History of Russian culture in archival documents sixth research conference
- Authors: Liubimova M.M.1, Mikhailova E.A.1
-
Affiliations:
- The National Library of Russia
- Issue: No 1 (2024)
- Pages: 279-285
- Section: Хроника
- URL: https://journal-vniispk.ru/0131-6095/article/view/257556
- DOI: https://doi.org/10.31860/0131-6095-2024-1-279-285
- ID: 257556
Full Text
Full Text
19–21 апреля 2023 года прошла VI научная конференция «История отечественной культуры в архивных документах». Главным ее организатором выступила Российская национальная библиотека, соорганизатором — Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. В симпозиуме приняли участие 86 ученых из научных и образовательных учреждений, архивов, библиотек и музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Абакана, Новокузнецка, Новосибирска, Смоленска, Тулы, а также докладчики из Испании и Австралии. Исследователи поделились результатами поисков и изучения ранее не публиковавшихся архивных источников, находящихся в российских и зарубежных хранилищах. С приветственным словом к участникам форума обратились генеральный директор РНБ В. Г. Гронский и ученый секретарь СПб ГМТиМИ И. И. Климовицкая.
В рамках конференции были проведены тематические секционные заседания; круглый стол «Петроградская епархия в годы революций и Гражданской войны», приуроченный к 150-летию со дня рождения митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского); прошли презентации нескольких изданий; был показан фильм «Два гения, два друга: к 150-летию Ф. И. Шаляпина и С. В. Рахманинова», рассказывающий об автографах музыкантов и связанных с ними материалах, хранящихся в Отделе рукописей РНБ.
Два секционных заседания были посвящены истории России XVIII–XX веков. В докладе «Документы с автографами императора Петра I в фондах Отдела рукописей РНБ: история поступления» И. А. Поляков (Санкт-Петербург) сообщил, что в процессе работы над составлением аннотированного указателя «Документы и материалы Петровской эпохи в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Вып. 1. Автографы Петра Великого и его сподвижников» (М., 2022; авторы-сост. А. И. Алексеев, И. А. Поляков; ред. Е. А. Михайлова, М. А. Смирнова) были выявлены 87 документов, собственноручно написанных первым российским императором или имеющих его подпись и пометы. Поляков установил источники поступления 58 из них, а также реконструировал ранее существовавшие комплексы петровских материалов — более 20 писем и грамот с подписью монарха из коллекции автографов М. П. Погодина и 10 документов из личного архива кораблестроителя Г. А. Меншикова.
Б. В. Мегорский (Санкт-Петербург) в выступлении «Рукописная книга офицера как источник новых данных о строевом обучении войск Петра Великого» представил результаты изучения манускрипта, озаглавленного в описи «Сборник военно-уставных документов» XVIII века (ОР РНБ. F II 172).
В докладе «Тайна смерти Петра I и французская рукопись XVIII в. из собрания Российской национальной библиотеки» А. Н. Спащанский (Санкт-Петербург) процитировал и прокомментировал копию записи, предположительно сделанную секретарем французского посланника в России вскоре после кончины Петра I (ОР РНБ. Fr. F IV 162). В ней описана в подробностях причина смерти императора, приведены характеристики, данные близкими к нему людьми. Этот документ опровергает весьма распространенный в то время слух о его отравлении императрицей Екатериной I.
К. Б. Назаренко (Санкт-Петербург) в сообщении «Артиллерийские рукописи первой половины XVIII в. из собрания Отдела рукописей РНБ» рассмотрел документы, условно обозначенные им как «артиллерийские трактаты». Назаренко выделил характерные черты этого типа рукописей, указал на присутствие обязательных разделов, особенности их оформления. Среди исследованных работ — «Описание артиллерии» (ОР РНБ. F IX 15, начало XVIII века), «Геометрия краткая» из сборника XVIII века (ОР РНБ. F IX 41), «Теория и практика огнестрельного военного и фейерверочного искусътва, о фундаменте мачтаба и препорции каждой вещи, почему свое действие производят…» (ОР РНБ. F IX 46, 1748 год), учебные чертежи чинов Бомбардирской роты Лейб-гвардии Преображенского полка (ОР РНБ. F IX 21–27, 1747–1773 годов) и др.
В докладе «Письма Д. И. Шаховского и М. В. Жижки к Я. Л. Барскову: новые материалы о подготовке издания „Неизданные сочинения М. Щербатова“ (1935 г.)» С. Г. Калинина (Москва) представила обзор хранящегося в НИОР РГБ эпистолярия, связанного с подготовкой в начале 1930-х годов публикации произведений князя М. М. Щербатова.
Л. Н. Сухоруков (Санкт-Петербург) в выступлении «В. А. Алексеев (1863–1919) и его работа над изданием „Письма и бумаги Суворова“: по материалам архива историка» на основе ранее не исследовавшихся документов из личного архива В. А. Алексеева представил его краткую биографию, очертил литературную и научную деятельность (переводы античных авторов, сотрудничество с А. С. Сувориным и т. д.). Докладчик подробно рассказал о работе историка по изучению биографии А. В. Суворова, его статьях и подготовке к публикации «Писем и бумаг Суворова» (первый выпуск вышел в Петрограде в 1916 году, второй и третий так и остались неизданными).
Е. А. Анненкова (Санкт-Петербург) представила доклад «„12 знатнейших проспектов“ Михаила Махаева: к 320-летию Санкт-Петербурга».
О результатах своих разысканий в докладе «Василий Сергеевич Норов — герой Кульмского сражения» рассказала правнучатая племянница писателя, ученого и путешественника Л. Н. Якубовская (Санкт-Петербург).
В сообщении «Беспорядки в Свислочской гимназии в контексте преследования тайных обществ в среде польско-литовской молодежи: новые интерпретационные модели и источники» К. Б. Егорова (Санкт-Петербург) ввела в научный оборот комплекс документов по истории тайных обществ в указанной гимназии, не учтенный при публикации материалов следственного дела (1824), корреспонденции и эго-документов участников студенческих волнений.
Доклад Д. А. Бадаляна (Санкт-Петербург) «„Немецкая партия“ в России XIX в. и борьба вокруг нее в публицистике, литературе и музыке» был посвящен анализу толкования термина «немецкая партия», который вошел в употребление в России в 1820-е годы. «Немецкой партией» часто называли сообщество, сохранявшее космополитическое мировоззрение как наследие эпохи Просвещения. Докладчик рассмотрел суждения о «немецкой партии» в российской печати в 1830–1870-е годы, реакцию на них III-го отделения, последовательно отстаивавшего интересы «немецкой партии», и раскрыл суть полемики ее сторонников и противников вокруг произведений Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. И. Глинки и др.
И. Е. Барыкина (Санкт-Петербург) в докладе «Воспоминания О. В. Синакевич-Яфы о семействе принца Саксен-Альтенбургского («Синяя плюшевая тетрадь» в Отделе рукописей РНБ)» представила обзор фрагментов из мемуаров наставницы дочерей принца, позволяющих воссоздать в деталях ее биографию и подробности жизни Саксен-Альтенбургского семейства в Серране и Ораниенбауме.
А. А. Князева (Москва) в докладе «Архивные документы о принципах работы и операциях с ценностями в Гохране РСФСР–СССР в начале 1920-х гг.», используя широкий круг не исследованных ранее источников (из фондов РГАЭ, РГАСПИ), рассказала об истории создания и принципах организации этого хранилища, о ценностях и объектах культурного наследия в его фондах.
На заседании секции «История архитектуры» были представлены новые материалы, связанные с историей Нило-Столобенской пустыни (совместный доклад Е. С. Дилигул и Н. Н. Левченко, Санкт-Петербург: «Новые сведения по истории благоустройства Нило-Столобенской пустыни во второй половине XVIII в.»), Смоленской крепости (доклад Д. В. Валуева, Смоленск: «„Дело по отношению военного министра… на счет принятия в гражданское ведомство… древних башен“ как источник по истории Смоленской крепости»), дома купцов Мараевых (доклад А. М. Еременко, Москва: «История московского дома купцов Мараевых в архивных источниках»), храма св. Мартиниана в Варшаве (доклад Р. Е. Дронова, Мельбурн, Австралия: «Полковой храм св. Мартиниана лейб-гвардии Уланского Его Величества полка в Варшаве как образец русской архитектурной и художественной школы начала XX в.»).
М. С. Щербакова (Санкт-Петербург) в докладе «Деятельность Н. Л. Бенуа на посту заведующего техническим отделением Санкт-Петербургской городской управы: к 210-летию со дня рождения русского архитектора, академика и профессора архитектуры» рассказала о малоисследованной области деятельности Бенуа. На основе архивных материалов РГИА, ЦГИА СПб, ОР РНБ и фонда «Архив» ГМЗ «Петергоф» докладчик рассмотрела деятельность Н. Л. Бенуа в качестве члена городской хозяйственно-строительной комиссии и заведующего техническим отделением Санкт-Петербургской городской управы.
На заседании секции «История науки» прозвучал доклад В. П. Козлова (Москва) «Новые архивные данные о деятельности Румянцевского кружка», в котором было раскрыто значение подготовленного и опубликованного в 2017 году И. П. Медведевым источника — переписки графа Н. П. Румянцева с историком и нумизматом Ф. И. Кругом, а также была обозначена роль Румянцева в финансировании научных исследований.
А. В. Востриков (Санкт-Петербург) в сообщении «А. Я. Ефименко: первая женщина — доктор русской истории» на основе документов из фонда С. Ф. Платонова (ОР РНБ) раскрыл обстоятельства, при которых состоялись присуждение ей Харьковским университетом ученой степени honoris causa и последующее избрание профессором Санкт-Петербургских высших женских курсов.
Доклад К. В. Герш (Новокузнецк) «Отражение эпохи в воспоминаниях ученого (воспоминания историка-медиевиста И. М. Гревса об И. А. Покровском)» был посвящен мемуарам историка-медиевиста о его близком друге, ученом-цивилисте, профессоре Санкт-Петербургского университета.
О. Ф. Ежова (Москва) в выступлении «Переписка Н. Н. Бромлей: культурный феномен и исторический источник (по материалам Архива РАН)» представила подробный обзор писем, адресованных матери академика АН СССР, этнографа и историка Ю. В. Бромлея и хранящихся в личном фонде ее сына.
Доклад С. А. Лимановой (Москва) «Юбилейная академическая культура на примере празднования 250-летия Академии наук СССР» был основан на обширном архивном материале Юбилейного комитета по проведению 250-летия Академии наук. В организации этого празднования выделяются как традиционные черты, так и специфические особенности.
На секции «Изобразительное искусство» прозвучало сообщение М. А. Смирновой (Санкт-Петербург) «Воспоминания живописца П. А. Черкасова об учебе в Санкт-Петербургской рисовальной школе и Академии художеств в 1840–1850-х гг.». Текст этих воспоминаний был записан его учеником и другом И. Ф. Тюменевым в 1880-х годах и представляет сведения о школе для вольноприходящих учеников, а также о хоровом и рисовальном классах Академии художеств.
Е. Н. Туманик (Новосибирск) в докладе «Нарратив путешествия в „Живописном альбоме“ Г. С. Бильдзюкевича» рассказала о хранящемся в ОР РНБ литературно-изобразительном источнике в жанре документального путешествия по Восточной Сибири, содержащем рисунки — виды населенных пунктов и природных объектов, образцы фауны и флоры края, — с сопровождающим текстом автора, участвовавшего в освоении Амура в середине XIX века.
На секции также был представлен доклад А. С. Нилогова (Абакан) «Метрические записи о рождении/крещении русских художников В. И. Сурикова и Д. И. Каратанова».
На заседании секции «Экспедиции и путешествия» были заслушаны доклады А. Р. Джиоевой (Санкт-Петербург) «Карты берегов Каспийского моря 1720–1740-х гг., подписанные Генри Фарварсоном (из Рукописной коллекции БАН)», Н. В. Литвиной (Москва) «Экспедиции астронома А. П. Ганского на Шпицберген (1899, 1901 гг.) в дневниках и впечатлениях», С. Ю. Нечаева (Санкт-Петербург) «Необычный эпизод пребывания участника академической экспедиции Н. П. Рычкова в Уфе: о фактах самопроизвольного колокольного звона в январе–марте 1771 г.», И. С. Пармузиной (Москва) «Научная командировка в Европу с женой, детьми и няней: дневники, фотографии, рисунки и размышления (по материалам фонда А. П. Богданова в Архиве РАН)», Н. С. Душаковой (Москва) «„Наездились вволю, материал собирали везде…“: экспедиции Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина РАН в устных воспоминаниях и материалах Архива РАН». Е. В. Воронцова (Москва) в докладе «Полевые дневники межкафедральной археографической лаборатории МГУ как исторический источник о повседневной жизни старообрядческих общин в ХХ в.» представила обзор текущих научных исследований сотрудников лаборатории, которая уже более пяти десятилетий фиксирует рукописные и печатные памятники кириллической книжности и изучает среду их бытования.
Секцию «Музыкальный театр» открыл доклад Е. В. Ереминой-Солениковой (Санкт-Петербург) «Материалы к биографии танцмейстера и основателя Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Жан-Батиста Ланде». На основании работ российских и зарубежных историков, описания балета, поставленного Ланде в 1726 году в Стокгольме, и архивных документов, хранящихся в РГВИА, предпринята попытка воссоздать биографию хореографа, уточнить некоторые спорные моменты его работы при дворе российских императриц.
Музыке, звучавшей на коронации императора Павла I в 1797 году, было посвящено выступление А. В. Лебедевой-Емелиной (Москва) «Коронационный бал Павла I: к вопросу о музыкальных вкусах нового императора». Особый акцент был сделан на предпочтениях композитора О. А. Козловского в выборе музыкальных тем для полонезов, на соответствии этого выбора вкусам императора, на цитатах, использованных Козловским в танцевальной музыке. В завершении доклада прозвучал один из реконструированных полонезов.
А. А. Сафонова (Москва) свое сообщение «История частного и императорского театров в одном собрании: по материалам фонда Апраксиных-Голицыных в НИОР РГБ» посвятила истории театра генерала С. С. Апраксина, считавшегося одним из лучших в Москве в первой четверти XIX века. После пожара в 1812 году Императорский театр лишился собственного здания, и в течение нескольких сезонов в период 1814–1818 годов его труппа играла на сцене театра Апраксиных. Изучение нотного рукописного собрания Апраксиных-Голицыных в РГБ дает возможность восстановить не только страницы истории театра Апраксиных и Императорского театра, но и отдельные эпизоды из театральной жизни Москвы первой четверти XIX века.
Результаты скрупулезных архивных разысканий были представлены И. О. Прохоровым (Москва) в докладе «О родословной А. К. Лядова: к 275-летию русской музыкально-театральной семьи». До недавнего времени считалось, что первым музыкантом среди предков композитора А. К. Лядова был его дед, скрипач и дирижер Николай Григорьевич Лядов. Обнаружение записей в метрических книгах и исповедных росписях позволило установить дату рождения Николая Григорьевича, а также факт происхождения из семьи военного музыканта. Кроме того, выявлена и родословная его жены (т. е. бабушки А. К. Лядова), дочери известного в XVIII веке танцовщика и балетного педагога Андрея Никифоровича Серкова. Таким образом, А. К. Лядов является представителем музыкально-театральной семьи в четвертом поколении.
М. Г. Раку (Москва) в сообщении «Сергей Прокофьев и советская мультипликация: несостоявшаяся встреча (по материалам собраний РГАЛИ и Butler Library of Columbia University)» осветила малоизвестный эпизод намечавшейся работы композитора, находившегося в ту пору за рубежом, в одном из первых звуковых советских мультипликационных фильмов — «Сказка о царе Дурандае». Изучение документов из российского и американского архивов дает возможность прояснить обстоятельства, приведшие к отказу композитора от первоначально данного согласия. Эти источники позволяют также воссоздать задуманный облик самого мультфильма.
Секцию завершила презентация красочно иллюстрированного издания «Музыкальные инструменты Армянского нагорья» (Ереван, 2019). Книгу представила автор исследования Н. В. Шамахян (Армения).
О музыкальном искусстве продолжили говорить на секции «Композиторское творчество». Открыл ее А. В. Чувашов (Санкт-Петербург) с докладом «„Гармоническая музыка“ Д. С. Бортнянского», в котором рассматривались десять произведений композитора для двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов. Восемь из них хранятся в собрании КР РИИИ в партитуре оперы «Сокол», два оставшихся — в ОР РНБ: вставной хор в опере «Алкид» и «Гатчинский марш», сохранившийся в альбоме Б. А. Фитингоф-Шеля.
Н. В. Зариня (Санкт-Петербург) в докладе «Открывая имена „неустановленных авторов“ в рукописных музыкальных альбомах: по материалам Отдела рукописей РНБ» представила результаты произведенной атрибуции целого ряда неизвестных сочинений.
В докладе «Вдохновенный дилетант: композитор А. С. Танеев (по материалам фондов РНММ)» М. В. Востокова (Москва) ввела в научный оборот документы, раскрывающие неизвестные факты творческой биографии государственного деятеля, считавшего, однако, главным делом своей жизни композиторское творчество. Новые источники по-новому раскрывают его личность, стиль общения и музыкальный почерк. Особое внимание было уделено рукописи так и не увидевшей свет оперы «Эдип» (главную партию должен был петь Ф. И. Шаляпин), а также письмам А. С. Танеева к поэту и либреттисту В. П. Бельскому, освещающим фрагменты работы над ней.
Секцию «Исполнительское искусство» открыла О. Д. Зиморой Чемодурова (Испания). В докладе «О первых концертных исполнениях произведений М. И. Глинки в Испании: по материалам из архивов Мадрида» она представила результаты изучения фондов архивохранилищ и библиотек Мадрида, в которых были обнаружены новые документы, связанные с пребыванием русского композитора в Испании. Найдена информация об испанских премьерах и концертных исполнениях его произведений.
И. Б. Теплова (Санкт-Петербург) в сообщении «Фольклорные материалы в архиве И. Ф. Тюменева (Отдел рукописей РНБ)» рассказала о новгородской коллекции записей фольклора, собранной И. Ф. Тюменевым во время путешествий. Она предположила, что записи, содержащие тексты произведений и описания обрядов, производились от жителей деревни Кородынка в период с 1888 до 1891 год.
В докладе О. А. Скорбященской (Санкт-Петербург) «„Фатализм веры“: о жизни и творчестве Веры Тимановой (1855–1942)» были представлены итоги реконструкции неизвестных деталей биографии знаменитой русской пианистки, ученицы Ференца Листа. Материалом для исследования послужили источники из фондов ОР РНБ и КР РИИИ.
Доклад Н. Ю. Тартаковской (Москва) «Римский архив Ф. И. Шаляпина» раскрыл состав коллекции, поступившей в Российский национальной музей музыки в 2009 году. Основу коллекции составляют письма, фотографии, рисунки и другие документы из семейного архива, предметы мебели и посуды — все это сохранила дочь певца Марина Шаляпина-Фредди, скончавшаяся в Риме в 2007 году в возрасте 97 лет.
Сообщение М. Г. Ивановой (Санкт-Петербург) «Основатель виолончельной школы Ленинграда: к 135-летию Александра Яковлевича Штримера (по материалам Отдела рукописей РНБ)» было посвящено документам его личного фонда, и в частности письмам А. К. Глазунова.
Н. В. Рамазанова (Санкт-Петербург) в докладе «Письмо А. С. Розанова к А. П. Могилянскому: к истории формирования фондов Отдела рукописей РНБ» раскрыла обстоятельства поступления документов, переданных композитором и музыковедом в РНБ, и дала их обзор.
На заседании секции «Духовная культура» были озвучены доклады М. Г. Логутовой (Санкт-Петербург) «Списки XVIII в. c переводами на русский язык книги Фомы Кемпийского „О подражании Христу“ в Отделе рукописей РНБ», Н. П. Чесноковой (Москва) «Несколько замечаний о русских списках сочинений Лаодикийского митрополита Парфения», Т. В. Игнатовой (Москва) «Сочинение Е. Я. Карева „Материалы для истории Преображенского кладбища“: проверка на истинность». В выступлении О. М. Карамышева (Санкт-Петербург) «О домовой парижской церкви российского дипломата князя А. Д. Кантемира и ее причетниках» на основе архивных документов из фондов «Канцелярии синода» и «Бумаги синода», хранящихся в РГИА, были воссозданы подробности организации церковных служб в 1740–1744 годах в парижском доме поэта и переводчика. Е. В. Белоусова (Тула) в докладе «Некоторые материалы М. Н. Толстой в Отделе рукописей РНБ» представила результаты исследования творческой истории рукописи матери Л. Н. Толстого «Наставление о законе христианском, выбранном из „Магазейна бедных“». Протоиерей Н. К. Скурат (Москва) посвятил доклад «К духовной биографии исследовательницы древнерусских книг и рукописей Т. Н. Протасьевой — тайной монахини Фамари (1904–1987)» сотруднице ГИМа, более 40 лет проработавшей в Отделе рукописей и старопечатных книг, автору ряда научных работ, продолжившей и завершившей описание второй половины Синодального собрания, начатого выдающимися учеными А. И. Горским и К. И. Невоструевым.
На заседании секции «Россия — Восток» прозвучали доклады О. М. Ястребовой (Санкт-Петербург) «Письмо сафавидского шаха Сафи II Сулаймана из альбома Н. И. Андреева в Российской национальной библиотеке», С. А. Французова (Санкт-Петербург) «Антиохийский патриарх Григорий IV и российские дипломаты (по материалам АВПРИ)», Л. А. Герд (Санкт-Петербург) «Русское присутствие в Сирии и Палестине в конце XIX — начале ХХ в. (по сообщениям французских дипломатов)». И. В. Федорова (Санкт-Петербург) в докладе «Рукопись „Русские поклонники в Иерусалиме“ из собрания А. А. Титова и ее автор — игумен Антоний (Бочков)» сообщила о результатах изучения истории рукописи и ее содержания.
Заседание Круглого стола «Петроградская епархия в годы революций и Гражданской войны» открылось вступительным словом и докладом Н. В. Гольцова (Санкт-Петербург), в котором он представил обзор хранящихся в ОР РНБ автографов митрополита Вениамина. Доклад Т. А. Богдановой (Санкт-Петербург/Москва) был посвящен переписке профессора Санкт-Петербургской духовной академии Н. Н. Глубоковского с профессорами светской и духовной школы за 1917–1921 годы — важнейшему источнику по истории духовного образования того периода. А. А. Буров (Санкт-Петербург) в своем выступлении сосредоточился на некоторых материалах по истории Петроградской епархии 1918–1920 годов, хранящихся в архиве Государственного музея истории религии. В докладе И. Э. Астахова (Санкт-Петербург) был рассмотрен жизненный путь священномученика Владимира Лозина-Лозинского. Е. М. Карловская (Санкт-Петербург), опираясь на материалы следственного дела Петроградского процесса 1922 года, и прежде всего — протоколы допросов подсудимых, рассказала о канонизированных в лике новомучеников и исповедников участниках этого дела, завершившегося расстрелом митрополита Вениамина и трех его сподвижников. В совместном докладе М. А. Власниковой и Р. С. Катаева (Санкт-Петербург) был дан обзор архивных источников по делу об изъятии церковных ценностей в Петрограде, а также продемонстрирована недавно обнаруженная кинозапись, запечатлевшая митрополита Вениамина и процесс вскрытия мощей Александра Невского в мае 1922 года.
Специальные секции были посвящены представлению результатов изучения архивных документов, связанных с поэтами и писателями, историей создания и публикации их произведений.
В докладе М. М. Сафонова (Санкт-Петербург) «Письмо Е. М. Хитрово А. С. Пушкину 4 ноября 1836 г. и дневник Л. И. Голенищева-Кутузова» был исследован дневник адмирала Л. И. Голенищева-Кутузова и дан новый взгляд на прочтение письма дочери М. И. Кутузова, адресованного А. С. Пушкину и написанного на французском языке. По мнению автора, сопоставление этих документов позволяет пересмотреть устоявшееся в пушкинистике представление о подлинной роли Е. М. Хитрово в дуэльной истории Пушкина.
О. В. Голодняк (Москва) в выступлении «Запрещенные главы „Выбранных мест из переписки с друзьями“: история одной несостоявшейся публикации» осветила обстоятельства цензурного рассмотрения и последующую судьбу рукописи «Дополнения к переписке с друзьями» (списки глав «Выбранных мест…», не допущенных в 1846 году к печати), которая была представлена в Московский цензурный комитет в январе 1856 года и предназначалась для готовившегося в то время издания сочинений Н. В. Гоголя под редакцией его племянника Н. П. Трушковского. Исследовательница установила, что один из списков глав гоголевской книги, хранящихся в НИОР РГБ, представляет собой часть этой рукописи, хотя и имеет теперь другое название.
Н. А. Тарасова (Санкт-Петербург) в докладе «Проблемы изучения каллиграфии Ф. М. Достоевского (на материале романа «Идиот»)» рассмотрела почерк писателя в его рабочих тетрадях, содержащих, в частности, черновые наброски к творческому замыслу романа «Идиот», и сравнила его с многочисленными образцами каллиграфического письма. Анализ причин обращения писателя к каллиграфии и фактических источников, повлиявших на его интерес к данной теме, позволяет определить специфику каллиграфических прописей в черновиках Ф. М. Достоевского, а также дополнить научный комментарий к печатному тексту романа «Идиот».
Автор доклада «Атрибуция адресата одного письма А. Ф. Воейкова (на материале Отдела рукописей РНБ)» Д. М. Никитина (Москва) установила адресата письма к некоему «Василию Игнатычу» (копия хранится в фонде И. А. Шляпкина): им является писатель и поэт В. И. Любич-Романович, сотрудничавший с Воейковым и его газетой «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“».
Н. И. Городилова (Москва) в докладе «История возникновения и творческие принципы народного издательства „Посредник“ (1880-е гг.) в неопубликованных письмах В. Г. Черткова, П. И. Бирюкова, А. М. Калмыковой» представила результаты анализа переписки ближайших сотрудников издательства: Л. Н. Толстой, как правило, соглашался с их замечаниями «цензурного характера», но были случаи, когда писатель расходился с членами редакции в оценках. Так было, например, с рассказом «Свечка» (1885 год, издание 1886 года), полемика вокруг которого привела к возникновению двух редакций финала произведения.
Сообщение О. Л. Фетисенко (Санкт-Петербург) «„Экстерн Татевской школы“ Иван Щеглов и его переписка с С. А. Рачинским: к 190-летию со дня рождения С. А. Рачинского» был посвящен «эпистолярному диалогу» реформатора народной школы Рачинского с прозаиком и драматургом И. Л. Леонтьевым, писавшим под псевдонимом «Иван Щеглов» и считавшим Рачинского своим наставником. Переписка, объединившая «петербургского неврастеника» (каким сам себя осознавал Щеглов) и умиротворенного «татевского отшельника», велась в 1891–1900 годах и содержит 123 письма.
В докладе «К истории концентрации рукописей А. С. Пушкина (1930–1940-е гг.)» Т. И. Краснобородько и В. В. Турчаненко (Санкт-Петербург) обратились к малоизученному периоду существования Пушкинского рукописного фонда в ИРЛИ РАН. Основное внимание было уделено анализу ситуации, в которой Институт оказался во время подготовки Всесоюзной Пушкинской выставки 1937 года к 100-летию гибели поэта, и последовавшего вслед за ней постановления СНК СССР от 4 марта 1938 года «Об организации Государственного музея А. С. Пушкина». В строгом соответствии с этим документом Пушкинский Дом обязан был передать все пушкинские материалы вновь организуемому московскому музею. С их изъятием, по существу, прекратилась бы история Пушкинского Дома в том виде, как он был задуман его основателями, и «родовое» имя Института русской литературы навсегда бы ушло из его названия. В научный оборот докладчиками были введены неопубликованные документы, которые позволяют воссоздать — в существенных и главных эпизодах — картину того, как в предвоенные годы усилиями руководителей Института и архивных хранителей был спасен для Пушкинского Дома его главный рукописный фонд. Позднейшее распоряжение Президиума АН СССР от 2 июня 1948 года закрепило за Пушкинским Домом архивные и музейные фонды Государственного музея А. С. Пушкина, состоявшего в ведении Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР. Именно с этого времени рукописи Пушкина (за редким исключением) сосредоточены в РО ИРЛИ РАН.
В. Ю. Попова (Москва) в выступлении «Латиноамериканские страницы истории журнала „Интернациональная литература“ (1933–1943)» дала подробный обзор напечатанных в этом журнале произведений латиноамериканских авторов и критических отзывов на них.
В докладе «Записки врача: к истории создания повести А. Солженицына „Раковый корпус“» Н. Ю. Бакшаева (Москва) рассмотрела источники, связанные с пребыванием писателя в 1954 году в Республиканском онкологическом диспансере УзССР (хранятся в его личном архиве). Помимо медицинских документов, они содержат заметки о событиях и местах, описанных в романе, а также о прототипах героев.
Рисункам на полях рукописей в письмах будущего лауреата Нобелевской премии по литературе посвятила Н. И. Крайнева (Санкт-Петербург) доклад «„Чем я хуже кота?“: рисунки Иосифа Бродского в Отделе рукописей РНБ»; она рассмотрела их в биографическом контексте и раскрыла их смысл.
На специальном заседании участники проекта «История издательства „Всемирная литература“ в документах: судьбы творческой интеллигенции России в постреволюционном пространстве сквозь призму издательского проекта Максима Горького» познакомили слушателей с результатами своих исследований.
М. А. Ариас-Вихиль (Москва) в сообщении «М. Горький в проекте „Всемирная литература“: о художественном переводе (по материалам Архива А. М. Горького)» рассказала о значении этого культурно-просветительского предприятия в череде других его новаторских широкомасштабных гуманитарных, научных и издательских проектов. При созданном им издательстве «Всемирная литература» (1918–1924) для подготовки квалифицированных переводчиков произведений мировой литературы была организована «Литературная студия» (начала работу в феврале 1919 года). В частности, об обнаруженном в Архиве А. М. Горького ИМЛИ РАН и ранее не публиковавшемся документе — вступительной речи Горького на открытии Студии.
В докладе «Музыка в жизни и творчестве морского инженера и писателя Е. И. Замятина» М. Ю. Любимова (Санкт-Петербург) представила обзор печатных и ранее не публиковавшихся архивных источников по этой теме. Один из немногих отечественных писателей, имевших музыкальные навыки, знакомый с отечественной и зарубежной классикой, церковной музыкой и песенным фольклором, он использовал музыкальные реалии в рассказах, повестях, романе «Мы»; в драматургии и критических статьях, в «Лекциях о технике художественной прозы» — «Инструментовка», «О стиле» и др. Музыкальная составляющая в значительной степени определила его творческую манеру; инструментовка стала одним из его основополагающих принципов построения художественного текста. Личные и творческие контакты связывали его с композиторами В. М. Дешевовым, М. А. Кузминым, В. А. Оранским, С. С. Прокофьевым, А. А. Спендиаровым, Д. А. Толстым, Ю. А. Шапориным, Д. Д. Шостаковичем и др.
Я. Д. Чечнёв и А. Д. Савина в докладе «Неизвестные воспоминания об А. А. Блоке сотрудников „Всемирной литературы“: А. Л. Волынский, М. Л. Лозинский, Н. О. Лернер» ввели в научный оборот фрагменты из закрытого до недавнего времени для исследователей и хранящегося в Архиве А. М. Горького ИМЛИ РАН протокола заседания редакционной коллегии, посвященного памяти поэта и состоявшегося 26 августа 1921 года.
В сообщении «Давид Выгодский в издательстве „Всемирная литература“ (по материалам Архива А. М. Горького)» Л. Г. Жуховицкая (Москва) рассказала о деятельности поэта и переводчика, специалиста по испанской и латиноамериканской литературе в подготовке книжной продукции этого издательства и журналов «Современный Запад» и «Восток», а также об участии в других горьковских издательских проектах начиная с 1916 года.
Л. Г. Ларионова (Москва) в докладе «Не Лео и Чехониным едиными: иллюстрированные обложки издательства „Всемирная литература“» поделилась результатами своих исследований в области оформления печатной продукции: кроме А. Н. Лео и С. В. Чехонина, к сотрудничеству с издательством привлекались и другие известные художники — С. Б. Юдовин, В. Д. Замирайло, С. М. Пожарский и др.
В докладе «Художники „Всемирной литературы“: как складывались судьбы творческой интеллигенции (по материалам архивов М. Горького)» С. В. Полонская (Москва) осветила малоизученные и связанные с этим издательством факты в биографиях художников Ю. П. Анненкова и М. В. Добужинского.
Сквозной для конференции стала тема, связанная с Михаилом Кузминым. В совместном докладе Я. В. Слепкова и Н. И. Крайневой (Санкт-Петербург) «„Общий баловень и насмешник…“: автографы Михаила Кузмина в Отделе рукописей РНБ» был представлен обзор автографов поэта, прозаика, переводчика и композитора, а также материалов о нем, хранящихся в его личном фонде и других фондах и собраниях Отдела рукописей РНБ: это биографические материалы; автографы стихотворений, рассказов, сцен и пьес, критических очерков; эпистолярное наследие; инскрипты Кузмина и его записи в альбомах и в памятной книге издательства «Academia»; фотопортреты и изобразительные материалы.
Выступление Е. А. Михайловой (Санкт-Петербург) «Письма Михаила Кузмина Георгию Чичерину 1891–1894 гг. как дневник музыканта» было посвящено особой области деятельности Кузмина: на рубеже XIX–XX веков его знали не как поэта, а как композитора, и к моменту первой публикации стихов (1905 год) список его музыкальных сочинений насчитывал более 300 опусов. В 1891–1894 годах он учился в Санкт-Петербургской консерватории, и специфика этого этапа в жизни Кузмина, насыщенность музыкальными событиями и впечатлениями отразилась в письмах Кузмина его конфиденту.
Первые изданные стихи Кузмина — XIII сонетов — возникли как тексты к камерно-вокальным сочинениям, объединенным в цикл «Il Canzoniere». Вслед за ним появились еще два цикла романсов: две тетради сонетов Шекспира (по 7 произведений в каждом). Специально к конференции издательство «Планета музыки» подготовило первую публикацию трех камерно-вокальных циклов — «Сонеты. Для голоса и фортепиано» (СПб., 2023; сост. Е. А. Михайлова; презентация прошла в рамках секции «Композиторское творчество» при участии музыкального редактора издательства А. Л. Трофимовой). В завершении конференции, на концерте «Мир музыки Михаила Кузмина», состоявшемся в Белом зале Шереметевского дворца, прозвучали отдельные произведения из всех трех циклов. Это — первое исполнение музыки М. Кузмина в большом концертном зале.
About the authors
Marina Marina Iu. Liubimova
The National Library of Russia
Author for correspondence.
Email: lyubimova1955@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3951-5549
Leading Researcher
Russian FederationElena A. Mikhailova
The National Library of Russia
Email: elena.mihailova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-4322-5117
Head, Sector of Russian Funds of the 18th–19th Centuries
Russian FederationReferences
