A Handbook for Sociology (Ed. by A. Fierkandt et al.): A Review

Cover Page

Full Text

Keywords

,

Full Text

Появление данного «Словаря-руководства по социологии», первого специализированного словаря по данной тематике, который планируется издать в нескольких томах, является событием в истории научной дисциплины. То, что проект реализуется частной издательской фирмой во время нынешней депрессии1 – весьма обнадеживающий знак. Представляется, что это указывает не только на заметный общественный интерес к социологии, но и на удовлетворительный уровень развития этой восходящей научной области. Не менее важно, что многие выдающиеся немецкие ученые, работы которых во многих отношениях разные, объединились ради создания словаря. Такое сотрудничество было бы невозможно, если бы не было общих принципов, которые одинаково понимаются и интерпретируются социологами. Все это означает, что в социологии есть система общепринятых принципов и категорий.

«Словарь-руководство» не является ни словарем в обычном смысле, ни энциклопедией типа «Американской энциклопедии социальных наук (American Encyclopaedia of Social Science)», ни справочником. Например, в нем нет биографических очерков об отдельных социологах; очень мало таблиц, рисунков, дат и других конкретных справочных сведений. Он даже не претендует на включение бесчисленных статей о социальных явлениях и социологических теориях, которые ожидаемы в словаре. В нем представлены лишь важные, хотя и сравнительно немногочисленные статьи, посвященные фундаментальным концепциям, принципам и категориям социологии. Таким образом, «Словарь-руководство» является скорее научным учебником по социологии, подготовленным рядом ученых, тематически упорядоченным по алфавиту, нежели словарем или энциклопедией. Это видно из нижеследующего перечня статей, содержащихся в четырех томах:

История социологии; Социология: ее задачи, методы, школы; Социография; «Социология социальных отношений (Beziehungssoziologie)»; Социальная группа; Основные формы социальной жизни человека; Социальная психология; Сообщество и общество; Общество; Лидерство; Брак и семья; Народы и нации; Массы; Проблема народонаселения; Социология культуры; Типы и этапы культуры; Исторические и социальные законы; Материалистическое понимание истории; Раса; Классы и сословия; Мода; Революция; Техника; Экономика; Социология предприятия (Betriebssoziologie); Сельские и городские поселения; Капитализм; Пролетариат; Государство; Политические партии; Патриотизм; Империализм; Большевизм; Фашизм; Война; Право; Собственность; Язык; Музыка; Религия; Нравы; Искусство и литература; Наука; Педагогическая социология; Социологическое образование; Культура и общество Китая, Средневековья, эпохи Возрождения, Просвещения, Девятнадцатого и двадцатого веков; Социальные реформы и дух нового времени (Sozialgeist). Данный перечень включает все статьи издания, кроме трех или четырех.

Отсюда видно, что издание весьма отличается от обычного словаря, энциклопедии или справочника. Вместо огромного количества кратких отрывочных статей в нем несколько статей аналитических и информативных, посвященных фундаментальным проблемам и категориям социологии. Со своей стороны я могу только поздравить редакцию с таким выбором. Обычный словарь в четырех томах неизбежно был бы поверхностным и практически бесполезным. В нынешнем виде работа полезна не только дилетантам, но и специалистам. Есть содержание и система, что-то вроде творческого достижения. В сжатой форме приведен анализ основных концепций социологии и дается точное представление об основных направлениях современной немецкой социологии.

Кроме того, большинство статей представляют собой систематические обзоры некоторых предыдущих публикаций авторов, часто выходивших в свет в нескольких книгах. Для студентов, не имеющих возможность читать оригиналы, такие авторские обзоры предоставляют ценную возможность познакомиться с этими книгами. Авторы – выдающиеся социологи: Тённис, Зомбарт, Л. фон Визе, Фиркандт, А. Вебер, К. Мангейм, если указать некоторых германских социологов, а также двух негерманских: С. Штайнмеца2 и Р. Михельса.

Таким образом, «Словарь-руководство» является важным вкладом в социологию. Каждый социолог, интересующийся общей или немецкой социологией, найдет в нем много полезной информации. В этом его характер и ценность.

К недостаткам «Словаря-руководства» относятся характерные недостатки всей немецкой социологии, а именно: пренебрежение индуктивным методом; чрезмерная скудость эмпирического материала; отсутствие каких-либо серьезных попыток проверить умозрительные выводы экспериментальными, количественными, историческими и другими эмпирическими данными; чрезмерный упор на умозрительную разработку концепций, категорий и классификаций, которые часто не открывают новых перспектив, а представляют собой простую переформулировку уже известного; недостаточное, а порой и неполное знание социологических работ других стран, особенно США, Италии и России, а иногда и Англии и Франции. Последний недостаток является общим для социологов почти всех стран; американцы мало знают европейскую социологию; французы в значительной степени пренебрегают социологией других стран и проч.

Недостатки немецкой социологии в целом, почти прямо противоположные недостаткам американской социологии, хотя и чрезвычайно богатой эмпирическим материалом, но страдающей дефицитом хорошо продуманных концепций и категорий, логически последовательных систем и эпистемологически надежных методологических принципов. Если элементы немецкой и американской социологии можно было бы соединить, то синтез, наверное, привел бы к трансформации недостатков в научные достоинства. Поэтому «Словарь-руководство» весьма полезен американским социологам и рекомендуется им.

В рамках данного обзора невозможно сравнивать значимость статей «Словаря-руководства». Не все они одинаково хороши. Некоторые превосходны, другие явно уступают им. То же самое касается ссылок и библиографии. В некоторых статьях они уместны и дополняют содержание, в других указаны совершенно бесполезные работы, в то время как важнейшие труды в данной области опущены. Более того, библиография социологических работ в других странах к большинству статей не достаточна.

Несмотря на эти замечания, редакторов и участников «Словаря-руководства» можно поздравить с их трудом; они оказали заметную услугу развитию социологии и социологам всех стран.

 

1 Великая экономическая депрессия (1929–1939 гг.).

2 . Себальд Рудольф Штайнмец (Steinmetz, 1862–1940) – голландский социолог, историк права, этнолог.

×

About the authors

Pitirim A. Sorokin

Author for correspondence.
Email: socis@isras.ru
Russian Federation

References


Copyright (c) 2023 Sotsiologicheskie Issledovaniia

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».