Russia and the Asia-Pacific Countries: Interaction Problems
- Authors: Rogovaia A.V.1
-
Affiliations:
- Institute of Sociology of FCTAS RAS
- Issue: No 2 (2024)
- Pages: 150-152
- Section: ACADEMIC EVENTS
- URL: https://journal-vniispk.ru/0132-1625/article/view/257683
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524010169
- ID: 257683
Full Text
Full Text
В современном мире сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) остается актуальным не только с точки зрения экономического, но и социально-культурного взаимодействия. На VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР», которая состоялась 9–10 ноября 2023 в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), обсуждались вопросы текущего социально-экономического, социокультурного, социально-политического, демографического, пространственно-территориального развития российских регионов в условиях взаимодействия со странами АТР. В мероприятии приняли участие исследователи из Владивостока, Москвы, Якутска, Улан-Удэ, Абакана, Тюмени, Ханты-Мансийска, Китая, Монголии, а также студенты и аспиранты отечественных и зарубежных вузов.
Пленарное заседание было посвящено перспективам международного сотрудничества России со странами АТР через призму социального моделирования и управленческих аспектов. Так, в докладе Т. Н. Литвиновой (Одинцовский ф-л МГИМО, Одинцово) «Российская цивилизация: проблемы идентификации и самоидентификации в архитектуре современного мироустройства» обсуждался вопрос методологии цивилизационного подхода на примере России. На основе контент-анализа концепций внешней политики РФ разных лет (2013, 2016 и 2023 гг.) докладчик выявила, как меняется позиционирование России в цивилизационном измерении международных проблем – от приоритетного характера отношений с государствами Евро-Атлантического региона, где Россия относила себя к европейской цивилизации, до многополярной модели мироустройства на основе многообразии культур, цивилизаций и моделей общественного устройства, отмечая при этом самобытность России как государства. Д. Бдоян (Одинцовский ф-л МГИМО, Одинцово) акцентировал внимание на новом этапе развития отношений между Россией и КНР после пандемии на основе двух параллельно развивающихся инициатив: китайская инициатива «Один пояс – один путь» и российская инициатива «Большое Евразийское партнерство». Вопросы периферийного городского развития в рамках продолжающейся урбанизации и субурбанизации поднимались в докладе А. С. Бреславского (ТюмГУ, Тюмень, ИМБТ СО РАН, Улан-Удэ) «Модели периферийного городского роста в странах АТР». На его взгляд, опыт стран АТР по регулированию расползания городов и участие государственных органов власти в городском и пригородном строительстве могут быть востребованы и использованы в России, в том числе в ДВФО. Основной моделью городского роста в большинстве стран АТР остается продолжающаяся урбанизация, в то время как Китай продемонстрировал успешный опыт управления субурбанизацией при участии крупного частного капитала, но под контролем государства. Именно регулируемая урбанизация и субурбанизация (на примере Японии, Южной Кореи, Китая), как отмечает докладчик, – залог создания благоприятной городской среды, которая в свою очередь остается важным основанием для развития российских регионов.
Дискуссии рабочей сессии были сосредоточены на обсуждении и анализе не только миграционных и этносоциальных вопросов, но и социокультурных процессов в российских регионах. Так, А. И. Яковлев (СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск) сконцентрировался на отношении городских жителей Якутии к мигрантам на основе анализа публикаций в СМИ. Отмечая естественный прирост населения и миграционный приток в Республике Саха (Якутия) за счет привлекательности региона для иностранных мигрантов, а также поддержки государством молодых и многодетных семей, докладчик указывает, что для коренных жителей иностранные мигранты воспринимаются как конкуренты и люди с деструктивными морально-нравственным установками. Е. Е. Тиникова (ХНИИЯЛИ, Абакан) в своем выступлении «Метисация населения Хакасии глазами региональных экспертов» отмечает снижение численности хакасов, в т. ч. за счет их метисации через межэтнические браки. Согласно исследованиям автора, в этом процессе большинство хакасов видят угрозы полной ассимиляции, которые могут привести к утере своих традиций, культуры и особенно языка. Н. Канзычакова (ХНИИЯЛИ, Абакан) в докладе на тему «Этническая идентичность метисов Республики Хакасия (по материалам исследований)» выделила основные факторы, влияющие на этническую идентичность метисов с хакасскими корнями: особое влияние имеет семья и ближний круг общения, которые, как правило, закладывают этнические установки; язык как один из важнейших факторов этнической идентичности (однако многие хакасы стали двуязычными или полностью перешли на русский язык); религия (в основном все придерживаются православия, но вместе с тем присутствует язычество, шаманизм).
Среди общей тематики конференции выделялись доклады о современной Монголии, в т. ч. российско-монгольском трансграничном взаимодействии, социокультурном самочувствии современных монголов в странах АТР (Э. К. Бийжановой (ИС ФНИСЦ РАН, Москва); о развитии деловых связей и сетей социальной поддержки монгольских мигрантов на территории России (А. Ю. Ардальянова, ДВФУ, Владивосток); об основных тенденциях развития трудовой миграции из Монголии в страны АТР (А. В. Винокурова (ДВФУ, Владивосток), К. Н. Сердюков (ТИГ ДВО РАН, Владивосток), О. Мунхбат (МонГУ, Монголия)).
Социально-культурные особенности развития регионов можно увидеть и через стремительно развивающийся региональный кинематограф. Об этническом разнообразии и локальной специфике в региональных кинокартинах прозвучало в докладе А. В. Роговой и Н. В. Левченко (ИС ФНИСЦ РАН, Москва), К. А. Дармаева (ДВФУ, Владивосток) на примере чукотского кино продемонстрировала его роль как культурообразующего элемента.
К. М. Яковлева (СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутия) на основе изучения трансформации якутского традиционного костюма показала взаимосвязь значимости национальной одежды и социально-экономического благополучия современных якутов. Если первоначальной функцией костюма была утилитарная (защита, комфорт и т. д.), а затем эстетическая (как выражение эстетических потребностей, стремления к красоте), то в настоящее время он несет не столько этнознаковую функцию (выступает в качестве этнического знака своей культуры), сколько социально-знаковую функцию, где одежда служит показателем социального статуса и отличия, символом материального благополучия.
В завершение работы секции Чжикан Инь и Чжицянь Сюй (ДВФУ, Владивосток) поделились наблюдениями о роли китайского правительства в социальной поддержке молодежи, в рамках которой осуществляется правовая защита, преодоление безработицы в молодежной среде, доступ к качественному образованию, в т. ч. предоставление различных стипендий (национальные и региональные, стипендии от предприятий), создание рабочих мест в университетах для студентов из неблагополучных слоев населения, а также финансирование обучения за рубежом по некоторым специальностям за счет государственных средств т. п.
Таким образом, на конференции обсуждались общие проблемы не только международного, но и межрегионального сотрудничества, а поднятая проблематика позволяет расширить наши представления о доминирующих трендах во взаимодействии России с государствами АТР на разных уровнях.
А.В. РОГОВАЯ
About the authors
Anastasia V. Rogovaia
Institute of Sociology of FCTAS RAS
Author for correspondence.
Email: av_rogovaya@mail.ru
Cand. Sci. (Sociol.), Senior Researcher
Russian Federation, MoscowReferences
