ЦИФРОВОЙ ОФИС ИЛИ МАРКЕТПЛЕЙС? КАК ЖИТЕЛИ РЕГИОНОВ РОССИИ ИСПОЛЬЗУЮТ ИНТЕРНЕТ

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья написана на данных опроса, проведенного в семи регионах России, и обращается к существенным различиям в интернет-активности жителей. Результаты показывают, что, несмотря на широкую доступность цифровых технологий, сохраняется культурно обусловленное цифровое неравенство, которое воспроизводится через различия в мотивации и целях использования Интернета. Авторы обсуждают социокультурные факторы, уделяя внимание роли образования, цифровых компетенций и ценностных ориентаций в формировании действий пользователей. Выявлено, что потребительская активность в цифровой среде преобладает над производительной, и именно включенность в потребление является источником рисков. На основе кластерного анализа обоснованы шесть типов интернет-активности, характеризующих такие группы, как: «невовлеченные», «пассивные традиционалисты», «вовлеченные в потребление», «вовлеченные в общение», «активные пользователи», «активные работники». Статья вносит вклад в дискуссию о современном цифровом неравенстве и предлагает рекомендации для снижения его негативных последствий.

Об авторах

Е. В Андрианова

Тюменский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.v.andrianova@utmn.ru
Тюмень, Россия

Г. Ф Ромашкина

Тюменский государственный университет

Email: g.f.romashkina@utmn.ru
Тюмень, Россия

М. В Худякова

Тюменский государственный университет

Email: m.v.khudyakova@utmn.ru
Тюмень, Россия

Список литературы

  1. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / Сост. и отв. ред. Н.И. Лапин. М.: Весь Мир, 2016.
  2. Беляева Л.А., Шабунова А.А., Когай Е.А. Социокультурная эволюция постсоветской России: результаты исследовательской программы // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 135–141. doi: 10.31857/S013216250016860-9.
  3. Валиахметов Р.М., Туркаев М.С. Социальное благополучие жителей регионов России как фактор миграционного потенциала местного населения // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Т. 20. № 4. С. 629–644. doi: 10.52180/1999-9836_2024_20_4_11_629_644.
  4. Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Вестник Московского ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 1. С. 3–29. doi: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.329.
  5. Василькова В.В., Легостаева Н.И. Социальные боты в компьютерной пропаганде: серифик на информационной волне коронавируса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6(160). С. 329–356. doi: 10.14515/monitoring.2020.6.1762.
  6. Гужавина Т.А. Новые цифровые практики как внешний эффект социального капитала // Society and Security Insights. 2021. Т. 4. № 4. С. 95–109. doi: 10.14258/ssi(2021)4-06.
  7. Епихина Ю.Б. Городские различия в использовании технологий и онлайн-практиках // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 22 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: ФНИСЦ РАН. 2024. С. 281–306. doi: 10.19181/ezheg.2024.11.
  8. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  9. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 28–36.
  10. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация 2010). М.: ИФ РАН, 2010.
  11. Латов Ю.В., Тихонова Н.Е. Новое общество – новый ресурс – новый класс? (К 60-летию теории человеческого капитала) // Terra Economics. 2021. № 19(2). С. 6–27. doi: 10.18522/2073-6606-2021-19-2-6-27.
  12. Перминова Ю.В. Теория культурного капитала // Человек. Культура. Образование. 2023. № 4. С. 26–40. doi: 10.34130/2233-1277-2023-4-26.
  13. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. М.: Акрополь. 2022.
  14. Ромашкина Г.Ф., Худякова М.В. Социологический анализ факторов и ресурсов человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 6. С. 232–251. doi: 10.15838/esc.2020.6.72.14.
  15. Ромашкина Г.Ф., Хузяхметов Р.Р. Риски интернет-зависимости: структура и особенности восприятия // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 8. С. 108–134. doi: 10.17853/1994-5639-2020-8-108-134.
  16. Социокультурная эволюция России: 30 лет исследований / Под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой, А.А. Шабуновой. М.: Весь Мир. 2022.
  17. Титор С.Е. Роль сети «Интернет» в современной жизни детей и подростков: анализ социологического опроса // Вестник университета. 2023. № 1. С. 213–221. doi: 10.26425/1816-4277-2023-1-213-221.
  18. Фазульянова С.Н., Логинова И.А., Яковлев А.В. Коннетентность жителей Самарской области в вопросах кибербезопасности: опыт социологического измерения // Социология. 2023. № 2. С. 40–48.
  19. Bourdieu P. Ökonomiches Kapital, kulturelles Kapital, soziales Kapital // Soziale Ungleichheiten: Sonderband 2 der «Sozialen Welt» / Kreckel R. (Hrsg.). Göttingen, 1983. S. 183–196.
  20. Collins R. On the microfoundations of macrosociology // American Journal of Sociology. 1981. Vol. 86. No. 5. P. 984–1014.
  21. van Deursen A.J.A.M., Helsper E.J. The Third-Level Digital Divide: Who Benefits Most from Being Online? // Communication and Information Technologies Annual. Vol. 10. Leeds: Emerald Group Publishing Limited, 2015. P. 29–52.
  22. van Dijk J. The Deepening Divide: Inequality in the Information Society. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2005.
  23. Drabowicz T. Social theory of internet use: Corroboration or rejection among the digital natives? Correspondence analysis of adolescents in two societies // Computers & Education. 2017. Vol. 105(1). P. 57–67.
  24. Ignatow G., Robinson L. Pierre Bourdieu: theorizing the digital // Information, Communication & Society. 2017. Vol. 20. No. 7. P. 950–966. doi: 10.1080/1369118X.2017.1301519.
  25. Norris P. Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
  26. Ragnedda M., Ruiu M.L., Addeo F. Measuring digital capital: An empirical investigation // New Media & Society. 2020. Vol. 22(5). P. 793–816.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».