 Открытый доступ
		Открытый доступ 
		 Доступ предоставлен
		Доступ предоставлен 
		 Только для подписчиков
					Только для подписчиков
			№ 2 (2025)
ГЕНЕЗИС И ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ
Традиционное и цифровое картографирование почв центральной части национального парка “Смоленское Поозерье”
Аннотация
На участок площадью 8.6 км2 в центральной части национального парка “Смоленское Поозерье” составлены почвенные карты масштаба 1 : 25000 в методах традиционной и цифровой почвенной картографии (ЦПК) с учетом показателей, характеризующих рельеф, растительность, время и антропогенный фактор почвообразования, и проведено сравнение полученных результатов. На обеих картах рассматриваемой территории преобладают серогумусовые постагрогенные (Umbric Cambisols (Arenic, Aric)) почвы, что связано с сельскохозяйственным использованием в прошлом и реградацией старопахотных почв. Меньшие территории занимают аллювиальные торфяные (Histic Fluvisols) и дерново-подзолистые постагрогенные (Albic Glossic Retisols (Aric, Loamic)) почвы. Общая точность карты, составленной методом ЦПК, составила 57%. Ведущими факторами дифференциации, используемыми при экспертном и цифровом картографировании, оказались топографический индекс влажности и лесотаксационная карта. Методами ЦПК лучше всего, с точностью 100 и 86%, предсказано распространение аллювиальных торфяных почв (Histic Fluvisols) и агроземов (Arenosols (Aric)), приуроченных к торфяной залежи и пашням. Расположение торфяных (Fibric Histosols) почв и торфяно-подзолов (Histic Albic Podzols (Arenic)) предсказано наименее точно (0%). Точность предсказания расположения альфегумусовых (Podzols), текстурно-дифференцированных (Retisols), органо-аккумулятивных (Umbric Cambisols), перегнойно-глеевых (Histic Gleysols), аллювиальных гумусовых глеевых (Gleyic Fluvisols) почв варьировала в пределах 50–63%. Цифровой метод на 63% воспроизвел результат традиционного картографирования.
 163–175
				
					163–175
				
						 
			
				 
				
			
		Географические закономерности распространения почв в криолитозоне северо-востока Печорской низменности
Аннотация
Охарактеризованы региональные географические закономерности распространения мерзлотных почв с учетом биоклиматических, геокриологических и литологических особенностей восточного сектора Печорской низменности. Географический анализ пространственной дифференциации мерзлотных почв проведен в контексте классификационной схемы генезиса многолетнемерзлых пород (ММП) Шура–Йоргенсена. Мерзлотные (преимущественно глеевые) почвы, подстилаемые климатически обусловленными ММП, широко распространены в северной части региона, где современные климатические условия благоприятны для сохранения многолетней мерзлоты в минеральных почвообразующих породах. Доля мерзлотных почв с климатически обусловленными ММП, слабо устойчивыми к вытаиванию при климатических изменениях, постепенно уменьшается к югу. Среди глеевых мерзлотных почв большая часть (до 70%) приходится на долю профилей с климатически обусловленными экосистемно модифицированными ММП. В этих почвах органогенные горизонты общей мощностью от 10 до 50 см отчасти обеспечивают экосистемную защиту многолетней мерзлоты от вытаивания. Торфяные мерзлотные почвы, ассоциированные с экосистемно защищенными ММП, максимально распространены (~20%) в центральной полосе регионального тундрово-таежного экотона, что обусловлено преимущественно сочетанием современных климатических и палеогеографических условий. Климатические изменения, прогнозируемые в равнинной части Субарктики европейского северо-востока России, приведут к частичному вытаиванию многолетней мерзлоты, затронув преимущественно мерзлотные почвы на климатически обусловленных ММП.
 176–187
				
					176–187
				
						 
			
				 
				
			
		Почвенный покров г. Волгограда
Аннотация
Изложены результаты цифрового картографирования структуры почвенного покрова г. Волгограда. Создана почвенная карта-схема масштаба 1 : 50 000, отражающая особенности пространственного распределения отдельных типов/подтипов почв и техногенных поверхностных образований (ТПО). В основе картографирования лежат результаты дешифрирования космоснимков с последующим уточнением в рамках полевых исследований (155 разрезов). Геоинформационную обработку осуществляли в программе QGIS с использованием данных дистанционного зондирования Земли космических снимков естественных цветов со спутника QuickBird. На основании содержания ареалов почв и ТПО и характера их распределения выделено 6 типов организации почвенного урбанизированного пространства. Установлено, что почвенный покров города отражает структуру и характер землепользования. Так, антропогенные почвы преимущественно расположены в восточной части города, что объясняется приуроченностью основных объектов промышленной, жилой и транспортной инфраструктуры к берегу Волги и соответствует историческому направлению развития. Естественные и агрогенные почвы отмечены на западных окраинах и о. Сарпинском, присоединенных в 2014 г.
 188–199
				
					188–199
				
						 
			
				 
				
			
		Палеопочвы в отложениях красноцветной формации Предсаянского прогиба (юг Восточной Сибири)
Аннотация
Исследованы отложения красноцветной формации разреза Михайловка, сформированные в ходе прерывистого заполнения эрозионной формы рельефа, заложенной в ходе главной фазы неотектонических поднятий (позднеплиоцен-раннечетвертичное время) на юге Иркутского амфитеатра. В исследуемых осадках выделен педокомплекс из трех почв различной сохранности, формировавшихся в фазы снижения активности экзогенных процессов рельефообразования. Анализ микростроения позволил выделить признаки биогенного оструктуривания и установить наличие вторичных карбонатов в верхних частях их профилей. Срединные горизонты характеризуются выраженной ориентацией глинистых частиц, содержат натечные формы карбонатов, указывающие на былую подвижность железисто-глинистого и карбонатного вещества в различные по увлажнению периоды. Анализ значений δ13С почвенного органического вещества, а также δ13С и δ18О карбонатных новообразований свидетельствует о значительном участии педогенеза в генезисе последних и говорит в пользу формирования почв на осадках красноцветной формации при гидротермическом режиме, сопоставимом с современным на исследуемой территории. В то же время наблюдаемое изотопное равновесие между карбонатным материалом новообразований и почвенным органическим веществом позволяет предполагать меньшую контрастность гидротермических режимов во внутригодовом цикле и большую длительность вегетационного периода. Почвы и педоседименты, сформированные в пределах красноцветных осадков, обнаруживают на макро- и микроуровнях признаки криогенеза, что свидетельствует о выраженных тенденциях к похолоданию климата в фазы перехода от педогенных к морфолитогенным стадиям.
 200–213
				
					200–213
				
						 
			
				 
				
			
		ХИМИЯ ПОЧВ
Формы соединений железа в таежных и тундровых почвах криолитозоны России
Аннотация
Изучен состав соединений железа почв тундровых и таежных ландшафтов криолитозоны России. Валовое содержание железа измерено методом рентгеновской флуоресценции. Стандартными методами исследованы химические, физико-химические и физические свойства почв и концентрации силикатных, несиликатных, окристаллизованных и связанных с органическим веществом соединений железа. Изученные почвы относятся к криометаморфическим (Haplic Cryosols), криоземам (Turbic Cryosols) и торфяно-криоземам (Histic Turbic Cryosols), глееземам (Reductic Gleysols) и торфяно-глееземам (Histic Reductaquic Cryosols), подзолистым (Albic Retisols), а также дерново-подбурам и подзолам (Entic Podzols and Albic Podzols). Глубина залегания многолетнемерзлых пород в почвах варьирует от 0.3 до 1.7 м и глубже. Валовое содержание железа варьирует в среднем от 1.2 до 4.5%, максимально достигая 10.2%. До 85% от валового железа представлено силикатными соединениями из-за слабого педогенного преобразования почв. Содержание несиликатного железа не превышает 1.2%. Его повышенные содержания проявляются морфологически в верхних горизонтах минеральной части почв, а также в почвах склонов в виде красновато-рыжих пятен и прослоев. Это коррелирует с повышенными значениями коэффициента латеральной дифференциации от 1.1 до 2.3. Надмерзлотные горизонты на глубинах до 1 м демонстрируют аккумуляцию несиликатного железа, концентрации окристаллизованных и связанных с органическим веществом соединений составляют 0.6–0.8 и 0.2–0.4% соответственно. Предположительно, это связано с накоплением органического вещества, сорбцией на глинистых частицах почвы и восстановительной средой над горизонтом многолетней мерзлоты.
 214–228
				
					214–228
				
						 
			
				 
				
			
		Фракционно-групповой состав соединений Cr, Ni и Mn в основных типах почв фоновых и загрязненных территорий лесостепной зоны Новосибирской области
Аннотация
Проведены исследования 23 площадок, заложенных на почвах фоновых и загрязненных территорий, подверженных воздействию Новосибирского оловянного комбината, ТЭЦ, автомобильных дорог, лесостепной зоны Новосибирской области. Почвы представлены аллювиальными, дерново-подзолистыми, серыми лесными, черноземами выщелоченными, урбаноземами, агроземами. Валовое содержание Cr и Mn в исследуемых почвах не превышает ориентировочно-допустимой концентрации металлов. В песчаных и супесчаных почвах Новосибирской агломерации установлено превышение нормативов для Ni. Выявлено увеличение подвижности тяжелых металлов в почвах, подверженных техногенным выбросам. Анализ фракционно-группового состава соединений Ni, Mn и Cr в почвах при помощи авторской комбинированной схемы фракционирования позволил детально проследить трансформацию соединений металлов в почвах, подверженных антропогенному влиянию. Группа непрочносвязанных соединений Mn, характеризующих биодоступность металла, составляет до 38% от суммы фракций, преимущественно за счет его активного взаимодействия с оксидами Fe–Mn и карбонатами. Группа прочносвязанных соединений Cr составляет до 98% от суммы фракций при этом большая часть металла сосредоточена в остаточной фракции (до 89% от группы). В случае Ni большую роль в прочном удерживании играют оксиды Fe–Mn (до 20%), а также органическое вещество (до 12%). С использованием показателя буферности почв по отношению к тяжелым металлам дана оценка влияния свойств почв на накопление и прочность закрепления элементов. Установлено активное участие несиликатных соединений Fe в аллювиальной супесчаной и песчаной почвах в удерживании исследуемых металлов.
 229–244
				
					229–244
				
						 
			
				 
				
			
		Биодоступность полициклических ароматических углеводородов в почвах, загрязненных аэральными пылевыми выпадениями
Аннотация
Проведен модельный эксперимент по биодеградации полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в верхних горизонтах городских почв с различным содержанием органического вещества. В образцы почвы вносили содержащие ПАУ аэральные пылевые выпадения, почву инкубировали при постоянной влажности и температуре. На 1, 51, 102, 190 и 365 сут в почве определяли общее содержание и содержание потенциально биодоступной фракции фенантрена, пирена и бенз(a)пирена. Суммарное содержание ПАУ, определенное исчерпывающей экстракцией, и количество их потенциально биодоступной фракции, экстрагируемой н-бутанолом, экспоненциально снижалось в течение 365 дней эксперимента как в контрольных образцах, так и в смесях с атмосферной пылью. Скорость биодеградации ПАУ была пропорциональна абсолютному содержанию их биодоступной фракции в почвах и для почвы с высоким содержанием органического вещества обратно коррелировала с гидрофобностью исследованных ПАУ. Относительное содержание биодоступной фракции для фенантрена и пирена уменьшалось в ходе эксперимента, но оставалось практически постоянным для бенз(a)пирена. На основании полученных результатов предложена концептуальная схема трансформации ПАУ аэральных пылевых выпадений в почвах, в которой при оценке биодоступности ПАУ учитываются не только молекулярные параметры полиаренов, но и фазовый состав содержащей ПАУ загрязняющей формы. Показано, что процедура определения потенциально биодоступной доли полиаренов в почве путем непосредственного измерения их концентрации в н-бутаноле параллельно с измерением общего содержания ПАУ может применяться как метод экологической оценки состояния ПАУ в городских почвах при прогнозировании скорости накопления и трансформации в них гидрофобных поллютантов.
 245–262
				
					245–262
				
						 
			
				 
				
			
		ФИЗИКА ПОЧВ
Использование алгоритмов машинного обучения для классификации компонентов почв с различной гидрофильностью
Аннотация
Предварительно оценены возможности пилотной модели – классификатора, обученного распознаванию следов микробной деятельности на твердых поверхностях, свидетельствующих о развитии почвоподобных тел. Для машинного обучения собрана база данных объемом 500 образцов, описанных самостоятельно и в открытых источниках в период с 1988 г. по настоящее время; среди них 59 образцов представляли почвенные горизонты, 146 материнские породы и почвоподобные образования, а также породообразующие минералы, сопутствующие компоненты почвообразования, ксенобиотики, распространенные в техногенно преобразованных ландшафтах мира. Образцы вошли в базу данных в вариациях дисперсности, покрытия биопленками и пленками иной природы, химической и физической обработки. Массив значимых для машинного обучения признаков образцов включал квантили распределения контактного угла смачивания и обобщающие категориальные показатели геометрии поверхности, минерального состава, состояния органического вещества. Целевой функцией классификации служило наличие устойчивых следов микробной деятельности на твердой поверхности. Недостающие данные реконструировали с помощью процедур Монте-Карло и случайной перевыборки. В результате численных экспериментов по оптимизации качества обучения получен сбалансированный обучающий набор данных, содержащий 1233 элемента псевдовыборок. Обучено и оценено 6 моделей классификаторов с вариацией параметров. Наиболее производительный классификатор – пятислойная нейронная сеть со случайно отключаемыми нейронами – продемонстрировал на тестовой выборке правильность предсказаний 0.74 и ROC AUC 0.80, что выше, чем у более простых и быстродействующих (правильность и ROC AUC 0.70). На основании несогласия классификаций между экспертом-человеком и обученным алгоритмом установлены общие черты сложных для машинной классификации образцов: со следами жизнедеятельности, карбонатные, дисперсные – что позволяет определить направление сбора информации для повышения производительности классификатора. Разработка алгоритма распознавания следов микробной деятельности полезна для уточнения механизмов почвообразования, биогеохимических и биогеотехнологических процессов в грунтах различного происхождения, в том числе терраформирования.
 263–280
				
					263–280
				
						 
			
				 
				
			
		ЭРОЗИЯ ПОЧВ
Факторы эрозии почв в макрорегионе европейской части России: моделирование, геоинформационное картографирование и пространственный анализ
Аннотация
Проведена количественная оценка факторов эрозии почв и интенсивности эрозии от ливневого и талого стока на большей части Европейской территории России за 2014–2019 гг. на основе универсального уравнения потери почв USLE/RUSLE с пространственным разрешением 250 м. Результаты обобщены и картографически представлены в геосистемах бассейнов малых рек. Разработан новый подход моделирования эрозионного потенциала осадков (R-фактора) с использованием внутрисуточных данных об осадках. С использованием метода GAM разработана модель эрозионной активности дождя, объясняющая 87% изменчивости данных. Разработана новая методика детектирования почвозащитного фактора растительности (С-фактора) по данным дистанционного зондирования Земли. Новые результаты по С-фактору получены на основе многовременных спутниковых данных о плотности растительности, о спектральных вегетационных индексах и фенологических метриках. В качестве актуальных данных о запасах воды в снеге для определения интенсивности эрозии почв от талого стока использованы данные Snow Water Equivalent программы Copernicus. Годовая интенсивность эрозии почв (от ливневого и талого стока) в целом по всей территории незначительная: в среднем 0.6 т/га в год, медиана 0.02 т/га в год. На распаханных землях бассейнов эти величины выше: 2.4 и 1.6 т/га в год соответственно.
 281–300
				
					281–300
				
						 
			
				 
				
			
		ДЕГРАДАЦИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ОХРАНА ПОЧВ
Химическая и микробиологическая характеристика почв, образовавшихся при самозарастании отходов обогащения редкометалльных руд в Субарктике
Аннотация
Разработка месторождения редкометалльных руд в Мурманской области в течение последних 70 лет сопровождалась складированием мелкозернистых отходов обогащения, что привело к образованию двух полей хвостохранилищ. На поле, выведенном из эксплуатации 35 лет назад, происходят процессы естественного зарастания. Проведены исследования минерального и химического состава, количественных и качественных характеристик микробиоты техногенных поверхностных образований (ТПО) и почв, сформировавшихся на отходах обогащения лопаритовых руд. С увеличением возраста ТПО наблюдалось разрушение слабоустойчивых щелочных минералов одновременно с увеличением содержания углерода от 0 до 4.5% в верхнем горизонте почвы. Дифференциальным термическим анализом установлено, что органическое вещество грубогумусового горизонта условно-фоновой почвы имело более сложный состав по сравнению с органическим веществом, образовавшимся на материале хвостохранилища редкометалльных руд. Отмечен рост численности и биомассы бактерий и микроскопических грибов, видового разнообразия микромицетов и выравнивание функционального профиля микроорганизмов при переходе от исходного материала хвостохранилища к участкам с растительностью. Полученные результаты могут лечь в основу природно-ориентированной технологии инициализации почвообразовательного процесса с применением аборигенных штаммов микроорганизмов, устойчивых к условиям редкометалльных хвостохранилищ.
 301–319
				
					301–319
				
						 
			
				 
				
			
		Почвенно-агрохимические аспекты ремедиации загрязненной медью почвы при применении ростстимулирующих ризосферных бактерий
Аннотация
Изучено влияние внесения ростстимулирующих ризосферных бактерий рода Pseudomonas на рост и химический состав растений яровой пшеницы при искусственном загрязнении нитратом меди в повышенном количестве, из расчета 300 мг/кг гумусового горизонта агросерой почвы (Luvic Retic Greyzemic Phaeozems (Loamic)) в вегетационном опыте. Применение бактерий P. fluorescens SV20, P. fluorescens SV21 и P. putida SV23 значительно уменьшило токсическое действие меди в первой половине вегетационного периода. Повышение устойчивости растений к внесению нитрата меди при применении бактерий было обусловлено увеличением выноса растениями N, P, K, Ca, Mg, Fe, Mn и Zn из загрязненной почвы без существенных изменений концентраций большинства элементов в растениях и реакции почвенной среды. Положительное действие бактерий также связано с увеличением накопления меди в корнях – усилением барьерной способности корневой системы по отношению к металлу. Бактерии увеличили нахождение меди в почве, главным образом, в составе специфически сорбированной и связанной с железистыми минералами фракциями и, в меньшей мере, во фракции, связанной с органическим веществом, и уменьшили содержание металла в остаточной фракции, прочно связанной с глинистыми минералами, при определении методом последовательных селективных экстракций. Бактерии усилили фитоэкстракцию – очистку загрязненной почвы, увеличивая поглощение меди вегетативными органами растений. Применение бактерий может быть рекомендовано при разработке стратегий ремедиации загрязненных медью почв на основе экологически безопасных технологий.
 320-328
				
					320-328
				
						 
			
				 
				
			
		 
						 
						 
						 
					 
						 
									



