Classic university under modern challenges
- Authors: Osipova N.G.1, Kanevsky P.S.1
-
Affiliations:
- Both – Lomonosov MSU
- Issue: No 4 (2024)
- Pages: 164-166
- Section: ACADEMIC EVENTS
- URL: https://journal-vniispk.ru/0132-1625/article/view/260262
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524040167
- ID: 260262
Full Text
Full Text
19 февраля 2024 г. на социологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова состоялась XVIII Международная научная конференция «Сорокинские чтения», посвященная теме: «Классический университет: современные тенденции и векторы развития (на пути к 270-летию Московского университета)». Конференция привлекла широкое внимание со стороны научной общественности. Было подано более 550 заявок, представлявших 130 вузов и научных институтов из 39 городов России, а также Беларуси, Китая, Узбекистана, Армении. Актуальность обусловлена тем, что российское высшее образование и наука встают перед вызовами, связанными с масштабными социальными, поведенческими, политическими, экономическими трансформациями. В этом контексте особую миссию несут классические университеты, исторически находящиеся в авангарде научного и академического развития.
В рамках торжественного открытия конференции с приветственным словом выступили зам. министра науки и высшего образования РФ Д. В. Афанасьев и декан факультета социологии СПбГУ, проф. Н. Г. Скворцов.
Научную часть пленарного заседания открыл доклад «Классическое университетское образование перед вызовами современности» проф. Н. Г. Осиповой (МГУ). В своем выступлении докладчик систематизировала внешние и внутренние вызовы, которые стоят перед отечественным высшим образованием в целом и классическими университетами, которые первыми должны отвечать на них. Внешние вызовы связаны с новыми геополитическими реалиями, существенно переопределившим место нашей страны в международных отношениях и т. д. К активно обсуждающимся внешним вызовам Н. Г. Осипова отнесла и выход из Болонской системы, поиск новой национальной модели высшего образования и переход на нее; изменение хозяйственной инфраструктуры России и рынка труда, требующих подготовки квалифицированных кадров; цифровизацию коммуникационных процессов, включающих массированные информационные и особенно дезинформационные потоки, направленные на различные группы населения, особенно молодежь. Внешние вызовы в значительной степени обуславливают внутренние вызовы высшего образования как института и во многом проектируются на структурные компоненты его среды. В их числе: цифровизация образовательного процесса и попытки слишком активного, не всегда продуманного внедрения дистанционных образовательных технологий; переориентация образовательного процесса на прикладную функцию; кадровое обеспечение образовательного процесса и т. д.
С докладом «Высшее образование в России через призму опросов общественного мнения» выступил В. В. Федоров (ВЦИОМ). Опираясь на богатый эмпирический материал, он рассказал о ценности высшего образования в глазах российских граждан. Согласно приведенным данным, подавляющее большинство населения отмечают важность высшего образования как социального лифта, все больше россиян в последние годы считают, что оно необходимо для построения карьеры.
В своем выступлении «Проекты модернизации университетского образования в современной России: замыслы и результаты» В. А. Смирнов (МГУ) рассказал о проблемах отраслевой модели высшего образования, обозначил трудности, вызванные разбалансировкой сферы высшего образования, а также подчеркнул необходимость обновления материально-технической базы современных университетов. Докладчик привел аргументы в пользу пересмотра федеральных и региональных программ развития вузов, предложив делать бóльший упор на качественные, а не количественные показатели.
В этот же день состоялись заседания секций и круглого стола, тематически раскрывавшие основные вопросы повестки конференции. В рамках секции «Место и роль классического университета в современном обществе» (рук. Н. Г. Осипова) рассматривались общие проблемы, связанные с состоянием и развитием современных классических университетов. На секции была обозначена палитра проблем, с которыми сталкиваются современные университеты, отметив необходимость выработки адекватной политики в области высшего образования. Также были подняты вопросы социальных функций классического университета в современном российском обществе (Е. А. Боева, Т. А. Андриянова, КурГУ), проблема развития человеческого и социального капиталов молодежи в классическом университете (Е. Н. Васильева, ИДИ ФНИСЦ РАН), обсуждался сравнительный анализ организации кампусов российских и китайских университетов и их влияния на качество образования (Гу Цзиньлун, СПбГУ). Кроме того, активно обсуждались доклады об университете как драйвере социального развития современного города (Д. К. Гугуев, МГУ) и роли классического университета в социальном конструировании здоровья молодежи (А. В. Лядова, МГУ).
На секции «Организационные и экономические аспекты управления современным университетом» (рук. С. А. Барков, МГУ) ключевой темой дискуссий стали актуальные организационные аспекты управления университетами (построение целевых ориентиров для модернизации и оценки работы современных университетов, введение систем KPI, цифровизация управления современными университетами и т. д.) и экономические ограничения в развитии современных образовательных организаций. На секции были также рассмотрены вопросы нормирования работы современного преподавателя (Н. Л. Захаров, РГПУ им. А. И. Герцена), «проблемные зоны» диверсификации источников финансирования российских университетов (Л. В. Пушкарева, СЗИУ РАНХИГС), перспективы развития эндаумент-фондов (С. Н. Макаров, СмолГУ), изменение жизненных и профессиональных стратегий современных студентов (В. О. Корунова, ЦПЭИ АН РТ) и развитие системы образовательных кредитов (С. А. Барков, МГУ).
Общая проблематика работы секции «Социальные технологии в университетском образовании» (рук. О. В. Гавриленко, МГУ) сконцентрировалась на обсуждении возможностей и ограничений алгоритмического управления в сфере высшего образования (О. В. Гавриленко, МГУ), современных формах и технологиях профориентационной работы со школьниками (О. Г. Зубова, МГУ), технологиях инклюзии в сфере современного университетского образования (Е. В. Воеводина, Финун-т), новых педагогических технологиях в условиях цифровизации (О. И. Дивина, МГУ), возможностях применения социальных сетей в университетском образовательном процессе (Н.-Ф. Морару, РУДН).
На секции «Трансформация образовательной коммуникации в контексте цифровизации общества» (рук. А. К. Мамедов, МГУ) особое внимание было уделено когнитивным аспектам современной образовательной коммуникации (И. Н. Чудновская, МГУ), развитию личности в новых цифровых условиях (О. А. Гримов, ЮЗГУ), месту искусственного интеллекта в коммуникативной системе образования (Я. А. Гудкова, В. А. Тупикова, РУДН), обсуждению реальных прикладных и научных академических проектов (Н. Л. Балич, НАН Беларуси).
Заседание секции «Роль университета в разработке приоритетов семейно-демографической политики» началось с выступления ее руководителя проф. А. И. Антонова (МГУ) который высказался в пользу включения механизма подготовки профессиональных демографов в систему отечественного высшего образования. На секции обсуждались вопросы, связанные с ролью университета в сохранении здоровья молодежи (Е. Н. Новоселова, МГУ), последними трендами демографической политики (З. И. Назаров, УУНиТ), негативными изменениями репродуктивных установок населения и способами их преодоления (Е. К. Рудакова, ННГЛУ).
В рамках секции «Междисциплинарный вектор исследования государственного управления в классическом университете» (рук. – В. П. Васильев, МГУ) были затронуты проблемы критериев оценки справедливого доступа граждан к качественному высшему образованию (В. Л. Римский, МПСУ), роль государства в регулировании трудоустройства выпускников университетов (Ю. А. Холоденко, МГУ), университетские векторы устойчивого развития (В. А. Сушко, МГУ), роль университета в условиях структурных изменений на современном рынке труда (Н. Г. Деханова, МГУ).
На круглом столе «Преподаватель в современном классическом университете: академические ценности и новые реалии» (рук. Л. В. Темнова и В. В. Зырянов, МГУ) обсуждались актуальные вопросы деятельности и личности преподавателя современного классического университета, проблема роли преподавателя в формировании гражданской позиции студентов (Л. Г. Титова, ЯрГУ), смыслы и содержание наставнической деятельности (Н. В. Проказина, Финансовый ун-т), дилеммы и противоречия профессиональной деятельности преподавателей в цифровую эпоху (Е. Г. Ксенофонтова, МГУ). Активную дискуссию вызвала проблема формирования профессиональных деформаций личности преподавателя (Л. В. Темнова, МГУ), портрет преподавателя современного российского университета (А. Р. Барахоева, ЯрГУ, В. В. Зырянов, МГУ).
В рамках конференции был поднят значительный пласт вопросов, связанных с современными вызовами, стоящими перед классическими университетами и перспективами их развития. Общим результатом работы конференции стал вывод о том, что классический университет сталкивается сегодня одномоментно с целым рядом глубинных изменений. Реагировать на эти изменения необходимо учитывая новые социальные, технологические и поведенческие реалии, в то же время сохраняя верность традициям классического университета.
Н.Г. ОСИПОВА, П.С. КАНЕВСКИЙ
About the authors
Nadezhda G. Osipova
Both – Lomonosov MSU
Author for correspondence.
Email: ngo@socio.msu.ru
Dr. Sci. (Sociol.), Prof., Head of the Department of Modern Sociology Dean of the Faculty of Sociology
Russian Federation, MoscowPavel S. Kanevsky
Both – Lomonosov MSU
Email: kanevskiy@socio.msu.ru
Cand. Sci. (Pol.), Assoc Prof. of Department of Modern Sociology Dean of the Faculty of Sociology
Russian Federation, MoscowReferences
