New vectors for the development of science and higher education in the XXI century

Cover Page

Full Text

Full Text

Международная научно-практическая конференция «Наука и высшее образование в XXI веке: системные и институциональные изменения» состоялась в Иркутском государственном университете (ИГУ) 15–16 декабря 2023 г. В ее работе приняли участие ученые и практики из Минска, Москвы и Санкт-Петербурга, городов Сибири, Дальнего Востока, Урала и др. Ими были рассмотрены актуальные проблемы и новые векторы развития науки и высшего образования в условиях системных и институциональных вызовов.

Работа конференции началась вступительным словом проф. Т. И. Грабельных (ИГУ, ОП ИО, Иркутск), которая отметила, что направления обсуждений на конференции были заданы современными векторами развития науки и высшего образования: возрастанием роли государства и общества в регулировании высшего образования и науки в периоды угроз национальной безопасности, необходимостью конструирования пространств новых возможностей и определения направлений развития социальных институтов в долгосрочной и среднесрочной перспективах.

И. А. Журавлева (ИГУ, Иркутск) подчеркнула важность исследовательских усилий, необходимых для понимания желаемой архитектоники и смыслов высшего образования, востребованного обществом. Ректор ИГУ, проф. А. Ф. Шмидт обозначил, что индустриальные и научные революции, технологические прорывы и ориентиры на них, цифровые трансформации и др. – не могли не способствовать углублению дифференциации образовательных возможностей в высшем образовании, социальной поляризации высшего и среднего профессионального образования. Приветствия в адрес конференции прозвучали также от председателя ОП ИО, директора ИГМАПО, проф. В. В. Шпраха, руководителя Иркутскстата И. В. Ивановой, зам. министра по молодежной политике Иркутской области И. Н. Иванова.

Открыла пленарное заседание С. И. Березовская (Управление ФС гос. статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва) докладом об опыте взаимодействия Красноярскстата с опорными вузами региона в аспекте практикоориентированности и кадровой политики. Подчеркнута необходимость проведения мероприятий по популяризации статистики среди студентов вузов, предоставления им статистического и методического материала, информирования студентов о методиках формирования статистических показателей, «понятной статистике», энциклопедии статистических терминов.

Проф. Г. А. Ключарев (ФНИСЦ РАН) в докладе «О перспективах дистанционного и онлайн-обучения в высшей школе в свете Постановления Правительства № 1678 от 11.10.2023» отметил, что в постановлении, вступающем в силу с сентября 2024 г., разрешено проводить аттестацию дистанционно по биометрии. Докладчик подчеркнул, что речь идет о непрерывном образовании, основанном на цифровых технологиях. Это качественно новое состояние искусственной социальности, в которой посредником выступает нейросеть. На гиперкомпьютерах многие количественные процессы в социологии изменятся. В современных университетах студенты имеют доступ к внутренней университетской сети, где могут отрабатывать учебные модули в режиме онлайн. На этих компьютерах в нейросетях происходит симуляция профессиональной деятельности, в процессе которой программа может диагностировать успешность будущего специалиста. Компьютерное обучение должно существенно сократить аудиторную нагрузку. Развитие дистанционных технологий – это новые возможности и векторы развития России.

Н. К. Габдрахманов (НИУ ВШЭ) представил доклад «Обратная сторона доступности высшего образования», в котором отметил, что охват молодежи системой высшего образования выступает как инструмент, который способствует удержанию молодежи на местах. Также им были обозначены векторы и тренды развития высшего образования: рост доступности высшего образования, который в ряде регионов тем не менее не остановил процесс – молодежь продолжает из них уезжать.

Последующие доклады представляли актуальные научные разработки и практико-ориентированные подходы в изучении системных и институциональных изменений в развитии науки и высшего образования. Так, в докладе Ж. Т. Тумурова (ОП Забайкальского края, ЗГУ) показано изменение приоритетов высшей школы Забайкальского края в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты» и влияние научных кадров на эффективное социально-экономическое развитие субъекта Федерации.

В выступлении С. П. Какаулина (МЭРиП ИО, ИГУ) были затронуты вопросы формирования современных трендов в кадровой политике, выделены основные направления реализации государственной политики в области обеспечения кадров промышленных предприятий. Подчеркнуто, что внедряемая Министерством образования «Карьерная карта», призвана мотивировать к профессии и должна работать в комплексе с ЕГЭ.

В докладе «Специфика перехода на новую модель высшего образования в России: приоритеты и проблемы» проф. Л. В. Темновой (МГУ им. М. В. Ломоносова) представлен анализ основных аспектов обновления уровневой системы высшего образования, анонсируемой как замена Болонской системы. Отмечено, что новый подход предоставляет студенту возможность выбирать направление подготовки не на этапе поступления в вуз, а с третьего года обучения («отложенный выбор»), что открывает перспективы для осмысленного профессионального выбора и более гибкого встраивания выпускников в рынок труда за счет широкой образовательной базы.

М. Ю. Семёнов (ТюмГУ) в докладе «Взаимодействие вуза и органов региональной власти в процессе реализации проектов трансформации: взгляд со стороны университета» на основе результатов анкетного опроса сотрудников университетов, имеющих опыт реализации стратегических проектов развития, приходит к выводу, что, с одной стороны, отмечается активное взаимодействие университетов и органов региональной власти в части реализации проектов трансформации. С другой – эффективная модель коммуникации университета с органами региональной власти при реализации этих проектов просматривается с трудом.

Н. А. Лебедева-Несевря (ПГНИУ) в докладе «Ментальное здоровье в фокусе междисциплинарных исследований: вызовы XXI века» подчеркнула актуальность изучения ментального здоровья населения, влияния на него геополитических контекстов, и основных причин ментальных расстройств. При решении проблем ментального здоровья были выявлены возрастные особенности в ориентации на профессиональную помощь психологов и психиатров. Уделено особое внимание ментальному здоровью студентов и доступности получения ими психологической помощи с целью сохранения психоэмоционального благополучия.

В. В. Зырянов (МГУ им. М. В. Ломоносова) актуализировал вопросы научного руководства в контексте современных задач высшей школы. При описании условий труда преподавателя акцентировано внимание на возрастающем уровне их занятости, процессе старения преподавательского корпуса, проблеме трудовой занятости студентов. Исходя из слабой регламентации научного руководства, выделены позитивные и негативные сценарии его осуществления.

Е. В. Матвеевой (Кузбасский ГАУ, Кемерово) были озвучены результаты исследования социальных сетей как медиаресурса по формированию ценностей молодежи аграрных вузов РФ. Сделан вывод, что социальные сети представляют собой наиболее значимый инструмент воздействия на мировоззрение молодежи в отличие от официальных сайтов, ориентированных на более возрастные группы и выполняющих роль важного ресурса организаций.

На пленарном заседании также были заслушаны доклады: проф. Н. Л. Антоновой (УрФУ, Екатеринбург); Е. Г. Сигачевой (Иркутск); проф. В. Ф. Пугач (МИСИС, Москва); проф. М. А. Вахтиной (Университет «МИР»; Самара); Т. С. Крупской (ИГМУ, Иркутск); проф. Я. А. Лещенко (ВСИМЭИ, Ангарск); Ю. В. Мананниковой (ИРР ПО, Пенза); А. Е. Яблонской (БГТУ им. В. Г. Шухова, Белгород); проф. Т. И. Грабельных (ИГУ, Иркутск); проф. Н. Л. Смакотиной (МГУ, Москва); чл.- корр. НАН Беларуси А. Н. Данилова (БГУ, Минск); проф. Л. И. Найденовой и Е. В. Щаниной (ПГУ, Пенза); проф. А. А. Зеленина и С. Н. Чирун (КемГУ, Кемерово); Н. Н. Морозовой (Институт экономики НАН Беларуси, Минск).

Конференция продолжилась работой объединенной секции «Наука и университеты в России: проблемы, приоритеты и перспективы развития» и молодежной секции «Высшая школа и рынок труда в России и мире в цифровую эпоху: социологические взгляды и интерпретации студенческой молодежи».

Интерес участников объединенной секции был сфокусирован на особенностях реализации национального проекта «Наука и университеты» в России, роли человеческого капитала в развитии регионов, формировании карьерных ценностей молодежи в сфере науки и высшего образования (проф. А. Е. Смирнов (ИЮИ (ф) УП РФ); Т. В. Амосова (ИЮИ (ф) УП РФ); О. М. Хохлова (ИГУ); А. К. Рожкова (ИРО ООД «ВСД “Русский Лад”»); Ю. А. Давыденко (ИГУ) и др.).

В работе молодежной секции приняли участие студенты и аспиранты российских вузов (ИГУ, БГТУ им. В. Г. Шухова, СПбПУ, КемГУ, УрФУ, СибГМУ и др.).

Подводя итоги, проф. Т. И. Грабельных (ИГУ) отметила, что на всех этапах конференции прослеживался интерес к факторам «переходов» на новые модели образования. В этих условиях снова встал вопрос о доступности качественного высшего образования. Обсуждение позволило сделать вывод, что быстрое внедрение цифровых технологий в образование отражается на планах, ожиданиях и компетенциях всех участников образовательного процесса.

×

About the authors

Tatyana I. Grabelnykh

Irkutsk State University

Author for correspondence.
Email: tagr@bk.ru

Dr. Sci. (Sociol.), Prof.

Russian Federation, Irkutsk

Natalya A. Sablina

Irkutsk State University

Email: nsablina@bk.ru

Cand. Sci. (Sociol.)

Russian Federation, Irkutsk

References


Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».