БРИТАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассмотрены современные тенденции в сфере международного образования и вызовы, с которыми сталкивается Соединенное Королевство при реализации стратегий, направленных на привлечение студентов изза рубежа. Обобщены британские подходы к интернационализации высшего образования и декларируемые правительствами цели подобной деятельности, оценены последствия социально-экономических и политических трансформаций на развитие образования для иностранных студентов, выявлены ключевые противоречия в этой сфере. С конца 1990-х гг. британские правительства считают экспорт образования значимым для национальной экономики и увеличения глобального влияния. Несмотря на ограничительные меры в связи с пандемией COVID-19, последствия выхода Соединенного Королевства из ЕС и социально-экономические трудности, страна остается одним из лидеров на глобальном рынке международного высшего образования. Тем не менее новые вызовы и накопившиеся дисбалансы оказали значительное влияние на рассматриваемую сферу. Курс на увеличение мест для приема студентов противоречит запросу на ограничение иммиграции со стороны части британского общества. Ужесточение визовой политики правительством Р. Сунака создает риски для сектора. Кризисные явления, затрагивающие экспорт образования, отражают более масштабные вызовы, которые сегодня стоят перед Соединенным Королевством: новые демографические тренды, снижение экономического и поли тического влияния западных стран. Предложены выводы о вероятных сценариях дальнейшего развития экспорта образования.

Об авторах

Е. М ХАРИТОНОВА

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН

Email: ekharit@imemo.ru
Кандидат политических наук, Старший научный сотрудник Центра европейских исследований Россия, Москва

Список литературы

  1. Годованюк К.А. (2023) «Миграционный кризис» в Британии сквозь призму национальной и международной повесток. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 6. С. 29‒41. doi: 10.15211/vestnikieran620232941.
  2. Дынкин А.А. (2024) Трансформация мирового порядка: экономика, идеология, технологии. Полис. Политические исследования. № 5. С. 8‒23. doi: 10.17976/jpps/2024.05.02.
  3. Сутырин В.В. (2024) Политика Британии в сфере гуманитарного влияния: современное состояние и тенденции развития. Современная Европа. № 3. С. 29‒43. doi: 10.31857/S0201708324030033.
  4. Харитонова Е.М. (2018) «Мягкая сила» Великобритании. ИМЭМО РАН, Москва. 139 с.
  5. Bolton P., Lewis J., Gower M. (2024) International students in UK higher education. House of Commons Library Research Briefing. 20.09. 47 p. URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-7976/CBP-7976.pdf. (дата обращения: 17.07.2024).
  6. Cannings J., Halterbeck M., Conlon G. (2023) The benefits and costs of international higher education students to the UK economy. London Economics, London, UK. 89 p. URL: https://londoneconomics.co.uk/wp-content/uploads/2023/05/LE-Benefits-and-costs-ofinternational-HE-students-Full-Report-2.pdf. (дата обращения: 17.07.2024).
  7. Conlon G., Litchfield A., Sadlier G. (2011) Estimating the Value to the UK of Education Exports. BIS Research Paper Number 46. London Economics, London, UK. 115 p. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5a75663040f0b6397f35e1ff/11-980-estimatingvalue-of-education-exports.pdf (дата обращения: 17.07.2024).
  8. Highman L., Marginson S., Papatsiba V. (2023) Higher Education and Research: Multiple Negative Effects and no New Opportunities after Brexit. Contemporary Social Science. No. 18(2). P. 216–234. doi: 10.1080/21582041.2023.2192044
  9. Humfrey C. (2011) The Long and Winding Road: a Review of the Policy, Practice and Development of the Internationalisation of Higher Education in the UK. Teachers and Teaching. No. 17(6). P. 649–661.
  10. Lomer S. (2016) Soft Power as a Policy Rationale for International Education in the UK: a Critical Analysis. Higher Education. No. 74(4). P. 581–598. doi: 10.1007/s10734-016-0060-6
  11. Walker P. (2013) International Student Policies in UK Higher Education from Colonialism to the Coalition. Journal of Studies in International Education. No. 18(4). P. 325–344. doi: 10.1177/1028315312467355
  12. Williams P. (1984) Britain’s Full-Cost Policy for Overseas Students. Comparative Education Review. No. 28(2). P. 258–278. doi: 10.1086/446434

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».