Особенности изменения магнитных свойств термообработанной стали 38ХС на начальной стадии холодной пластической деформации растяжением
- Авторы: Матосян А.М.1,2, Ничипурук А.П.1, Сташков А.Н.1, Сажина Е.Ю.1, Гордеев Н.В.1,2, Афанасьев С.В.1
-
Учреждения:
- Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
- Выпуск: № 9 (2024)
- Страницы: 57-61
- Раздел: По материалам XXXV Уральской конференции «Физические методы неразрушающего контроля (Янусовские чтения)»
- URL: https://journal-vniispk.ru/0130-3082/article/view/265151
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0130308224090059
- ID: 265151
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Установлено, что в отличие от отожженной малоуглеродистой стали, для конструкционной стали 38ХС на полевых зависимостях дифференциальной магнитной восприимчивости χd(H) особенности в виде перегиба и второго максимума появляются только для образцов с ε=4% и температурами отпуска 650 и 700 °С. Отсутствие таких особенностей на кривых χd(H) для образцов с ε = 2 % и Tотп < 650 °С по всей вероятности связано с высоким уровнем хаотично распределенных внутренних напряжений, оставшихся после термообработки и не позволяющим сформировать после пластической деформации растяжением магнитную текстуру типа «легкая плоскость».
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Конструкционная легированная сталь 38ХС используется для изготовления деталей с высокими требованиями к прочности и износостойкости — шестерни, валы, пальцы, муфты, впускные клапаны двигателей [1]. В процессе изготовления для придания стальным деталям требуемого сочетания механических свойств они подвергаются закалке и последующему отпуску в диапазоне температур от 450 до 700 °С [2]. Механические и магнитные свойства термообработанной стали 38ХС известны и хорошо изучены на сегодняшний день [3, 4]. Например, известно, что коэрцитивная сила стали 38ХС практически не изменяется в интервале температур отпуска 600—700 °С, что затрудняет неразрушающий контроль с помощью коэрцитиметров. Контроль качества деталей из стали 38ХС при высокотемпературном отпуске проводят по начальной магнитной проницаемости, имеющей локальный минимум в районе 600—650 °С [4]. В работе [5] было установлено, что в стали 38ХС, по данным рентгеноструктурного анализа, а также по результатам магнитных измерений и металлографических исследований, с увеличением температуры отпуска до 550 °С внутренние напряжения уменьшаются. Дальнейшее увеличение температуры отпуска приводит к росту напряжений, локальный максимум которых наблюдается при 650 °С. При нагреве от 650 до 750 °С напряжения уменьшаются. Такое изменение напряженного состояния не соответствует общепринятым представлениям, согласно которым с увеличением температуры отпуска напряжения в углеродистой стали должны уменьшаться.
Известно, что холодная пластическая деформация растяжением предварительно отожженных образцов малоуглеродистой стали приводит к возникновению магнитной текстуры типа «легкая плоскость» (после снятия внешней нагрузки) [6], перпендикулярной направлению предварительного растяжения. На полевых зависимостях дифференциальной и обратимой магнитной проницаемостей возникают перегибы или дополнительные максимумы [7—9]. Однако остается невыясненным вопрос, всегда ли возникает в пластически деформированных образцах стали 38ХС наведенная деформацией магнитная текстура и как она влияет на магнитные свойства? Как будут конкурировать между собой остаточные механические напряжения, вызванные термической обработкой, стали (хаотично распределенные в поликристалле) и холодной пластической деформацией (вызванные действием внешней силы, приложенной в одном из направлений).
Целью данной работы является установление влияния холодной пластической деформации растяжением предварительно закаленных и отпущенных при разных температурах образцов из стали 38ХС на ее магнитные свойства.
ОБРАЗЦЫ И МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ
Образцы в количестве 12 штук из стали 38ХС в форме параллелепипедов с исходными размерами 10×10×65 мм подвергались закалке от 900 °С в масло и последующему отпуску при температурах 500, 600, 650, 700 °С. После термообработки образцы утонялись до 4 мм и подвергались пластической деформации растяжением (ε = 2; 4 %) в испытательной машине Instron 5982. Измерение магнитных свойств проводились в средней части образцов на установке Remagraph C-500. Проведено дифференцирование петель магнитного гистерезиса и построены полевые зависимости дифференциальной магнитной восприимчивости.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На рис. 1а представлены зависимости коэрцитивной силы от температуры отпуска для образцов без деформации (ε = 0), а также для образцов с относительным удлинением 2 и 4 %. С увеличением ε коэрцитивная сила увеличивается во всем исследованном диапазоне температур отпуска, что свидетельствует об увеличении остаточных механических напряжений. Однако характер изменения коэрцитивной силы в зависимости от температуры отпуска для недеформированных и подвергнутых деформационному воздействию образцов различен: для недеформированных образцов Нс монотонно уменьшается с увеличением Тотп, а для пластически деформированных образцов на зависимостях Hc (Тотп) имеются локальные максимумы в районе 600 °С для образца с ε = 2 % и в районе 650 °С для образца с ε = 4 % (см. рис. 1а). Характер изменения начальной магнитной проницаемости µн от Тотп не меняется с увеличением ε — как для недеформированного (ε = 0), так и для пластически деформированных образцов на зависимостях µн(Тотп) наблюдаются минимумы в районе 650 °С (см. рис. 1б). Деформация приводит к уменьшению значений µн для всех Тотп, за исключением Тотп = 650 °С, где пластическая деформация не приводит к сколько бы то ни было существенному его изменению. Именно в районе Тотп = 650 °С у недеформированных образцов из стали 38ХС наблюдается локальный максимум внутренних микронапряжений, определенный в работе [5] по данным рентгеноструктурного анализа. По всей вероятности, после небольших пластических деформаций (ε ≤ 4 %) высокий уровень внутренних микронапряжений (хаотично распределенных) в закаленных и отпущенных образцах из стали 38ХС остается.
Рис. 1. Зависимости коэрцитивной силы (а) и начальной магнитной проницаемости (б) от температуры отпуска исходных и пластически деформированных образцов из стали 38ХС с относительными удлинениями 0, 2 и 4 %.
На рис. 2 приведены полевые зависимости дифференциальной магнитной восприимчивости χd(H) для недеформированных и пластически деформированных образцов из стали 38ХС. Кривые χd(H) для недеформированных закаленных и отпущенных образцов имеют единственный максимум в районе коэрцитивной силы. Пластическая деформация приводит к кардинальному изменению кривых. Из рис. 2 видно, что для образцов с удлинением 2 % хотя и визуально различим единственный максимум, его амплитуда становится существенно меньше и наблюдается его уширение. Наиболее выраженно это происходит для образца с Тотп = 600 °С (см. рис. 2в). Еще более явные отличия на кривых χd(H) наблюдаются для образцов с удлинением 4 %: для образцов с температурами отпуска 500 °С (см. рис. 2б) и 600 °С (см. рис. 2г) происходит еще большее уширение единственного пика, а для образцов с Тотп = 650 °С (см. рис. 2е) и Тотп = 700 °С (см. рис. 2з) на кривых появляется еще один максимум слева от основного и перегиб в положительном поле. Появление перегиба и дополнительного пика указывает на наличие в образцах магнитной текстуры типа «легкая плоскость», вызванной деформацией [7].
Рис. 2. Полевые зависимости дифференциальной магнитной восприимчивости, пластически деформированных образцов из стали 38ХС, предварительно закаленных и отпущенных при 500 °С (а, б), 600 °С (в, г), 650 °С (д, е) и 700 °С (ж, з).
Характерно, что такая магнитная текстура в образцах из стали 38ХС не проявляется на начальном этапе пластической деформации (ε = 2 %), как, например, в образцах отожженной малоуглеродистой стали Ст3сп [7]. Даже при ε = 4 % видимые перегибы и дополнительные максимумы отсутствуют на кривых χd(H) для образцов с Тотп < 650 °С. Это может быть вызвано изначально высокими хаотически распределенными остаточными механическими напряжениями после термообработки, конкуренция которых с остаточными напряжениями, вызванных одноосной пластической деформацией, не дает возможности образоваться магнитной текстуре.
ВЫВОДЫ
Установлено, что после пластической деформации растяжением (при относительном удлинении 2 и 4 %) на зависимостях Hc(Тотп) появляются локальные максимумы в районе 600—650 °С. Локальный минимум на кривых µн(Тотп) наблюдается при Тотп = 650 °С, его местоположение не меняется после пластической деформации образцов. На полевых зависимостях дифференциальной магнитной восприимчивости особенности в виде перегиба и второго максимума появляются только для образцов с ε = 4 % и температурами отпуска 650 и 700 °С. Вероятно, при температурах отпуска более 650 °С уровень внутренних микронапряжений снижается настолько, что вызванные пластической деформацией остаточные механические напряжения сжатия могут сформировать магнитную текстуру типа «легкая плоскость», что и приводит к появлению особенностей на кривых µd(H). Характерно, что в отличие от отожженной малоуглеродистой стали, никаких особенностей на кривых µd(H) не наблюдается на начальной (при ε = 2 %) стадии пластической деформации в исследованном интервале температур отпуска от 500 до 700 °С.
Работа выполнена в рамках государственного задания МИНОБРНАУКИ России (тема «Диагностика», № г.р. 122021000030-1).
Об авторах
А. М. Матосян
Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18; 620002 Екатеринбург, ул. Мира, 19
А. П. Ничипурук
Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН
Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18
А. Н. Сташков
Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН
Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18
Е. Ю. Сажина
Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН
Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской
Н. В. Гордеев
Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18; 620002 Екатеринбург, ул. Мира, 19
С. В. Афанасьев
Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН
Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18
Список литературы
- Кудрявцев И.В. Материалы в машиностроении. Выбор и применение. Т. 2. М.: Металлургия, 1968. 498 с.
- Гуляев А.П. Металловедение / Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Металлургия, 1986. 544 с.
- Бида Г.В., Ничипурук А.П. Магнитные свойства термообработанных сталей. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. 218 с.
- Михеев М.Н., Морозова В.М., Вильданова Н.Ф., Гаврилова Л.Д., Захарова Г.Н., Ничипурук А.П., Ремез Н.В., Сингер К.Е., Чарикова Н.И. О возможности электромагнитного контроля качества закалки и отпуска изделий из стали 38ХС // Дефектоскопия. 1987. № 11. С. 38—44.
- Ничипурук А.П., Горкунов Э.С., Кулеев В.Г., Чарикова Н.И. Влияние структурных изменений при отпуске на обратимые процессы намагничивания в конструкционных сталях // Дефектоскопия. 1990. № 8. С. 68—75.
- Stashkov A.N., Schapova E.A., Nichipuruk A.P., Korolev A.V. Magnetic incremental permeability as indicator of compression stress in low-carbon steel // NDT & E International. 2021. V. 118. P. 102398—102402. DOI: 10.1016/j. ndteint.2020.102398
- Gupta Bhaawan, Uchimoto Tetsuya, Ducharne Benjamin, Sebald Gael, Miyazaki Takamichi, Takagi Toshiyuki. Magnetic incremental permeability non-destructive evaluation of 12 Cr-Mo-W-V steel creep test samples with varied ageing levels and thermal treatments // NDT & E International. 2019. V. 104. P. 42—50.
- Nan Wang, Peng Li, Tuyan Li, Yujue Wang, Cunfu He, Xiucheng Liu. Quantitative characterization of tensile stress in electroplated nickel coatings with a magnetic incremental permeability sensor. Sensors and Actuators // A: Physical. 2024. V. 368. P. 115082.
Дополнительные файлы
