Compαrαtive chαrαcteristics of luminescent detector mαteriαls bαsed on α-Αl2O3-δ for neutron dosimetry

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The optically stimulated luminescence (OSL) and the separation efficiency of the neutron and gamma components by OSL outputs were studied for samples of anion-deficient corundum (α-Αl2O3-δ) in ceramic and single-crystal forms with various neutron converters. For OSL dosimetry in mixed gamma-neutron fields, a detector material synthesized using ceramic technology consisting of a mixture of OSL active α-Αl2O3-δ and neutron-converter 6LiF powders in a ratio of 7:3 was selected as a promising one. The lower limit of the individual dose equivalent for such material under neutron irradiation does not exceed 30 μSv, and the dose dependence is linear up to 1 Sv.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

Альбедные нейтронные дозиметры являются обязательным элементом в системах индивидуального дозиметрического контроля, применяемых на предприятиях ГК «Росатом». С их помощью и термолюминесцентного (ТЛ) способа считывания дозиметрической информации измеряют индивидуальные эквиваленты доз (ИЭД) HP(10) в смешанных гамма-нейтронных полях. Одной из проблем, возникающих при разработке таких дозиметров, является ограниченное количество типов детекторов и материалов для них, которые могут быть применены для измерения HP(10) [1, 2]. Наиболее часто для разделения вкладов в HP(10) нейтронного и гамма-компонентов используют ТЛ-детекторы на основе 6LiF и 7LiF [2]. Такой подход не реализуем, если для считывания используется эффект оптически стимулированной люминесценции (ОСЛ).

Один из вариантов решения задачи, связанной с разработкой альбедных нейтронных ОСЛ-дозиметров, продемонстрирован в [3], где в качестве ОСЛ-активного материала использован анионодефицитный корунд (α-Αl2O3-δ). В [3] показано, что применяя скомпактированную в пленку смесь порошков ОСЛ-активного α-Αl2O3-δ и нейтрон-конверторного 6Li2CO3, можно создать нейтронно-чувствительные ОСЛ-детекторы. Однако такая форма детекторов не применима для разработанной нами ОСЛ-системы КОРОС-333 [4] из-за конструктивных особенностей используемых дозиметров, в составе которых ОСЛ-детекторы имеют вид дисков размером ∅5×1 мм.

Поэтому целью работы являлись разработка высокочувствительного скомпактированного в виде таблеток детекторного материала на основе α-Αl2O3-δ для альбедных нейтронных ОСЛ-дозиметров и исследование у него дозовых характеристик.

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, СПОСОБЫ ИХ ОБРАБОТКИ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЙ

При выборе оптимального состава для нейтронно-чувствительного ОСЛ-детектора исследовались ОСЛ-выходы у образцов α-Αl2O3-δ в керамической (размер зерен — 80—100 мкм) и монокристаллической формах с различными нейтронными конверторами и их расположением. Для таких конверторов были выбраны четыре материала. Два из них были выполнены из 6LiF и 6Li2CO3, в которых изотоп 6Li при захвате нейтрона будет распадаться на тритий и α-частицу с энергиями соответственно 2,75 и 2,05 МэВ. Пробеги трития и α-частицы в α-Αl2O3 не превышают соответственно 30 и 4 мкм [5]. Из-за малых пробегов указанных частиц образцы изготавливались из гомогенизированных смесей порошков α-Αl2O3-δ и 6LiF либо α-Αl2O3-δ и 6Li2CO3 в пропорции 7:3 с последующим компактированием в таблетки диаметром 5 мм и толщиной от 0,15 до 0,5 мм и их спеканием при 850—950 К. Размер частиц порошков 6LiF и 6Li2CO3 не превышал 20 мкм. В третьем и четвертом вариантах нейтроны конвертировались в гамма-излучение, которое регистрировалось стандартным монокристаллическим ОСЛ-детектором на основе α-Αl2O3-δ размером 51 мм. В качестве одного из конверторов использовалась кадмиевая пластинка 10×13×0,2 мм, а в другом — диск ∅10×0,9 мм из компактированного порошка Gd2O3.

Исследуемые образцы облучались на специальном фантоме в поле Pu—Be-источника с потоком быстрых нейтронов 2,12 × 106 с–1 в телесный угол 4π × ср. Фантом был изготовлен в виде параллелепипеда из чистого полиэтилена размером 30×30×15 см. При данных условиях значения индивидуальных эквивалентов доз для нейтронного и гамма-компонентов определялись с помощью стандартного альбедного термолюминесцентного дозиметра ДВНГ-М при времени его облучения 24 ч и составили соответственно 44,3 и 0,7 мЗв. Изготовленные из порошков образцы также облучались бета-излучением от 90Sr/90Y-источника для подбора их оптимальной толщины, при которой ОСЛ-выходы были бы максимальны.

Все ОСЛ-данные были получены с помощью системы КОРОС-333. Измеренный ОСЛ-сигнал SOSL у исследуемых детекторных материалов, облученных в поле Pu—Be-источника, представляет собой сумму двух компонентов, обусловленных облучением нейтронным (SOSL_N) и гамма-излучением (SOSL). Для точной оценки вклада SOSL в высвеченную светосумму SOSL использовались практически нечувствительные к нейтронам ОСЛ-детекторы на основе α-Αl2O3-δ [6]. Величина SOSL_N определялась как

Hx(x,y,z)==M4πE(xa,by,cz)+E(xa,b+y,cz)+E(xa,by,c+z)+E(xa,b+y,c+z)E(x+a,by,cz)E(x+a,b+y,cz)E(x+a,by,c+z)E(x+a,b+y,c+z); (1)

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Используя (1), были определены компоненты светосумм SOSL и SOSL_N, а затем эффективность разделения нейтронного и гамма-компонента RN/Rγ Величина RN/Rγ вычислялась как нормированное на соответствующие ИЭД (DN и Dγ):

Hy(x,y,z)==M4πlnD(cz,x+a,y+b)D(cz,x+a,yb)D(cz,xa,y+b)D(cz,xa,yb)D(cz,x+a,y+b)D(cz,x+a,yb)D(cz,xa,y+b)D(cz,xa,yb); (2)

где DN и Dγ — нейтронный и гамма-компоненты ИЭД. Для каждого из детекторных составов значения DN, Dγ и суммарный ИЭД смешанного гамма-нейтронного облучения HP(10) = DN + Dγ составляли соответственно 44,3, 0,7 и 45 мЗв.

Полученные результаты измерений и расчетов суммированы в табл. 1. Как видно, наибольшие значения SOSL_N / DN и соотношения RN/Rγ имеет детекторный состав из α-Αl2O3-δ и 6LiF. Состав из α-Αl2O3-δ и 6Li2CO3 обладает близким к первому составу соотношением RN/Rγ, но крайне слабыми ОСЛ-выходами SOSL_N и SOSL из-за его низкой оптической прозрачности, что препятствует прохождению через него стимулирующего излучения и полезного ОСЛ-сигнала. Кроме того, отличительной особенностью состава из α-Αl2O3-δ и 6Li2CO3 являлась плохая спекаемость. У детекторных составов с конверторами из Gd2O3 и Cd получено малое отношение RN/Rγ, и поэтому они не могут эффективно разделять вклады в индивидуальный эквивалент дозы от нейтронного и гамма-компонентов.

Немаловажным фактором, влияющим на ОСЛ-выход детекторных поликристаллических материалов, является их толщина (d). Так, с одной стороны, ее увеличение должно приводить к возрастанию ОСЛ-выхода вследствие повышения массы ОСЛ-активного материала α-Αl2O3-δ. С другой стороны, при росте толщины будет снижаться прозрачность и, как следствие, ОСЛ-выход исследуемых образцов за счет поглощения и рассеяния в их объеме стимулирующего ОСЛ излучения и измеряемого ОСЛ-сигнала. Поэтому для образцов, изготовленных из α-Αl2O3-δ и 6LiF в пропорции 7:3 и обладающих оптимальным сочетанием SOSL_N / DN, SOSL_γ / Dγ и RN/Rγ (см. табл. 1), была изучена зависимость ОСЛ-выхода SOSL от толщины образцов d, облученных бета-излучением 90Sr/90Y-источника дозой 8 мГр (рис. 1а). Из полученных данных следует, что оптимальная толщина для изучаемых компактированных детекторных составов находится в диапазоне 350—450 мкм с максимумом вблизи 430 мкм.

 

Таблица 1

Значения SOSL_N / DN, SOSL_γ / Dγ и RN/Rγ для исследуемых сочетаний ОСЛ-активного материала и конвертора при DN = 44,3 мЗв и Dγ = 0,7 мЗв

ОСЛ-материал / конвертор

SOSL_N / DN, мЗв–1

SOSL / Dγ, мЗв–1

RN/Rγ

α-Al2O3-δ (порошок) / 6LiF

1793

2109

0,85

α-Al2O3-δ (порошок) / 6Li2CO3

184

245

0,75

α-Al2O3-δ (монокристалл) / Gd2O3

275

55056

0,005

α-Al2O3-δ (монокристалл) / Cd

1194

85309

0,014

 

Рис. 1. Зависимости SOSL от толщины d для образцов из α-Al2O3-δ и 6LiF (а) и SOSL_N от дозы DN их нейтронного облучения в поле Pu—Be-источника при d = 430 мкм (б).

 

Учитывая полученные выше результаты, далее была изучена зависимость ОСЛ-выхода SOSL_N у образцов из α-Αl2O3-δ и 6LiF с d=430 мкм от дозы нейтронного облучения DN в Pu—Be-источнике (рис. 1б). Видно, что при таком облучении зависимость SOSL_N (DN), представленная в двойных логарифмических координатах, близка к линейной в диапазоне доз 0,03—1000 мЗв. Ее можно описать уравнением вида lg SOSL_N = lg Α + k·lg DN, где Α и k — калибровочный и дозовый коэффициенты соответственно. При такой аппроксимации SOSL_N (DN) получено, что Α = 1700±50 и k = 0,99 ± 0,01. Из анализа зависимости SOSL_N (DN) также следует, что нижняя граница индивидуального эквивалента дозы при нейтронном облучении образцов из смеси α-Αl2O3-δ и 6LiF с d = 430 мкм не превышает 0,03 мЗв или 30 мкЗв, что в 3,3 раза меньше требуемой нормативными документами ГК «Росатом» [7]. Однако у полученной зависимости SOSL_N (DN) пока не достигнута область насыщения, что требует облучения в течение не менее полугода либо использования более мощного Pu—Be-источника.

Выводы

  1. Для нейтронной ОСЛ-дозиметрии в смешанных гамма-нейтронных полях разработан высокочувствительный детекторный керамический материал, изготовленный по описанной технологии из смеси ОСЛ-активного порошка α-Αl2O3-δ и порошка 6LiF, являющегося нейтронным конвертором.
  2. Нижняя граница индивидуального эквивалента дозы у такого материала при нейтронном облучении составляет 30 мкЗв, и ее величина меньше в 2-3 раза аналогичной, чем у ТЛ-дозиметров, применяемых на предприятиях ГК «Росатом».
  3. При использовании конверторов из Gd2O3 и Cd получено малое соотношение RN/Rγ, и поэтому ОСЛ-дозиметры на основе α-Αl2O3-δ с такими конверторами не могут эффективно разделять вклады в индивидуальный эквивалент дозы от нейтронного и гамма-компонентов.

Работа выполнена в рамках государственного задания МИНОБРНАУКИ России (тема «Диагностика», № 122021000030-1).

×

About the authors

R. M. Αbashev

Mikheev Institute of Metal Physics, Ural Branch, Russian Αcademy of Sciences

Author for correspondence.
Email: abashevrm@imp.uran.ru
Russian Federation, 620108 Yekaterinburg, S. Kovalevskaya str., 18

Α. I. Boyarincev

Mikheev Institute of Metal Physics, Ural Branch, Russian Αcademy of Sciences

Email: a.i.boyarincev@imp.uran.ru
Russian Federation, 620108 Yekaterinburg, S. Kovalevskaya str., 18

I. I. Milman

Mikheev Institute of Metal Physics, Ural Branch, Russian Αcademy of Sciences

Email: milman@imp.uran.ru
Russian Federation, 620108 Yekaterinburg, S. Kovalevskaya str., 18

Α. D. Petrakovich

Mikheev Institute of Metal Physics, Ural Branch, Russian Αcademy of Sciences

Email: petrakovich2007.an@yandex.ru
Russian Federation, 620108 Yekaterinburg, S. Kovalevskaya str., 18

Α. I. Surdo

Mikheev Institute of Metal Physics, Ural Branch, Russian Αcademy of Sciences

Email: surdo@imp.uran.ru
Russian Federation, 620108 Yekaterinburg, S. Kovalevskaya str., 18

References

  1. Piesch E., Burgkhardt B. Albedo Neutron Dosimetry // Radiation protection dosimetry. 1985. V. 10. No. 1-4. P. 175—1985.
  2. Piesch E. Albedo Neutron Dosimetry // The International Journal of Applied Radiation and Isotopes. 1982. V. 33. P. 1061—1076.
  3. Yukihara E., Mittani J., Vanhavere F., Akselrod M. Development of new optically stimulated luminescence (OSL) neutron dosimeters // Radiation Measurements. 2008. V. 43. P. 309—314.
  4. Surdo A.I., Abashev R.M., Krasnoperov V.S., Milman I.I., Moiseikin E.V., Boyarintsev A.I. Automatic system of individual dosimetric control COROS-333 // Defektoskopia. 2023. No. 6. P. 73—74. (In Russsia).
  5. Van Eijk C. W. E. Neutron detection and neutron dosimetry // Radiation protection dosimetry. 2004. V. 110. No. 1-4. P. 5—13.
  6. Gibson J.A.B. The Relative Tissue Kerma Sensitivity of Thermoluminescent Materials to Neutrons // Radiation Protection Dosimetry. 1986. V. 15. No. 4. P. 253—266.
  7. STO 1.1.1.01.001.0877-2020. Equipment of an automated system for individual monitoring of a nuclear power plant. Technical requirements of the operating organization, 2020.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Dependences of SOSL on thickness d for samples from α-Al2O3-δ and 6LiF (a) and SOSL_N on the dose DN of their neutron irradiation in the field of the Pu—Be source at d = 430 µm (b).

Download (195KB)

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».