Особенности экспрессивной речи у младших школьников с РАС и их связь с характеристиками ЭЭГ. Часть II


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В данной статье представлена вторая часть комплексного исследования особенностей речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). У младших школьников с РАС оценивались показатели экспрессивной речи на уровне фонологии, лексики, морфосинтаксиса и дискурса. Показана связь выраженности аутистических проявлений и невербального интеллекта с уровнем экспрессивной речи. Сравнение структуры выявленных связей в подгруппах детей с разным уровнем функционирования выявило, что для детей с РАС с большей выраженностью аутистических проявлений и более низкими показателями невербального интеллекта характерно снижение уровня порождения речи. Выявлены различия спектральных характеристик электроэнцефолаграмммы (ЭЭГ) между подгруппами с РАС с разным уровнем функционирования: для подгруппы с менее выраженными нарушениями более высокий уровень порождения речи коррелирует с меньшим индексом β2-активности, в группе с более выраженными – с меньшим индексом медленноволновой активности.

Об авторах

Е. Ю. Давыдова

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ),; ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»,

Email: salimovakr@mgppu.ru
Москва, Россия; Москва, Россия

К. Р. Салимова

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ),

Email: salimovakr@mgppu.ru
Москва, Россия

Д. В. Давыдов

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ),

Email: salimovakr@mgppu.ru
Москва, Россия

Д. С. Переверзева

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ),

Email: salimovakr@mgppu.ru
Москва, Россия

У. А. Мамохина

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ),

Email: salimovakr@mgppu.ru
Москва, Россия

К. К. Данилина

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ),

Email: salimovakr@mgppu.ru
Москва, Россия

С. А. Тюшкевич

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ),

Email: salimovakr@mgppu.ru
Москва, Россия

Н. Л. Горбачевская

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ),

Автор, ответственный за переписку.
Email: salimovakr@mgppu.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Wang S., Sun Z., Martinez-Tejada L.A., Yoshimura N. Comparison of autism spectrum disorder subtypes based on functional and structural factors // Front. Neurosci. 2024. V. 18. P. 1440222.
  2. Yoon S.H., Choi J., Lee W.J., Do J.T. Genetic and epigenetic etiology underlying autism spectrum disorder // J. Clin. Med. 2020. V. 9. № 4. P. 966.
  3. Waye M.M., Cheng H.Y. Genetics and epigenetics of autism: A review // Psychiatry Clin. Neurosci. 2018. V. 72. № 4. P. 228.
  4. Karimi P., Kamali E., Mousavi S.M., Karahmadi M. Environmental factors influencing the risk of autism // J. Res. Med. Sci. 2017. V. 22. № 1. P. 27.
  5. Rajabi P., Noori A.S., Sargolzaei J. Autism spectrum disorder and various mechanisms behind it // Pharmacol. Biochem. Behav. 2024. V. 245. P. 173887.
  6. Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 24.
  7. Vogindroukas I., Stankova M., Chelas E.N., Proedrou A. Language and speech characteristics in autism // Neuropsychiatr. Dis. Treat. 2022. V. 18. P. 2367.
  8. Yankowitz L.D., Schultz R.T., Parish-Morris J. Pre- and paralinguistic vocal production in ASD: Birth through school age // Curr. Psychiatry Rep. 2019. V. 21. № 12. P. 126.
  9. Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A. et al. Expressive and receptive language in Russian primary-school-aged children with autism spectrum disorder // Res. Dev. Disabil. 2021. V. 117. P. 104042.
  10. Youssofzadeh V., Babajani-Feremi A. Mapping critical hubs of receptive and expressive language using MEG: A comparison against fMRI // Neuroimage. 2019. V. 201. P. 116029.
  11. Filice F., Janickova L., Henzi T. et al. The Parvalbumin hypothesis of autism spectrum disorder // Front. Cell. Neurosci. 2020. V. 14. P. 577525.
  12. Thurm A., Lord C., Lee L., Newschaffer C. Predictors of language acquisition in preschool children with autism spectrum disorders // J. Autism Dev. Disord. 2007. V. 37. № 9. P. 1721.
  13. Masi A., DeMayo M.M., Glozier N., Guastella A.J. An overview of autism spectrum disorder, heterogeneity and treatment options // Neurosci. Bull. 2017. V. 33. № 2. P. 183.
  14. Peristeri E., Andreou M., Tsimpli I. Story structure complexity in the narratives of highland low-language ability children with autism spectrum disorder // Front. Psychol. 2017. V. 8. P. 2027.
  15. Ellis Weismer S. Developmental language disorders: Challenges and implications of cross-group comparisons // Folia Phoniatr. Logop. 2013. V. 65. № 2. P. 68.
  16. Williams D., Payne H., Marshall C. Non-word repetition impairment in autism and specific language impairment: Evidence for distinct underlying cognitive causes // J. Autism Dev. Disord. 2013. V. 43. № 2. P. 404.
  17. Lord C., Risi S., Pickles A. Trajectory of language development in autistic spectrum disorders / Deve-lopmental Language Disorders: From Phenotypes to Etiologies // Eds. Rice M., Warren S. New York: Psychology Press, 2004. 248 p.
  18. Hage S.V.R., Sawasaki L.Y., Hyter Y., Fernan- des F.D.M. Social Communication and pragmatic skills of children with autism spectrum disorder and developmental language disorder // Codas. 2021. V. 34. № 2. P. e20210075.
  19. Belmonte M.K., Saxena-Chandhok T., Cherian R. et al. Oral motor deficits in speech-impaired children with autism // Front. Integr. Neurosci. 2013. V. 7. № 47. P. 1.
  20. Балчюниене И., Корнев А.Н. Особенности речи и устного дискурса при детском аутизме: описание случая спонтанного билингвизма. Часть II: психолингвистическое исследование // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 2. С. 15.
  21. Schaeffer J., Abd El-Raziq M., Castroviejo E. et al. Language in autism: Domains, profiles and co-occurring conditions // J. Neural. Transm. (Vienna). 2023. V. 130. № 3. P. 433.
  22. Tager-Flusberg H., Kasari C. Minimally verbal schoo- laged children with autism spectrum disorder: Еhe neglected end of the spectrum // Autism Res. 2013. V. 6. № 6. P. 468.
  23. Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П. и др. ADOS-2: План диагностического обследования при аутизме, 2-я версия: Руководство / Пер. с англ. Сорокина А.Б., Давыдовой Е.Ю., Салимо- вой К.Р., Пшеничной Е. [Б.м.]: Western Psycho-logical Services: Giunti O.S., 2016. 446 с.
  24. Lopukhina A., Akinina J., Chrabaszcz A. et al. Test for assessment of language development in Russian “KORABLIK” / Proceedings of the Satellite of AMLaP conference “Typical and atypical language development symposium”. 4–6 September 2019. Moscow: HSE University, 2019. P. 30.
  25. Гомозова М.А., Арутюнян В.Г., Лопухина А.А., Драгой О.В. Инструмент для комплексного обследования речевых навыков КОРАБЛИК и опыт его применения в группе младших школьников с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 4. С. 24.
  26. Горбачевская Н.Л., Митрофанов А.А. Роль количественных методов анализа электроэнцефалограммы в детской психиатрии // Медицинский алфавит. 2008. Т. 4. № 17. С. 13.
  27. Давыдова Е.Ю., Салимова К.Р., Давыдов Д.В. и др. Особенности понимания речи у младших школьников с РАС и их связь с характеристиками ЭЭГ. Часть 1 // Физиология человека. 2023. Т. 49. № 3. С. 23.
  28. Trayvick J., Barkley S.B., McGowan A. et al. Speech and language patterns in autism: Towards natural language processing as a research and clinical tool // Psychiatry Res. 2024. V. 340. P. 116109.
  29. Taylor M.J., Charman T., Robinson E.B. et al. Language and traits of autism spectrum conditions: Evidence of limited phenotypic and etiological overlap // Am. J. Med. Genet. B. 2014. V. 165. № 7. P. 587.
  30. Viglioco G., Ponari M., Norbury C. Learning and processing abstract words and concepts: insights from typical and atypical development // Top. Cogn. Sci. 2018. V. 10. № 3. P. 533.
  31. Kwok E.Y.L., Brown H.M., Smyth R.E., Cardy J.O. Meta-analysis of receptive and expressive language skills in autism spectrum disorder // Res. Autism Spectr. Disord. 2015. V. 9. P. 202.
  32. Armon-Lotem S., Meir N. Diagnostic accuracy of repetition tasks for the identification of specific language impairment (SLI) in bilingual children: Evidence from Russian and Hebrew // Int. J. Lang. Commun. Disord. 2016. V. 51. № 6. P. 715.
  33. Rujas I., Mariscal S., Murillo E., Lázaro M. Sentence repetition tasks to detect and prevent language difficulties: A scoping review // Children. 2021. V. 8. № 7. P. 578.
  34. Milovanovic M., Grujicic R. Electroencephalography in assessment of autism spectrum disorders: A review // Front. Psychiatry. 2021. V. 12. P. 686021.
  35. Abbas A.K., Azemi G., Amiri S. et al. Effective connectivity in brain networks estimated using EEG signals is altered in children with ADHD // Comput. Biol. Med. 2021. V. 134. P. 104515.
  36. Juarez P., Martínez Cerdeño V. Parvalbumin and parvalbumin chandelier interneurons in autism and other psychiatric disorders // Front. Psychiatry. 2022. V. 13. P. 913550.
  37. Горбачевская Н.Л. Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих (первазивных) расстройств развития. Автореф. ... дис. д-ра биол. наук. М.: МГУ, 2000. 43 с.
  38. Салимова К.Р. Нейрофизиологические корреляты нарушения развития при расстройствах аутистического спектра (РАС) // Успехи современной биологии. 2021. Т. 141. № 6. С. 557.
  39. Лущекина Е.А., Хаердинова О.Ю., Новотоцкий-Власов В.Ю. и др. Особенности синхронизации ритмов ЭЭГ в фоне и при счетной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра // Ж. высш. нервн. деят. им. И.П Павлова. 2015. Т. 65. № 1. С. 72.
  40. Kozhushko N.J., Nagornova Z.V., Evdokimov S.A. et al. Specificity of spontaneous EEG associated with different levels of cognitive and communicative dysfunctions in children // Int. J. Psychophysiol. 2018. V. 128. P. 22.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».