Exploring population heterogeneities
- Authors: Noskova A.V.1, Bikkinina D.D.1
-
Affiliations:
- MGIMO University
- Issue: No 5 (2024)
- Pages: 162-164
- Section: ACADEMIC EVENTS
- URL: https://journal-vniispk.ru/0132-1625/article/view/262286
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524050157
- ID: 262286
Full Text
Full Text
Усиление традиционных и возникновение новых демографических неравенств, по мнению специалистов, будет все более определять будущее стран мира. Ряд аспектов этой проблемы обсуждался на очередной конференции Витгенштейн центра демографии и глобального человеческого развития, проходившей 6–7 декабря 2023 г. в Вене под названием «Изучение неоднородностей населения». Мероприятие проводилось в гибридном формате и объединило более 400 участников из 66 стран мира 1. Двухдневная программа включала разный формат сессий: тематические (экономика, миграция, рождаемость, здоровье и смертность), постерные, «флэш-сессии» с докладами по смешанной тематике.
По традиции особая роль отводилась пленарным докладам. Поднимаемые спикерами фундаментальные проблемы сформировали ядро повестки конференции. Первый доклад «Динамика неравенства смертности и заболеваемости: на пути к интеграции» сделал И. Перманьер (I. Permanyer, ЦДИ при Автономном ун-те Барселоны, Испания). Он представил результаты трехлетнего проекта по изучению неравенств в сфере здоровья. По его убеждению, неравенство в продолжительности здоровой жизни – фундаментальный фактор. Именно долгая здоровая жизнь является нормативно желательной. Продолжительность же «нездоровой жизни» вызывает споры, т. к. сопровождается личными, социальными и экономическими издержками. В этой связи важно изучать степень синхронизации роста ожидаемой продолжительности жизни и продолжительности здоровой жизни. Для анализа этих процессов сравнивались показатели неравенства в продолжительности жизни (LI) и показатели неравенства в продолжительности здоровой жизни (HLI). Проведенные в данной области исследования – «Неравенство в продолжительности здоровой жизни в зависимости от уровня образования», «Неравенство в продолжительности здоровой жизни в глобальном разрезе» и др. – позволили выявить ряд тенденций. Так, уровень неравенства в продолжительности здоровой жизни в целом значительно выше неравенства в продолжительности жизни. В частности, показатель HLI выше среди людей с низким образованием, HLI выше среди женщин в отличие от показателя LI, который выше у мужчин.
Второй пленарный доклад «Неравенства на рынке труда и рождаемость в контексте продолжающейся глобализации и стремительных технологических изменений» сделала А. Матысяк (A. Matysiak, МЦИТСД, Варшавский ун-т, Польша). Она начала с утверждения, что состояние рынка труда влияет на формирование семей. Происходящие изменения в сфере труда (автоматизация, сокращение рутинного труда и увеличение когнитивных профессиональных задач, работа из дома) усиливают неравенства между работниками с разной квалификацией. Результаты лонгитюдных исследований позволили оценить направленность демографических изменений вследствие структурных трансформаций в трудовой занятости. Исследование «Когнитивные виды трудовой деятельности и рождаемость» (1986–2019, Германия) выявило тренд на дифференциацию видов репродуктивного поведения у женщин с разной вовлеченностью в когнитивный труд. Вероятность стать матерью выше у женщин, чья трудовая деятельность в большей степени ориентирована на аналитические и социальные задачи. Напротив, уровень бездетности вырос среди женщин, чья профессиональная деятельность слабо связана с когнитивным трудом. На данных шведского исследования 1993–2017 гг. показано негативное влияние автоматизации на формирование семей у работников со средним и низким уровнем квалификации. Исследование, проведенное в Великобритании в 2009–2019 гг., выявляло признаки положительной связи между автоматизацией рабочего места и отказом от рождения второго ребенка среди высокообразованных женщин. Общий вывод – неутешительный. Люди с образованием ниже среднего уровня исключаются и из «хороших» сфер занятости, и из семейных процессов. Такая ситуация, по мнению автора, провоцирует рост протестных настроений в Европе и популистских партий.
Новый вектор развития демографии обозначила проф. Р. Кашьяп (R. Kashyap, ф-т социологии Оксфордского ун-та). В докладе «Цифровая революция и демография: перспективы цифровой и вычислительной демографии» она развивала идею, что произошедшую цифровую революцию следует воспринимать как социальную и революцию в данных. Новым предметом демографических исследований становятся способы воздействия интернет-коммуникации на семейное поведение и репродуктивные установки. По мнению докладчика, использование мобильного Интернета улучшает положение женщин в разных странах мира, расширяет гендерные возможности, предоставляя свободный доступ к информации о репродуктивном здоровье и репродуктивных правах. В то же время, как показали представленные в докладе результаты нескольких исследований, формируются новые цифровые разрывы – межстрановые, социальные и гендерные. В завершение доклада артикулировался тезис о цифровых компетенциях как ключевом вопросе демографической повестки.
Говоря о конференции в целом, отметим повышенное внимание к образованию как фактору, оказывающему влияние на демографическое поведение. Помимо пленарных докладов, этот вопрос поднимался на всех сессиях.
Ц. Хуанг (Ziyue Huang, Китайский ун-т в Гонконге) представил совместный доклад о распределении потоков иммигрантов в Китай по уровню образования. С результатами исследования образовательной неоднородности эмиграционных и иммиграционных потоков в Турции ознакомил К. Оздемир (C. Özdemir, Ун-т Бюлент Эджевит, Турция).
Проблема влияния уровня образования на здоровье и продолжительность жизни также поднималась в нескольких докладах. Отметим, в частности, коллективный доклад «Изменение уровня образования как драйвер когортных трансформаций в здоровом долголетии», представленный Т. Шен (T. Shen, ШД при Австралийском нац. ун-те).
Особую научно-практическую значимость имеют результаты исследования неравенства в сфере здоровья с использованием показателя двойной функциональности, представленные Ш. Болдри (Sh. Bauldry, ЦИСЖП ф-та социологии Ун-та Пердью в США) в совместном докладе «Неравенства в сохранении двойной функциональности на протяжении жизни в зависимости от уровня образования и пола». Двойная функциональность предполагает сохранение ментального и физического здоровья в старших возрастах. На основе представленных в докладе данных показана зависимость между уровнем образования и сохранением двойной функциональности. Так, только 67% женщин с образованием ниже среднего уровня в возрасте 65–69 лет проявляют двойную функциональность, в то время как у женщин с высоким уровнем образования этот показатель достигает 92%.
В фокусе конференции оказался и вопрос зависимости рождаемости от образования. Среди прочих выделим выступление С. Абдуллаева (S. Abdullayev, Таллинский ун-т, Эстония) «Отпуск по уходу за ребенком и рождаемость: образовательные и этнические различия в темпах и количественных изменений – при рождении второго и третьего ребенка» и доклад Н. Штурм (N. Sturm, Лёвенский католич. ун-т, Бельгия) «Маргинализация женщин с низким уровнем образования на брачном рынке Европы».
Первый доклад содержал результаты исследования, описывающие различия в динамике рождаемости, вызванных реформой отпусков по уходу за ребенком в Эстонии в 2004 г., у матерей с разным уровнем образования. Изучались когорты женщин 1960–1999 г. р., родивших первого или второго ребенка в 1993–2014 гг. Выявлено, что отклик на реформы в виде увеличения частоты рождений вторых и третьих детей заметнее выражен у женщин с высоким уровнем образования. Напротив, для женщин с низким уровнем образования характерно удлинение интергенетического интервала. Матери с низким уровнем образования откладывали вторые роды, чтобы закрепить свои позиции на рынке труда и получить больше выгод от системы, подразумевающей оценку ставки заработной платы.
Н. Штурм исследовала влияние уровня образования на вероятность вступления в брак. Актуальность этой проблемы усиливается из-за значения женской зарплаты для экономического благополучия семьи. В большинстве европейских стран именно высокообразованные женщины чаще откладывают рождение первого ребенка или остаются бездетными. Однако, по мнению докладчицы, проявились зачатки обратных тенденций. Уровень бездетности будет расти среди женщин и мужчин с низким уровнем образования, что сопряжено с трудностями поиска партнера и начала совместной жизни. Для проверки данной гипотезы использовались данные Европейского социального исследования для 27 стран с 2002 по 2022 г. В выборку попали когорты женщин и мужчин, родившихся в 1960–2004 гг. Выявлено, что высокий уровень образования повышает вероятность вступления в брачный союз женщин в возрасте 35–45 лет в странах Западной и Южной Европы.
Другой особенностью конференции стал поиск подходов, позволяющих по-новому осмыслить традиционные для демографической науки проблемы. Так, Й. Дуанон (Y. Doignon, Французский НЦНИ, Франция) в докладе «Пространственная динамика внебрачных рождений во Франции и Бельгии (1968–2017): возникновение, пространственное распространение и границы» раскрыл эвристический потенциал пространственно-временной методологии для изучения семейных изменений. Такие исследования позволяют понять, как развиваются пространственные модели семейного поведения и как с течением времени меняется пространственная неоднородность населения. Используя метод социального картографирования, автор проиллюстрировал пространственную неоднородность в распределении показателя «доля внебрачных рождений среди всех живорождений» на протяжении 50 лет на приграничных территориях, а также раскрыл фактор границ (языковых, национальных, поселенческих) в неравномерном распространении внебрачных рождений.
Новые факторы дифференциации смертности рассматривались в докладе «Влияние места рождения на смертность во взрослом возрасте: кейс Испании», выполненном под руководством Н. Алдеа (N. Aldea, Ин-т экономики, географии и демографии, Испания). Этот доклад стал победителем постерной сессии. Представленные результаты исследовательского проекта подтвердили гипотезу, что в контексте интенсивных миграционных перемещений при анализе смертности следует проводить различия между факторами места рождения и места жительства.
Изменение подхода к оценке рождаемости артикулировалось в докладе «Измерение градиента рождаемости во всех европейских странах – в зависимости от уровня образования. Новый подход к оценке рождаемости», сделанном А. Грёлиш (A. Greulich, Ин-т политических исследований, Франция).
В заключение еще раз обратим внимание на трансформацию демографической повестки. Действительно, исследование причин и последствий демографических неравенств приобретает новое научно-практическое звучание. Следует также учитывать, что параллельно с «классической» наукой о населении формируется «цифровая демография», объектом изучения которой становится «цифровое население».
А.В. НОСКОВА, Д.Д. БИККИНИНА
1 URL: https:// https://www.oeaw.ac.at/vid/events/calendar/conferences/exploring-population-heterogeneities (дата обращения: 22.02.2024).
About the authors
Antonina V. Noskova
MGIMO University
Author for correspondence.
Email: a.noskova@inno.mgimo.ru
Dr. Sci. (Sociol.), Prof., Department of Sociology
Russian Federation, MoscowDzhamilya D. Bikkinina
MGIMO University
Email: kamilova_93@mail.ru
PhD student Department of Sociology
Russian Federation, MoscowReferences
