Сольватное состояние эфира 18-краун-6 в неводных растворителях по данным квантово-химических расчетов

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Методом квантово-химического моделирования рассчитаны энергии Гиббса сольватации эфира 18-краун-6 (18С6) в метаноле, этаноле, ацетонитриле и диметилсульфоксиде. Проведена оценка вкладов от универсального и специфического типов взаимодействия между молекулами 18С6 и молекулами растворителей в изменение энергий Гиббса сольватации макроцикла при замене спиртов на апротонные растворители.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

Макроциклические соединения широко используются в различных областях химии и технологии: в качестве катализаторов фазового переноса в органическом синтезе [1, 2], как нейтральные носители в ионных датчиках [3], для повышения селективности разделения при хроматографии, электрофорезе, мембранном переносе и экстракции растворителями катионов [4–8].

Краун-эфиры аналогичны некоторым биолигандам, способным избирательно взаимодействовать с ионами металлов путем включения их в полость молекулы [9]. Это взаимодействие аналогично процессу сольватации: молекула краун-эфира ведет себя как первая сольватная оболочка катиона [10]. Это свойство макроциклов дает возможность их практического применения в качестве моделей для исследования переноса ионов через мембраны в биологических системах [11], в качестве стационарной фазы в хроматографии [12] и в разработке волоконно-оптических химических датчиков [13]. Уникальные свойства краун-эфиров проявляются в полной мере, когда реакции с их участием проводятся в среде неводного растворителя. Так, например, величина константы устойчивости коронатных комплексов в метаноле в 103–104 раз выше, чем в водном растворе [14].

Сольватное окружение краун-эфиров оказывает заметное влияние на их реакционную способность, так как растворитель является не только средой, но и непосредственным участником химической реакции [15]. Мерой энергии сольватации частицы (молекулы или иона) является стандартная молярная энергия Гиббса сольватации (ΔsolvG0), характеризующая перенос этой частицы из газовой фазы в раствор. Для оценки изменения сольватного состояния частицы (X) при ее переносе из одного растворителя (S1) в другой (S2) применяют стандартную молярную энергию Гиббса переноса частицы (ΔtrG0(X)S1→S2) [15].

В настоящее время накоплен значительный объем экспериментального материала, посвященный определению термодинамических характеристик сольватации краун-эфиров [15]. Сочетание экспериментальных и теоретических методов может обеспечить достижение дальнейшего прогресса в исследовании, описании и, главное, понимании процессов, протекающих в жидкой фазе.

В настоящей работе методом квантово-химического моделирования рассчитаны энергии Гиббса сольватации (ΔsolvG0расч) эфира 18-краун-6 (18С6) в метаноле (MeOH), этаноле (EtOH), ацетонитриле (AN) и диметилсульфоксиде (DMSO). Проведена оценка вкладов от универсального и специфического типов взаимодействия между компонентами раствора в изменение энергий Гиббса сольватации 18С6 при замене амфотерных растворителей на апротонные. Данная работа является продолжением цикла проводимых нами научных исследований, посвященных изучению процесса сольватации О- и N-донорных лигандов в неводных растворителях [16–30].

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Квантово-химические расчеты проводились с помощью программного пакета GAUSSIAN 03 [31] в рамках теории функционала электронной плотности (DFT) в варианте B3LYP [32–34]. В данной работе использовались корелляционно-согласованные трехэкспонентные базисные наборы cc-pVTZ [35]. Визуализация равновесных оптимизированных структур молекулы 18С6 выполнена с помощью программы ChemCraft [36].

Энергии Гиббса сольватации молекулы 18С6 рассчитывались в рамках самосогласованной модели реактивного поля растворителя (SCRF). В настоящей работе была использована модель поляризованного континуума (PCM – Polarized Continuum Model [37]), в которой форма диэлектрической полости, образуемой молекулами растворителя, определяется пересечением нескольких сфер с радиусами, соответствующими эффективным радиусам атомов.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Молекулы растворителей, содержащие полярные связи O–H и C–H, способны к образованию водородных связей (ВС, Н-связь). Краун-эфиры, находясь в среде таких растворителей, могут вступать в специфические взаимодействия c их молекулами, превышающие по энергии универсальные взаимодействия со средой [38]. В ряде работ [38–40], посвященных изучению процессов сольватации и комплексообразования эфира 18-краун-6 в спиртах, рассматривается возможность образования водородных связей между атомами кислорода макроцикла и атомами водорода гидроксильных групп растворителей. В [29] установлено, что в метаноле молекула макроцикла участвует в образовании 6 ВС «O(18C6)–H(MeOH)». В этаноле возможно образование 4–5 Н-связей «O(18C6)–H(EtOH)» [27], причем в их образовании участвуют не только отдельные молекулы EtOH, но и молекулы спирта, связанные между собой. Однако авторы [38] отмечают, что вклад специфических взаимодействий в общую энергию сольватации краун-эфиров в протонодонорных средах неоднозначен. В случае осуществления процесса сольватации 18C6 в MeOH водородные связи между молекулами метилового спирта оказываются энергетически более выгодными, чем связи MeOH–18C6 [38].

В работах [27, 29] установлено, что взаимодействия молекулы 18С6 с молекулами ацетонитрила и диметилсульфоксида посредством водородного связывания не происходит.

К другому виду специфических межмолекулярных взаимодействий «растворенное вещество – растворитель» относятся электронные донорно-акцепторные взаимодействия, способные в ряде случаев приводить к образованию ЭДА-комплексов. В работе [29] установлено наличие ЭДА-взаимодействий между атомами кислорода краун-кольца и атомом углерода метильной группы молекулы ацетонитрила по типу «кислота Льюиса – основание Льюиса». Констатировано, что в первой сольватной оболочке 18С6 две молекулы ацетонитрила образуют ЭДА-связи с атомами кислорода макрокольца.

В литературе отсутствуют данные о наличии донорно-акцепторных взаимодействий 18C6–DMSO. В работе [18] выдвинуто предположение о том, что сольватация краун-эфира диметилсульфоксидом может осуществляться за счет электростатического взаимодействия между атомами серы молекул растворителя и атомами кислорода молекул макроцикла.

Чтобы оценить вклады от универсального и специфического типов взаимодействия между компонентами раствора в изменение энергии Гиббса сольватации 18С6 при замене амфотерных растворителей (MeOH, EtOH) на основные (AN, DMSO), проведено сопоставление значений ∆trG0(18С6)эксп и ∆trG0(18С6)расч (табл. 1).

 

Таблица 1. Энергии Гиббса сольватации и переноса 18C6, кДж/моль

Растворитель (S)/ S1→S2

ΔsolvG0расча

ΔtrG0экспб

ΔtrG0расч; унивв

ΔtrG0расч; спецг

MeOH

–108.5

EtOH

–99.6

AN

–58.1

DMSO

–43.3

MeOH→AN

–10.7±0.9 [23]

50.4

–61.1

EtOH→DMSO

2.1±1.5 [26]

56.3

–54.2

а Рассчитаны в соответствии с сольватационно-термодинамическим подходом [15]: ΔsolvG0(18С6) = G0(18С6)SG0(18С6)газ. фаза, погрешность расчетного метода составила ±0.5кДж моль–1.

б Определены методом распределения вещества между двумя несмешивающимися фазами.

в Рассчитаны по уравнению (1).

г Рассчитаны по уравнению (2).

 

Величины ∆trG0(18С6)эксп были получены в работах [23, 26] методом распределения вещества между двумя несмешивающимися фазами. Они учитывают как универсальные, так и специфические типы взаимодействия «растворенное вещество – растворитель». Значения рассчитаны по формуле (1) с привлечением значений ΔsolvG0(18С6)расч (табл. 1), полученных из квантово-химических расчетов с использованием модели самосогласованного реактивного поля [37], и учитывают только универсальную составляющую сольватации молекулы:

trG0(18С6)расч;унив;S1S2=solvG0(18С6)расч;S2-solvG0(18С6)расч;S1, (1)

где S1 – MeOH (EtOH); S2 – AN (DMSO).

Расчеты изменений энергии Гиббса сольватации 18C6 при замене MeOH на AN и EtOH на DMSO, учитывающих только специфический тип взаимодействия «растворенное вещество – растворитель», проводились в соответствии с уравнением:

trG0(18С6)эксп=solvG0(18С6)расч;спец-solvG0(18С6)расч;унив. (2)

Согласно данным, представленным в табл. 1, замена метанола на ацетонитрил приводит к упрочнению сольватов «18С6–растворитель». Сопоставление величин ∆trG0(18C6)MeOH→AN, полученных экспериментальным и расчетным методами, показывает, что преобладающим вкладом в общую энергию Гиббса переноса макроцикла при смене состава растворителя MeOH→AN является вклад от специфического типа взаимодействий «растворитель – растворенное вещество». Это может быть обусловлено повышением энергии специфических взаимодействий макроцикла со средой (энергия донорно-акцепторных взаимодействий в 5–10 раз выше энергии Н-связи).

Замена этанола на диметилсульфоксид не приводит к заметным изменениям в сольватном состоянии 18C6 (табл. 1). Максимальное изменение энергии Гиббса сольватации краун-эфира при его переносе из EtOH в DMSO составляет ~ 2 кДж моль–1, что соизмеримо с погрешностью определения ∆trG0(18C6)эксп. Сопоставление величин ∆trG0(18C6)EtOH→DMSO, полученных экспериментальным и расчетным методами, показывает, что вклады от универсального и специфического типов взаимодействия в общую энергию Гиббса переноса макроцикла примерно одинаковы. Можно предположить, что, как и в случае осуществления процесса сольватации 18C6 в MeOH [38], водородные связи между молекулами этилового спирта оказываются энергетически более выгодными, чем связи EtOH–18C6, поэтому замена этанола на диметилсульфоксид не приводит к существенным изменениям энергии взаимодействия «18-краун-6–растворитель». Полученные результаты подтверждают выдвинутое в [18] предположение о том, что сольватация 18С6 в DMSO осуществляется посредством сил Ван-дер-Ваальса.

Таким образом, методом квантово-химического моделирования рассчитаны энергии Гиббса сольватации эфира 18-краун-6 в метаноле, этаноле, ацетонитриле и диметилсульфоксиде. На основании полученных значений ΔsolvG0(18С6) рассчитаны энергии Гиббса переноса 18С6 из MeOH в AN и из EtOH в DMSO. Проведено сравнение расчетных и экспериментально полученных величин ∆trG0(18С6)S1→S2. Установлено, что преобладающим вкладом в общую энергию Гиббса переноса макроцикла при смене состава растворителя MeOH→AN является вклад от специфического типа взаимодействий «растворитель – растворенное вещество». При замене EtOH на DMSO соотношение универсальных и специфических типов взаимодействий в изменение устойчивости образующихся сольватов примерно одинаково.

Исследование проведено с использованием ресурсов Центра коллективного пользования научным оборудованием ИГХТУ (при поддержке Минобрнауки России, Соглашение № 075-15-2021-671).

×

About the authors

И. А. Кузьмина

Ивановский государственный химико-технологический университет

Email: mariia.a.kovanova@gmail.com
Russian Federation, Иваново

М. А. Кованова

Ивановский государственный химико-технологический университет

Author for correspondence.
Email: mariia.a.kovanova@gmail.com
Russian Federation, Иваново

References

  1. Liotta C.L., Burgess E.M., Ray C.C. et al. // Preprints Am. Chem. Soc. Div. Petro. Chem. 1985. V. 30. P. 367.
  2. Chandler K., Culp C.W., Lamb D.R. et al. // Ind. Eng. Chem. Res. 1998. V. 37. № 8. P. 3252. doi: 10.1021/ie970741h
  3. Oosaki S., Kawai Y., Yajima S., Kimura K. // Anal. Sci. 2004. V. 20. P. 1165. doi: 10.2116/analsci.20.1165
  4. Richens D.A., Simpson D., Peterson S. et al. // J. Chromatogr. A. 2003. V. 1016. № 2. P. 155. doi: 10.1016/S0021-9673(03)01330-X
  5. Kudo Y., Usami J., Katsuta S., Takeda Y. // Talanta. 2004. V. 62. № 4. P. 701. doi: 10.1016/j.talanta.2003.09.022
  6. Takayanagi T. // Anal. Sci. 2004. V. 20. P. 255. doi: 10.2116/analsci.20.255
  7. Saari-Nordhaus R., Anderson J.M.Jr. // J. Chromatogr. A. 2004. V. 1039. № 1–2. P. 123. doi: 10.1016/j.chroma.2004.02.004
  8. Pavithran R., Reddy M.L.P. // Radiochim. Acta. 2004. V. 92. № 1. P. 31. doi: 10.1524/ract.92.1.31.25407
  9. Davis F., Higson S. Macrocycles: Construction, Chemistry and Nanotechnology Applications. First ed. John Wiley & Sons Ltd, 2011.
  10. Lewandowski A., Malinska J. // J. Chem. Soc. Faraday Trans. 1993. V. 89. P. 2015. doi: 10.1039/FT9938902015
  11. Izatt R.M., Rytting J.H., Nelson D.P. et al. // Science. 1969. V. 164. № 3878. P. 443. doi: 10.1126/science.164.3878.443
  12. Kaneda T., Hirose K., Misumi S. // J. Am. Chem. Soc. 1989. V. 111. P. 742. doi: 10.1021/ja00184a058
  13. Blair T.L., Cynkowski T., Bachas L.G. // Anal. Chem. 1993. V. 65. P. 945. doi: 10.1021/ac00055a018
  14. Izatt R.M., Bradshaw J.S., Nielsen S.A. et al. // Chem. Rev. 1985. V. 85. № 4. Р. 271. doi: 10.1021/cr00068a003
  15. Шарнин В.А., Усачева Т.Р., Кузьмина И.А. и др. Комплексообразование в неводных средах: сольватационный подход к описанию роли растворителя. М.: Ленанд, 2019. 304 с.
  16. Голиков А.Н., Кузьмина И.А., Шарнин В.А. // Журн. физ. химии. 2005. Т. 79. № 12. С. 2298.
  17. Голиков А.Н., Кузьмина И.А., Шарнин В.А. // Изв. вузов. Химия и хим. технология. 2007. Т. 50. № 9. С. 38.
  18. Кузьмина И.А., Шарнин В.А. // Журн. общ. химии. 2011. Т. 81. № 11. С. 1865.
  19. Усачева Т.Р., Гамов Г.А., Куранова Н.Н. и др.// Изв. вузов. Химия и хим. технология. 2023. Т. 66. № 7. С. 59. doi: 10.6060/ivkkt.20236607.6842j
  20. Кузьмина И.А., Усачева Т.Р., Шарнин В.А., Волкова М.А. // Журн. физ. химии. 2013. Т. 87. № 7. С. 1090. doi: 10.7868/S0044453713070194
  21. Кузьмина И.А., Шарнин В.А., Волкова М.А., Ситникова К.А. // Там же. 2013. Т. 87. № 12. С. 2055. doi: 10.7868/S0044453713120133
  22. Кузьмина И.А., Волкова М.А., Ситникова К.А., Шарнин В.А. // Там же. 2014. Т. 88. № 1. С. 46. doi: 10.7868/S004445371401018X
  23. Кузьмина И.А., Усачева Т.Р., Кузьмина К.И. и др. // Там же. 2015. Т. 89. № 1. С. 73. doi: 10.7868/S0044453715010136
  24. Кузьмина И.А., Усачева Т.Р., Ситникова К.А. и др. // Изв. вузов. Химия и хим. технология. 2015. Т. 58. № 10. С. 38.
  25. Волкова М.А., Кузьмина К.И., Белова Н.В., Шарнин В.А. // Журн. физ. химии. 2018. Т. 92. № 10. С. 1666. doi: 10.1134/S0044453718100370
  26. Kuz’mina I.А., Volkova M.A., Kuz’mina K.I. et al. // J. Mol. Liq. 2019. V. 276. P. 78. doi: 10.1016/j.molliq.2018.11.097
  27. Волкова М.А., Кузьмина И.А., Одинцова Е.Г., Шарнин В.А. // Журн. физ. химии. 2019. Т. 93. № 8. С 1199. doi: 10.1134/S0044453719080326
  28. Волкова М.А., Кузьмина И.А., Фам Т.Л. и др. // Там же. 2020. Т. 94. № 10. С. 1520. doi: 10.31857/S0044453720100301
  29. Kuz’mina I.A., Volkova (Kovanova) M.A., Odintsova E.G., Sharnin V.A. // J. Mol. Liq. 2021. V. 325. P. 115191. doi: 10.1016/j.molliq.2020.115191
  30. Кузьмина И.А., Кованова М.А., Перова С.О. // Журн. физ. химии. 2023. Т. 97. № 8. С. 1084–1086. doi: 10.31857/S0044453723080125
  31. Frisch M.J., Trucks G.W., Schlegel H.B. et al. Gaussian 03, Revision B.03 – Gaussian, Inc. Pittsburgh PA, 2003.
  32. Becke A.D. // J. Phys. Rev. A: At., Mol., Opt. Phys. 1988. V. 38. № 6. P. 3098.
  33. Stephens P.J., Devlin F.J., Chabalowski C.F., Frisch M.J. // J. Chem. Phys. 1994. V. 98. № 45. P. 11623. doi: 10.1021/j100096a001
  34. Hertwig R.H., Koch W. // J. Chem. Phys. Lett. 1997. V. 268. № 5. P. 345. doi: 10.1016/S0009-2614(97)00207-8
  35. Dunning T.H.Jr. // J. Chem. Phys. 1989. V. 90. № 2. P. 1007. doi: 10.1063/1.456153
  36. Zhurko G.A., Zhurko D.A. ChemCraft version 1.6 (build 312) ed. http://www.chemcraftprog.com/index.html
  37. Foresman J.B., Keith T.A., Wiberg K.B. et al. // J. Chem. Phys. 1996. V. 100. № 40. P. 16098. doi: 10.1021/jp960488j
  38. Barannikov V.P., Guseynov S.S., Vyugin A.I. // Russ. J. Coord. Chem. 2002. V. 28. № 3. P. 153. doi: 10.1023/A:1014729400394
  39. Jóźwiak M., Warczakowska A. // J. Therm. Anal. Calorim. 2015. V. 121. № 2. P. 765. doi: 10.1007/s10973-015-4573-5
  40. Jóźwiak M. // J. Solution Chem. 2017. V. 46. № 1. P. 234. doi: 10.1007/s10953-016-0557-8

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».