Evol. 2004. V. 33. P. 647–663. https://doi.org/10.1016/j.ympev.2004.07.015
- Малыгин В.М., Левенкова Е.С., Ахвердян М.Р., Сафронова Л.Д. Сравнение синаптонемных комплексов самцов-гибридов кавказских кустарниковых полевок (Rodentia, Microtinae, Terricola) в контексте изучения гибридной стерильности // Зоол. журнал. 2000. Т. 79. Вып. 3. С. 348–356.
- Богданов Ю.Ф., Коломиец О.Л. Синаптонемный комплекс – индикатор динамики мейоза и изменчивости хромосом. М.: Т-во научн. изданий КМК, 2007. 358 c.
- Peters A.H.F.M., Plug A.W., van Vugt M.J., de Boer P. A drying-down technique for the spreading of mammalian meiocytes from the male and female germ line // Chromosome Res. 1997. V. 5. P. 66–71. https://doi.org/10.1023/A:1018445520117
- Page J., Berríos S., Rufas J.S. et al. The pairing of X and Y chromosomes during meiotic prophase in the marsupial species Thylamys elegans is maintained by a dense plate developed from their axial elements // J. Cell Sci. 2003. V. 116. P. 551–560. https://doi.org/10.1242/jcs.00252
- Matveevsky S., Chassovnikarova T., Grishaeva T. et al. Kinase CDK2 in mammalian meiotic prophase I: Screening for hetero- and homomorphic sex chromosomes // Int. J. Mol. Sci. 2021. V. 22. https://doi.org/10.3390/ijms22041969
- Sambrook J., Fritsch E.F., Maniatis T. Molecular cloning: A laboratory manual. N. Y.: Cold Spring Harbor Lab. Press, 1989. 398 p.
- Minh B.Q., Trifinopoulos J., Schrempf D., Schmidt H.A. IQ-TREE version 2.0: Tutorials and manual phylogenomic software by maximum likelihood. 2019, december 1. http://www.iqtree.org
- Богданов Ю.Ф., Коломиец О.Л. Кариотипирование на основе синаптонемных комплексов и применение этого метода в цитогенетике // Генетика. 1985. Т. 21. № 5. С. 793–802.
- Borodin P.M., Basheva E.A., Torgasheva A.A. et al. Multiple independent evolutionary losses of XY pairing at meiosis in the grey voles // Chrom. Res. 2012. V. 20. P. 259–268. https://doi.org/10.1007/s10577-011-9261-0
- Earnshaw W.C., Allshire R.C., Black B.E. et al. Esperanto for histones: CENP-A, not CenH3, is the centromeric histone H3 variant // Chrom. Res. 2013. V. 21. P. 101–106. https://doi.org/10.1007/s10577-013-9347-y
Дополнительные файлы
