О новом цикле российсколатиноамериканского сотрудничества в области образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

История отношений России со странами Латинской Америки показывает, что взаимодействие по линии высшей школы было важной составляющей межрегионального сотрудничества, хотя его динамика носила цикличный характер: периоды подъемов сменялись затяжными спадами. В настоящее время в рамках внешнеполитической стратегии, направленной на расширение связей России с латиноамериканским регионом, стоит задача по углублению сотрудничества в области высшего образования. Целью данной статьи является обзор прежнего опыта и новых вариантов партнерских связей между российскими и латиноамериканскими вузами. Особое внимание уделено виртуальной студенческой мобильности, а также подключению российских университетов к гуманитарной составляющей BRICS в условиях расширения объединения. Исследование основано на детальном изучении данных, содержащихся в статистических обзорах российских ведомств и в аналитических работах российских ученых-латиноамериканистов. Источниками информации также стали публикации исследователей из Латинской Америки, занимающихся проблемами интернационализации высшей школы региона. Метод контент-анализа позволил профильтровать вторичные данные, появляющиеся в российских и зарубежных СМИ. Обобщение, синтез обширной информации и сравнительный анализ помогли определить характер латиноамериканской студенческой мобильности на глобальном рынке образования по разным географическим направлениям и место России в этом процессе. В заключение анализируются возможности и трудности, связанные с осуществлением межвузовского сотрудничества в формате Россия ― Латинская Америка на современном этапе.

Об авторах

Э. Г Ермольева

Центр иберийских исследований ИЛА РАН

Email: ermolieva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7509-189X
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник РФ, Москва

Список литературы

  1. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 7. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2017, 496 с.
  2. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 10. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020, 557 с.
  3. Форум ректоров российских и иберо-американских университетов, 2011
  4. IV Форум ректоров ибероамериканских и российских университетов, 2019.
  5. Борзова А.Ю., Медина Гонсалес В.К. РУДН и Латино-Карибская Америка: новые направления взаимодействия в образовательной сфере. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. М., 2018, т. 18, №1, сс. 208-220.
  6. Ermólieva E.G., Kuzminá V.M., Parkhomchuk M.A. Rusia – Latinoamérica: las tendencias de cooperación en educación superior. Iberoamérica, ILA RAN, Moscow, 2019, N 3, pp. 80–103.
  7. Ермольева Э.Г. Трудные времена для международного межвузовского взаимодействия. Педагогика. М., 2022, № 6, cс.76-85.
  8. Никитенко Е.В. Интернационализация высшего образования в России: в поисках путей развития. Высшее образование в России. М., 2023, № 5, сс. 125–137
  9. Igor Kovalev & Alina Shcherbakova (2019): BRICS Cooperation in Science and Education. Strategic Analysis. Available at: https://www.researchgate.net/publication/336794429_BRICS_Cooperation_in_Science_and_Education 336794429_ (accessed 07.05.2024).
  10. Черников С.Ю. Возможности Сетевого университета БРИКС как образовательной платформы инновационного сотрудничества. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. M., 2021, т. 29, № 1, сс.76–87.
  11. РСМД. Рябков С. БРИКС идет вперед, создавая важный прецедент.
  12. Материалы экспертного семинара РСМД «Научно-образовательное сотрудничество России и стран Латинской Америки: вызовы и перспективы развития», 19 апреля 2024
  13. Медина Гонзалес В.К., Иванова Н.Е. Особенности академической мобильности студентов из стран Латино-Каpибской Америки в современных условиях. Латинская Америка. M., 2023, № 4, сc. 53-65
  14. QS World University Rankings 2024: Top global universities. Available at: https://www.topuniversities.com/world-university-rankings (accessed 23.05.2024).
  15. Student Insights 2021-2022 Dashboard. Latin America. Educations. International student recruitment. Available at: https://institutions.educations.com/insights/top-trends-2021-2022/ (accessed 13.05.2023).
  16. Rodríguez J. Rediseñar los rankings universitarios. Espacio de educación superior. 17.10.2023. Available at: https://www.espaciosdeeducacionsuperior.es/17/10/2023 (accessed 13.01.2024).
  17. Emerging Economies University Rankings 2022: results announced. Available at: https://www.timeshighereducation.com/news/emerging-economies-university-rankings-2022-results-announced (accessed 13.11.2023).
  18. Van Vught F., Don F. Westerheijden. Multidimensional Ranking: New Transparency Tool for Higher Education and Research. International Organizations Research Journal. Moscow, 2012, vol.7, N 1, pp. 9-33.
  19. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО Университета. M., 2012, т. 25, № 4, сс. 85-93.
  20. Поликанов В. Роль «мягкой силы» в международных отношениях: современный российский опыт и перспективы. РСМД.
  21. Грант на талант: систему привлечения иностранных студентов предложили изменить Известия. 05.05.2024.
  22. Депутаты призвали активизировать гуманитарное сотрудничество между Россией и странами Латинской Америки.
  23. К. Косачев принял участие во II онлайн-конференции Послов российского высшего образования и науки. [K. Kosachev prinyal uchastie vo II onlajn-konferencii Poslov rossijskogo vysshego obrazovaniya i nauki. Novosti Soveta Federacij
  24. ALAR: Somos un grupo de personas comprometidas por la educación y el intercambio cultural. Available at: https://universidades-rusia.com/alar/ (accessed 23.05.2024).
  25. Иванова Н.Е. Инструменты набора иностранных студентов из стран Европы и Латинской Америки на примере Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Международные отношения. М., № 1, сс. 61-68
  26. ALAR. Universidades rusas recomendadas para extranjeros en el 2024 y 2025. Available at: https://www.blog.universidades-rusia.com/2024/04/23/ (accessed 23.05.2024).
  27. The APRU Virtual Student Exchange (VSE) Program. Available at: https://vse.apru.org/ (accessed 23.05.2024).
  28. Студенты одного из ведущих университетов Эквадора организовали Клуб русского языка.
  29. РСМД. Инструменты «мягкой силы» Испании и социально-гуманитарная политика в Латинской Америки.
  30. Strengthening ties: A new agenda for the EU's relations with Latin America and the Caribbean. EU-LAC Summit Declaration, July, 2023. Available at: www.europarl.europa.eu (accessed 23.05.2024).
  31. Ermolieva E. Los cambios y dilemas de la educación superior en Latinoamérica. Anuario del Centro Científico-Educativo de Investigaciones latinoamericanas de RUDN. Moscow, 2010, pp. 155-169.
  32. IIE. International Students by Place of Origin, 2022/2023. Available at: https://opendoorsdata.org/data/international-students/all-places-of-origin/ (accessed 13.12.2023).
  33. Ермольева Э.Г. Высшая школа Латинской Америки в орбите международной студенческой мобильности. Высшее образование в России. М., 2023, № 12, cc. 120-137.
  34. Boston University. International Applicant Checklist. Available at: https://www.bu.edu/admissions/apply/international/ (accessed 21.05.2024).
  35. Organization of American States. Hemispheric Declaration in Education. Available at: https://www.oas.org (accessed 21.05.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».