Социология встречается с эпидемиологией: исследования «социального заражения» в поисках теоретической основы

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В современной социологии все больше внимания уделяется изучению процессов копирования, подражания, «вирусного» распространения. Цифровые методы сделали возможным исследование процессов «социального заражения», которые раньше не поддавались изучению. Идея «социального заражения» (social contagion) состоит в том, что социокультурные феномены могут распространяться в социуме подобно инфекционным заболеваниям. Несмотря на многообразие определений социального заражения, до сих пор не появилось разработанной теории этого явления. В то же время необходимость в построении социальной теории существует, поскольку концептуальная рамка социального заражения все чаще используется в эмпирических исследованиях и иногда претендует на роль оптики, через которую может рассматриваться реальность цифрового общества. В статье анализируются направления исследований социального заражения и намечаются контуры теоретической модели, которая может лежать в основе подобных исследований.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Виктория Ивановна Дудина

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: viktoria_dudina@mail.ru

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Девятко И. Ф. От «виртуальной лаборатории» до «социального телескопа»: метафоры тематических и методологических инноваций в онлайн-исследованиях // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы. М.: МИК, 2016. С. 19–33. [Deviatko I. F. (2016) From «Virtual Lab» to «Social Telescope»: Metaphors of Theoretical and Methodological Innovations in Online Research. In: Online-research in Russia: Trends and Prospects. Moscow: MIK: 19–33. (In Russ.)]
  2. Ефанов А. А. Деконструкция образа инфлюенсера в современном медиапространстве // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 32–46. [Yefanov А. А. (2021) Deconstruction of an Influencer Image in the Modern Media Space. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 5: 32–46. (In Russ.)]
  3. Моисеев С. П., Девятко И. Ф. Вирусный альтруизм или социальное заражение? Сравнительный анализ типов участия и механизмов вовлечения российских и украинских пользователей социальных медиа в благотворительную кампанию icе bucket challenge // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. № 4. C. 154–181. [Moiseev S. P., Deviatko I. F. (2018) Viral altruism or social contagion? Comparative analysis of types of participation and mechanisms of involving Russian and Ukrainian users of social media in the charitable campaign Ice Bucket Challenge. Zhurnal sociologii i socialnoi antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology]. No. 4: 154–181 (in Russ.)]
  4. Кондратьева О. Н., Игнатова Ю. С. Инфодемия: становление нового медиаконцепта. Медиалингвистика. 2023. № 10(4). C. 497–521. [Kondratieva O. N., Ignatova Yu.S. (2023) Infodemic: The formation of a new Mediaconcept. Medialingvistika [Media Linguistics]. No. 10(4): 497–521. (In Russ.)]
  5. Кристакис Н., Фаулер Д. Связанные одной сетью. М.: Юнайтед Пресс, 2011. [Christakis N., Fowler J. (2011) Connected. Moscow: United Press. (In Russ.)]
  6. Кучарски А. Законы эпидемий. Синдбад, 2021. [Kucharski A. (2021) The rules of contagion. Sindbad. (In Russ.)]
  7. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. М.: ИП РАН, «КСП+», 1999. [Le Bon G. (1999) Psychology of Crowds. In: Psychology of Crowds. Moscow: IP RAN, “KSP+”. (In Russ.)]
  8. Тард Г. Законы подражания. М.: Академ. проект, 2011. [Tarde G. (2011) Laws of imitation. Moscow: Academ. proekt. (In Russ.)]
  9. Тернер С. П. Прогресс социологии? (пер. Н. В. Романовского) // Социологические исследования. 2023. № 7. С. 3–16. [Turner S. P. (2023) Progress in sociology? (transl. by N. V. Romanovsky). Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 7: 3–16. (In Russ.)]
  10. Тощенко Ж. Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа). М.: Весь Мир, 2020. [Toshchenko Zh.T. (2020) Trauma society: between evolution and revolution (a theoretical and empirical analysis). Moscow: Ves Mir. (In Russ.)]
  11. Тощенко Ж. Т. Социология жизни. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. [Toshchenko Zh.T. (2016) Sociology of life. Moscow: UNITY-DANA. (In Russ.)]
  12. Чиркова Е. В. Социологические и экономические теории группового поведения и их применимость для объяснения стадного поведения на финансовых рынках // Корпоративные финансы. 2010. № 2(14): 16–26. [Chirkova E. (2010) Psychological Theories of Herd Behavior and Applications Thereof for the Explanation of the Herd Behavior in the Financial Markets. Korporativnye financy [Journal of Corporate Finance Research]. No. 2(14): 16–26. (In Russ.)]
  13. Bandura A. (1986) Social Foundations of Thought and Action. Engelwood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  14. Bandura A. (1971) Social Learning Theory. New York: General Learning Press.
  15. Bauer S. (2013) Modeling Population Health: Reflections on the Performativity of Epidemiological Techniques in the Age of Genomics. Medical Anthropology Quarterly. Vol. 27. No. 4: 510–30.
  16. Berndt J., Rodermund S., Timm I. (2018) Social contagion of fertility: An agent-based simulation study. Winter Simulation Conference (WSC). IEEE: 953–964.
  17. Bikhchandani S., Hirshleifer D., Welch I. (1992) A Theory of Fads, Fashion, Customs and Cultural Change as Informational Cascades. Journal of Political Economy. No. 5(100): 992–1026.
  18. Bikhchandani S., Hirshleifer D., Welch I. (1998) Learning from the Behavior of Others: Conformity, Fads, and Informational Cascades. Journal of Economic Perspectives. No. 3(12): 151–170.
  19. Bloor D. (1991) Knowledge and social imagery. University of Chicago press.
  20. Boullier D. (2019) Replications in quantitative and qualitative methods: a new era for commensurable digital social sciences. arXiv preprint arXiv:1902.05984.
  21. Centola D. (2018) How Behavior Spreads: The Science of Complex Contagions. Princeton University Press.
  22. Centola D., Macy M. (2007) Complex Contagions and the Weakness of Long Ties. American Journal of Sociology: 702–734.
  23. Cohen-Cole E., Fletcher J. (2008a) Detecting implausible social network effects in acne, height, and headaches: longitudinal analysis. Bmj: 337.
  24. Cohen-Cole E., Fletcher J. (2008b) Is obesity contagious? Social networks vs. environmental factors in the obesity epidemic. Journal of health economics. No. 27(5): 1382–1387.
  25. Cornwell T., Katz H. (2021) Influencer: The science behind swaying others. Taylor & Francis.
  26. Christakis N., Fowler J. (2009) Connected: The Surprising Power of our Social Networks and How they Shape our Lives. Little, Brown: New York, NY.
  27. Christakis N., Fowler J. (2013) Social contagion theory: examining dynamic social networks and human behavior. Statistics in Medicine. No. 32(4): 556–577.
  28. Diener E. (1979) Deindividuation, self-awareness and disinhibition. Journal of Personality and Social Psychology. No. 37: 1160–1171.
  29. Ferrara E., Yang Z. (2015) Measuring Emotional Contagion in Social Media. PLoS ONE. Vol. 10(11): e0142390. doi: 10.1371/journal.pone.0142390.
  30. Festinger L., Pepitone A., Newcombe T. (1952) Some consequences of deindividuation in a group. Journal of Abnormal and Social Psychology. No. 47: 382–389.
  31. Freedman J. (1982) Theories of Contagion as they relate to mass psychogenic illness. In: M. Colligan, J. Pennebaker, L. Murphy (eds) Mass Psychogenic Illness, N.J: Erlbaum: 171–182.
  32. Hall R., Iannuzzi G. (2023) Prediction of violence: Part contagious disease, part unpredictable individual: Is a public health assessment approach an additional option and at what cost? Behavioral Sciences & the Law. No. 41(5): 246–261.
  33. Kramer A., Guillory J., Hancock J. (2014) Experimental evidence of massive-scale emotional contagion through social networks. Proceedings of the National Academy of Sciences. No. 111(24): 8788–8790.
  34. Kucharski A. (2016) Modelling the transmission dynamics of online social contagion. arXiv.
  35. Levy D., Nail P. (1993) Contagion: A Theoretical and Empirical Review and Reconceptualization. Genetic Social and General Psychology Monographs. No. 119 (2): 233–184.
  36. Locatelli E. (2020) Influencers as socio-technical actors: mapping the paths of influence and the traces of the digital influencers’ system in Italy. Journal of Sociocybernetics. No.17(1): 1–18.
  37. Marsden P. (1998a) Memetics and social contagion: Two sides of the same coin. Journal of Memetics-Evolutionary Models of Information Transmission. No. 2(2): 171–185.
  38. Marsden P. (1998b) Operationalising memetics-Suicide, the Werther effect, and the work of David P. Phillips. In: Proceedings of the 15th International Congress on Cybernetics, Namur, Belgium.
  39. Manzo G., Gabbriellini S., Roux V., M’Mbogori F.N. (2018) Complex Contagions and the Diffusion of Innovations: Evidence from a Small-N Study. Journal of Archaeological Method and Theory. No. 25: 1109–1154.
  40. Moussaïd M., Herzog S., Kämmer J., Hertwig R. (2017) Reach and speed of judgment propagation in the laboratory. Proceedings of the National Academy of Sciences. 114(16): 4117–4122.
  41. Newman M. (2002) Spread of epidemic disease on networks. Physical review E. No. 66(1): 016128.
  42. Noymer A. (2001) The transmission and persistence of ‘urban legends’: Sociological application of age‐structured epidemic models. Journal of Mathematical Sociology. No. 25(3): 299–323.
  43. Pressgrove G., McKeever B., Jang S. (2018) What is contagious? Exploring why content goes viral on Twitter: A case study of the ALS ice bucket challenge. International Journal of Nonproft and Voluntary Sector Marketing. No. 23(1): e1586.
  44. Rodrigues H. (2016) Application of SIR epidemiological model: new trends, International Journal of Applied Mathematics and Informatics. No: 10: 92–97.
  45. Rogers E. (1983) The Diffusion of Innovations. 3rd Edition. New York: Free Press.
  46. Rothkopf D. (2003) “SARS Also Spurs an ‘Information Epidemic’”. Newsday. Long Island, N.Y. 14 May p. A29. ProQuest 279705520
  47. Shibutani T. (1966) Improvised news: A sociological study of rumor. Bobbs-Merrill: Indianapolis.
  48. Slutkin G., Ransford C., Decker R. (2015) Cure Violence: Treating Violence As a Contagious Disease. In: Maltz, M., Rice, S. (eds) Envisioning Criminology. Springer, Cham.
  49. Suler J. (2004) The online disinhibition effect. CyberPsychology & Behavior. Vol. 7. No. 3: 321–326.
  50. Turner R., Killian L. (1987) Collective Behavior (3rd ed.) NJ: Prentice-Hall.
  51. Turner R. (1964) Collective behaviour. In R. E.L. Faris (ed.) Handbook of Modern Sociology Chicago: Rand McNally, 382–425.
  52. Weiss H. (2013) The SIR model and the foundations of public health. Materials matematics: 1–17.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».