Sociological education in Russia

Cover Page

Full Text

Full Text

В рамках проходившего на базе РУДН в Москве VI Профессорского форума 16 ноября 2023 г. состоялась сессия «Российское социологическое образование в период экономической, политической и культурной трансформации общества» под председательством акад. М. К. Горшкова (ИС ФНИСЦ РАН). В качестве сопредседателей и модераторов выступили Н. Г. Скворцов (СПбГУ), Н. П. Нарбут (РУДН) и Р. И. Анисимов (РГГУ).

В своем вступительном слове М. К. Горшков отметил, что качественные параметры состояния социологического знания зависят от системы социологического образования и от уровня развития самих исследований. Он констатировал, что институционализация социологического образования в российских реалиях оказалась довольно сложным процессом с далеко не бесспорным теоретико-методологическим содержанием. При планируемых в ближайшие годы изменениях в образовательной системе важно учитывать: развитие теоретико-методологических основ и исторической преемственности российской социологии; баланс в учебных программах и планах дисциплин теоретико-методологического и прикладного профилей; разумное разнообразие подходов к выбору логики и основ построения программ (варьирование в каждом вузе набора учебных дисциплин и объема учебного времени, отводимого на их изучение). Докладчик подчеркнул, что вопрос общего дизайна социологического образования остается открытым. Однако необходимо уважительное отношение к собственным национальным традициям социального мышления, использование багажа отечественных наработок при условии научно-критического переосмысления доминирующих в мировой науке теоретических направлений. В российском научном сообществе явно формируется запрос на создание национально ориентированных теорий: обоснование комплексной социологической диагностики российского общества, развитие теорий генотипа культуры России, общества травмы и парадоксального человека, новых представлений о социальной структуре российского общества и ряд других. Приоритетной задачей является подготовка студентов к новому типу управления, учитывающего скорость и качество принятия решений, действие на опережение конкурентов, учет ненамеренных последствий, корректировка итоговых результатов. Содержание образовательных социологических программ состоит в критическом осмыслении его теоретико-методологических оснований, что предполагает овладение всеми научными и гуманистическими достижениями, которые выработала за свою историю мировая общественная мысль.

Чл.-корр. РАН М. Ф. Черныш (ФНИСЦ РАН) в докладе «Транзит от социологической науки к социологическому образованию и от образования – к науке» акцентировал внимание на проблеме воспроизводства научных кадров. Докладчик привел статистику убывающей динамики численности ученых в России и констатировал, что для поступательного развития в стране должно быть не менее 480 тыс. исследователей, но процесс их воспроизводства пока не обеспечивает существующие потребности. Причины в крайне низкой эффективности аспирантуры: всего 12% из числа поступивших аспирантов успешно завершают в ней обучение, только 8% защищают кандидатские диссертации в установленные сроки. И это на фоне стремительного старения работников образования и науки: средний возраст преподавателей вузов составляет 45,5 лет, доцентов – 50 лет, профессоров – 62,4 года. Докладчик отметил важность материального стимулирования труда работников научно-образовательной сферы. По данным Росстата, средняя зарплата преподавателей вузов равна 111 тыс. руб., однако собранные «снизу» данные значительно отличаются: средняя зарплата преподавателя вуза в Москве составляет 56 тыс. руб., в Самаре – 40 тыс. руб., средние предложения по отрасли 35–40 тыс. руб., что близко к медианной зарплате по стране. В России молодой человек после обучения начинает получать заработную плату в научно-образовательной сфере в размере 26 тыс. руб., а то и меньше. В таких условиях неизбежен отток кадров. По данным НИУ ВШЭ, ежегодно из страны выезжает 10 тыс. ученых для постоянной работы и 35–40 тыс. студентов для учебы в магистратуре и аспирантуре, страну покидают 65–75% перспективных ученых. В социологии сейчас трудно найти специалиста, который занимается методами и исследований или историей русской социологии. В развитии кадрового кризиса вряд ли стоит ждать обрушения системы в целом, скорее всего, она будет деградировать постепенно и дискретно в разных областях. В этих условиях административные инстанции будут вынуждены снижать критерии требований к квалификационным характеристикам ученых и механизмам их воспроизводства, что уже происходит (упрощение порядка получения ученых степеней, снижение требований к членам диссертационных советов и др.). Будут пересматриваться критерии к преподавателям высшей школы. Не исключено, что наши инстанции будут обращаться к резервам других стран, в том числе СНГ, как это уже происходит в медицине. Для исправления ситуации нужно, чтобы высокий научный статус давал и существенную прибавку к заработной плате. Важно расширить число источников финансирования науки (много фондов – много возможностей). Необходимо усиление роли Российской академии наук, в т. ч. в реформировании научно-образовательной сферы.

Чл.-корр. РАН Ж. Т. Тощенко (РГГУ) выступил с докладом «Формы участия высшего образования в решении проблем производительности труда». Он отметил, что при обсуждении проблем образования производительность труда выпадает из числа актуальных направлений подготовки кадров. Это происходит по нескольким причинам: наличие в образовательных программах только общих требований к профессиональной подготовке; отрыв учебного процесса от проблематики производства; формальные требования к отчетности по производственной практике студентов. Исследования социологов РГГУ показывают, что в процессе учебы происходит профессиональный отбор будущих специалистов, в частности, отсев из вузов составляет от 15 до 30% (на платном отделении отсев выше, чем на бюджетном). Причины кроются в финансовых и семейных проблемах (до 25%), в случайном (ошибочном) выборе специальности (направления подготовки) (20%), в «необучаемости» 12–15% студентов, в нехватке знаний, сложностях учебной программы (10%). Основные недостатки производственной практики кроются в формализме ее организации и отсутствии заинтересованности работодателей. В трудоустройстве и профессиональной адаптации выпускников вузы принимают незначительное участие, оказывая помощь не более 8% молодых специалистов. Большинство работодателей (52%) заявляют, что вновь принятые выпускники вузов проходят переобучение непосредственно на рабочем месте или переводятся на низкоквалифицированную работу. Докладчик предложил следующие пути решения этой проблемы: тестирование профессиональной предрасположенности выпускников школ; изменение пропорций набора студентов на специальности исходя из их востребованности; пересмотр материального стимулирования труда в различных отраслях и сферах деятельности; усиление отсева неспособных к обучению студентов; создание эффективной системы социальных лифтов. По мнению Тощенко, работу по повышению производительности труда нужно начинать в вузе.

Чл.-корр. РАН В. Н. Иванов (ИСПИ ФНИСЦ РАН) в докладе «Идеологические аспекты образования и ответственность социолога» остановился на критическом анализе социологической работы, понимаемой в широком смысле: от проблем социологического образования до вопросов внедрения результатов социологических исследований в практику органов государственной власти и управления. Докладчик отметил положительную роль идеологии в консолидации советского общества и проблемы ее отсутствия в современном российском социуме, не компенсируемые наличием идеологического многообразия. Подчеркнул, что от идеологической ориентации социологов зависит их профессиональная позиция, в том числе по вопросам придания огласки результатов социологических исследований по «болезненным темам». В условиях гибридной войны определенная тематика, например, динамика этноконфессиональных отношений, может быть использована противниками. В связи с этим проблема профессиональной ответственности социологов продолжает оставаться актуальной.

Профессор Ж. В. Пузанова (РУДН) в докладе «Образование в мире, где правит искусственный интеллект (ИИ): гонка компетенций» констатировала, что мы живем в эпоху «слабого» ИИ, позволяющего решать узкоспециализированные задачи, но в перспективе он разовьется в «сильную» универсальную модель, оказывающую влияние не только на бизнес и коммуникации, но и политику, геополитику и человеческие отношения, образование. Для социологов внедрение ИИ в повседневную жизнь представляет интерес в плане изменения привязанностей человека не к институтам, а к технологиям. Докладчик отметила влияние ИИ на сферу образования: построение персональных образовательных и карьерных траекторий; использование ChatGPT в производстве/написании и анализе текстов (эссе, курсовых и дипломных работ); работа с цифровыми данными (обработка массивов информации, агрегирование, построение таблиц и графиков, их описание, расчет индексов и показателей); решение креативных задач и др. Все это требует внесения изменений в учебный процесс: формирование у обучаемых навыков использования возможностей ИИ в профессиональной деятельности при сохранении ряда прежних компетенций, связанных с развитием критического мышления, когнитивной устойчивости, аналитической деятельности, креативных способностей, моральных и лидерских качеств, способности постоянного обучения и самообразования. Необходимо образование с опережением, с навыками «на вырост».

Профессор Л. В. Темнова (МГУ им. М. В. Ломоносова) в докладе «Модель подготовки социолога в свете разработки ФГОС четвертого поколения» обобщила наработки рабочей группы при ФУМО «Социология и социальная работа». Принципами разработки ФГОС четвертого поколения являются: 1) анонсированная замена Болонской системы и переход к двум уровням высшего образования: базовому и специализированному; 2) переход к укрупненной группе направлений подготовки и специальностей; 3) введение в перечень компетенций помимо универсальных и общепрофессиональных также базовых компетенций – общих для всех направлений подготовки, входящих в группу. Уже разработана нормативная база, изменившая структуру и состав перечней специальностей и направлений подготовки, эти изменения вводятся с 1 сентября 2024 г. Теперь социология входит в укрупненную группу – УГН 13 «Политика, социология и международные процессы» вместе с регионоведением, политологией, международными отношениями и публичной политикой. Разнородность предметных областей создает проблемы согласования единой образовательной программы. Планируется, что студенты будут поступать не на направление подготовки, а на укрупненную группу специальностей и делать выбор на третьем курсе (первые два года – общая подготовка). ФУМО и вузы могут варьировать сроки обучения на базовом уровне – 4–6 лет, на специализированном от 1 до 3 лет. Предложения рабочей группы основывались на предоставлении вузам максимальной свободы в выборе профиля и сроков обучения, поскольку региональные вузы находятся в сложной ситуации. Модель подготовки социологов основывается на расширенном варианте сфер, областей и видов деятельности социологов. С 2023 г. начался пилотный проект, в котором участвуют шесть вузов. Положительные моменты введения новой системы – многоформатность и гибкость. Опасения связаны с проблемами международного сотрудничества, механизмом получением студентами двух квалификаций; распределением контрольных цифр приема на УГН и на конкретные направления; согласования нового общего блока подготовки различных направлений; качества подготовки специалистов; организационные проблемы набора и обучения. Непрерывное реформирование системы высшего образования дестабилизирует деятельность профессорско-преподавательского состава.

Участники секции акцентировали внимание и на других аспектах развития социологического образования: Н. Г. Скворцов (СПбГУ) «Модель практико-ориентированного обучения социологов-исследователей (опыт СПбГУ)»; Н. В. Проказина (Среднерусский филиал РАНХиГС, г. Орел) «EdTech в социологическом образовании: вызовы и возможности, риски и решения»; Т. А. Хагуров (Кубанский гос. университет, г. Краснодар) «Социогуманитарное импортозамещение: между Сциллой интеллектуального изоляционизма и Харибдой глобального трансгуманизма»; З. Т. Голенкова (ИС ФНИСЦ РАН) «Курс “История русской социологии” в учебном плане подготовки специалистов-социологов»; М. С. Цапко (Аналитический центр при Правительстве РФ) «Актуальные форматы работы социолога в госуправлении»; И. В. Образцов (МГЛУ) «Социолог 4.0: предполагаемые преимущества и риски»; М. Б. Буланова (РГГУ) «Модели социологического образования: преемственность и противоречивость».

Участие в дискуссии также приняли: Э. Р. Нуруллина (КГЭУ, г. Казань); С. А. Барков (МГУ им. М. В. Ломоносова); Р. И. Анисимов (РГГУ); Ф. И. Шарков (РАНХиГС); Л. А. Брушкова (Финансовый университет при Правительстве РФ); Т. Б. Бадмацыренов (Бурятский гос. университет, г. Улан-Удэ); Т. И. Юдина (ИДИ ФНИСЦ РАН); Г. Н. Осадчая (ИДИ ФНИСЦ РАН); И. В. Троцук (РУДН).

В заключительном слове М. К. Горшков выразил намерение довести озабоченность и высказанные в ходе дискуссии предложения о перспективах развития социологического образования до сведения руководства органов государственного управления РФ: «Голос социологов должен быть услышан».

×

About the authors

Igor V. Obraztsov

Moscow State Linguistic University

Author for correspondence.
Email: obraztsov@rambler.ru

Dr. Sci. (Sociol.), Prof., the Sociology Department, Head of Sociological Laboratory

Russian Federation, Moscow

References


Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».