Theory and practice of the digital inequality studies

Cover Page

Full Text

Full Text

10 октября 2023 г. в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции «Социальные изменения и стабильность в предметном поле социологии: от эмпирических исследований к теоретической рефлексии» прошла секция «Теория и практика изучения цифровых неравенств», посвященная теоретическим и практическим вызовам изучению цифрового неравенства в России. Руководителем секции выступила Ю. Б. Епихина (ИС ФНИСЦ РАН, Москва).

А. О. Дымарская (НИУ ВШЭ, Москва) представила доклад, где осветила результаты лонгитюдного панельного исследования образовательно-профессиональных траекторий выпускников ведущих московских физико-математических школ, проводимого с 2001 г. Активное распространение IT-специальностей началось в 2000-х гг. Хотя они были не столь популярны, как сейчас, большинство выпускников физико-математических школ уже ориентировались на работу в данной сфере. Как показало исследование, более трети респондентов, обучавшихся IT-специальностям, полностью реализовали себя в профессии, выбранной при поступлении. В обсуждении поднимались вопросы: насколько сказываются на профессиональной реализации различные курсы, например Skillbox, где можно получить IT-специальность. Важным аспектом дискуссии стало межпоколенческое воспроизводство IT-профессионалов – появление династий «айтишников».

Е. Н. Кангина (РАНХиГС, Москва) рассмотрела проблему цифрового неравенства в «умном городе», который рассматривался как совокупность доступных технологий для улучшения качества жизни человека с использованием сбора больших цифровых данных. Она показала, что развитие умного города может приводить и к различным цифровым неравенствам (доступ, нехватка цифровых компетенций). Неравенства вызывают у горожан отрицательные эмоции, в том числе страх утечки персональных данных. Существует неравенство между городами: чем они крупнее, тем больше в них цифровых сервисов и больше данных для сбора, но в более цифровизованных городах индекс счастья ниже.

В продолжение темы города С. К. Макаревич и О. Б. Янишевский (оба – НИУ ВШЭ, Москва) представили транспортную мобильность сквозь призму концепции устойчивого развития, предполагающую переориентацию транспортной системы на удобство для всех категорий населения, а не только для автомобилистов. Отмечено, что такой подход на практике приводит к социальной эксклюзии, так как возникают проблемы: отсутствие единой системы оплаты, несогласованность информации о транспортных услугах, ориентированность на одну определенную группу населения (в основном одинокие молодые трудоспособные мужчины), цифровая некомпетентность. Монополизация и унификация транспортной системы также сказывается на мобильности исключенных групп. Мобильность во многом становится вмененной услугой.

В ходе обсуждения были затронуты вопросы соотношения цифровых и социальных компетенций при пользовании транспортными услугами. Цифровая некомпетентность всё чаще уходит на второй план. Обладая необходимыми цифровыми навыками, пользователи скорее сталкиваются с проблемами, не связанными непосредственно с цифрой, например, невозможностью дозвониться до оператора колл-центра из-за загрузки или купить билет за наличные в автобусе. При высоком уровне цифровизации людям становятся необходимы какие-то новые компетенции.

Л. С. Кузина и Е. В. Попов (оба – НИУ ВШЭ, Москва) рассказали о реальных преимуществах российских пользователей при цифровизации, которые они получают в сфере коммуникации и коммерции. В основе проведенного авторами исследования лежит трехуровневая модель цифрового неравенства: первый уровень – неравенство доступа, второй – неравенство навыков и практик, третий – неравенство возможностей. Для измерения модели был апробирован опросный инструментарий Я. ван Дайка, выделявшего преимущества от использования Интернета в разных сферах.

Е. В. Лисина (МГУ, Москва) представила доклад об искусственном интеллекте (ИИ) как активно развивающейся сфере. Сегодня ИИ все чаще сам становится активным участником социального взаимодействия (например, общение с чат-ботами или умными колонками). Закономерен вопрос о том, какие теоретические концепции применимы для изучения взаимодействия человека и ИИ. Докладчик выделил три основных подхода: искусственная социальность, акторно-сетевая теория и агентность ИИ. Также обсуждался вопрос о культурных различиях ИИ в разных странах.

Д. А. Ширяева (РАНХиГС, Саратов) рассказала о неравенствах в контексте цифровизации образования на основе исследования дискурса официальных документов государственных органов и публичного дискурса общественных организаций. Отмечается отрицательный настрой относительно цифровизации образования в публичном дискурсе. Негативные реакции прежде всего касаются бюрократического контроля и алгоритмизации учебного процесса.

Н. В. Баранов (МГУ, Москва) рассмотрел ИИ как фактор формирования прекариата в современном обществе. Компании постепенно начинают вводить ИИ в рабочий процесс, что приводит к сокращению рабочих мест. Выделено две тенденции: деструктивная, связанная с резким сокращением персонала и заменой его ИИ, и конструктивная – с постепенной цифровизацией процессов в меньшем масштабе. Для компенсации дисфункциональных последствий автоматизации предлагается регулирование правовой системы. Но действенным процессом снижения этих последствий может стать объединение рабочего движения. Примером могут служить прошедшие забастовки сценаристов и актеров в США в 2023 г., где одним из требований был запрет использования ИИ в кинематографе.

В. Л. Кожарин (ГАУГН, Москва) на данных количественного онлайн-исследования сравнил группы с разным уровнем образования в Российской Федерации, опираясь на трехуровневую модель цифрового неравенства ван Дайка. Результаты свидетельствуют об отсутствии различий в доступе к Интернету людей с разным уровнем образования, есть разница в уровне цифровых компетенций. С увеличением уровня образования растет частота пользования технологиями в профессиональных, коммуникативных и коммерческих целях, обратная тенденция характерна для целей досуга.

Цифровые технологии стали частью повседневных практик на различных уровнях, но повсеместное распространение технологий приводит к эксклюзии наиболее уязвимых групп. Проявляются новые грани разрыва, связанные с социальными навыками. Профессиональные цифровые навыки становятся более доступными благодаря наличию специальных курсов. Наблюдается институционализация IT-сферы. Внимание исследователей, использующих трехуровневую модель цифрового неравенства, сосредоточено на третьей ступени – неравенстве возможностей. Однако нерешенными остаются вопросы ее концептуализации (что можно считать преимуществами от пользования Интернетом?) и методологических ограничений (как эти преимущества измерять?).

×

About the authors

Anastasiia S. Smirnova

Institute of Sociology of FCTAS RAS

Author for correspondence.
Email: nastyanestea812@gmail.com

Junior Researcher

Russian Federation, Moscow

References


Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».