Фитохимический анализ плодов Elaeagnus angustifolia (Elaeagnaceae), произрастающего в Астраханской области
- Авторы: Цибизова А.А.1, Генатуллина Г.Н.1, Ясенявская А.Л.1, Самотруева М.А.1
-
Учреждения:
- Астраханский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 60, № 2 (2024)
- Страницы: 113-116
- Раздел: СТАТЬИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/0033-9946/article/view/277573
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0033994624020084
- EDN: https://elibrary.ru/PYAGLZ
- ID: 277573
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены результаты изучения компонентного состава плодов Elaeagnus angustifolia L. (Elaeagnaceae), произрастающего на территории Астраханской области. Выявлено высокое содержание биологически активных веществ: флавоноидов, органических кислот, дубильных веществ, аскорбиновой кислоты, что позволяет сделать вывод о перспективности использования плодов E. angustifolia в качестве основы для разработки лекарственных препаратов.
Полный текст
В настоящее время фитотерапия разрабатывает новые подходы к лечению заболеваний различного генеза. Интерес к фитотерапии растет, несмотря на инновационные достижения в создании химических лекарственных средств, что обусловлено широким спектром фармакологической активности и комплексным органопротекторным эффектом фитопрепаратов, а также их низкой токсичностью при достаточно высокой эффективности и возможности длительного применения [1, 2]. Поиск новых природных источников с целью расширения базы лекарственного растительного сырья и оценка возможности его использования в медицинской практике являются важными фармакогностическими задачами. Следует отметить, что лекарственные растения могут использоваться как в качестве основы для лекарственных препаратов и как вспомогательные вещества при разработке лекарственных форм, выполняя при этом различные функции, в частности как формообразователи, наполнители, стабилизаторы, эмульгаторы и др. [3].
Особый интерес представляет лох узколистный (Elaeagnus angustifolia L.), — широко распространенное растение на территории Российской Федерации. Существуют данные, свидетельствующие о применении разных частей этого растения в народной медицине, а также для пищевых целей, что преимущественно относится к плодам [4]. В народной медицине различные части лоха узколистного используют в лечении заболеваний бронхолегочной, пищеварительной и мочевыделительной систем, в качестве противовоспалительного, регенераторного, общеукрепляющего и диуретического средства [5]. Фитохимические исследования плодов и листьев E. angustifolia показали наличие флавоноидных соединений, полисахаридов, ситостеролов, сердечных гликозидов, терпеноидов, кумаринов, фенолкарбоновых кислот, аминокислот, сапонинов, каротиноидов, витаминов и дубильных веществ. Отмечено, что плоды этого вида содержат в большом количестве витамины (токоферол, каротин, аскорбиновую кислоту, тиамин), минеральные вещества (кальций, магний, калий, железо, цинк и др.) [6, 7]. Компонентный состав плодов E. angustifolia варьирует в зависимости от особенностей их выращивания, качества почвы, географического положения и климатических условий. Установлено, что произрастание E. angustifolia на засоленных почвах и в условиях сухого континентального климата способствует высокому накоплению биологически активных веществ [8].
Целью работы является изучение компонентного состава плодов E. angustifolia, произрастающего на территории Астраханской области, для обоснования возможности применения в качестве основы для разработки лекарственных препаратов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Плоды E. angustifolia собирали в июле 2023 г. на территории Приволжского района Астраханской области и высушивали до воздушно-сухого состояния. Количественную оценку биологически-активных веществ (БАВ) проводили в пересчете на абсолютно сухое сырье согласно методикам, изложенным в Государственной фармакопее. Флавоноиды определяли спектрофотометрическим методом (ПЭ-5400В; Россия) в спиртовом извлечении, органические кислоты, дубильные вещества и витамин С — титриметрически в водном извлечении.
Количественное определение флавоноидов проводили в извлечении, полученном на 70%-ном этиловом спирте в соотношении 1:10, путем настаивания на водяной бане при температуре 60 оС в течение двух часов при периодическом перемешивании. В связи с тем, что существуют достоверные данные о наличии в плодах кверцетина [8], пересчет вели на кверцетин с использованием государственного стандартного образца (чистота основного вещества не менее 98%; ТУ 6-09-10-745-78).
Органические кислоты определяли титрованием раствором едкого натра (0.01 моль/л) в пересчете на яблочную кислоту до перехода окраски от зеленоватой до лиловой. Дубильные вещества в водном извлечении также определяли титрованием 0.1 н. раствором перманганата калия в пересчете на танин до появления золотисто-желтого окрашивания. Аскорбиновую кислоту определяли титрованием 0.001 н. раствором 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия до появления розовой окраски.
Эксперименты повторяли в пяти сериях. Данные количественного анализа компонентного состава были обработаны статистически.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Данные о количественном содержании флавоноидов, органических кислот, дубильных веществ и аскорбиновой кислоты в плодах E. angustifolia представлены в табл. 1.
Таблица 1. Содержание биологически активных веществ в плодах Elaeagnus angustifolia
Table 1. The content of biologically active substances in the fruits of Elaeagnus angustifolia
Биологически активное вещество Biologically active substance | Статистические параметры Statistical parameters | |||
Хср | S | ε | RSD | |
Флавоноиды (в пересчете на кверцетин), % Flavonoids (expressed as quercetin), % | 2.26 | 0.132 | 4.7 | 5.8 |
Органические кислоты (в пересчете на яблочную кислоту), % Organic acids (expressed as malic acid), % | 1.22 | 0.083 | 0.67 | 0.7 |
Дубильные вещества (в пересчете на танин), % Tannins,% | 3.21 | 0.07 | 5.7 | 2.1 |
Аскорбиновая кислота, % Ascorbic acid, % | 0.42 | 0.0851 | 1.1 | 2 |
Примечание. Хср — среднее значение выборки; S — стандартное отклонение;
ε — относительная ошибка, %; RSD — коэффициент вариации, %.
Note. Xav. — average value; S — standard deviation; ε — relative error of the average result, %;
RSD — coefficient of variation, %.
Фитохимический анализ показал, что количество флавоноидов в пересчете на кверцетин в плодах E. angustifolia составляет 2.3% (RSD = 5.8%), органических кислот в пересчете на яблочную кислоту — 1.2% (RSD = 0.7%), дубильных веществ в пересчете на танин — 3.2% (RSD = 2.1%) и аскорбиновой кислоты — 0.4% (RSD = 2%) (табл. 1). Тот факт, что RSD по БАВ составило не более 6%, свидетельствует о статистической значимости полученных результатов [9].
Полученные результаты сопоставимы с данными фитохимического анализа растений семейства Elaeagnaceae. В исследованиях установлено, что листья Elaeagnus argentea, содержат флавоноиды в количестве 1.92%, аскорбиновой кислоты — 0.32% [6]. Следует отметить, что количество дубильных веществ в плодах лоха узколистного, произрастающего на территории Астраханской области, является более высоким, чем в других регионах, что, вероятно, связано с климатическими особенностями района исследований (теплый, засушливый климат) [7, 10].
Выявленное содержание изученных БАВ, позволяет сделать вывод о перспективности использования плодов E. angustifolia в качестве основы для получения фитосредств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного фитохимического анализа плодов лоха узколистого Elaeagnus argentea L., произрастающего на территории Астраханской области, была определена массовая доля флавоноидов, которая составила 2.3% (RSD = 5.8%), органических кислот — 1.2% (RSD = 0.7%), дубильных веществ — 3.2% (RSD = 2.1%) и аскорбиновой кислоты — 0.42% (RSD = 2%). Высокое содержание указанных биологически активных веществ в плодах E. angustifolia в районе исследований показывает, что они могут быть использованы в качестве основы для получения фитосредств и свидетельствует о перспективности дальнейших исследований их фармакологических свойств.
БЛАГОДАРНОСТИ
Работа выполнена в рамках государственного задания (№ 124020300056-9) Министерства здравоохранения Российской Федерации в части проведения НИР по теме «Поиск и разработка высокостабильной липосомальной системы для инкапсулирования соединений с потенциальной антибактериальной активностью на примере хиназолиновых производных, активных в отношении S. aureus».
Об авторах
А. А. Цибизова
Астраханский государственный медицинский университет
Email: yasen_9@mail.ru
Россия, г. Астрахань
Г. Н. Генатуллина
Астраханский государственный медицинский университет
Email: yasen_9@mail.ru
Россия, г. Астрахань
А. Л. Ясенявская
Астраханский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yasen_9@mail.ru
Россия, г. Астрахань
М. А. Самотруева
Астраханский государственный медицинский университет
Email: yasen_9@mail.ru
Россия, г. Астрахань
Список литературы
- Chen S. L., Yu H., Luo H. M., Wu K., Li K. F., Steinmetz A. 2016. Conservation and rational use of medicinal plants: problems, progress and prospects. — Chin. Med. 11: 37. https://doi.org/10.1186/s13020-016-0108-7
- Shakya A. K. 2016. Medicinal plants: future source of new drugs. — Int. J. Herb. Med. 4(4): 59—64. https://www.florajournal.com/archives/2016/vol4issue4/PartA/4-2-13-120.pdf
- Süntar I. 2020. Importance of ethnopharmacological studies in drug discovery: role of medicinal plants. — Phytochem. Rev. 19(5): 1199—1209. https://doi.org/10.1007/s11101-019-09629-9
- Сальникова Н. А., Цибизова А. А., Шур Ю. В. 2018. Перспективы применения растений рода Elaeagnus в фармацевтической и пищевой промышленности. — Бюллетень науки и практики. 4(12): 134—147. http://doi.org/10.5281/zenodo.2255667
- Forzaei M. H., Bahramsoltani R., Abbasabadi Z., Rahimi R. 2015. A comprehensive review of the phytochemical and pharmacological aspects of Elaeagnus angustifolia L. — J. Pharm. Pharmacol. 67(11): 1467—1480. https://doi.org/10.1111/jphp.12442
- Сальникова Н. А., Шур Ю. В., Цибизова А. А. 2021. Фитохимический анализ листьев лоха серебристого Elaeagnus argentea. — Разработка и регистрация лекарственных средств. 10(3): 95—99. https://doi.org/10.33380/2305-2066-2021-10-3-95-99
- Nikam F., Azadi A., Barzegar A., Faridi P., Tanideh N., Zarshenas M. M. 2016. Phytochemistry and phytotherapeutic aspects of Elaeagnus angustifolia L. — Curr. Drug. Discov. Technol. 13(4): 199—210. https://doi.org/10.2174/1570163813666160905115325
- Hamidpour R., Hamidpour S., Dustmohamadi P. 2019. Chemistry, Pharmacology and Medicinal Properties of Russian olive (Elaeagnus angustifolia L.). — Cancer. Sci. Res. Open Access. 6(1): 1—7. https://doi.org/10.15226/csroa.2019.00151
- Свечкарь В. П., Буданова Н. А., Григорьева И. В., Пирогова И. М. 2015. Использование валидации в фармацевтической практике на примере определения примесей в спирте этиловом. — Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 7—2: 263—267. https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7006
- Top S. M., Preston S. M., Dukes J. S., Taranil N. 2017. Climate influences the content and chemical composition of foliar tannins in green and aging tissues of Quercus rubra. — Front. Plant Sci. 8: 423. https://doi.org/10.3389/fpls.2017.00423
Дополнительные файлы
