SPELLS, CHARMS AND PRAYERS FROM VERKHNYAYA ZOLOTITSA

Cover Page

Full Text

Abstract

The article is a publication of spells. The texts were discovered in Verkhnyaya Zolotitsa, Primorsky District, Arkhangelsk Region, in 2018 by the Pushkinskij Dom expedition. The spells were written on separate sheets of notebook paper in the middle of the 20th century. The records contain 30 healing spells, love spells and spells for livestock.

Full Text

© А. И. ВАСКУЛЗАГОВОРЫ, ОБЕРЕГИ И МОЛИТВЫ ВЕРХНЕЙ ЗОЛОТИЦЫ1Зимний берег Белого моря известен в первую очередь как центр эпического сказительства.2 Собирателей, приезжавших в Зимние Золотицы, прежде всего интересовали былины и духовные стихи, остальные фольклорные жанры записывались скорее случайно, чем систематически. Так, нам известны единичные случаи бытования в этих деревнях заговоров. В материалах, присланных в 1860-е годы зимнезолотицким священником И. Ф. Розановым П. С. Ефименко, встречается лишь один заговорный текст «От портежа с ветра»: «Берут из трех прорубей или колодцев воду, которою окачивают больного по три раза. При черпании воду всегда размахивают на посолонь, а почерпнувши, приговаривают: „Царь речной! дай воды неболтаной, на леготу, на здоровье рабу божию имя рек“. Когда несут воду, со встретившимися не здороваются и не говорят».3 В небольшой заметке начала XX века нижнезолотицкий священник И. Демяницкий упоминает о существовании традиции лечения болезней «нашептываниями» и приводит текст: «Не отнимая от здешнего прихожанина его достоинства в смысле религиозности, нельзя сказать, чтобы в то же время он не был суеверен: различные нашептывания, с верой в их спасительное действие, и здесь, как и везде среди простого люда, в большом ходу. Нередко можно видеть, как старушка, держа в руках в доме под матицей больного ребенка, и тут же на полу, на железном листе, разложив тлеющие угли, сапожные стельки, печной пепел и сор, пришептывает: „Курю уроки, призоры, лихие разговоры“, а мать больного ребенка прибавляет: „Курь горазне, чтобы век не было уроки!“ После подобной операции укладывает ребенка в постель, с наивной верой, что проспится и все пройдет...».4 Безусловно, редкая фиксация заговорной традиции объясняется и другими причинами — запретом изучения в советское время,5 а также возможным нежеланием самих жителей делиться своими знаниями, поскольку тексты, по их мнению, тогда бы могли утратить свой сакральный смысл.В 2018 году во время экспедиции Пушкинского Дома в Верхней Золотице Приморского района Архангельской области6 в одном из домов мы скопировали заговоры, записанные в середине XX века на 17 разрозненных тетрадных листах. Владелица текстов пояснила, что они принадлежали ее матери Пелагее, имя которой встречается в 8 обнаруженных нами текстах. Она закончила один класс церковно-приходской школы. По словам дочери, Пелагея всю жизнь держала скот, в семье было две коровы — Черноха (Чернушка, Чернонюшка) и Пестренка (Пестронюшка) — эти имена встречаются в 11 заговорах. Тексты Пелагея записала для памяти дочери, которая затем «с бумажкой все ходила во хлев».7Тем не менее заговоры написаны не одной рукой, а шестью различными почерками. Достоверно удалось установить только одного переписчика — внучку Пелагеи, которая под диктовку бабушки записала четыре заговора (19, 20, 21, 22). Часть текстов воспроизведена с орфографическими ошибками, в нескольких случаях на концах слов сохранились «еры». Некоторые тексты представлены с утратами. Записи содержат 30 заговоров разной функциональной направленности — обереги, лечебные, любовные и скотоводческие. Каждый переписчик текстов имел свою специализацию. Так, все любовные заговоры принадлежат руке только одного писца, лечебные — другого. Исключение составляют скотоводческие заговоры, которые были зафиксированы пятью переписчиками.Некоторые заговоры начинаются с традиционной формулы:8 «Встану я, раба божия, благословясь, выйду перекрестясь....», далее описывается пространство (двери, ворота, чистое поле и проч.), преодолеваемое на пути к персонажу, к которому обращаются за помощью (Богородица, святой Николай, красная девица, золотая баба). Часть текстов содержит закрепки: «Будьте слова мои крепки и лепки и пользительны»; «Ключъ — небо, замок — земля, красное солнышко, евангельская печать»; «Слово мое крепко. Ключ — замок». В нескольких текстах встречаются рифмованные фрагменты: «иду путём дорогой запинаюсь, хлебом солью наедаюсь, об тоске и худой душе забываюсь, живу веселёхонько и буду здоровёхонька»; «не тряхнулось и не ворохнулось, стиком не махнула, ножкой бы ягнула, стояла бы горой, текла рекой». Отдельные заговоры сопровождаются перечислением действий, которые необходимо было совершать во время произношения слов.Среди обнаруженных нами текстов самую большую группу составляют скотоводческие заговоры, которыми сопровождались все этапы обряда, связанного с уходом за домашним скотом — покупкой коровы, первым выгоном, оберегом от диких животных, домашним обиходом, лечением болезней. Побережье Белого моря традиционно считается малопригодным для земледелия, а население преимущественно занималось рыбной ловлей и зверобойным промыслом, тем не менее практически в каждом хозяйстве Зимних Золотиц еще до недавнего времени были коровы.Контекст бытования заговоров восстанавливается благодаря рассказам о скотоводческой обрядности, записанным во время экспедиций. Зафиксированные материалы схожи с описанием обряда, распространенного на Русском Севере,9 поэтому отдельно на нем останавливаться мы не будем. В середине XX века в Зимних Золотицах пастухов не было, сохранились лишь фрагментарные воспоминания об отношении к ним местных жителей: «У нас мама-то все рассказывала, что вот ходил он по домам — у кого коровы были, те вот, например, с верхнего конца или с нижнего начинал. Вот день он и но... и ел он и тут и спал, потом на... на другой день он уже переходил к другому хозяину».10 Среди обнаруженных текстов есть «Пастушеский заговор» (15), направленный на оберег домашних животных от диких зверей. Нами зафиксирован рассказ о том, что более ста лет назад скот был заговорен, чтобы его медведи не трогали: «А вот в Верхней бабка на сто лет, говорит, заговорила медведей, чтобы они на людей, на скот не нападали. Сто-то лет, говорят, закончились».11В публикуемых заговорах целый комплекс посвящен покупке коровы — приводу ее в новый дом, заводу в хлев и выпуску, каждый текст сопровождается подробным разъяснением действий (20, 21). Отдельная группа текстов связана с уходом за коровами (3, 4, 6, 19, 25, 30). Поскольку основная функция таких текстов — обеспечить спокойствие животного во время дойки и обилие молока, то они содержат традиционные формулы, связанные с глаголами «стоять»12 («стояла бы горой») и «течь»13 («текла бы рекой»). Кроме того, в заговорах прослеживаются параллели с ключевыми элементами устройства дома, например матицы14 или печи: «сколь плотно и крепко лежит хлева матица и потолок на всех четырёх на стенах и на углах, столь жа стои ты плотно и крепко на всех на своих четырёх ногах», «как ты, Матушка труба и печка, стоишъ до поры и до времени, не тряхнесся и не ворохнесся, так бы у рабой божьей Полагеи во время дойки Черноха не тряхнулась бы, не ворохнулас бы».15 Встречаются тексты, связанные с обращением к святым (4, 30), которые в народной культуре ассоциируются с кротостью и смирением,16 — царям Давиду и Константину, царице Елене: «Помяну я царя Давыда, царя Константина и матери ихну Елену и всю я ихну кротось. Во имя отца и сына и святаго духа и ныне и присно во ки веков. Аминь». По зачину данный текст соотносится с Псалмом 131-м: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его».Среди публикуемых материалов есть несколько небольших текстов, скорее всего, выполнявших функцию оберега дома (7, 8, 9). Так, запись «В нашом доми Христос с нами устависе» восходит к тексту видения Елеазара Анзерского, когда ему, одолеваемому бесами, во сне привиделась Богородица со словами: «Мужайся и крѣпися, Господь с тобою. И напиши в кѣлии своей на стенах: „Христосъ с нами уставься“».17 Настоящий текст мог быть заимствован жителями Зимних Золотиц от соловецких монахов, поскольку на Анзере до XX века существовала традиция написания этих слов на дверях келий.18В двух различных вариантах (1, 10) представлена «Молитва Честному Кресту» («Да воскреснет Бог...»). В одном случае текст близок к молитве, но в нем присутствуют заговорные формулы, например: «для прогнания всякого врага и супостата и помоги мне-ка рабой божьей Полагеи», во втором — является пересказом молитвы. По словам владелицы заговоров, эту молитву мать читала, когда младенцы болели. Также в записях зафиксирован текст Псалма 90-го (11), обычно читаемого в опасных ситуациях и соответственно употребляемого в функции оберега. В одном из заговоров (2) встречается фрагмент молитвы «Богородица, дево, радуйся, благодатная Мария Госпоть с тобою, благодатная ты в женах и благословенъ плотъ чрева твего...».Сопоставление обнаруженных нами текстов с заговорами, зафиксированными на Русском Севере, позволило обнаружить параллели с более ранними записями. Так, например, персонаж «золотая баба» из текста «Банный сбрызг» (14) также упоминается в заговоре от кровотечения из Олонецкого сборника XVII века.19 Тексты имеют схожую структуру: золотая баба сидит на золотом стуле, который находится на ступе или в столбе, и держит в руках золотую прялицу и веретена или золотой веничек и шелкову шириночку, помогающие в лечении.20Ниже публикуются заговоры, скопированные в ходе экспедиции на Зимний берег Белого моря в 2018 году. Поскольку тексты принадлежат письменной традиции, то мы сгруппировали их по переписчикам, чтобы отразить их репертуар: первому принадлежат тексты 1-9, второму — 10, третьему — 1118, четвертому — 19-22, пятому — 23-29, шестому — 30. Тексты печатаются с сохранением орфографии рукописи, знаки препинания расставлены в соответствии с современными нормами пунктуации. Название заговора при отсутствии в источнике восстановлено в угловых скобках. В тех случаях, когда возможно установить близкий к публикуемому тексту вариант заговора, дается ссылка на него в примечаниях.ПРИЛОЖЕНИЕВоскресна МолитваДа воскреснет Бох, да растачатца враги его, да бежатъ от лица его ненавидяшы его. Яко исчазаетъ дым, да исчезнетъ, яко тает воск от лица и огня, тагже огибнут и беси от лица любяшего га знаменуошего кресным знамениъ, радуся, Пречесный Животворяшыи ресъ Господенъ, прогоняй от меня бесоф силою тебя распятого Господа Исуса Сына Божыя, вошетшаго во атъ, поправилъ силу диявола, даровалъ намъ свой Пречесный Животворяшый Кресъ Господенъ для прогнания всякого врага и супостата и помоги мне ка рабой божьей Полагеи со своею с Гопожею з Девою и з Богородицею, со всеми святыми во веки. Аминь.Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. / Сост., подг. текстов, статьи и комм. А. Л. Топоркова. М., 2010. С. 427, № 4; С. 523, № 15; С. 712, № 10; Магические практики севернорусских деревень: заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века / Сост. С. Б. Адоньева, А. В. Степанов. СПб., 2020. Т. 1. С. 250, № 520.Ето короф обиратьКлючъ — небо, замок — земля, красное солнышко, евангельская печать.Богородица, дево, радуйся, благодатная Мария Госпоть с тобою, благодатная ты в женах и благословенъ плотъ чрева твего, яко спородила, моли спастися души нашым, как у раба божьего Федора хлеф поставленъ на четырехъ углахъ крепко и плотно, так и ты стой, моя Чернонюшка, стой, моя кормилица, крепко и плотно на четырех ногахъ, как четырех железныхъ столбахъ, как у раба божьего Федора матица положена на хлеви крепко, плотно, так и ты стой, мая Ченонюшка, стой, моя кормилица, крепко и плотно на четырех ногах, как на четырехъ железныхъ столбахъ, крепко и плотно, головушкой не мотнись, хвостикомъ не махнись и ножечкой не лягнись, дой, как река текетъ. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно во веки векофъ. Аминь.Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций Московского государственного университета 1953-1993 гг. / Под ред. В. П. Аникина. М., 1998. С. 188, № 1041; С. 189, № 1052; Канева А. И. Домашний скот в обрядах и заговорах // Полевые исследования студентов РГГУ: Этнология, фольклористика, лингвистика, религиоведение. М., 2010. Вып. 5. С. 135-136; Магические практики севернорусских деревень. Т. 1. С. 522, № 983.Етот приговоръ для обиркиКак ты, Матушка труба и печка, стоишъ до поры и до времени, не тряхнесся и не ворохнесся, так бы у рабой божьей Полагеи во время дойки Черноха не тряхнулась бы, не ворохнулас бы, головой не вернула бы и хвостомъ не махнула бы, ногой бы не лягнула бы, стояла бы горой, текла бы ты рекой во все четыре титочки, во все четы струночки, давала бы ты в пойничек, поила и кормила, всехъ добрыхъ людей и велыхъ гостей. Буте мои слова крепки, лепки и спользительны. Во вки век и отныне и до век.Помяну я царя Давыда, царя Константина и матерь ихну Елену и всю я ихну кротось. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно во ки векоф. Аминь.Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. М., 1878. Ч. 2. С. 175, № 11; Русские заговоры и заклинания. С. 186, № 1031-1033.Сойди с гоголя вода, з гоголюха кора, с рай божей Чернохи сойди вся худоба. Вода поди пот столп, Черноха, стой как столп, от кого пришло, кому и поди, поди на пусты лесы, на йные ветры, на сухия голики и на веники, от кого пришло, к тому поди в нашем доми. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне присно во ки векоф. Аминь.6День стой под солнышком,21 ноч под месяцом, стой горой, теки рекой, что на тобой, то пода мной. Из полевых записей А. М. Астаховой 1928 года (Заговоры на Мезени) / Публ. и комм. Л. И. Петровой // Из истории русской фольклористики. СПб., 2007. Вып. 7. С. 215, № 87.Ета воротя на тибя поворотя, не первой, не другой, не третей, не четвертой.Молитва благословенна в нашых воротахъ буть кресъ благословенной плотию Уисуса Христа освешонъ.В нашом доми Христосъ с нами устависе.10Воскреснет Бог, расторзятся враги22 его, побежат беси от лица его, тает воск от лица, от огня, и погибнут беси любящих нас, ненавидящих, у меня при себе свой крест честной животворящей на прогнание всех врагов и супостатов, помогите всеми святыми девой Марией прогнать бесей, и храни меня, Господи, рабу божью М. и дом благодатный. Аминь.Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. С. 427, № 4; С. 523, № 15; С. 712, № 10; Магические практики севернорусских деревень. Т. 1. С. 250, № 520.11Псалом 90иИ живый в помощи вышняго, в крове Бога небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и упов по, яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружие обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, стрелца и беса полуденнаго. Падет от страны твоя тысеца, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима своима смотришы и возддаяние грешникам узриши. Яко Ты, Господи, повани мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом своим заповеть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда проткнеши в камень ноги твоея, на аспида, василиска наступши и попереши льва и змея. Яко на мя упова, и избавлю, покрыю и, яко позна имя мое. ВозКонец текста утрачен.12Ключа не нахаживати, а не замка отпиривати, так бы и у рабой божей имя скорбам не отрыживати. Век по век отныне и довек, бут мой слова крепки и лип и назад не отпатку. Амин. Аминь. Амин.13Остановить в ране кровВстану я раба божя (имя) благословес и перекрестесь, пойду на восточную сторону к океан морю, на океан море стаит плита белая, на этой пле белой сидит красная девица, у красной девицы в руках тарелочка, на торелочки иголочка, она той иголочкой шьет и ушивает и тоску унима, у рабой божия (имя) руду заклинает.Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. С. 211-212, № 5863, 66; Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. С. 92, № 4; С. 97, № 12; С. 127, № 93; С. 426, № 2; С. 688, № 2; Русские заговоры и заклинания. С. 263, № 1641; С. 264, № 1644; С. 265, № 1652-1654.14Банный сбрызгВстану благословесь, выиду перекрестесь из ворот в ворота, во чистое поле, восочную сторону, стоит лотой столб, в золотом толбе золотая баня, в золотой бане золотой стул, в золотом стуле сидит золотая баба и держит золотой веничек, шелкову шириночку. Веничком попарит, шириночкой помашет чёс, вороб и всякую болезнь. Во веки веков. Аминь.Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. С. 97, № 12.15Пастушеский заговорВо имя отца и сына, святого духа. Аминь. Господи благослови, истинный Христос. В мое широком двори закладное краевое бревно упоместилосе, как закладному бревну в лесе не бывать и на пеньке не стиват, так бы и мой скотнку медведю, и медведицы, и медвежонку, волку, и волчице, и волчонку, и росомаки, и рысе век живучи не хватыват, не цапыват и не утаскивать, ходила бы моя скотинка в темном лесе, в чистом поле, в зеленых лугах безызьянно и беспропаду. Медведю бы и медведице и медвежонку, волку и волчице и волчонку, росомахи казалазь бы она пеньем да колодой23 вль и медведю, и медведице, и медвеженку, и волку, и волчице, и волченку, и росомаки, и всякому хишноу зверю в лес бежат, а оей скотенки из темного леса, из чистого поля, с зеленых лугов ко своему двору. Солнышко праведное пониже, а моя скотинка Власьевны к дому полиже. Слово мое крепко. Ключ-замок. Во веки веков. Аминь.Магические практики севернорусских деревень. Т. 2. С. 232, № 528.16На переполохОт рабой боже Пел переполохи отрезаю, в землу хороная. Вовек повек отныне довек.2417От болезнейВстану благословес и перекрестес, умою свежою водою и утрус пеленою,25 пойду из дверей двери, из ворот ворота, поиду я на широкую улочку на восточнию сторону, тут стит святой батюшко океанъ, у море есть бел-горюч камень, под этим камнем стоит рыба белуга, булатные зубы, железные скулы,26 как она пожирала на море морскую тину, так бы и у рабой божей (имя) скорби и болезни. Ключ-море, а замок в небо ка27Русские заговоры и заклинания. С. 354-355, № 2275-2276; Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. С. 217, № 91; Фольклор Новгородской области: история и современность: по материалам фольклорного архива Новгородского университета за 30 лет / Сост. О. С. Бердяева. М., 2005. С. 290-291.18От корловойГосподи Боже, благослови меня, рабу Христову Полгею. Стану я раба Христова в сей день рабу Бо добрые слова говорит, пристаньте мой добрые слова, елки глотет, сосны годает, березник глотат, осиник глот, олешник глоти, ивняк глота, вересник глотает, шиписник глот и всякое дерево глотат и с пеньками и с корнями и отрослями. Во имя Отца, Сына, Светого Духа. Аминь.19Сколь плотно и крепко лежит хлева матица и потолок на всех четырёх на стенах и на углах, столь жа стои ты плотно и крепко на всех на своих четырёх ногах, пар моя Пестронюшка, и прикована как во железных тынах. Стои не шехнись и не легнись, в праву на леву сторону не качнись. Головой не вернись, хвостом не махнись, с места не пошевелись, стои по колено земли вкопана. На правой-то ноженки трёх пудова гиря, а на левой-то ноженки двух пудова гиря. Будь ты до своей хозяюшки и до чужих благочестива, мнохотаана и милослива. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне присна во веки веков. Амин. Обиранье.28Русские заговоры и заклинания. С. 190, № 1056.20Застование коровы«Стану божя Полагея в восток лицам, в запад тулом, помолюсь восточной Присвятой милосливой Богородицы, и Пятницы Парасковьей, и мученицы Варварвей, и мученицы Настасей, и мученицы Екатерины Христовой, возмите златые ключи, отомкните у мясные горы и маслянные реки, пар божёй Пестренка, чтобы бежало молочко из каждой титочки, из каждой дырочки, из каждой жилочки ко мне в дояромку, из дояромки в крыночку и дай тебе осподи, парова моя скотиночка, на большо и на густо молочка, на толсту тебе сметанку». Это в приговор заводишь во двор, а ко хлевным дверям приведёшь и говори: «Веду широку двору ко мшанову еву, ко рогатому скоту, ко мохнатому скоту». До трёх раз проговорить все приговоры, а во хлев заведёшь, двери закрой, проговори 3 раза. «Во имя Отца и Сына, ныне присны и во веки веков. Амин».Русские заговоры и заклинания. С. 182, № 1009, 1010; Магические практики севернорусских деревень. Т. 1. С. 203-204, № 379.21В стоило заведёжь, привяжошь, сено наладеш до заводки коровы, в порозно стоило без сена не заводи. Трои сутки дёржи толку и сама не ходи двором. Корову поставши, в котором углу всходит солнце, и приговарива: «Хозеинушко батюшко, хозеюшка матушка со своими малыми деточка, любите мою скотиночку, пойте и кормите, глаттье и чошите, из чужих дворов и поветей сено носите». До трёх раз во вси четыре угла все по порядку по солнцу кланяися и тогда приговори: «Амин, Амин, Амин». Трожда. «Амин, Амин, Амин». А выпускат, когда выведёшь через порог, на улиснём крыльце у двора взят правой передней, а левой задней, и приговорит: «Где к пятки туты носки на выпускани, отреж хвост однажды в год», и эти следы положи вместе с хвостом, заверни в тряпку, сунь под матицу.Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. С. 158, № 9-11; Магические практики севернорусских деревень. Т. 1. С. 235, № 477; С. 371, № 727; С. 435, № 812; С. 512, № 964; Т. 2. С. 223-224, № 515.22Заглавие. На прикосьВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присны во веки веков. Стану раба божя Пелагея благословесь, выиду перекрестесь из дверей в двери, из ворот ворота, в чисто поле, в широко роздоле, стану в восток лицом, в запад тулом, взгляну в восточну сторону, восточной стороны стоят врата медны, верея железны, на тих вратах медны, верея железных сидит светител Христов отча Никола Милослив Доброхот великой в серебрянной пёстрой ризы, в руках дёржит стрелу калёну, хочет выстрелит, выпалит и выжеччи у пар божёй Пест уроки и прикосы, призоры, лихи оговоры, вси ветрены рострелы и переполохи, из рог, из ног, из ретивого сердца, из подпятного жилья, из подзакожного, из подчерёвного, из косья и из жилья, из мягкого места, из буйной головы, из ясных очей, из красных кровей, из черных печеней, из жырного молочня, стит милослива Присвята Богородица на пристоли осподнём, сойди милослива Присвята Богородица с престола осподне, приди к рабой божёй Палагей, пособи и помоги исцелите и слицыте, укротить, умирить, успокоить, смекчит, облекчит, распространит вси уроки, и прикосы, и оговоры, вси извести ветрянные прострелы и переполохи, отговорюсь от отца и от матери, от роду и племени, от двоёжона, от троежона, от двоёзуба, от троезуба, от девки простоволоски, от жонки од двоекоски, от от довы завидящой. Которы слова позабыла, которы не договорила, которы переговорила, с адни слова наперед поворотила. Во имя Отца и Сына, ныне присны и во веки веков. Амин.Магические практики севернорусских деревень. Т. 2. С. 17-18, № 17.23От таскиВо имя Отца и Сына и Святого Духа. Пресвята Богородица, будь всем моим словам помошница, мне помогай и этого роба тоску и горе отнимай, и как водаводичка, речная водичка и прот29 водичка течешь не тоскуешь, и не рюешь, и о пустых делах не дума и о крутых берегах, иду путём дорогой запинаюсь, хлебом солью наедаюсь, об тоске и худой душе забываюсь, живу веселёхонько и буду здоровёхонька, будьте слова мои крепки и лепки и пользительны. Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. С. 710, № 4.4 По скотуБатюшка кормилец, матушка кормилица, я тебе принесла хлеба коравай, а ты моей скотинке спокойство давай и гладь рукой, была чтобы сыта30 и не обижена. Будьте слова мои крепки и лепки и пользительны. Вовек повек отныне довек.25Корова или телуша, чтоб не леталосьКак ты, матушка труба и печка, стоишь до поры, не трехнешся и не ворохнешся, так бы у робой Божьей Пелагеи нока31 не тряхнулось и не ворохнулось, стиком не махнула, ножкой бы ягнула, стояла бы горой, текла рекой в четыре титочки, давала в дойничек, поила и кормила с добрыми людями, с веселыми гостями. Будьте слова мои крепки и лепки и пользительны. Вовек повек отныне дове. Русские заговоры и заклинания. С. 190, № 1062; Магические практики севернорусских деревень. Т. 2. С. 17, № 16.26Как стопы мои держотся и крепятся, так раб Божий держался и крепился меня рабой Божей — держался и крепился крепко-накрепко, туго-натуго, душой и телом. Вовек повек отныне довек. Будьте слова мои крепки и лепки и пользительны. Вовек повек отныне довек.27Из трех следов брать.Куда ты идешь тебе пень и колода, вернись во свой дом обратно по тем же следам. Ключ и замок — евангельска печать. Которые слова не договорила, которые переговорила, будьте слова мои крепки и лепки. Аминь.28Как эта речка течёт нежа29Как эти кошки да собаки друг дружки не любят, также не раб Божей не рабой Божьей не любил и неновидел сердцам, не думал и душой не болел. Будьте слова мои крепки и лепки и пользительны.Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. 2. Народная словесность. С. 145, № 25; Из полевых записей А. М. Астаховой 1928 года. С. 213, № 78.30Вспомни цара Довыда, царя Константина, мать Елену, бабушку Ховронью. Были они тихи, скромны, кротки, так и тебе, Чернушка, оставили они всю кротость, тихость, смиренность.Русские заговоры и заклинания. С. 186, № 1031-1033.
×

About the authors

Anastasia Igorevna Vaskul

Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences

Russian Federation,

References

  1. Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М., 2010.
  2. Васкул А. И., Власов А. Н., Зверева Я. В., Комелина Н. Г. Экспедиции Отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в 2008-2010 гг. // Русский фольклор. СПб., 2011. Т. 34.
  3. Власов А. Н., Комелина Н. Г., Васкул А. И. Фольклорная экспедиция ИРЛИ 2007 г. в Архангельскую область // Русский фольклор. СПб., 2008. Т. 33.
  4. Гуляева Л. П. Пастушеская обрядность на р. Паше (традиция и современность) // Русский Север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. Л., 1986.
  5. Дурасов Г. П. Обряды, связанные с обиходом скота в сельской общине Каргополья в XIX - начале XX в. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.
  6. Из полевых записей А. М. Астаховой 1928 года (Заговоры на Мезени) / Публ. и комм. Л. И. Петровой // Из истории русской фольклористики. СПб., 2007. Вып. 7.
  7. Канева А. И. Домашний скот в обрядах и заговорах // Полевые исследования студентов РГГУ: Этнология, фольклористика, лингвистика, религиоведение. М., 2010. Вып. 5.
  8. Комелина Н. Г. Духовные стихи Зимнего берега Белого моря в записях советского времени (по материалам фольклорного собрания ИРЛИ) // Русская литература. 2018. № 4.
  9. Кузнецова Е. П. Символика воды в русских заговорах // Традиционная культура. 2013. № 1.
  10. Магические практики севернорусских деревень: заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX - начала XXI века / Сост. С. Б. Адоньева, А. В. Степанов. СПб., 2020. Т. 1, 2.
  11. Мельник А. Н. Историческая социология Русского Севера // Социологические исследования. 1994. № 7.
  12. Мороз А. Б. Первый выгон скота в Каргополье // Живая старина. 2003. № 1.
  13. Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций Московского государственного университета 1953-1993 гг. / Под ред. В. П. Аникина. М., 1998.
  14. Русские заговоры из рукописных источников XVII - первой половины XIX в. / Сост., подг. текстов, статьи и комм. А. Л. Топоркова. М., 2010.
  15. Свод русского фольклора. Сер. "Былины". СПб., М., 2018-2020. Т. 8, 9. Былины Зимнего берега Белого моря.
  16. "Своеручная хартия" и Житие Елеазара Анзерского / Подг. текста С. К. Севастьяновой // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2013. Т. 17.
  17. Топорков А. Л. Заговоры в русской рукописной традиции XV-XIX вв. М., 2005.
  18. Топорков А. Л. Эпитеты в Олонецком сборнике заговоров XVII века // Признаковое пространство культуры. М., 2002.
  19. Фольклор Новгородской области: история и современность: по материалам фольклорного архива Новгородского университета за 30 лет / Сост. О. С. Бердяева. М., 2005.
  20. Щепанская Т. Б. "Знание" пастуха в связи с его статусом (севернорусская традиция XIX - начала XX в.) // Русский Север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. Л., 1986.
  21. Юдин А. В. Святые матери и их дети в русских заговорах // Slavica Svetlanica. Язык и картина мира: К юбилею Светланы Михайловны Толстой. М., 2013.

Copyright (c) 2023 Russkaia literatura

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».