Вегетативное и гормональное обеспечение рабочей памяти при запоминании эмоционально окрашенной информации у подростков 13–14 лет
- Авторы: Адамовская О.Н.1, Ермакова И.В.1
-
Учреждения:
- ФГБНУ “Институт развития, здоровья и адаптации ребенка”
- Выпуск: Том 51, № 1 (2025)
- Страницы: 13-26
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/0131-1646/article/view/285995
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0131164625010022
- EDN: https://elibrary.ru/VNVCAS
- ID: 285995
Цитировать
Аннотация
У подростков (n = 24) исследовали вегетативное и гормональное обеспечение зрительной рабочей памяти (РП) при запоминании и сравнении эмоционально окрашенной информации (позитивной, негативной и нейтральной). Запоминание и сравнение нейтральных изображений сопровождалось снижением нейрогуморальной и метаболической регуляции сердца, усилением симпатической активности по сравнению с фоном, а также быстрым восстановлением показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР) до исходного уровня, что свидетельствует об адекватном использовании адаптивных регуляторных стратегий. При предъявлении нейтральной информации по сравнению с другими блоками выявлена более высокая эффективность РП и максимальное время реакции. Запоминание и сравнение изображений с положительной эмоциональной валентностью не вызывало значимых изменений показателей ВСР, как во время решения когнитивной задачи, так и в восстановительный период. Самая генерализованная реакция вегетативной нервной системы у подростков отмечалась при запоминании и сравнении отрицательно окрашенных стимулов: выявлено усиление парасимпатической активности, снижение нейрогуморальных и метаболических влияний. В восстановительный период отмечалось усиление симпатических влияний на сердечный ритм. Предположительно, увеличение вагусной активности может быть связано со стадией мобилизации ресурсов при переживании тревоги, стресса. Тревога в данном случае выступает дезадаптивным фактором, снижающим эффективность РП (самый низкий процент правильных ответов) на фоне минимального времени реакции. В исследовании гормонального обеспечения РП при запоминании и сравнении информации разной эмоциональной валентности не отмечено статистически значимых изменений концентрации кортизола в слюне.
Полный текст

Об авторах
О. Н. Адамовская
ФГБНУ “Институт развития, здоровья и адаптации ребенка”
Автор, ответственный за переписку.
Email: krysyuk-19@yandex.ru
Россия, Москва
И. В. Ермакова
ФГБНУ “Институт развития, здоровья и адаптации ребенка”
Email: ermek61@mail.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Eslami A., Nassif N.T., Lal S. Evaluating high and low heart rate variability response and neurocognitive performance in workers: An exploratory study // Behav. Sci. (Basel). 2023. V. 13. № 9. P. 742.
- Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В. Сравнительное исследование зрительной рабочей памяти при решении задач на воспроизведение серийно организованной информации у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых / Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы. М.: Московский психолого-социальный университет, 2023. Глава 8. С. 347.
- Baddeley A. Working memory: theories, models, and controversies // Annu. Rev. Psychol. 2012. V. 63. P. 1.
- Cowan N. The many faces of working memory and short-term storage // Psychon. Bull. Rev. 2017. V. 24. № 4. P. 1158.
- Gokce A., Zinchenko A., Annac E. et al. Affective modulation of working memory maintenance: the role of positive and negative emotions // Adv. Cogn. Psychol. 2021. V. 17. № 2. P. 107.
- Oberauer K. Working memory and attention – a conceptual analysis and review // J. Cogn. 2019. V. 2. № 1. P. 36.
- Gathercole S.E., Pickering S.J., Knight C., Stegmann Z. Working memory skills and educational attainment: Evidence from national curriculum assessments at 7 and 14 years of age // Appl. Cogn. Psychol. 2004. V. 18. № 1. P. 1.
- Jones J.S., Milton F., Mostazir M., Adlam A.R. The academic outcomes of working memory and metacognitive strategy training in children: A double‐blind randomized controlled trial // Dev. Sci. 2020. V. 23. № 4. P. e12870.
- Исматуллина В.И., Воронин И.А., Захаров И.М. Продуктивность пространственной рабочей памяти у подростков с 10 до 17 лет / Первый национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке, 10–16 октября 2020 г., Москва. Сборник научных трудов. В двух частях. Ч. 2. М.: Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”, 2021. С. 190.
- Плотникова В.Н. Особенности развития памяти в подростковом возрасте // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). С. 86.
- Skalaban L.J., Cohen A.O., Conley M. et al. Adolescent-specific memory effects: evidence from working memory, immediate and long-term recognition memory performance in 8–30 yr olds // Learn. Mem. 2022. V. 29. № 8. P. 223.
- Корнеев А.А., Ломакин Д.И. Запоминание и воспроизведение последовательности движений младшими школьниками и подростками: возрастные особенности допускаемых ошибок // Национальный психологический журнал. 2018. № 3. С. 129.
- Isbell E., Fukuda K., Neville H.J., Vogel E.K. Visual working memory continues to develop through adolescence // Front. Psychol. 2015. V. 6. P. 696.
- Zhu J., Hammond B.M., Zhou X.M., Constantinidis C. Laminar pattern of adolescent development changes in working memory neuronal activity // J. Neurophysiol. 2023. V. 130. № 4. P. 980.
- Cohen Kadosh K., Heathcote L.C., Lau J.Y.F. Age-related changes in attentional control across adolescence: How does this impact emotion regulation capacities? // Front. Psychol. 2014. V. 5. P. 111.
- Hobbiss M.H., Lavie N. Sustained selective attention in adolescence: Cognitive development and predictors of distractibility at school // J. Exp. Child. Psychol. 2024. V. 238. P. 105784.
- Курганский А.В., Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Мачинская Р.И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти. Анализ функциональных и эффективных связей // Ж. высш. нервн. деят. им. И.П. Павлова. 2024. Т. 74. № 2. С. 223.
- Zimmer U., Wendt M., Pacharra M. Enhancing allocation of visual attention with emotional cues presented in two sensory modalities // Behav. Brain. Funct. 2022. V. 18. № 1. P. 10.
- Zinchenko A., Geyer T., Müller H.J., Conci M. Affective modulation of memory-based guidance in visual search: Dissociative role of positive and negative emotions // Emotion. 2020. V. 20. № 7. P. 1301.
- Critchley H.D., Eccles J., Garfinkel S.N. Interaction between cognition, emotion, and the autonomic nervous system // Handb. Clin. Neurol. 2013. V. 117. P. 59.
- Forte G., Favieri F., Casagrande M. Heart rate variability and cognitive function: a systematic review // Front. Neurosci. 2019. V. 13. P. 710.
- Feeling N., Williams D.P., Speller L.F. et al. Resting state heart rate variability and false memories // Int. J. Psychophysiol. 2021. V. 159. Р. 17.
- Tatsumi S., Kuratsune D., Kuratsune H. Relationship between autonomic nervous function and brain functions such as memory and attention // Research Square. 2023. 14 p. doi: 10.21203/rs.3.rs-2983797/v1
- Thayer J.F., Lane R.D. Claude Bernard and the heart-brain connection: Further elaboration of a model of neurovisceral integration // Neurosci. Biobehav. Rev. 2009. V. 33. № 2. P. 81.
- Bufo M.R., Guidotti M., De Faria C. et al. Autonomic tone in children and adults: Pupillary, electrodermal and cardiac activity at rest // Int. J. Psychophysiol. 2022. V. 180. P. 68.
- Rotenberg S., McGrath J.J. Inter-relation between autonomic and HPA axis activity in children and adolescents // Biol. Psychol. 2016. V. 117. P. 16.
- Luck S.J., Vogel E.K. The capacity of visual working memory for features and conjunctions // Nature. 1997. V. 390. № 6657. P. 279.
- Baddeley A. Working memory: Looking back and looking forward // Nat. Rev. Neurosci. 2003. V. 4. № 10. P. 829.
- Lang P.J., Bradley M.M. International affective picture System (IAPS): Affective ratings of pictures and instruction manual / Technical Report A-8. University of Florida, Gainesville, FL. 2008. URL: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers?ReferenceID=755311.
- Dan-Glauser E.S., Scherer K.R. The Geneva affective picture database (GAPED): A new 730-picture data-base focusing on valence and normative significance // Behav. Res. Methods. 2011. V. 43. № 2. P. 468.
- Шарапов А.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б. и др. Адаптация сердечно-сосудистой и нейроэндокринной систем к нагрузкам разного вида у подростков 12–14 лет // Новые исследования. 2016. Т. 49. № 4. С. 21.
- Розовская Р.И. Влияние эмоциональной окраски запоминаемой информации на мозговую организацию и эффективность рабочей памяти: автореф. … дисс. канд. психол. наук. М., 2019. 32 с.
- Wang L., Hao J., Zhou T.H. ECG multi-emotion recognition based on heart rate variability signal features mining // Sensors (Basel). 2023. V. 23. № 20. P. 8636.
- Correia Р., Morais P., Quintão C. et al. Assessing the Emotional Reaction to Negative Pictures Through Electrodermal Activity Data / Advances in Human Factors and System Interactions, Proceedings of the AHFE. July 25-29, USA, Springer, 2021. Р. 116.
- Sanchez-Comas A., Synnes K., Molina-Estren D. et al. Correlation analysis of different measurement places of galvanic skin response in test groups facing pleasant and unpleasant stimuli // Sensors (Basel). 2021. V. 21. № 12. P. 4210.
- Савицкая Т.Ю., Носуленко В.Н., Александров Ю.И. Динамика сердечного ритма у индивидов при оценке и описании ими эмоционально окрашенных изображений // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 5.
- Behnke M., Kreibig S.D., Kaczmarek L.D. et al. Autonomic nervous system activity during positive emotions: A meta-analytic review // Emotion Rev. 2022. V. 14. № 2. P. 132.
- Bashir J., Goswami Y.P. Stress and guided imagery technique // Gal. Int. J. Health. Sci. Res. 2020. V. 5. № 1. P. 147.
- Вайсертрейгер А.С.Р. Комплексное исследование динамики физиологических показателей у человека при восприятии сенсорных эмоциогенных стимулов: автореф. дис. … канд. биол. наук. СПб., 2018. 27 с.
- Kreibig S.D. Autonomic nervous system activity in emotion: A review // Biol. Psychol. 2010. V. 84. № 3. P. 394.
- Pasquini L., Noohi F., Veziris C.R. et al. Dynamic autonomic nervous system states arise during emotions and manifest in basal physiology // Psychophysiology. 2023. V. 60. № 4. P. e14218.
- Shaffer F., Ginsberg J.P. An overview of heart rate variability metrics and norms // Front. Public. Health. 2017. V. 5. P. 258.
- Weissman D.G., Mendes W.B. Correlation of sympathetic and parasympathetic nervous system activity during rest and acute stress tasks // Int. J. Psychophysiol. 2021. V. 162. P. 60.
- Callara A.L., Sebastiani L., Vanello N. et al. Parasympathetic-sympathetic causal interactions assessed by time-varying multivariate autoregressive modeling of electrodermal activity and heart-rate-variability // IEEE Trans. Biomed. Eng. 2021. V. 68. № 10. P. 3019.
- Antypa D., Cabrita D.R., Vuilleumier P., Rimme-le U. Cortisol suppression after memory reacti-vation impairs later memory performance // Psychoneuroendocrinology. 2019. V. 106. P. 226.
- Gutchess A., Alves A.N., Paige L.E. et al. Age differences in the relationship between cortisol and emotional memory // Psychol. Aging. 2019. V. 34. № 5. P. 655.
- Seddon J.A., Rodriguez V.J., Provencher Y. et al. Meta-analysis of the effectiveness of the Trier social stress test in eliciting physiological stress responses in children and adolescents// Psychoneuroendocrinology. 2020. V. 116. P. 104582.
- Wesarg C., Van den Akker A.L., Oei N.Y. et al. Childhood adversity and vagal regulation: A systematic review and meta-analysis // Neurosci. Biobehav. Rev. 2022. V. 143. P. 104920.
- Liu J.J., Ein N., Peck K. et al. Sex differences in salivary cortisol reactivity to the Trier social stress test (TSST): A meta-analysis // Psychoneuroendocrinology. 2017. V. 82. P. 26.
- DeJoseph M.L., Leneman K.B., Palmer A.R. et al. Adrenocortical and autonomic cross-system regulation in youth: A meta-analysis // Psychoneuroendocrinology. 2023. V. 159. P. 106416.
- Портнова Г.В., Левкович К.М., Васильева Л.Н., Альшанская Е.И. Вегетативные и поведенческие показатели при увеличении когнитивной нагрузки у здоровых добровольцев // Ж. высш. нервн. деят. им. И.П. Павлова. 2022. Т. 72. № 4. С. 504.
- Parent S., Lupien S., Herba C.M. et al. Child-ren’s cortisol response to the transition from preschool to formal schooling: A review // Psychoneuroendocrinology. 2019. V. 99. P. 196.
- Joos C.M., Wodzinski A.M., Wadsworth M.E., Dorn L.D. Neither antecedent nor consequence: Developmental integration of chronic stress, pubertal timing, and conditionally adapted stress response // Dev. Rev. 2018. V. 48. P. 1.
Дополнительные файлы
