Peculiarities of the ROS-2024 Family and Students Research Project
- Authors: Shirokalova G.S.1, Mansurov V.A.2
-
Affiliations:
- Nizhny Novgorod State Agrotechnological University
- Institute of Sociology of the Federal Research Sociological Centre of the Russian Academy of Sciences
- Issue: No 10 (2024)
- Pages: 164-167
- Section: ACADEMIC EVENTS
- URL: https://journal-vniispk.ru/0132-1625/article/view/272496
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524100151
- ID: 272496
Full Text
Full Text
Стремительные трансформации института семьи в XX–XIX вв. проявились в кризисных явлениях с позиций традиционной морали: межпоколенное отчуждение, снижение рождаемости, регистрируемой брачности, высокий уровень разводимости, рост числа сожительств и внебрачной рождаемости. В западных странах законодательно закреплены трансгендерные семьи с детьми, браки с неодушевленными предметами и животными. Поправки в Российскую Конституцию 2020 г., ориентирующие на традиционные ценности, были восприняты обществом неоднозначно. Все эти факты создают проблемное поле «ситуации риска» для страны в целом, изучение которого стало основной причиной выбора темы инициативного исследования Российским обществом социологов (РОС-2024) «Семья в современной России: взгляд студенчества», которое учло наличие «проблемных точек» в семейных отношениях, выявленных в проекте РОС-20221. Это совпало с объявлением президентом России В. В. Путиным 2024 года – Годом семьи. Работа началась в ноябре 2023 г., а весной 2024 г. итоговый вариант анкеты был предложен студентам российских и зарубежных вузов.
Комплексное социологическое исследование включает несколько компонентов, различающихся целями, объектом и предметом исследования. По своему замыслу и дизайну оно обеспечивает возможность сопоставления результатов, получаемых в ежегодных исследованиях РОС, формирующих обширную базу эмпирических данных, отражающих, как правило, развитие тех или иных процессов в современной России. В данном случае – это изучение межпоколенных отношений исследования РОС-2022 «Культурное наследие и связь поколений», расширяя его тематику в соответствии с выявленными точками риска и учетом результатов, полученных социологами семьи. Это дает основания дать несколько советов тем, кто будет использовать его эмпирический материал в научной работе.
Благодаря авторским формулировкам многих вопросов и вариантов ответов, в основу которых были положены результаты качественных исследований студенческой аудитории, участники проекта имеют возможность получить уникальную количественную информацию о мировоззренческих характеристиках молодежи и структуре семейных отношений.
Основной целью исследования РОС-2024 стало: 1) отношения студенческой молодежи России к семье а) как социальному институту и б) как малой группе, связанной межличностным общением; 2) межпоколенных связей, трансформирующихся в современных условиях.
При разработке методики и инструментария исследования в качестве основных ставились задачи: выявить ценность семьи для современной молодежи; определить формы горизонтальных родственных связей внутри семьи; сконструировать иерархию семейных ценностей студенческой молодежи; оценить «плотность» межпоколенных связей внутри большой семьи; выяснить отношение современной студенческой молодежи к родительству; выявить значимость межнациональной и религиозной принадлежности для современной студенческой молодежи при создании семьи; выяснить представление молодежи об идеале семейных межпоколенных отношений и их реальном состоянии; оценить готовность студенческой молодежи к созданию собственной семьи; охарактеризовать эффективность государственных программ по сохранению традиционной семьи и решению демографических проблем.
В процессе работы подтвердились основные гипотезы исследования: несмотря на деформацию поведенческих норм в сфере семьи и брака среди молодежи, представлений о содержании семейных ролей, большинство студентов предпочли бы создать семью на основе традиционных ценностей, но на практике выбирает те формы семейно-брачных отношений, которые в большей мере отвечают сложившимся условиям. Наличие общих трендов в практиках семейных отношений не отменяют значимость таких факторов, как этничность, конфессиональная принадлежность, пол, возраст, место жительства, профессиональный выбор.
По традициям РОС, в проекте были сохранены основные методологические основания и методические приемы проведения всероссийских социологических исследований.
Объект исследования – студенческая молодежь России, получающая высшее и среднее профессиональное образование. РОС осознает трудности проведения исследования в других странах в современных условиях, но, желая поддержать научные связи, приглашает социологов участвовать в своих проектах. В 2024 г. особо благодарим коллег из Кыргызстана.
Исследования РОС – инициативные, поэтому каждый вуз самостоятельно принимает решение об участии в проекте и организации поля, исходя из своих возможностей. Поскольку ссылка на анкету размещается на сайте РОС, любой студент может принять в нем участие. Благодаря этому анкеты заполнило 11629 чел. из 243 вузов и 22 учреждений СПО из 91 города России и ближнего зарубежья. Особенности метода «снежного кома» требуют «ремонта» общего массива данных, что начинается уже на этапе сбора информации.
Количественная методология: онлайн-опрос с использованием Яндекс-форм дополняется фокус-групповыми дискуссиями и интервью на этапе разработки инструментария. Характеристика выборки представлена на рис.
Рис. Основные сегменты опрошенных
Примечание. Обработка эмпирических данных выполнена к. социол. н. Д.В. Шкуриным
Структура и количество опрошенных позволяют получить данные о разных группах российского и зарубежного студенчества. Результаты размещены в открытом доступе на сайте РОС.
У практики доступа всех желающих к результатам исследований есть свои плюсы и минусы: их включение в научный и публицистический оборот популяризирует РОС как информационный ресурс, а представительность может вызвать желание использовать весь массив для аналитической работы, но таит и угрозы неадекватной трактовки данных, о которых мы хотим предупредить будущих пользователей базы, опираясь на анализ и опыт предыдущих исследований РОС студенческой аудитории.
- Среди российских студентов в выборке 67,7% – девушки, что указывает на смещение по гендерному признаку. По данным статистического сборника «Женщины и мужчины России. 2022» (Росстат, 2021) из выпускников разных уровней образования, студентки составляли среди получивших профессии квалифицированных рабочих и служащих – 28,3%, специалистов среднего звена – 51,9%, бакалавров, специалистов, магистрантов – 55,9%, аспирантов – 46,6%, ординаторов – 68,4, ассистентов стажеров – 56,62. При явной тенденции к увеличению доли женщин с высшим образованием в населении России в целом – 56,4%3, разница составляет более 10%. И хотя многочисленные исследования свидетельствуют о тренде к «стиранию» гендерных различий по многим параметрам, мы советуем анализировать результаты по гендерным группам4.
- Распределение студентов, граждан РФ, высших учебных заведений по федеральным округам существенно отличается количеством студентов, что соответствует в определенной мере численности населения. Например, в ЦФО учится 33% всех студентов страны, а в ДВФО – 4%. В выборке РОС студенты ЦФО составляют почти половину – 48,98%, ДФО – 6,97%. Смещение выборки в пользу столицы увеличивает долю студентов с «либеральными взглядами». Напомним давно зафиксированный социологами факт: Москва на 10 лет опережает процессы, происходящие в стране. По этой причине для получения более репрезентативных выводов нужен анализ данных по федеральным округам5.
- Структура народного хозяйства формирует заказ на специалистов. В СФО 33,6% изучают инженерные специальности, а в СКФО самый большой процент будущих специалистов в сфере здравоохранения – 23,3%6. При значительном совпадении мировоззренческих установок молодежи, есть отличия в ряде параметров у студентов «технарей», «гуманитариев», военных, что позволяет сделать вывод «о реальных особенностях национально-культурной самоидентификации студентов различных профилей обучения в сложившихся социально-экономических условиях и требует дальнейшего исследования с учетом выявленных проблем»7. По этой причине также более адекватны результаты по федеральным округам.
- Возраст – показатель социальной зрелости, которая отлична у студентов СПО и вузов. Поэтому объединение этих социальных групп возможно только в том случае, если нужно охарактеризовать образовательный комплекс отдельного учебного заведения, включающего в себя оба вида подготовки, как, например, в Ставропольском государственном педагогическом университете, где опрошено 556 студентов, из них практически половина учится в колледже при вузе.
Несомненно, что дальнейшая работа выявит новые взаимосвязи и взаимозависимости характеристик молодежи и рабочая группа РОС-2024 обещает учесть их в 2025 г. – пятом этапе изучения исторической памяти студенчества о Великой Отечественной войне.
Помимо авторов организаторы проекта: Н.В. Дулина (центр «Аналитик», Волгоград), Е.И. Пронина (ИС ФНИСЦ РАН), Д.В. Шкурин (УрФУ).
1 Дулина Н. В., Мансуров В. А. и др. Народная культура в оценках российской студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 61–78. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-5.
2 Wom-Man 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Wom-Man%202022.pdf (c. 63).
3 Там же. С. 57.
4 Широкалова Г. С., Куконков П. И. Культурное наследие народов России как фактор устойчивого развития // Современные парадигмы устойчивого развития региональных социально-экономических систем в условиях роста неопределенности внешней среды: сб. науч. тр. Гатчина: ГИЭФПТ, 2023. С. 821.
5 Образование в России – 2023. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА, 2023. С. 260–263.
6 Цифры: кого больше среди студентов – гуманитариев или технарей? // SkillboxMedia. URL: https://skillbox.ru/media/education/tsifry-kogo-bolshe-sredi-studentov-gumanitariev-ili-tekhnarey/
7 Мансуров В. А., Иванова Е. Ю. Общее и особенное в национально-культурной идентификации современной молодежи на примере студентов различных профилей обучения // Связь поколений как культурное наследие народов союза независимых государств / Под общ. ред. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2023. С. 27.
About the authors
Galina S. Shirokalova
Nizhny Novgorod State Agrotechnological University
Author for correspondence.
Email: shirokalova@list.ru
Dr. Sci. (Sociol.), Prof.
Russian Federation, Nizhny NovgorodValery A. Mansurov
Institute of Sociology of the Federal Research Sociological Centre of the Russian Academy of Sciences
Email: mansurov@isras.ru
Dr. Sci. (Philos.). Prof., Chief Researcher
Russian Federation, MoscowReferences



