55 Years of Siberian Ethnosociology
- Authors: Popkov Y.V.1
-
Affiliations:
- Institute of Philosophy and Law SB RAS
- Issue: No 2 (2024)
- Pages: 146-148
- Section: ACADEMIC EVENTS
- URL: https://journal-vniispk.ru/0132-1625/article/view/257681
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524010148
- ID: 257681
Full Text
Full Text
19 октября 2023 состоялось очередное заседание научного семинара «Этносоциальные процессы в Сибири», регулярно организуемого Институтом философии и права СО РАН (ИФПР СО РАН, Новосибирск) с 1995 Дважды он базировался в Новосибирске, а с 1997 стал «кочующим»: по предложению коллег из регионов его проводили в Хакасии, Туве, Бурятии, Республике Алтай, Красноярске, а также в Семей (Казахстан), мобилизуя в т. ч. многих местных исследователей и представителей органов власти для дискуссии по актуальным проблемам этносоциального развития. Неоднократно семинар проводился в рамках Конгресса этнографов и антропологов России, а также в структуре других научных форумов. В этот раз он был включен в обширную программу X Международного сибирского исторического форума в Красноярске и посвящен 55-летию сибирской этносоциологии. Ее начало датируется 1968 г., когда в структуре Института истории, филологии и философии СО АН СССР (ИИФиФ СО АН СССР), из которого позднее выделился ИФПР СО РАН, появился сектор комплексных исследований проблем развития народов Сибири. Одновременно с этим начались эмпирические социологические исследования по этносоциальной тематике.
Организаторы семинара исходят из представления об этносоциальных процессах как динамическом измерении этнического феномена – реального явления в его социальном контексте, динамике и диалектике объективного и субъективного, устойчивости и изменчивости, реального и виртуального, рассматривая данные процессы продуктом взаимообусловленного развития этносоциальных субъектов – этнически маркированных социальных образований в виде этнических сообществ, этнических групп, диаспор, лидеров этносоциальной активности и общественных мнений и т. п. В фокусе внимания участников семинара традиционно находятся: устойчивые и изменчивые тенденции развития современных этносоциальных процессов Сибири в противоречивых условиях глобализации и цифровизации; особенности их протекания в разных сферах жизни (от этноэкологических и этнодемографических проявлений до этнополитических и этноправовых); динамика субъектности этнических сообществ в разных регионах Сибири и на сопредельных территориях; участие этнически маркированных акторов (индивидов и сообществ) в публичной политике и управлении на разных уровнях организации российского общества и др. Теоретический контекст исследования этносоциальных процессов предполагает синтез социоцентричного и персоноцентричного подходов к этносоциальной субъектности. В основе такого подхода лежит идея взаимодополнительности методологического индивидуализма и методологического холизма в изучении этнического феномена, не сводимого к проблемам этничности.
В дискуссии и материалах семинара в Красноярске обсуждались несколько групп проблем. Прежде всего речь шла о наследии новосибирской научной этносоциологической школы, с разработок которой начиналась сибирская этносоциология 55 лет назад. Руководитель семинара Ю. В. Попков (ИФПР СО РАН) представил анализ ее методологических оснований, этапов развития и достижений. В частности, акцентировал внимание на использовании парадигмы социального взаимодействия в ее диалектико-материалистической интерпретации как основополагающего методологического базиса теоретических и прикладных разработок представителей школы, а также на существующих в настоящее время угрозах для этносоциологии как самостоятельного научного направления. Они связанны в т. ч. с современным доминированием антропологизма и жестким давлением либерально-конструктивистских установок в изучении этнического феномена. Содержательная характеристика этносоциальных процессов обоснована им в качестве основополагающей предметной области этносоциологии. Е. А. Ерохина (ИФПР СО РАН) остановилась на научной экспертизе проектов этносоциального развития на Севере в позднесоветский и ранний постсоветский периоды с учетом наработок новосибирских этносоциологов. О. А. Персидская (ИФПР СО РАН) рассмотрела теоретико-методологические основания и основные направления исследований этнической идентичности в работах своих коллег, обосновав идею не одномерных ее трактовок, а сложных конструкций и разных форм.
Многие темы касались теоретико-методологических и методических вопросов этносоциальных исследований. Л. В. Анжиганова (ХГУ им. Н. Ф. Катанова) и М. В. Топоева (ХНКМ им. Л. Р. Кызласова), отвечая на поставленный в названии своего доклада вопрос, являются ли современные этносы «воображаемыми сообществами», обосновали ответ: они остаются объективно существующими общественными явлениями, поскольку объединены реальными кровно-родственными связями и по-прежнему реализуют стратегическую цель – быть целостными, стабильно развивающимися во времени и пространстве этническими сообществами. Ю. М. Аксютин (ХГУ им. Н. Ф. Катанова) представил материал об этническом капитале хакасского народа. О. В. Васильева (ИГИиПМНС СО РАН) посвятила свой доклад анализу неоднозначных последствий навязанной западной понятийной системы в области исследования этнической проблематики (как следствие интеграции России в капиталистическую мир-систему) для анализа этносоциального развития современной России. И. С. Тарбастаева (ИФПР СО РАН) касалась вопроса о роли коллективных прав этнических сообществ в регулировании этносоциальных процессов. А. А. Пригарин (РГГУ) обратил внимание на наличие современного кризиса этнологии/антропологии и акцентировал важность элементарных единиц специфического познания в полевых науках: «этнографического факта» и «этнографического источника». Е. Маклашова (ИГИиПМНС СО РАН) поделилась результатами исследования социального самочувствия представителей разных этнических групп Республики Саха (Якутия), подчеркнув необходимость выделения его этнокультурного измерения и специальных индикаторов в ситуации существующей региональной и локальной поликультурности.
А.А Стороженко (ТувГУ) на примере старообрядческих общин Каа-Хемского района Тувы сделала анализ социокультурной адаптации последователей старой веры в иноконфессиональной и иноэтничной среде, подчеркнув устойчивость элементов традиционной культуры на протяжении длительного времени. И. Н. Трошкина (ХНИИЯЛИ), опираясь на результаты эмпирических исследований, акцентировала важную роль традиций как основы семейных ценностей представителей титульных этносов Южной Сибири (хакасов, тувинцев, алтайцев). Аналогичной темы применительно к тувинцам касался материал С. М. Карашпай (ТИГПИ). Проблемам экономического поведения и экономических практик у представителей разных этнических групп посвящены доклады М. Р. Зазулиной (ИФПР СО РАН) и О. Л. Лушниковой (ХНИИЯЛИ). Т.Г Недзелюк (СИУ – ф-л РАНХиГС; АГУ) представила материал о моделях поведения мигрантов в зависимости от степени удовлетворенности/неудовлетворенности религиозных потребностей переселенцев. А. Е. Захарова (ИГИиПМНС СО РАН) коснулась этноязыковой идентичности долган Хатанго-Анабарского региона.
Проблематика нескольких докладов выходила за рамки сибирской тематики. Так, А. А. Изгарская (ИФПР СО РАН) и С. А. Хлыновская (Образовательная школа, Новосибирск) затронули проблемы социального неравенства в современной России в контексте формирования цивилизационной идентичности. Д. В. Ушаков (ИФПР СО РАН) сделал анализ российско-монгольских отношений в современных геополитических условиях с привлечением результатов собственных этносоциологических исследований; доклад М. А. Магомедовой (РЦЭИ ДФИЦ РАН) посвящен состоянию и тенденциям развития этнополитических процессов на Северном Кавказе; тема выступления Н. П. Мироновой (ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН) касалась этнокультурных и миграционных ориентаций современной студенческой молодежи Республики Коми (по материалам социологических исследований 2020–2023 гг.). Две темы имели отношение к проблемам визуализации результатов этносоциальных исследований: в материалах Л. Б. Четыровой и Н. М. Сергеевой (СНИУ им. С. П. Королева) – визуальной репрезентации образа калмыков в контексте семьи в период депортации в Сибирь и О. В. Карачаковой (ХГУ им. Н. Ф. Катанова) – отражения истории хакасского народа в символике государственного герба Республики Хакасия.
Ю.В. ПОПКОВ
About the authors
Yuri V. Popkov
Institute of Philosophy and Law SB RAS
Author for correspondence.
Email: yuripopkov54@mail.ru
Dr. Sci. (Philos.), Prof., Chief Researcher
Russian Federation, NovosibirskReferences
