Оценка совместимости модельных и товарных битумов переменного состава и вторичных полиэтиленов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследована совместимость вторичного линейного полиэтилена низкой плотности с модельными и товарными битумами переменного состава. Совместимость оценивали на основании сорбционных свойств вторичного полиэтилена по отношению к компонентам модельного битума и стабильности получаемых смесей. Выявлено влияние асфальтенов на низкую совместимость и дестабилизацию полимерно-битумного вяжущего. Показано, что в полимерно-битумных вяжущих при высокотемпературном хранении возможна практически полная сегрегация не только полимерной, но и асфальтеновой фаз. Наглядно продемонстрировано, что оценка стабильности полимерно-битумных вяжущих с использованием параметров, рекомендованных ГОСТ, может давать некорректные результаты и не отражать реальное распределение фаз в полимерно-битумных вяжущих при высокотемпературном хранении.

Полный текст

Полимерно-битумные вяжущие — это термореологически сложные материалы, которые широко используются в гражданском строительстве в составе дорожных, кровельных и гидроизоляционных смесей [1]. Они представляют собой двухкомпонентные системы, в метастабильном состоянии которых сосуществуют полимер- и асфальтенобогащенная фазы [2]. Первая фаза образована полимером, набухшим в компонентах битума, вторая фаза — битумом, в котором за счет миграции мальтенов в полимеробогащенную фазу концентрируются асфальтены [3, 4].

При получении полимерно-битумных вяжущих с заданными свойствами решающее значение играет совместимость битума и полимера [2]. Под совместимостью понимается способность полимера набухать (в случае неограниченного набухания — растворяться) в компонентах битума и сохранять стабильность при высокотемпературном хранении [5]. С термодинамической точки зрения, все полимерно-битумные вяжущие нестабильны, что выражается в тенденции полимер- и асфальтенобогащенных фаз к седиментации [6]. На практике расслоение полимерно-битумных вяжущих определяется кинетическими факторами — в соответствии с законом Стокса скорость разделения фаз зависит от разницы плотностей между ними и вязкости среды [2, 7]. Таким образом, при модификации битума требуется достичь определенного уровня совместимости, а именно такой степени набухания, при которой происходит инверсия фаз в полимерно-битумных вяжущих, но при этом сохраняется внутренняя структура полимера и обеспечивается оптимальная разница плотностей между полимер- и асфальтенобогащенными фазами для замедления фазового разделения [3]. Растворение полимера в битуме повышает стабильность полимерно-битумных вяжущих за счет увеличения вязкости среды [7], однако влияние данного процесса на другие технологические свойства модифицируемого материала (например, теплостойкость и упругие свойства) неоднозначно [8].

Для прогнозирования совместимости битума и полимера широко используют модель растворимости и теорию Флори–Хаггинса, основанную на расчете степени взаимодействия полимера и растворителя с использованием параметров Хансена [9, 10], а также гетерогенную микромеханическую модель, согласно которой для оценки совместимости используют эффективный объем заполнения [11]. Данные модели не учитывают состав битума, сложность и изменчивость которого сделали практически невозможным обобщить результаты многочисленных исследований по модификации битумных вяжущих и однозначно прогнозировать свойства получаемых битум-полимерных смесей.

Работы по изучению влияния состава битума на его совместимость с полимером немногочисленны, а описанные результаты нередко противоречивы.1 На примере стирол–бутадиен–стирола показано, что хорошая совместимость битума и полимера достигается при высоком содержании ароматических углеводородов и низком содержании асфальтенов в битуме и что для прогнозирования свойств полимерно-битумных вяжущих в этих целях может использоваться индекс Гесталя Ic (индекс коллоидной неустойчивости), рассчитываемый как отношение суммы асфальтенов и насыщенных соединений к сумме ароматических углеводородов и смол [3]. В работе [12] оценивали совместимость стирол–бутадиен–стирола с отдельными компонентами с использованием метода флуоресцентной микроскопии. Показано, что совместимость уменьшается в ряду ароматические углеводороды–смолы–насыщенные углеводороды. Совместимость стирол–бутадиен–стирола с асфальтенами не рассматривали. Описанные выводы не согласуются с результатами, полученными в работе [13], авторы которой показали, что с увеличением содержания насыщенных углеводородов снижается разница между температурами размягчения верхнего и нижнего слоев полимерно-битумных вяжущих, а следовательно, повышается его стабильность. Для модификаторов типа стирол–бутадиен–стирол определены параметры состава битума для обеспечения их хорошей совместимости [14], а именно Ic ≈ 0.3, содержание легких компонентов — более 55% и отношение насыщенных/ароматических углеводородов — 0.42–0.55. Отмечается, что смолы могут действовать как поверхностно-активные вещества, стабилизируя некоторое количество несовместимых с полимером асфальтенов в полимеробогащенной фазе [2], однако их роль в процессе совместимости еще не до конца изучена.

Следует отметить, что все описанные закономерности влияния состава битума на совместимость получены для модификаторов типа стирол–бутадиен–стирол, в которых в отличие от полукристаллических полимеров (полиолефины, этиленвинилацетат и т. п.) жесткие и мягкие сегменты находятся в аморфном состоянии. В этом случае наилучшие результаты при модификации достигаются, когда набухание происходит в мягкой матрице полимера, а жесткие сегменты не затрагиваются [3]. В работах [5, 8] на примере вторичных полиэтиленов показано, что при использовании полукристаллических полимеров полимерно-битумные вяжущие с лучшими свойствами образуются при частичной аморфизации полимерной фазы. В связи с различными процессами, происходящими при модификации битума полимерами различных типов, результаты, полученные для модификаторов типа стирол–бутадиен–стирол, не являются универсальными и требуют уточнения при использовании других полимерных добавок.

Цель исследования — разработка подходов к оценке совместимости вторичного полиэтилена с битумом и стабильности полимерно-битумных смесей.

Экспериментальная часть

Исследование проводили на упрощенной модели битума, в качестве которой использовали минеральное масло И-40А (ПАО «НГК «Славнефть») (МБ1), а также его смеси со смолами и асфальтенами (МБ2–МБ6), выделенными из битума БНК 40/180 (ООО «Киришинефтеоргсинтез») (табл. 1). Использование в качестве объектов исследования модельных, а не товарных битумов позволяет исключить влияние вариативности химического состава компонентов и тем самым создать теоретическую базу для разработки способов направленного регулирования свойств полимерно-битумных вяжущих путем корректировки состава битума либо путем предварительной пластификации полимера.

 

Таблица 1. Компонентный состав модельных битумов

Модельный битум

Содержание компонентов, мас%

парафинонафтеновые углеводороды

ароматические углеводороды

смолы

асфальтены

МБ 1

45

55

0

0

МБ 2

43

52

5

0

МБ 3

29

36

35

0

МБ 4

43

52

0

5

МБ 5

40

50

0

10

МБ 6

36

44

0

20

 

Смеси готовили следующим образом: навеску смол или асфальтенов растворяли в хлороформе (х.ч., АО «ВЕКТОН») в массовом соотношении 1:10 до получения однородного раствора, затем добавляли, перемешивая, к маслу и сушили до постоянного веса. Полноту удаления растворителя контролировали методом термического анализа по потерям массы навески до 150°С.

Для приготовления полимерно-битумных вяжущих были использованы два товарных битума: битум нефтяной кровельный БНК 40/180 (ООО «Рязаньоргсинтез») и битум нефтяной дорожный БНД 60/90 (АО «Газпромнефть — Омск НПЗ»). Эксплуатационные свойства и состав битумов приведены в табл. 2.

 

Таблица 2. Эксплуатационные свойства и состав битумов

Показатель

БНК 40/180

БНД 60/90

Метод определения

Температура размягчения, °С

39

44

ГОСТ 11506–73. Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

Температура хрупкости, °С

–12

–12

ГОСТ 11507–78. Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

Пенетрация при 25°С, 0.1 мм

172

92

ГОСТ 11501–78. Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

Динамическая вязкость при 60°С, Па·с

102

744

ГОСТ 1929–87. Нефтепродукты. Методы определения динамической вязкости на ротационном вискозиметре

Компонентный состав, мас%:

насыщенные углеводороды

ароматические углеводороды

смолы

асфальтены

13.3

29.0

48.4

9.3

24.4

17.4

39.8

18.4

ГОСТ 11244–2018. Нефть. Метод определения потенциального содержания дистиллятных и остаточных масел

То же

» »

ASTM D6560. Standard test method for determination of asphaltenes (heptane insolubles) in crude petroleum and petroleum products

Индекс Гесталя Iс [3]

0.29

0.75

Iс = Асфальтены + Насыщенные углеводородыСмолы + Ароматические углеводороды

 

В качестве модификатора был использован вторичный полиэтилен (ООО «ТЭПС»), по физическим свойствам отнесенный нами к линейному полиэтилену низкой плотности (r-ЛПЭНП). Характеристики (плотность 0.937 г·см–3, показатель текучести расплава при 180°С 1.77 г/10 мин, средняя молекулярная масса 166 000 а. е. м.) были определены авторами по стандартным методикам.2

Полимерно-битумные вяжущие на основе модельных битумов готовили путем механического перемешивания верхнеприводной мешалкой при 150°С в течение 90 мин со скоростью 1000 об·мин–1; полимерно-битумные вяжущие на основе товарных битумов — путем перемешивания при 180°С в течение 180 мин со скоростью 420 об·мин–1. Содержание вторичного полиэтилена в смесях составляло 7 мас%.

Содержание насыщенных и ароматических углеводородов в масле марки И-40А и битумах определяли по ГОСТ 11244–2018.3 Выделение асфальтенов проводили согласно ASTM D6560 (растворитель н-гептан, массовое соотношение растворитель:битум 40:1), смол — по ГОСТ 11244–2018. Разделение деасфальтизата на масла и смолы проводили на силикагеле марки АСКГ (ООО «ХромРесурс») с использованием смесей растворителей н-гексан + CCl4 (до 400 мл, в объемном соотношении 4:1) для получения масел и изопропиловый спирт + бензол (до 350 мл, в объемном соотношении 1:1) для получения смол. Указанные объемы растворителей использованы на навеску деасфальтизата 4.5–5 г. В данной работе были использованы такие растворители, как бензол, изопропиловый спирт, четыреххлористый углерод (все — х.ч.), н-гептан (ч.), н-гексан (ч.д.а.) (все — АО «ЭКОС-1»).

Степень набухания αн1 r-ЛПЭНП в модельном битуме оценивали по методике, описанной в работе [15], по изменению массы полимера в растворителе. Полимер массой 200 мг выдерживали в 3 мл модельного битума в течение 6 ч (до достижения максимальной степени набухания) при температуре 150°С, затем помещали между листами фильтровальной бумаги, сушили и взвешивали.

Степень набухания αн2 для полимерной фазы, выделенной непосредственно из модельных полимерно-битумных вяжущих, определяли следующим образом. Полимерную фазу выделяли из модельных смесей битум + r-ЛПЭНП через 1 сут после приготовления. Для этого навеску модельных полимерно-битумных вяжущих помещали на фильтровальную бумагу и последовательно промывали н-гексаном (для отмыва масляной части) до полного обесцвечивания элюата, а затем бензолом (для отмыва смолисто-асфальтеновых компонентов) также до полного обесцвечивания растворителя. Нерастворимый осадок на фильтре, представляющий собой набухший полимер, полимеробогащенную фазу, высушивали при комнатной температуре до постоянного веса. Степень набухания αн1 и αн2 рассчитывали по формуле

αн=mm0m0, (1)

где m — масса набухшего полимера или полимера, выделенного из полимерно-битумного вяжущего; m0 — масса исходного сухого полимера.

Термическое поведение вторичного полиэтилена и смесей исследовано методом калориметрии на калориметре С80 (SETARAM). В ячейку калориметра помещали навеску массой 50 мг. Кривые теплового потока регистрировали по следующему алгоритму. Образцы нагревали до 150°С для удаления тепловой истории, затем охлаждали до комнатной температуры со скоростью 1 град·мин–1, а затем снова нагревали до 200°С со скоростью 1 град·мин–1. Калибровку прибора по тепловому эффекту проводили по Джоуль-эффекту, корректировку температуры — по температуре плавления чистого индия. Каждый эксперимент проводили в 2–3-кратной повторности. Погрешность измерений температуры составила ±0.2°С, тепловых эффектов — 4%. В r-ЛПЭНП рассчитано содержание кристаллической фазы. В расчетах в качестве теплоты плавления полностью закристаллизованного r-ЛПЭНП использовано значение, равное 293 Дж·г–1.4

Реологические свойства смесей битум + r-ЛПЭНП исследовали на вискозиметре SMART-L (Fungilab) методом Брукфильда. Пробу 40 мл помещали в ячейку вискозиметра и термостатировали в течение 30 мин. Вязкостно-температурные зависимости для всех модельных нефтяных систем были получены в результате непрерывной регистрации динамической вязкости образца при вращении шпинделя (тип шпинделя L3) вискозиметра с постоянной скоростью 6 об·мин–1, при этом температура образца в ячейке вискозиметра равномерно снижалась от 150 до 90°С со скоростью 2–3 град·мин–1.

Стабильность полимерно-битумных вяжущих при высокотемпературном хранении определяли по методике, приближенной к ГОСТ EN 13399–2013.5 Отличие от методики по ГОСТ EN 13399–2013 состоит во времени выдерживания образца при 180°С. Так как образцы полностью расслаиваются при высокотемпературном хранении в течение 24 ч, то нет необходимости выдерживать их 72 ч. Приготовленные образцы (≈200 г) разливали в алюминиевые трубки диаметром 50 мм и высотой 130 мм и выдерживали в печи при 180°С (±2–3°С) в течение 24 ч в вертикальном положении. По истечении времени образцы извлекали из печи и после охлаждения до комнатной температуры делили по высоте на 3 равные части. Для дальнейшего исследования использовали только верхние и нижние слои. Cтепень сегрегации (Rd) полимеров (полимеробогащенной фазы) и асфальтенов (асфальтенобогащенной фазы) рассчитывали по формуле

Rd=P1P2P1P2/2100%, (2)

где Р1 и Р2 — переменные параметры, которые характеризуют состав или какое-либо свойство верхнего и нижнего слоев: в качестве Р1 и Р2 может быть содержание полимер- или асфальтенобогащенной фазы в верхнем слое и нижнем слое соответственно. В случае полимерно-битумных вяжущих, полученных на основе товарных битумов, в качестве Р1 и Р2 могут быть температуры размягчения верхнего и нижнего слоев соответственно.

Содержание полимер- и асфальтенобогащенных фаз в слоях определяли следующим образом. Навеску полимерно-битумного вяжущего (до 1.5 г) заливали н-гексаном в массовом соотношении навеска:растворитель 1:40 и оставляли при комнатной температуре в темном месте на 12 ч. Далее смесь фильтровали через бумажный фильтр, остаток на фильтре промывали избытком н-гексана до полного обесцвечивания элюата. Затем подсушенный остаток на фильтре промывали избытком бензола также до прозрачности растворителя. Асфальтенобогащенную фазу получали после отгонки бензола, а полимеробогащенную фазу — в виде остатка на фильтре. Стабильные при хранении полимерно-битумные вяжущие характеризуются степенью сегрегации полимер- и асфальтенобогащенных фаз ближе к 0%, полное расслаивание смесей наблюдается при степени сегрегации 200%.

Степень сегрегации r-ЛПЭНП в полимерно-битумных вяжущих при высокотемпературном хранении была оценена также с использованием метода калориметрии. Содержание r-ЛПЭНП в верхнем и нижнем слоях оценивали по энтальпии кристаллизации по формуле

ωп=ΔНПБВΔНrЛПЭНП100%, (3)

где ωп — содержание r-ЛПЭНП в полимерно-битумных вяжущих (мас%), ΔНПБВ — энтальпия кристаллизации r-ЛПЭНП в полимерно-битумных вяжущих (Дж·г–1), ΔНr-ЛПЭНП — энтальпия кристаллизации r-ЛПЭНП (Дж·г–1).

Обсуждение результатов

Согласно данным калориметрии, r-ЛПЭНП представляет собой поликристаллический образец: на кривых теплового потока нагревания и охлаждения фиксируются достаточно широкие (в температурном интервале 80–135°С) эндотермический и экзотермический эффекты с максимумами температур плавления Тпл = 110.6 и 127.1°С и кристаллизации Ткр = 111.3 и 99.5°С соответственно (рис. 1), свидетельствующие о присутствии в r-ЛПЭНП кристаллитов с различными температурами плавления и кристаллизации. Степень кристалличности χк, рассчитанная по энтальпии кристаллизации, составляет 31.6%.

 

Рис. 1. Кривые теплового потока вторичного линейного полиэтилена низкой плотности.

 

Установлено, что r-ЛПЭНП в среде модельного битума ограниченно набухает (табл. 3). В модельных битумах, содержащих смолисто-асфальтеновые компоненты (МБ2–МБ6), степень набухания полиэтилена выше (αн1 = 2.6–3.8) по сравнению с МБ1, не содержащим смолисто-асфальтеновых компонентов (αн1 = 2.2). Отметим также, что в модельных битумах с асфальтенами (МБ4–МБ6) степень набухания r-ЛПЭНП значительно выше по сравнению с модельными битумами, содержащими смолы (МБ2, МБ3), и что концентрация смолисто-асфальтеновых компонентов практически не влияет на степень набухания. Следует отметить, что повышенные значения αн1 в модельных битумах, содержащих смолисто-асфальтеновые компоненты, могут являться следствием как объемного поглощения смолисто-асфальтеновых компонентов (набухания), так и их адсорбции на поверхности r-ЛПЭНП.

 

Таблица 3. Сорбционные свойства вторичного линейного полиэтилена низкой плотности по отношению к компонентам модельных битумов

Образец

Степень набухания

по методике [15] αн1

по методике авторов настоящей работы αн2

МБ1 + r-ЛПЭНП

2.2

2.3

МБ2 + r-ЛПЭНП

2.6

0.4

МБ3 + r-ЛПЭНП

2.8

1.2

МБ4 + r-ЛПЭНП

3.8

0.5

МБ5 + r-ЛПЭНП

3.8

0.5

МБ6 + r-ЛПЭНП

3.8

0.2

Примечание. Модельные битумы (МБ) с вторичным линейным полиэтиленом низкой плотности (r-ЛПЭНП): МБ1 — минеральное масло И-40А; МБ2 и МБ3 — минеральное масло И-40А с добавлением 5 и 35 мас% смол соответственно; МБ4, МБ5, МБ6 — минеральное масло И-40А c добавлением 5, 10, 20 мас% асфальтенов соответственно.

 

Несколько иная картина наблюдается при оценке степени набухания αн2 r-ЛПЭНП (табл. 3). Степень набухания полиэтилена, находившегося в масле в течение 24 ч (αн2 = 2.3), практически такая же, как и для полиэтилена, находившегося в масле при температуре 150°С в течение 6 ч (αн1 = 2.2). Степень набухания r-ЛПЭНП, находившегося в модельном битуме, содержащем смолисто-асфальтеновые компоненты, в течение 24 ч и отмытого растворителями, существенно ниже (αн2 = 0.4–1.2) по сравнению со степенью набухания r-ЛПЭНП, извлеченного из модельных битумов соответствующего состава, определенной по методике [15] (αн1 = 2.6–3.8). Более низкие значения степени набухания αн2 могут быть обусловлены двумя причинами.

  1. Смолисто-асфальтеновые компоненты не поглощаются полиэтиленом, а адсорбируются на нем, таким образом препятствуя поглощению компонентов масла и других компонентов модельного битума. При отмывании r-ЛПЭНП растворителями происходит смывание смолисто-асфальтеновых компонентов с поверхности полиэтилена, поэтому масса выделяемого полиэтилена незначительно отличается от массы исходного полимера. Можно предположить, что высокие значения степени набухания, определенные по методике [15], обусловлены не только поглощением масла в структуру полиэтилена, но и дополнительной адсорбцией смолисто-асфальтеновых компонентов на поверхности полиэтилена.
  2. Смолисто-асфальтеновые компоненты достаточно хорошо поглощаются полиэтиленом, что не противоречит данным, полученным по стандартной методике. Однако выдерживание r-ЛПЭНП в модельном битуме в течение 1 сут ведет к частичному растворению полимера, что и приводит к снижению показателя степени набухания со временем (если сравнивать соответствующие показатели αн1 и αн2, определенные через 6 и 24 ч соответственно).

Таким образом, оценка степени набухания r-ЛПЭНП, определенная по разным методикам, позволяет предположить два возможных варианта поведения r-ЛПЭНП в модельных битумах — адсорбция смолисто-асфальтеновых компонентов, затрудняющая в дальнейшем поглощение компонентов масла, или неограниченное набухание r-ЛПЭНП за счет поглощения масляных и смолисто-асфальтеновых компонентов и растворение в среде модельного битума со временем. Поскольку r-ЛПЭНП относится к категории ограниченно набухающих, вероятно, полученные данные свидетельствуют в пользу адсорбции смолисто-асфальтеновых компонентов, затрудняющей в дальнейшем захват масляных компонентов.

Результаты анализа кривых теплового потока, полученных с использованием метода калориметрии, также свидетельствуют в пользу первого варианта.

Сравнительный анализ кривых теплового потока модельных смесей показал, что процесс нагревания описывается двумя эндотермическими эффектами в температурных интервалах 90–110 (далее — низкотемпературный интервал) и 110–120°С (далее — высокотемпературный интервал), что свидетельствует о присутствии как минимум двух типов кристаллитов r-ЛПЭНП в смесях, которые можно охарактеризовать, например, как кристаллиты с менее и более плотными упаковками или построенные из низко- и высокомолекулярных фрагментов соответственно. Выявлены также следующие закономерности:

  • низкотемпературный эффект плавления для модельного вяжущего МБ1 + r-ЛПЭНП (на основе масла без добавления смолисто-асфальтеновых компонентов) смещен в сторону более низких температур по сравнению с соответствующим эффектом для других модельных битумов (с добавлением смолисто-асфальтеновых компонентов) (рис. 2), при этом интервал высокотемпературного плавления всех модельных битумов практически одинаковый;
  • величины эндотермических эффектов (низко- и высокотемпературных) существенно ниже при повышенных концентрациях смол (35 мас%) и асфальтенов (20 мас%). По кривым теплового потока охлаждения рассчитана степень кристалличности ПЭ в модельных битумах (табл. 4). В среде чистого масла (МБ1 + r-ЛПЭНП) или с добавлением 5 мас% смол (МБ2 + r-ЛПЭНП) степень кристалличности r-ЛПЭНП составляет 22–23% (степень кристалличности r-ЛПЭНП 31.6%). При более высоких содержаниях смолисто-асфальтеновых компонентов степень кристалличности r-ЛПЭНП снижается до 14–18%.

 

Рис. 2. Кривые теплового потока нагревания смесей модельных битумов (МБ) с вторичным линейным полиэтиленом низкой плотности.

МБ1 — минеральное масло И-40А; МБ2 и МБ3 — минеральное масло И-40А с добавлением 5 и 35 мас% смол соответственно; МБ4, МБ5, МБ6 — минеральное масло И-40А c добавлением 5, 10, 20 мас% асфальтенов соответственно.

 

Таблица 4. Термические характеристики плавления вторичного линейного полиэтилена низкой плотности в среде модельных битумов и характеристики стабильности полимеробогащенной и асфальтенобогащенной фаз в модельных битумах

Образец

Температурный интервал/температура максимума, °С

Степень кристалличности χк, %

Степень сегрегации полимеробогащенной фазы, %

Степень сегрегации асфальтенобогащенной фазы, %

низкотемпературный эффект

высокотемпературный эффект

Исходный r-ЛПЭНП

71.9–118.9/110.6

118.9–137.0/127.1

31.6

МБ1 + r-ЛПЭНП

78.8–104.0/92.4

104.0–125.5/114.1

22.9

43.9

МБ2 + r-ЛПЭНП

78.8–107.4/99.0

107.4–123.9/111.7

21.5

33.9

МБ3 + r-ЛПЭНП

85.6–107.3/99.0

107.3–128.9/114.0

14.6

35.7

МБ4 + r-ЛПЭНП

83.8–105.7/97.3

105.7–123.9/112.3

16.1

15.8

25.1

МБ5 + r-ЛПЭНП

81.4–105.7/97.2

105.7–123.9/112.0

18.0

144.9

172.2

МБ6 + r-ЛПЭНП

105.7–78.8/94.0

105.7–125.6/115.6

13.7

200.0

187.2

Примечание. Модельные битумы (МБ) с вторичным линейным полиэтиленом низкой плотности (r-ЛПЭНП): МБ1 — минеральное масло И-40А; МБ2 и МБ3 — минеральное масло И-40А с добавлением 5 и 35 мас% смол соответственно; МБ4, МБ5, МБ6 — минеральное масло И-40А c добавлением 5, 10, 20 мас% асфальтенов соответственно.

«—» — полимеробогащенная и асфальтенобогащенная фазы отсутствуют.

 

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что в среде чистого масла низкомолекулярные компоненты масла проникают в низкотемпературные кристаллиты и способствуют их набуханию без нарушения целостности, более плотные высокотемпературные кристаллиты остаются недоступными для компонентов масла. Именно поэтому на кривой теплового потока наблюдается смещение низкотемпературного эффекта плавления в сторону более низких температур (смещение пика плавления с 97–99 до 92°С) и сохранение интервала плавления высокотемпературных кристаллитов. Если же в модельном битуме присутствуют смолисто-асфальтеновые компоненты, то их адсорбция на r-ЛПЭНП будет препятствовать проникновению компонентов масла внутрь как низко-, так и высокотемпературных кристаллитов r-ЛПЭНП, поэтому в этом случае заметных изменений температурных интервалов плавления происходить не должно, что мы и наблюдаем на кривых теплового потока нагревания образцов на основе МБ2–МБ6. Адсорбция смолисто-асфальтеновых компонентов на r-ЛПЭНП, а также увеличение плотности и вязкости модельного битума с увеличением в нем содержания смолисто-асфальтеновых компонентов приводят к снижению степени кристалличности (табл. 4), т. е. к частичной аморфизации r-ЛПЭНП.

Частичная аморфизация r-ЛПЭНП в присутствии смолисто-асфальтеновых компонентов подтверждается также данными вискозиметрии. Как было показано нами в работе [16], сравнительный анализ вязкостно-температурных кривых, полученных при низких скоростях сдвига, позволяет выявить особенности поведения надмолекулярных структур в нефтяных системах. В среде масла (МБ1) массовая кристаллизация r-ЛПЭНП и формирование пространственной структуры полиэтилена начинается при 109°С. При достижении этой температуры и дальнейшем ее понижении вязкость резко увеличивается (рис. 3, а), что, по-видимому, свидетельствует о фазовом переходе системы МБ1 + r-ЛПЭНП из свободнодисперсного в связнодисперсное состояние.

 

Рис. 3. Вязкостно-температурные зависимости (охлаждение) смесей модельных битумов (МБ) с вторичным линейным полиэтиленом низкой плотности.

а) МБ1 — минеральное масло И-40А; МБ2 и МБ3 — минеральное масло И-40А с добавлением 5 и 35 мас% смол соответственно; б) МБ4, МБ5, МБ6 — минеральное масло И-40А c добавлением 5, 10, 20 мас% асфальтенов соответственно.

 

Системы, содержащие смолы (5 и 35 мас%), отличаются более высокими значениями вязкости в температурном интервале 110–140°С, чем системы, состоящие из МБ1. В присутствии смол образование кристаллитов и формирование пространственной структуры полимера начинается значительно раньше, уже при 122–126°С, однако при дальнейшем понижении температуры вязкость смеси растет не так стремительно, как в случае чисто масляной среды. Сделано предположение, что смолы способствуют зарождению кристаллитов r-ЛПЭНП, но ингибируют их дальнейший рост и сцепление, т. е. препятствуют формированию пространственной структуры в полимерно-битумных вяжущих.

Несмотря на то что добавление 5 мас% асфальтенов в масло приводит к такому же повышению вязкости в высокотемпературной области, что и при добавлении смол (≈900 мПа·с), поведение полимера в среде МБ4 несколько отличается от поведения в средах МБ2 и МБ3. В среде МБ4 переход полимера из свободнодисперсного в связнодисперсное состояние происходит при температуре примерно на 14°С ниже (практически при той же температуре, что и в среде чистого масла, при 109°С), но скорость формирования сетки примерно такая же, как и в смесях со смолами. При более высоких концентрациях асфальтенов (10 и 25 мас%) вязкость смесей МБ5 и МБ6 заметно выше и во всем исследуемом температурном интервале практически линейно возрастает с понижением температуры. Отсутствие ярко выраженных переходов золь-гель в этих смесях, по-видимому, связано с присутствием асфальтеновых надмолекулярных структур, а также с высокой вязкостью этих модельных смесей, что мешает формированию пространственной полимерной сетки.

Таким образом, на основании данных по сорбционной активности и термическому поведению полимера в модельных битумах сделано предположение, что в среде масла r-ЛПЭНП ограниченно набухает, причем набухание происходит в большей степени за счет низкомолекулярной части поликристаллического образца. При высокой концентрации смол, а также при добавлении асфальтенов происходит адсорбция смолисто-асфальтеновых компонентов на r-ЛПЭНП, что затрудняет проникновение битумных компонентов внутрь полимера, а также приводит к его частичной аморфизации в среде модельного битума.

При повышении содержания смол от 5 до 35 мас% (вяжущие на основе МБ2–МБ3) степень сегрегации практически не изменяется, что свидетельствует об отсутствии расслаивания при высокотемпературном хранении при таком составе полимерно-битумных вяжущих (табл. 4). Введение 5 мас% асфальтенов в состав модельного битума также не вызывает значительного изменения стабильности вяжущего при высокотемпературном хранении. Однако при увеличении содержания асфальтенов до 10 мас% происходит резкое увеличение степени сегрегации полимеробогащенной фазы с 16 до 145%. Одновременно с этим наблюдается процесс сегрегации асфальтенов, приводящий к росту их содержания в нижнем слое, — степень сегрегации полимер- и асфальтенобогащенных фаз увеличивается до 172%. При увеличении содержания асфальтенов до 20 мас% наблюдается полное расслаивание полимерно-битумного вяжущего с повышением степени сегрегации полимеробогащенной фазы до 200% и практически полным осаждением асфальтенов (степень сегрегации асфальтенобогащенной фазы 187%).

Таким образом, показано, что основным дестабилизирующим компонентом в модельных битумах являются асфальтены. Определена их критическая концентрация: резкое расслоение полимеробогащенной фазы происходит при увеличении содержания асфальтенов от 5 до 10 мас%. Количественно установлено, что в полимерно-битумных вяжущих наряду с процессами сегрегации полимеробогащенной фазы происходит сегрегация асфальтенобогащенной фазы.

Перераспределение полимер- и асфальтенобогащенных фаз при высокотемпературном хранении зафиксировано и в полимерно-битумных вяжущих на основе товарных битумов БНК 40/180 (ПБВ1) и БНД 60/90 (ПБВ2). Битумы, использованные для получения полимерно-битумных вяжущих, существенно различаются по компонентному составу и соответственно по индексу коллоидной нестабильности Iс (табл. 2). Битум БНК 40/180 содержит больше ароматических углеводородов и смол, меньше парафиновых углеводородов и асфальтенов и характеризуется большей коллоидной стабильностью. В обоих образцах содержание асфальтенов выше критического значения, установленного для модельных битумов (5 мас%).

В ПБВ1 и ПБВ2 при высокотемпературном хранении наблюдается сегрегация как полимер-, так и асфальтенобогащенной фазы (табл. 5). Степень сегрегации полимеробогащенной фазы в обоих полимерно-битумных вяжущих примерно одинакова и составляет 180–190%, что свидетельствует о практически полной сегрегации полимеробогащенной фазы, а также о том, что всплывание (обратная седиментация) r-ЛПЭНП практически не зависит от состава битума.

 

Таблица 5. Степень сегрегации полимеробогащенной и асфальтенобогащенной фаз в полимерно-битумных вяжущих на основе товарных битумов

Параметр

Полимерно-битумное вяжущее 1

Полимерно-битумное вяжущее 2

верхний слой

нижний слой

верхний слой

нижний слой

Температура размягчения исходных полимерно-битумных вяжущих, °С

104

99

Температура размягчения, °С

112

62

111

94

Степень сегрегации по температуре размягчения, %

58

16

Содержание полимера, мас%

12.8

0.3

12.2

0.7

Степень сегрегации полимеробогащенной фазы, %

190

178

Содержание асфальтенов, мас%

5.4

13.9

2.4

29.3

Степень сегрегации асфальтенобогащенной фазы, %

88

170

 

Степень сегрегации фазы асфальтенов ПБВ1 равна 88%, для ПБВ2 — 170%. Почти в 2 раза меньшая сегрегация асфальтенов в ПБВ1 при высокотемпературном хранении обусловлена либо более низким содержанием асфальтенов, либо составом дисперсионной среды битума — повышенным содержанием смол и ароматических углеводородов (т. е. более низким индексом коллоидной неустойчивости). Полученный результат, возможно, свидетельствует о том, что степень сегрегации асфальтеновой фазы зависит от состава битума.

Рассчитанная по данным калориметрии степень сегрегации r-ЛПЭНП (табл. 6) достаточно хорошо соответствует данным, рассчитанным весовым методом (табл. 5), и также свидетельствует о полной сегрегации полимерной фазы в ПБВ1 и ПБВ2.

 

Таблица 6. Термические характеристики вторичного линейного полиэтилена низкой плотности в верхнем и нижнем слоях полимерно-битумных вяжущих при охлаждении

Параметр

Полимерно-битумное вяжущее 1

Полимерно-битумное вяжущее 2

верхний слой

нижний слой

верхний слой

нижний слой

Температура начала кристаллизации, °C

107.9

106.5

Температура кристаллизации, °C:

высокотемпературный эффект

низкотемпературный эффект

100.3

89.3

100.5

89.7

Энтальпия кристаллизации ΔНПБВ, Дж·г–1

–12.4

0

–13.8

0

Содержание полимера ωп, %

13.4

0

14.9

0

Степень сегрегации полимеробогащенной фазы, %

200

200

Примечание. «—» — отсутствие каких-либо эффектов на кривых теплового потока.

 

При сравнении ПБВ1 и ПБВ2 по высокотемпературной устойчивости к сегрегации установлено, что ПБВ2 является более нестабильным — наблюдается практически полное расслоение как по полимеробогащенной, так и по асфальтенобогащенной фазе. Однако при оценке стабильности полимерно-битумных вяжущих по температурам размягчения верхнего и нижнего слоев наблюдается несколько иная картина — более нестабильным предстает ПБВ1. Степень сегрегации, рассчитанная по температуре размягчения (табл. 5), ПБВ1 составляет 58%, ПБВ2 — всего 16%. При этом температуры размягчения верхних слоев исследуемых полимерно-битумных вяжущих, несмотря на разный состав битумов, примерно одинаковы и составляют 111–112°С. По-видимому, высокая температура размягчения верхних слоев определяется в большей степени высоким содержанием полимерной фазы в них. Температуры размягчения нижних слоев существенно отличаются от температуры размягчения верхних слоев и друг от друга (62 и 94°С для ПБВ1 и ПБВ2 соответственно). С учетом результатов, полученных выше, сделано предположение, что более высокая температура размягчения нижнего слоя ПБВ2 определяется высоким содержанием асфальтенов в нем, а не более равномерным распределением полимерной фазы, как это можно было бы предположить, не зная об одновременной разнонаправленной сегрегации полимера и асфальтенов в полимерно-битумных вяжущих.

Таким образом, рекомендованные в ГОСТ EN 13399–2013 параметры контроля стабильности полимерно-битумных вяжущих по температуре размягчения не отражают истинные изменения в составе битумных вяжущих, модифицированных полимером, при высокотемпературном хранении. При высокотемпературном хранении полимерно-битумных вяжущих наряду с полной сегрегацией полимерной фазы происходит также сегрегация фазы асфальтенов, выражающаяся в концентрировании асфальтенов в нижнем слое полимерно-битумных вяжущих. Поскольку и полимер- и асфальтенобогащенные фазы однонаправлено влияют на температуру размягчения битума, определение высокотемпературной стабильности полимерно-битумных вяжущих по температуре размягчения верхнего и нижнего слоев может привести к некорректным данным и ошибочным предположениям о его стабильности.

Выводы

При исследовании полимерно-битумных вяжущих на основе модельных и товарных битумов разработан новый подход к оценке совместимости вторичного полиэтилена с битумом, предусматривающий расчет степени набухания по изменению массы полимера, выделенного непосредственно из полимерно-битумного вяжущего. Степень совместимости вторичного полиэтилена с битумом оценена также с использованием методов калориметрии и вискозиметрии.

Смолисто-асфальтеновые компоненты адсорбируются на поверхности полиэтилена, препятствуя проникновению низкомолекулярных углеводородов внутрь полимера в прежнем объеме, что приводит к снижению степени его набухания. Доказано, что асфальтены являются основным дестабилизирующим компонентом полимерно-битумных вяжущих, определен критический интервал концентраций асфальтенов (5–10 мас%), при котором происходит практически полное расслоение полимерно-битумных вяжущих независимо от состава битума при высокотемпературном хранении с сегрегацией не только полимерной, но и асфальтеновой фаз.

Оценка стабильности полимерно-битумных вяжущих по показателям, рекомендованным в ГОСТ, а именно температуре размягчения, дает некорректные результаты. Одновременная разнонаправленная сегрегация полимерной и асфальтеновой фаз¸ которая происходит при высокотемпературном хранении, будет приводить к полному расслоению полимерно-битумных вяжущих, при том что верхняя часть, обогащенная полиэтиленом, и нижняя часть, обогащенная асфальтенами, будут иметь сравнимые температуры размягчения, на основании чего могут быть сделаны неверные выводы о стабильности полимерно-битумных вяжущих.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Информация о вкладе авторов

Г. Р. Фазылзянова и Е. С. Охотникова — разработка методики исследования и проведение исследования, написание статьи; Е. Е. Барская — обработка реологических данных; Ю. М. Ганеева — исследования методом калориметрии; Е. Е. Барская, Ю. М. Ганеева, Т. Н. Юсупова — участие в обсуждении результатов.

 

1 Поиск данных литературы выполнен с использованием поисковых инструментов Google scholar, библиотеки Wiley Online Library, временной период поиска 2005–2023 гг., ключевые слова: storage stability, polyethylene, bitumen binders.

2 ГОСТ 15139–69. Пластмассы. Методы определения плотности (объемной массы).
ГОСТ 11645–2021. Пластмассы. Методы определения показателя текучести расплава термопластов.
ГОСТР 57268.4–2016 (ИСО 16014-4:2012). Композиты полимерные. Определение средней молекулярной массы и молекулярно-массового распределения полимеров методом эксклюзионной хроматографии. Часть 4. Высокотемпературный метод. Polymer composites. Determination of average molecular mass and molecular mass distribution of polymers using size-exclusion chromatography. Part 4. High-temperature method.

3 ГОСТ 11244–2018. Нефть. Метод определения потенциального содержания дистиллятных и остаточных масел.

4 Тагер А. А. Физико-химия полимеров. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Науч. мир, 2007. С. 279–284.

5 ГОСТ EN 13399–2013. Битумы и битуминозные вяжущие. Определение стабильности модифицированных битумов при хранении.

×

Об авторах

Гульнур Рафисовна Фазылзянова

ФИЦ КазНЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: gul.fazilzyanova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9799-5061

Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова

Россия, 420088, г. Казань, ул. Арбузова, д. 8

Екатерина Сергеевна Охотникова

ФИЦ КазНЦ РАН

Email: gul.fazilzyanova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3309-3453

к.х.н., Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова

Россия, 420088, г. Казань, ул. Арбузова, д. 8

Екатерина Евгеньевна Барская

ФИЦ КазНЦ РАН

Email: gul.fazilzyanova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8476-4782

к.х.н., Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова

Россия, 420088, г. Казань, ул. Арбузова, д. 8

Юлия Муратовна Ганеева

ФИЦ КазНЦ РАН

Email: gul.fazilzyanova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0940-9377

д.х.н., Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова

Россия, 420088, г. Казань, ул. Арбузова, д. 8

Татьяна Николаевна Юсупова

ФИЦ КазНЦ РАН

Email: gul.fazilzyanova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8338-0034

д.х.н., проф., Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова

Россия, 420088, г. Казань, ул. Арбузова, д. 8

Список литературы

  1. Barco Carrion A. J., Subhy A., Izquierdo Rodriguez M. A., Lo Presti D. Optimization of liquid rubber modified bitumen for road pavements and roofing applications // Constr. Build. Mater. 2020. V. 249. ID 118630. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2020.118630
  2. Rossi D., Filippi S., Merusi F., Giuliani F., Polacco G. Internal structure of bitumen/polymer/wax ternary mixtures for warm mix asphalts // J. Appl. Polym. Sci. 2013. V. 129. N 6. P. 3341–3354. https://doi.org/10.1002/app.39057
  3. Polacco G., Filippi S., Giuliani F., Stastna G. A review of the fundamentals of polymer-modified asphalts: Asphalt/polymer interactions and principles of compatibility // Adv. Colloid Interface Sci. 2015. V. 224. P. 72–112. https://doi.org/10.1016/j.cis.2015.07.010
  4. Lu X., Isacsson U. Compatibility and storage stability of styrene-butadiene-styrene copolymer modified bitumens // Mater. Struct. 1997. V. 30. P. 618–626. https://doi.org/10.1007/BF02486904
  5. Perez-Lepe A., Martinez-Boza F. J., Attane P., Gallegos C. Destabilization mechanism of polyethylene-modified bitumen // J. Appl. Polym. Sci. 2006. V. 100. N 1. P. 260–267. https://doi.org/10.1002/app.23091
  6. Enfrin M., Giustozzi F. Recent advances in the construction of sustainable asphalt roads with recycled plastic // Polym. Int. 2022. V. 71. N 12. P. 1376–1383. https://doi.org/10.1002/pi.6405
  7. Alnadish A. M., Katman H. Y. B., Ibrahim M. R., Gamil Y., Mashaan N. S. A bibliometric analysis and review on the performance of polymer-modified bitumen // Front. Mater. 2023. V. 10. ID 1255830. https://doi.org/10.3389/fmats.2023.1225830
  8. Okhotnikova E. S., Ganeeva Yu. M., Frolov I. N., Yusupova T. N., Fazylzyanova G. R. Structural characterization and application of bitumen modified by recycled polyethylenes // Constr. Build. Mater. 2022. V. 316. ID 126118. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2021.126118
  9. Zhu J., Balieu R., Wang H. The use of solubility parameters and free energy theory for phase behaviour of polymer-modified bitumen: A review // Road Mater. Pavement Des. 2021. V. 22. N 4. P. 757–778. https://doi.org/10.1080/14680629.2019.1645725
  10. Zhu J., Lu X., Balieu R., Kringos N. Modelling and numerical simulation of phase separation in polymer modified bitumen by phase-field method // Mater. Des. 2016. V. 107. P. 322–332. https://doi.org/10.1016/j.matdes.2016.06.041
  11. Hajikarimi P., Hosseini A. S., Fini E. H. Evaluation of the compatibility of waste plastics and bitumen using micromechanical modeling // Constr. Build. Mater. 2022. V. 317. ID 126107. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2021.126107
  12. Liu Z., Xuan M., Zhao Z., Cong Yu., Liao K. A study of the compatibility between asphalt and SBS // Pet. Sci. Technol. 2003. V. 21. N 7–8. P. 1317–1325. https://doi.org/10.1081/LFT-120018176
  13. Wieser M., Schaur A., Unterberger S. H. Polymer-bitumen interaction: A correlation study with six different bitumens to investigate the influence of SARA fractions on the phase stability, swelling, and thermo-rheological properties of SBS-PmB // Constr. Build. Mater. 2021. V. 14. N 5. ID 1273. https://doi.org/10.3390/ma14051273
  14. Wang T., Yi T., Yuzhen Z. The compatibility of SBS-modified asphalt // Pet. Sci. Technol. 2010. V. 28. N 7. P. 764–772. https://doi.org/10.1080/10916460902937026
  15. Шачнева Е. Ю. Расчет степени набухания высокомолекулярного соединения // Водоочистка. Водоподготовка. Водоснабжение. 2017. № 1 (109). С. 28–30. EDN: 27713779. https://elibrary.ru/xilzdt
  16. Barskaya E. E., Okhotnikova E. S., Ganeeva Yu. M., Yusupova T. N. Rheological behavior of crude oil and its dependence on the composition and chemical structure of oil components // Pet. Sci. Technol. 2023. V. 41. N 2. P. 159–175. https://doi.org/10.1080/10916466.2022.2059083

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Кривые теплового потока вторичного линейного полиэтилена низкой плотности.

Скачать (104KB)
3. Рис. 2. Кривые теплового потока нагревания смесей модельных битумов (МБ) с вторичным линейным полиэтиленом низкой плотности.

Скачать (205KB)
4. Рис. 3. Вязкостно-температурные зависимости (охлаждение) смесей модельных битумов (МБ) с вторичным линейным полиэтиленом низкой плотности.

Скачать (121KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».