Social Communication in Modern Russian Society

Cover Page

Full Text

Keywords

,

Full Text

Под таким названием 20 октября 2022 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, организованная РОС, ФНИСЦ РАН и социологическим факультетом ГАУГН. Тема мероприятия оказалась актуальной в широких географических и научных рамках. В его работе приняли участие более 100 исследователей из Астрахани, Брянска, Волгограда, Воронежа, Грозного, Екатеринбурга, Иваново, Краснодара, Курска, Минска, Пензы, Санкт-Петербурга, Саратова, Ставрополя, Сыктывкара, Тамбова, Томска, Тюмени, Уфы, Хабаровска, Элисты, Ярославля и др. городов.

Доклады участников были сфокусированы на теоретических аспектах научных концепций и направлений в современной науке о социальной коммуникации, а также социологическом анализе особенностей коммуникационных взаимодействий в отечественном социокультурном пространстве при освещении таких сфер социальной реальности, как политика, управление, медицина, экология, обучение, воспитание, и т.д. Конференцию с приветственным словом открыл член-корр. РАН М.Ф. Черныш (ФНИСЦ РАН, Москва).

Пленарное заседание начала проф. Т.З. Адамьянц (ИС ФНИСЦ РАН, Москва). Основным лейтмотивом ее выступления стало утверждение об определяющем влиянии сферы социальной коммуникации на «картины мира» людей и, следовательно, на социально значимые процессы. Исходя из этого утверждения, основной задачей отечественной социологии о социальной коммуникации является научная помощь и научное участие в качественном совершенствовании российского социокультурного пространства. Открытость и стремление к диалогу и взаимопониманию должны стать основой коммуникационных взаимодействий. Что же касается предмета социологической науки о социальной коммуникации – для понимания и прогнозирования динамики и тенденций в развитии социально значимых процессов важно изучение не только содержательных или жанровых, но и смысловых особенностей социокультурной среды, а также особенностей их понимания и интерпретирования аудиторией. Возможности для такого анализа открывает, разработанная в рамках российской академической науки, семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации.

На пленарном заседании выступили также представители ведущих вузов страны, готовящие специалистов в сфере социальной коммуникации. Проф. Е.Л. Вартанова (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва) говорила о новых вызовах, появившихся перед современной журналистикой в связи с тотальным распространением Интернета, вместившего в себя и традиционные СМИ, и новые формы и способы коммуникационных взаимодействий, зачастую с расширенным составом акторов и новыми возможностями влияния на социальные процессы. В результате, возникшая медиареальность актуализировала необходимость решения комплекса методологических и методических задач, связанных с необходимостью обучения новым специальностям, определения предмета и задач новых дисциплин, разработкой новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий.

Тему продолжил проф. В.П. Коломиец (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва), который сообщил о разработанном и уже внедренном в образовательный процесс факультета журналистики МГУ самостоятельном направлении социологического знания и преподавания – медиасоциологии. В центре внимания данного направления – «социальная составляющая всего, что покрывает понятие «медиа»: медиаорганизации, медиатехнологии, медиаконтент, аудитории и медиакоммуникация как процесс взаимосвязи этих элементов».

Проф. Ф.И. Шарков (РАНХиГС, Москва) поднял проблему отрицательного влияния современного медиа- и ноосферного пространства на экологию человека. В своем выступлении докладчик рассказал также о коммуникологии – разработанном в вузе междисциплинарном направлении изучения коммуникационных процессов, исследующем «научные подходы к построению, производству и обмену сообщениями, для того чтобы влиять на социальную среду».

Проблему влияния постмодернистских концепций на качество и особенности современных коммуникационных процессов осветил в своем выступлении проф. А.К. Мамедов (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва). В его выступлении отмечалось, что признаки, характеризующие текст в традиционном понимании: связность, целостность, т.е. способность демонстрировать качества «системы», постепенно утрачивают значение в социальной практике и это ведет к так называемой «смерти текста». Прозвучала, однако, и оптимистическая нотка: по мнению выступающего, современные «трансформации в области текстовой деятельности несут, помимо очевидных угроз, основания для качественного преображения общественного сознания и способов организации мышления в человеческом сообществе».

После пленарной части работа конференции продолжилась на 12 секционных заседаниях. Тенденции в выборе участниками конференции тем и проблем свидетельствуют об их актуальности и необходимости дальнейшего социологического изучения. Прозвучавшие доклады можно дифференцировать по следующим ключевым темам и проблемам: влияние современной социокультурной среды на социально значимые процессы в современном российском обществе; медиапространство и медиакоммуникации; коммуникационные механизмы в решении задач образования, воспитания и гармоничного развития личности; коммуникационные механизмы в решении задач культурного наследия и связи поколений; социальная коммуникация как отражение и катализатор глобальных процессов в медицине, экологии, экосфере.

Анализируя работу конференции, можно отметить позитивный факт – в отечественной науке о социальной коммуникации имеются оригинальные концепции и подходы, творческий поиск и отсутствие зависимости от «модных» зарубежных теорий, инициирующих деструктивные социальные процессы. Также к позитивному можно отнести и то, что круг тем и проблем, ставших предметом обсуждения на конференции, был обширен и актуален. Однако содержательным ядром большей части прозвучавших докладов стали результаты исследований о состоянии или проблемах в тех или иных социальных сферах (экологии, медицине, образовании и т.д.) и общих пожеланий шире использовать коммуникационные возможности в совершенствовании этих сфер. Такая ситуация объяснима: задача расширенного поиска форм, способов и методов изучения коммуникационного участия в совершенствовании социально значимых процессов может быть решена только посредством создания соответствующих научных служб (и соответствующих научных заданий), которых в настоящее время нет.

Ключевой задачей отечественной социологической науки о социальной коммуникации является широкое распространение модели коммуникационных взаимодействий, ориентированных на диалог, устойчивое развитие общества, страны и гармоничное развитие людей.

×

About the authors

Tamara Z. Adamyants

Institute of Sociology of FCTAS RAS

Author for correspondence.
Email: socis@isras.ru
Russian Federation, Moscow

References


Copyright (c) 2023 Sotsiologicheskie Issledovaniia

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».