Особенности изменения магнитных свойств термообработанной стали 38ХС на начальной стадии холодной пластической деформации растяжением

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Установлено, что в отличие от отожженной малоуглеродистой стали, для конструкционной стали 38ХС на полевых зависимостях дифференциальной магнитной восприимчивости χd(H) особенности в виде перегиба и второго максимума появляются только для образцов с ε=4% и температурами отпуска 650 и 700 °С. Отсутствие таких особенностей на кривых χd(H) для образцов с ε = 2 % и Tотп < 650 °С по всей вероятности связано с высоким уровнем хаотично распределенных внутренних напряжений, оставшихся после термообработки и не позволяющим сформировать после пластической деформации растяжением магнитную текстуру типа «легкая плоскость».

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Конструкционная легированная сталь 38ХС используется для изготовления деталей с высокими требованиями к прочности и износостойкости — шестерни, валы, пальцы, муфты, впускные клапаны двигателей [1]. В процессе изготовления для придания стальным деталям требуемого сочетания механических свойств они подвергаются закалке и последующему отпуску в диапазоне температур от 450 до 700 °С [2]. Механические и магнитные свойства термообработанной стали 38ХС известны и хорошо изучены на сегодняшний день [3, 4]. Например, известно, что коэрцитивная сила стали 38ХС практически не изменяется в интервале температур отпуска 600—700 °С, что затрудняет неразрушающий контроль с помощью коэрцитиметров. Контроль качества деталей из стали 38ХС при высокотемпературном отпуске проводят по начальной магнитной проницаемости, имеющей локальный минимум в районе 600—650 °С [4]. В работе [5] было установлено, что в стали 38ХС, по данным рентгеноструктурного анализа, а также по результатам магнитных измерений и металлографических исследований, с увеличением температуры отпуска до 550 °С внутренние напряжения уменьшаются. Дальнейшее увеличение температуры отпуска приводит к росту напряжений, локальный максимум которых наблюдается при 650 °С. При нагреве от 650 до 750 °С напряжения уменьшаются. Такое изменение напряженного состояния не соответствует общепринятым представлениям, согласно которым с увеличением температуры отпуска напряжения в углеродистой стали должны уменьшаться.

Известно, что холодная пластическая деформация растяжением предварительно отожженных образцов малоуглеродистой стали приводит к возникновению магнитной текстуры типа «легкая плоскость» (после снятия внешней нагрузки) [6], перпендикулярной направлению предварительного растяжения. На полевых зависимостях дифференциальной и обратимой магнитной проницаемостей возникают перегибы или дополнительные максимумы [7—9]. Однако остается невыясненным вопрос, всегда ли возникает в пластически деформированных образцах стали 38ХС наведенная деформацией магнитная текстура и как она влияет на магнитные свойства? Как будут конкурировать между собой остаточные механические напряжения, вызванные термической обработкой, стали (хаотично распределенные в поликристалле) и холодной пластической деформацией (вызванные действием внешней силы, приложенной в одном из направлений).

Целью данной работы является установление влияния холодной пластической деформации растяжением предварительно закаленных и отпущенных при разных температурах образцов из стали 38ХС на ее магнитные свойства.

ОБРАЗЦЫ И МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ

Образцы в количестве 12 штук из стали 38ХС в форме параллелепипедов с исходными размерами 10×10×65 мм подвергались закалке от 900 °С в масло и последующему отпуску при температурах 500, 600, 650, 700 °С. После термообработки образцы утонялись до 4 мм и подвергались пластической деформации растяжением (ε = 2; 4 %) в испытательной машине Instron 5982. Измерение магнитных свойств проводились в средней части образцов на установке Remagraph C-500. Проведено дифференцирование петель магнитного гистерезиса и построены полевые зависимости дифференциальной магнитной восприимчивости.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На рис. 1а представлены зависимости коэрцитивной силы от температуры отпуска для образцов без деформации (ε = 0), а также для образцов с относительным удлинением 2 и 4 %. С увеличением ε коэрцитивная сила увеличивается во всем исследованном диапазоне температур отпуска, что свидетельствует об увеличении остаточных механических напряжений. Однако характер изменения коэрцитивной силы в зависимости от температуры отпуска для недеформированных и подвергнутых деформационному воздействию образцов различен: для недеформированных образцов Нс монотонно уменьшается с увеличением Тотп, а для пластически деформированных образцов на зависимостях Hc (Тотп) имеются локальные максимумы в районе 600 °С для образца с ε = 2 % и в районе 650 °С для образца с ε = 4 % (см. рис. 1а). Характер изменения начальной магнитной проницаемости µн от Тотп не меняется с увеличением ε — как для недеформированного (ε = 0), так и для пластически деформированных образцов на зависимостях µн(Тотп) наблюдаются минимумы в районе 650 °С (см. рис. 1б). Деформация приводит к уменьшению значений µн для всех Тотп, за исключением Тотп = 650 °С, где пластическая деформация не приводит к сколько бы то ни было существенному его изменению. Именно в районе Тотп = 650 °С у недеформированных образцов из стали 38ХС наблюдается локальный максимум внутренних микронапряжений, определенный в работе [5] по данным рентгеноструктурного анализа. По всей вероятности, после небольших пластических деформаций (ε ≤ 4 %) высокий уровень внутренних микронапряжений (хаотично распределенных) в закаленных и отпущенных образцах из стали 38ХС остается.

 

Рис. 1. Зависимости коэрцитивной силы (а) и начальной магнитной проницаемости (б) от температуры отпуска исходных и пластически деформированных образцов из стали 38ХС с относительными удлинениями 0, 2 и 4 %.

 

На рис. 2 приведены полевые зависимости дифференциальной магнитной восприимчивости χd(H) для недеформированных и пластически деформированных образцов из стали 38ХС. Кривые χd(H) для недеформированных закаленных и отпущенных образцов имеют единственный максимум в районе коэрцитивной силы. Пластическая деформация приводит к кардинальному изменению кривых. Из рис. 2 видно, что для образцов с удлинением 2 % хотя и визуально различим единственный максимум, его амплитуда становится существенно меньше и наблюдается его уширение. Наиболее выраженно это происходит для образца с Тотп = 600 °С (см. рис. 2в). Еще более явные отличия на кривых χd(H) наблюдаются для образцов с удлинением 4 %: для образцов с температурами отпуска 500 °С (см. рис. 2б) и 600 °С (см. рис. 2г) происходит еще большее уширение единственного пика, а для образцов с Тотп = 650 °С (см. рис. 2е) и Тотп = 700 °С (см. рис. 2з) на кривых появляется еще один максимум слева от основного и перегиб в положительном поле. Появление перегиба и дополнительного пика указывает на наличие в образцах магнитной текстуры типа «легкая плоскость», вызванной деформацией [7].

 

Рис. 2. Полевые зависимости дифференциальной магнитной восприимчивости, пластически деформированных образцов из стали 38ХС, предварительно закаленных и отпущенных при 500 °С (а, б), 600 °С (в, г), 650 °С (д, е) и 700 °С (ж, з).

 

Характерно, что такая магнитная текстура в образцах из стали 38ХС не проявляется на начальном этапе пластической деформации (ε = 2 %), как, например, в образцах отожженной малоуглеродистой стали Ст3сп [7]. Даже при ε = 4 % видимые перегибы и дополнительные максимумы отсутствуют на кривых χd(H) для образцов с Тотп < 650 °С. Это может быть вызвано изначально высокими хаотически распределенными остаточными механическими напряжениями после термообработки, конкуренция которых с остаточными напряжениями, вызванных одноосной пластической деформацией, не дает возможности образоваться магнитной текстуре.

ВЫВОДЫ

Установлено, что после пластической деформации растяжением (при относительном удлинении 2 и 4 %) на зависимостях Hc(Тотп) появляются локальные максимумы в районе 600—650 °С. Локальный минимум на кривых µн(Тотп) наблюдается при Тотп = 650 °С, его местоположение не меняется после пластической деформации образцов. На полевых зависимостях дифференциальной магнитной восприимчивости особенности в виде перегиба и второго максимума появляются только для образцов с ε = 4 % и температурами отпуска 650 и 700 °С. Вероятно, при температурах отпуска более 650 °С уровень внутренних микронапряжений снижается настолько, что вызванные пластической деформацией остаточные механические напряжения сжатия могут сформировать магнитную текстуру типа «легкая плоскость», что и приводит к появлению особенностей на кривых µd(H). Характерно, что в отличие от отожженной малоуглеродистой стали, никаких особенностей на кривых µd(H) не наблюдается на начальной (при ε = 2 %) стадии пластической деформации в исследованном интервале температур отпуска от 500 до 700 °С.

Работа выполнена в рамках государственного задания МИНОБРНАУКИ России (тема «Диагностика», № г.р. 122021000030-1).

×

Об авторах

А. М. Матосян

Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Автор, ответственный за переписку.
Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18; 620002 Екатеринбург, ул. Мира, 19

А. П. Ничипурук

Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН

Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18

А. Н. Сташков

Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН

Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18

Е. Ю. Сажина

Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН

Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской

Н. В. Гордеев

Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18; 620002 Екатеринбург, ул. Мира, 19

С. В. Афанасьев

Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН

Email: matosian01@gmail.com
Россия, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 18

Список литературы

  1. Кудрявцев И.В. Материалы в машиностроении. Выбор и применение. Т. 2. М.: Металлургия, 1968. 498 с.
  2. Гуляев А.П. Металловедение / Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Металлургия, 1986. 544 с.
  3. Бида Г.В., Ничипурук А.П. Магнитные свойства термообработанных сталей. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. 218 с.
  4. Михеев М.Н., Морозова В.М., Вильданова Н.Ф., Гаврилова Л.Д., Захарова Г.Н., Ничипурук А.П., Ремез Н.В., Сингер К.Е., Чарикова Н.И. О возможности электромагнитного контроля качества закалки и отпуска изделий из стали 38ХС // Дефектоскопия. 1987. № 11. С. 38—44.
  5. Ничипурук А.П., Горкунов Э.С., Кулеев В.Г., Чарикова Н.И. Влияние структурных изменений при отпуске на обратимые процессы намагничивания в конструкционных сталях // Дефектоскопия. 1990. № 8. С. 68—75.
  6. Stashkov A.N., Schapova E.A., Nichipuruk A.P., Korolev A.V. Magnetic incremental permeability as indicator of compression stress in low-carbon steel // NDT & E International. 2021. V. 118. P. 102398—102402. DOI: 10.1016/j. ndteint.2020.102398
  7. Gupta Bhaawan, Uchimoto Tetsuya, Ducharne Benjamin, Sebald Gael, Miyazaki Takamichi, Takagi Toshiyuki. Magnetic incremental permeability non-destructive evaluation of 12 Cr-Mo-W-V steel creep test samples with varied ageing levels and thermal treatments // NDT & E International. 2019. V. 104. P. 42—50.
  8. Nan Wang, Peng Li, Tuyan Li, Yujue Wang, Cunfu He, Xiucheng Liu. Quantitative characterization of tensile stress in electroplated nickel coatings with a magnetic incremental permeability sensor. Sensors and Actuators // A: Physical. 2024. V. 368. P. 115082.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Зависимости коэрцитивной силы (а) и начальной магнитной проницаемости (б) от температуры отпуска исходных и пластически деформированных образцов из стали 38ХС с относительными удлинениями 0, 2 и 4 %.

Скачать (308KB)
3. Рис. 2. Полевые зависимости дифференциальной магнитной восприимчивости, пластически деформированных образцов из стали 38ХС, предварительно закаленных и отпущенных при 500 °С (а, б), 600 °С (в, г), 650 °С (д, е) и 700 °С (ж, з).

Скачать (606KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».