Факторы вовлеченности студентов в деструктивные практики в реальном и цифровом пространстве
- Авторы: Шумкова Н.В.1, Дадаева Т.М.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
- Выпуск: № 2 (2023)
- Страницы: 137-142
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/0132-1625/article/view/126566
- DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250023446-3
- ID: 126566
Полный текст
Аннотация
На основе данных социологического опроса студентов Национального исследовательского мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва (N = 1123) анализируется влияние на их включенность в деструктивные практики таких факторов социализации как семья, группы сверстников и социальные сети. Выявлено, что респонденты из «группы риска», которые чаще отмечают вовлеченность близких друзей в деструктивные практики, также чаще демонстрируют низкий уровень коммуникации и контроля в семье, слабую интегрированность и коммуникацию в студенческой группе, но при этом чаще проводят время в электронных социальных сетях и, как следствие чаще сталкиваются там с деструктивным контентом.
Ключевые слова
Полный текст
Активно развивающиеся в последние годы социологические исследования девиаций в молодежной среде проводятся преимущественно в рамках качественной парадигмы [Иванов 2020; Козлов, Мингалиев 2020], количественных же исследований значительно меньше [Карпова, др., 2020]. Между тем эмпирически-конкретное социологическое изучение вовлеченности студенческой молодежи в деструктивные практики сегодня является крайне актуальным из-за общего роста социальной напряженности в стране.
Основываясь на данных опроса студентов одного из крупных региональных вузов, мы представим некоторые важные характеристики вовлеченности студенческой молодежи в деструктивные практики и попытаемся выявить влияющие на нее факторы. Под деструктивными практиками при этом мы понимаем разрушительные действия, обусловленные следованием определенной системе ценностей (идеологии), мотивации, приносящие вред здоровью, жизни и/или имуществу как отдельных людей, так и обществу в целом. Подобные практики могут совершаться по отношению к себе (своему телу, здоровью, жизни), единолично (в случае суицидальных практик, самоповреждения и т.д.) либо в сообществе других и/или по отношению к другим (экстремистские и террористические организации).
В качестве метода исследования выбран структурированный прямой онлайн-опрос с использованием формализованной анкеты1. Полевой этап исследования проводился в мае–июне 2022 г. среди студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры очной формы обучения всех факультетов Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. Объем выборки составил 1123 студента – более 10% всех студентов данного вуза (11 тыс. человек). Доля опрошенных на каждом факультете составила не менее 10% от общего количества студентов очной формы обучения. Распределение респондентов по основным социально-демографическим параметрам (пол, возраст) соответствует имеющимся статистическим данным по МГУ им. Н.П. Огарева, что позволяет считать полученные результаты репрезентативными для данного вуза.
В исследовании проверялась гипотеза, что включенность молодежи в деструктивные практики определяется уровнем взаимодействия и контроля в семье, коммуникации и интеграции со сверстниками, а также коммуникации в социальных сетях (в сети Интернет).
«Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты». Один из вопросов анкеты касался близких друзей и знакомых респондентов, вовлеченных в деструктивные практики. Полученные данные характеризуют близкий круг респондентов и позволяют косвенно определить уровень возможной вовлеченности самих опрошенных в такие практики. Почти 2/3 студентов ответили, что среди их друзей и знакомых есть те, которые «собирались компанией и пили алкогольные напитки на “вписке”»2 (21%), «подвергались травле, издевательствам со стороны одноклассников, одногруппников» (14%)3, «собирались во дворе/парке и слушали громкую музыку поздно вечером/ночью» (13%), «являются активными футбольными фанатами, офниками4» (11%), «занимались самоповреждением (наносили себе раны и т.д.)» (11%). Только 46% ответили, что «не имеют таких друзей и знакомых», еще 13% были «не готовы отвечать на данный вопрос».
На основе переменных, описывающих виды деструктивных практик, в которые возможно включен респондент, авторы провели кластерный анализ5, в результате чего было получено три кластера (табл. 1) – группы респондентов с предполагаемо высоким уровнем включенности в деструктивные практики («группа риска», 7%), с низким уровнем включенности (59%) и средним уровнем (34%).
Таблица 1. Кластеризация студентов по уровню предполагаемой включенности в деструктивные практики, %
Виды деструктивных практик | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий Уровень |
Собирались компанией и пили алкогольные напитки на «вписке» | 92 | 43 | – |
Подвергались травле, издевательствам со стороны одноклассников | 73 | 24 | – |
Лазили по старым бомбоубежищам, складам и прочим «заброшкам» | 70 | 18 | – |
Пробовали курить «травку» | 70 | 5 | – |
Занимались самоповреждением (наносили себе раны и т. п.) | 66 | 19 | – |
Воровали в магазинах продукты, вещи и т. п. | 59 | 16 | – |
Собирались во дворе и слушали громкую музыку поздно вечером | 57 | 26 | – |
Попадали в полицию из-за того, что пили алкоголь на улице / парке | 49 | 10 | – |
Осуществляли травлю, издевались над одноклассником | 45 | 9 | – |
Пытались покончить с собой | 43 | 7 | – |
Участвовали в политических акциях протеста | 38 | 3 | – |
Являются футбольными фанатами (футбольными хулиганами) | 35 | 24 | – |
Отправляли угрожающие или оскорбительные смс, письма, сообщения | 34 | 8 | – |
Разрисовывали стены домов, лифтов, транспорта | 31 | 8 | – |
Продавали легкие наркотики | 24 | – | – |
Подверглись нападению, были избиты людьми другой национальности / вероисповедания | 21 | 6 | – |
Принадлежат к религиозным сообществам, сектам, культам6 | 21 | 2 | – |
Подписаны в социальных сетях на контент о маньяках, «колумбайнерах», массовых убийцах | 18 | 2 | – |
Принадлежат к праноедам, сыроедам, фрукторианцам | 15 | 2 | – |
Нападали, провоцировали драку с людьми другой национальности / вероисповедания | 15 | 1 | – |
Снимали травлю, издевательства над одноклассниками на видео | 11 | 3 | – |
Нет таких среди моих друзей и знакомых | – | – | 100 |
Кластеры не демонстрируют существенных различий по возрасту и полу входящих в них респондентов. В то же время установлено статистически значимое влияние на уровень включенности студентов в деструктивные практики трех факторов – семьи, группы сверстников и социальных сетей.
«Эффект родительского присутствия». Отсутствие родительского контроля (низкий уровень коммуникации в семье, проживание отдельно от родителей) и неблагоприятные семейные взаимоотношения – значимые факторы включения студентов в деструктивные практики.
Студенты из группы с высоким уровнем включения в деструктивные практики, в три раза чаще (15% против 5% в среднем по выборке) отмечают, что родители обычно не знают, где они находятся после занятий в вузе, и в два раза реже (13% против 30%) предпочитают проводить свой досуг с семьей. Напротив, в группе с низким уровнем включения в деструктивные практики большинство указали, что родители всегда знают, где они находятся (42% против 35% в среднем по выборке), а время с семьей предпочитают проводить 36% респондентов (табл. 2).
Таблица 2. Корреляция между образом жизни и предполагаемой вовлеченностью студентов в деструктивные практики, %
Варианты ответов | Высокий | Средний | Низкий | В среднем по выборке |
Анкетные вопрос ««Если ты не дома и не на занятиях, то знают ли обычно родители, где ты находишься? | ||||
Всегда знают | 12 | 27 | 42 | 35 |
В большинстве случаев знают | 43 | 38 | 37 | 38 |
Обычно не знают | 15 | 7 | 2 | 5 |
Я всегда дома (если не на занятиях) | 4 | 3 | 3 | 3 |
Не живу с родителями | 26 | 23 | 14 | 18 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 2 | 1 |
Анкетный вопрос «С кем ты предпочитаешь проводить свое свободное время?» | ||||
С семьей | 13 | 25 | 36 | 30 |
С компанией друзей | 32 | 32 | 30 | 31 |
С лучшим другом | 13 | 16 | 14 | 15 |
Один | 34 | 24 | 18 | 21 |
Со своим парнем / девушкой | 7 | 3 | 2 | 3 |
Как видим, для студентов из первого кластера типичными являются более низкий, чем в двух других кластерах, уровень коммуникации и контроля в семье. Возможно, это связано с отсутствием взаимопонимания с родителями или с неблагоприятной ситуацией в семье в целом.
Деструктивность и одиночество. В группе с высоким уровнем включенности в деструктивные практики наблюдается самый большой процент (10% против 3% в среднем по выборке) отметивших, что «практически нет друзей, чувствуют себя одинокими». Напротив, в кластере с самым низким уровнем вовлеченности в деструктивные практики чаще всего (46%) не испытывают сложности в общении с сокурсниками (табл. 3).
Таблица 3. Корреляция между отношениями со сверстниками и предполагаемой вовлеченностью студентов в деструктивные практики, %
Варианты ответа на вопрос «Какие у тебя отношения с однокурсниками?» | Высокий | Средний | Низкий | В среднем по выборке |
Со всеми дружеские, у меня много друзей | 17 | 42 | 46 | 43 |
Не со всеми близко дружу, но в целом ровные | 71 | 54 | 50 | 52 |
У меня практически нет друзей, чувствую себя в группе одиноким | 10 | 3 | 2 | 3 |
Трудно сказать | 2 | 2 | 3 | 2 |
При низком уровне коммуникации с однокурсниками референтной группой часто становятся различного рода молодежные объединения и сообщества. Так, в группе риска выше процент (24% против 16% в среднем по выборке) относящих себя к молодежным сообществам, но ниже доля не состоящих в них (27% против 50% по выборке в целом). В этой же группе 48 % (против 34 % в среднем по выборке, соответственно) отметили, что ни к какому конкретному молодежному объединению себя не относят, но идеи некоторых объединений поддерживают, что дает основание предполагать латентную вовлеченность студентов в молодежные субкультуры. Из 130 студентов, указавших свою принадлежность к какому-либо объединению или сообществу, более чем каждый третий (40 чел.) декларировал причастность к субкультуре аниме (любителей японской мультипликации).
Социальные сети – «способ избежать одиночества». В условиях цифровизации большинство социальных практик молодежь хотя бы частично реализует в социальных сетях. По данным опроса, 71% студентов используют социальные сети более 6 лет. Большинство студентов (87%) в социальных сетях общаются с друзьями и знакомыми из реальной жизни, 5% используют социальные сети для контактов с близкими родственниками, а предпочитают общаться с виртуальными друзьями, с которыми не знакомы в реальной жизни, только 5 % респондентов. При этом студенты из «группы риска» гораздо чаще (78%), чем в среднем по выборке (54%), проводят свободное время в социальных сетях.
Основными причинами популярности социальных сетей студенты считают возможность «всегда оставаться на связи и общаться» (86%), «быстро найти интересующую информацию» (55%), «оставаться в курсе событий в жизни друзей» (54%). Каждый третий респондент причиной популярности социальных сетей назвал возможности избежать одиночества (31%, причем эта причина чаще называлась в «группе риска», 43%), найти единомышленников (30%, в «группе риска» – 46%) или компании для осуществления какого-то проекта (30%, в «группе риска» – 46 %). Социальные сети считают местом, где можно высказывать свое мнение (17%, в группе риска – 31%) и проявить свою индивидуальность (16%, в группе риска – 27%). Причины популярности социальных сетей у студентов из разных кластеров значимо различаются. Если для студентов из третьего кластера социальная сеть носит скорее инструментальный характер, то студенты из «группы риска» чаще характеризуют их как возможности для самореализации и коммуникации.
Социальные сети сегодня – это не только возможности коммуникации и получение любой информации, но и всевозможные опасные и неприятные ситуации. В условиях цифровизации интернет в целом и социальные сети в частности нередко выступают площадками для создания деструктивных сообществ и их продвижения в молодежной среде. По данным отчета Роскомнадзора за 2021 г., наиболее частыми основаниями для блокировки сайтов или их отдельных страниц стали призывы к самоубийству (56%), детская порнография (18%) и незаконный оборот наркотиков (6%)7. В изучаемом вузе степень включенности в пространство виртуальных деструкций также чаще всего значимо отличается в зависимости от уровня общей вовлеченности студентов в деструктивные практики (табл. 4).
Таблица 4. Корреляция между частотой ситуаций, с которыми сталкивались студенты в социальных сетях, и их предполагаемой вовлеченностью в деструктивные практики, %
Виды деструктивных действий в сети Интернет | Высокий | Средний | Низкий | В среднем по выборке |
Обман, мошенничество | 75 | 79 | 77 | 78 |
Распространение вредоносных ссылок, содержащих вирус | 78 | 72 | 66 | 69 |
Оскорбления в твой адрес или в адрес знакомых | 73 | 51 | 38 | 46 |
Призывы к агрессии в отношении людей другой национальности | 64 | 37 | 30 | 36 |
Призывы к акциям политического протеста | 53 | 34 | 24 | 30 |
Размещение компромата (фото, видео) на друзей и знакомых | 49 | 30 | 20 | 26 |
Призывы к агрессии в отношении людей другой религии | 44 | 27 | 20 | 25 |
Пропаганда порнографии | 50 | 20 | 14 | 20 |
Пропаганда суицида | 31 | 14 | 9 | 13 |
Распространение идей нацизма (фашизма) | 33 | 13 | 8 | 12 |
Пропаганда наркотиков | 30 | 11 | 7 | 11 |
Распространение идей ваххабизма (исламизма) | 16 | 6 | 4 | 6 |
Призывы к скулшутингу (стрельбе в школе) | 15 | 5 | 4 | 5 |
Итак, исследование студентов крупного регионального вуза показало, что респонденты из «группы риска», имеющие больше близких знакомых с деструктивным поведением и потому, вероятнее всего, сами активнее включенные в деструктивные практики, чаще демонстрируют низкий уровень коммуникации в семье и в студенческой группе. Они чаще проводят время в социальных сетях, компенсируя этим высокий уровень своей социальной обособленности. Полученные данные подтверждают ранее высказанное мнение [Собкин, Федотова, 2019], что для определенных групп молодежи социальные медиа выступают самостоятельным агентом/институтом социализации, способным существенно влиять на формирование определенного типа личности.
1 Часть вопросов анкеты взята из инструментария, разработанного специалистами Лаборатории мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета.
2 На молодежном жаргоне это означает молодежные домашние вечеринки с ночевкой, на которые через социальные сети приглашаются малознакомые или совсем незнакомые люди.
3 Активное вовлечение в деструктивные практики как в роли агрессора, так и в роли жертвы ведет к попаданию в «группу риска» (например, из скулшутеров, практически все подвергались разным формам булинга).
4 Так называют околофутбольных фанатов, которые устраивают драки «толпа на толпу», чтобы решить, фанаты какого футбольного клуба сильнее.
5 Сначала проводился двухэтапный кластерный анализ, затем выбранное решение проверялось методом k-средних, достижение 2/3 совпадений состава кластеров говорит об устойчивости полученной модели (в анализ были включены практики, набравшие более 1 % респондентов).
6 Речь идет, по контексту анкеты, о неоязычниках, сатанистах и т.д.
7 Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: https://rkn.gov.ru/plan-and-reports/reports/p449/ (дата обращения 18.10.2022).
Об авторах
Наталья Викторовна Шумкова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Email: socis@isras.ru
Россия, Саранск
Татьяна Михайловна Дадаева
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: socis@isras.ru
Россия
Список литературы
- Иванов А.В. Виртуальная деструктивность и социальное пространство: к постановке проблемы (по материалам полевых исследований идеологии «колумбайн») // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 274–279. doi: 10.34772/KPJ.2020.141.4.039.
- Карпова А.Ю., Савельев А.О., Вильнин А.Д., Чайковский Д.В. Изучение процесса онлайн-радикализации молодежи в социальных медиа (междисциплинарный подход) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 159–181. doi: 10.14515/monitoring.2020.3.1585.
- Козлов В.Е., Мингалиев А.Х. Проблема научной репрезентации современных молодежных субкультур: от методологии к нарративу // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 255–263. doi: 10.34772/KPJ.2020.138.1.038.
- Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 119–137. doi: 10.17759/cpp.2019270308.
